Урок-игра в 5-м классе «Великолепная семёрка»
по теме «Устное народное творчество»
«Слово народное – мудрость народная».
Цель: закрепить усвоение материала, развивать умение выступать перед публикой, чувство командного духа, воспитывать уважение к соперникам.
Межпредметные связи: музыка, театральное и изобразительное искусство.
Оборудование и материалы: музыкальное сопровождение, рисунки детей на сказочные темы, костюмы для инсценировок.
ХОД УРОКА
I ОРГАНИЗАЦИЯ. Игра организована на основе правил тлевизионной игры «Великолепная семёрка», популярной среди тинейджеров в 90-х годах. В первом варианте игры соревнование велось между командами, каждая из которых состояла из семи игроков.
В начале игры ведущий (учитель-предметник) объявляет название игры, её тему. Игра может проводиться как в одном классе, так и между классами одной параллели. Представляет жюри (заранее избирается из числи учителей или учеников старших классов). Объявляет о начале первого конкурса. Правила каждого конкурса объявляются перед его проведением. По итогам конкурса жюри объявляет оценки и общий балл.
II Проведение игры.
1. Приветствие «Сперва аз да буки, а потом и науки».
Команды объявляют своё название, девиз, приветствуют команды-соперницы, болельщиков, жюри. Оценивается содержательная часть, артистизм и внешний вид участников.
Пример для приветствия команды:
1.1 Название: Премудрые
1.2 Девиз. «Быль не сказки – из неё слова не выбросишь»
1.3 Приветствие командам.
Желаем вам место занять призовое,
Но не первое, а второе!
Болельщикам
Вы, болельщики, болейте,
Но таблетки вы не пейте.
Вы в ладоши хлопайте
И ногами топайте!
Ответ болельщиков:
Любим мы конечно всех,
Но премудрых больше всех!
Жюри
Ой, жюри, жюри, жюри
Ты не очень нас жури.
Окажи внимание – оцени старания!
2. Разминка. «Красна птица перьем, а человек ученьем».
Два конкурса на выбор: «Цветик –семицветик» и «Кроссворд». В «Разминке» проверяется знание детьми теоретического материала по теме «Фольклор». Задание может быть как устным – на семи цветных лепестках изготовленного заранее цветика-семицветика написаны вопросы. Команды поочерёдно отрывают лепестки и отвечают.
Письменный вариант – кроссворд. Заготавливается также заранее. Команды совещаются, отвечают, через определённое время (не более 5 минут) сдают выполненное задание.
Примеры заданий:
2.1 Цветик-семицветик – на разноцветных лепестках записаны литературные термины, учащие должны дать им определения.
Художественная литература (искусство слова)
Фольклор (устное народное творчество)
Пословица (краткое меткое народное выражение с поучительным смыслом)
Поговорка (то же, но без поучений)
Загадка (малый жанр фольклора – краткое описание неназванного предмета, на основе которого его нужно угадать)
Сказка (крупный жанр фольклора – повествовательное произведение с вымышленными, порой фантастическими событиями).
Части сказки: присказка (короткая, вводная сказочка), зачин (краткое вступление), основная часть, концовка.
Сравнение – один предмет сравнивается с другим при помощи слов как, будто, словно...
Метафора – скрытое сравнение
Гипербола – образное выражение, содержащее преувеличение размеров, силы и проч.
Эпитет – образное определение
Тема – круг событий, явлений, предметов действительности, которые легли в основу авторского повествования.
Сюжет – совокупность и последовательность событий в художественном произведении.
Скороговорка – короткая правильная фраза с искусственно усложнённым произношением.
2.2 Кроссворд. Учащиеся должны заполнить все линии по горизонтали и прочитать слово, которое образовалось в вертикальном столбике. .
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
4
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||
6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||
7
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||
1. Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.
2. Завершение, окончание сказки.
3. Краткое, меткое народное выражение с поучительным смыслом.
4. Крупный жанр фольклора – повествовательное произведение с вымышленными, порой фантастическими событиями.
5. Образное выражение, содержащее преувеличение размеров, силы и проч.
6. Короткая правильная фраза с искусственно усложнённым произношением.
7. Один предмет сравнивается с другим при помощи слов как, будто, словно и др.
В заполненном виде кроссворд должен выглядеть следующим образом:
1 М |
Е |
Т |
А |
Ф |
О |
Р |
А |
|||||||||||||||||||||||||
2 К |
О |
Н |
Ц |
О |
В |
К |
А |
|||||||||||||||||||||||||
3 П |
О |
С |
Л |
О |
В |
И |
Ц |
А |
||||||||||||||||||||||||
|
Ь |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
4 С |
К |
А |
З |
К |
А |
|||||||||||||||||||||||||||
5 Г |
И |
П |
Е |
Р |
Б |
О |
Л |
А |
||||||||||||||||||||||||
6 С |
К |
О |
Р |
О |
Г |
О |
В |
О |
Р |
К |
А |
|||||||||||||||||||||
7 С |
Р |
А |
В |
Н |
Е |
Н |
И |
Е |
||||||||||||||||||||||||
3. Музыкальный конкурс.
Оценивается выбор композиции, постановка, артистизм участников, из музыкальные и вокальные способности. Рекомендуется начать с колыбельной – спокойного, лирического жанра, а закочить частушками – жанром более весёлым и озорным.
Пример авторской колыбельной (поётся на мотив «Баю-баюшик-баю»)
3.1 Колыбельная.
Люли-люлишки-люли
Месяц ходит вдоль земли.
Словно лодочка плывет.
Глянь – и звездочку собьет.
В земю звездочка упала,
Сон-травою прорастала.
В месте, где взойдет она
Слышится дыханье сна.
Аа-аа-аа-а
Прорастает сон-трава.
И людей со всех сторон
Окружает сладкий сон.
Принесем из царства сна
Мы травы той семена,
И посадим не на грядке –
У Егоркиной кроватки.
Чтоб наш мальчик крепко спал,
Темной ночью отдыхал.
Чтоб во сне сынок наш рос
И летал до самых звезд.
Аа-аа-а аа-аа-а…
Пример частушек (традиционный частушечный мотив)
3.2 Частушка.
Начался учебный год,
Часики затикали,
А меня вопрос гнетет:
Скоро ли каникулы
Вова в школу опозданья
Объясняет просто:
- А учиться, Мариванна,
Никогда не поздно!
В нашем классе все ребята
Любят отличиться.
Кто рисует, кто поет,
Лишь бы не учиться.
Если ты - моя подруга,
Из несчастья вызволи.
Подними скорее руку,
Чтоб меня не вызвали!
Лиза здорово чихнула —
Простыню с веревки сдуло,
Облетел в полях горох,
А глухарь и впрямь оглох!
Маша спрятала в кладовку
От родителей тетрадь.
Дружно мыши возмутились:
- Снова двойки нам жевать!
Если, Петя, ты потом
Будешь депутатом,
То дневник твой может стать
Жутким компроматом!
Мы частушки вам пропели
Складные да мудрые
Ведь недаром, в самом деле
Нас зовут премудрые!
4. Малые жанры «Мал золотник да дорог»
Конкурс может проводиться как в одной, так и в нескольких номинациях (ориентироваться по времени и подготовке учеников)
Задания на выбор:
4.1 Пословицы – продолжить (или составить из обрывков).
1. Без труда…
Делу время…
Кончил дело…
2. Ученый водит –
Ученье свет –
Век живи –
3. Повторение –
Без наук –
Грамоте учиться –
4. Старый друг –
Не имей сто рублей –
Волк коню –
5. Тише едешь –
Шила в мешке
Слово не воробей
4.2 Пословицы и поговорки – за время подобрать максимум по теме (ключевому слову).
Примеры ключевых слов: дружба, труд, язык, учение, богатство, книгу, руки, ноги, нос, родину, природу, семью, смелость, хлеб, честность, любовь…
Примеры пословиц про учение:
Примеры поговорок про ноги:
4.3 Загадки.
Проводится самими участниками. Они загадывают загадки соперникам и, в свою очередь, отгадывают сами.
Примеры загадок:
Два раза родился, ни разу не крестился
(Цыплёнок)
Сижу верхом, е ведаю на ком
(Шапка)
Я легкий как перышко, но долго меня не удержишь.
(Вдох)
Сидит Пахом
На коне верхом,
Сам неграмотный,
А читать помогает.
(Очки)
На чужой спине едет, а на своей груз везет.
(Седло)
Если б не было его, не сказал бы ничего.
(Язык)
Морщинистый Тит всю деревню веселит.
(Гармонь)
Я — услужливый пузан.
Всех охотно угощаю.
То молчу, как истукан.
А то песни распеваю.
(Самовар)
Маленький Иван – костяной кафтан
(Орех)
Стоит Егорка, красная головка,
Кто не идёт, всяк поклон отдаёт.
(Ягода)
Еду по грядам, беру без счёту, а всё цело.
(Чтение)
4.4 Загадки 2 – участники придумывают загадку самостоятельно по заданному слову (понятию). Можно приготовить предметы (ложка, ручка, чашка, плоскогубцы, книга, ластик, шарик для пинг-понга…). Капитан не глядя вытаскивает предмет. Команда составляет загадку, жюри определяет лучшую.
5. Конкурс капитанов.
Конкурс больше КВНовский, не типичен для игры «Великолепная семёрка»), но может быть проведён, если позволяет время.
Задания на выбор:
5.1 «Крокодил» - капитан показывает пословицу без слов, при помощи лишь мимики и жестов. Команда должна отгадать пословицу.
Варианты пословиц:
СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ, ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ,
ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ ВОДА НЕ ТЕЧЁТ,
ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ НЕДАЛЕКО ПАДАЕТ,
ВОЛКОВ БОЯТЬСЯ – В ЛЕС НЕ ХОДИТЬ,
ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ ПОГОНИШЬСЯ – НИ ОДНОГО НЕ ПОЙМАЕШЬ.
5.2 «Сказочная дорожка» - на каждые шаг называют героев волшебных сказок, сказочные предметы, русские народные сказки, жанры фольклора… Кто пройдёт дальше.
6. Домашнее задание. «Мы из сказки»
Инсценировка сказки.
Конкурс творческий, в нём наиболее проявляется артистизм участников, их подготовка и коллективная работа.
Пример сценария по мотивам народной сказки:
СКАЗКА
Сосватанные дети
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Сказочник
Московский купец
Киевский купец
Жена московского купца
Полковник
Купеческий сын
Купеческая дочь
Присказка
Сказочник
Вот диво — так диво! На море, на океане, на острове Буяне стоит древо — золотые маковки. По этому древу ходит кот Баюн: вверх идет — песню заводит, вниз идет — сказки сказывает.
Это все присказка, а вот
сказка вслед за ней идёт
Далеко от нас было — не видать, а только лишь от стариков было слыхать.
Встретились как-то раз два купца: киевский да московский.
Купцы выходят с двух сторон.
Киевский купец
Бог мне радость дал – жена сына родила.
Московский купец
А у меня дочь родилась.
Киевский купец
Так давай по рукам ударим – у тебя дочь, у меня сын. Жених и невеста! Как вырастут, сосватаем их, породнимся!
Московский купец
Ладно, только это дело не просто так делается. Вдруг твой сын отступится – давай мне 20 тысяч залогу!
Киевский купец
А ежели не отступится?
Московский купец
Тогда и деньги назад!
Купцы ударяют по рука, киевский уходит, выходит жена московского.
Московский купец
Знаешь что, а я ведь нашу дочь просватал
Жена
Что ты! Али с ума сошел! Она ещё в люльке лежит!
Московский купец
Ну что ж что в люльке. Я всё-таки её просватал, вот – двадцать тысяч залогу взял!
Уходят. Выходит сказочник
Сказочник
Прошло осьмнадцать лет, московский купец видит, что от старого знакомого ни слуху ни духу, да и просватал дочь за полковника.
А в это время киевский купец призывает сына
Киевский купец
Поезжай в Москву, там осьмнадцать лет назад сосватал я тебе невесту. Глянется – бери, а ежели её и на свете нет – вези залог назад.
Сказочник
Подходит купеческий сын к Москве, на дороге мост, лишь до половины вымощен. А тут и полковник – не знает как перебраться.
Полковник
Ты куда путь держишь, добрый молодец?
Купеческий сын
В Москву.
Полковник
Зачем?
Купеческий сын
Да есть там озеро, где лет осьмнадцать назад поставил мой отец плёнку. Теперь послал меня с таким наказом: если попалась в эту плёнку утка – утку возьми, а если нет утки – плёнку назад.
Полковник
Как же нам через реку перебраться?
Купеческий сын
А задом наперёд!
Проходит и за собой переставляет доски наперёд (доски можно заменить кусками картона). Так же перебирается и полковник.
Полковник
Ты где остановишься?
Купеческий сын
А в том доме, где зима с весной на воротах!
Купеческий сын уходит.Полковник встречается с невестой.
Невеста
Расскажи суженый, кого на пути встречал, кого бог тебе послал?
Полковник
Повстречался я с купеческим сыном. Приехал, говорит в Москву, за плёнкой, что его отец восемнадцать лет назад поставил, либо за уточкой, что в эту плёнку попалась. Вот ведь загадка – плёнка, может, восемнадцать лет и простоит, да проживёт ли утка это время? А сам он не глуп – довелось нам переходить через мост, что наполовину замощен, так он догадался – задом наперёд перешёл и меня перевёл.
Невеста
Где же он на постой стал?
Полковник
В том доме, где зима с весной на воротах.
Уходит. Невеста зовёт матушку.
Невеста
Матушка, родненькая, возьми кринку молока, ковригу хлеба да лукошко яиц; из кринки отпей, ковригу почни, из лукошка яйцо скушай. Потом ступай в тот дом, где на воротах трава с сеном привязаны; разыщи там купеческого сына, отдай ему хлеб, молоко и яйца да спроси: в своих ли берегах море или упало? Полон ли месяц или в ущербе? Все ли звезды в небе или скатились?
Жена купеческая уходит и возвращается.
Жена купеческая
Отвечал он что море упало, месяц в ущербе, одна звезда с неба скатилась.
Невеста
Матушка, батюшка, ваш жених мне не годится, у меня есть давешний, с его отцом по рукам ударено, договором скреплено.
Сказочник
Вот и сказка вся, больше плесть нельзя.
Сказке конец, а мне берёзовый ларец.
В ларце плошки да ложки, губные гармошки:
петь-плясать да поживать, нашу сказочку похваливать.
7. Конкурсы для болельщиков
Конкурсы проводятся в паузах между игровыми конкурсами (например, когда жюри обсуждает оценки).
7.1 Конкурс рисунков. Рисунки подготовлены заранее и служат своеобразным оформлением класса (или актового зала). В конце игры судьи определяют лучшие иллюстрации, победители получают призы.
7.2 Конкурс чтецов (малые жанры). Зрители готовят чтение наизусть произведений устного народного творчества: потешек, пестушек, прибауток… Жюри определяют лучшего.
7.3 Скороговорки (до первого, кто произнесёт быстро и без ошибки). Заготовлены одна или несколько скороговорок. Из числа зрителей выбирается несколько участников, либо зрители по очереди пытаются быстро произнести скороговорку без запинки. Тот, кому это удастся, объявляется победителем.
7.4 Загадки (загадывает ведущий). Зрители отгадывают, отгадавшему приз.
7.5 ПЕРЕВЁРТЫШИ
Один из самых известных конкурсов телепрограммы 90-х. Берётся известное изречение и все слова в нём меняются на противоположные (если таковых нет, то на слова по ассоциации – близкие по смыслу).
Примеры перевёртышей (по народным пословицам):
С ленью да положишь птичку в небеса (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда).
Начал безделье – работай испуганно (кончил дело – гуляй смело).
Радость с засухой уменьшается (беда без дождя растёт).
С отцом луна да заморозит (без матери солнце не греет).
Грубое молчание спокойствию проигрывает (приветливое слово гнев побеждает).
Над скрипкой волка да упустишь (под барабан зайца не поймаешь).
Леса молчаньем да жнут (поля словами не засевают).
Побольше молчи – меньше скажешь (поменьше говори – больше услышишь).
Солома от осла да бежит (сено к лошади не ходит).
Не хочу – целое не могу (хочу – половина могу).
III ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Жюри в течении игры выставляет оценки. В финале объявляют победителей. Объявляется конец урока.