Урок "Хімічні властивості насичених вуглеводнів"

Про матеріал

Тип урока: урок формирования новых знаний и умений

Цель урока:

образовательная (учебная): способствовать формированию знаний о химических свойствах насыщенных углеводородов, умений составлять химические формулы органических соединений и уравнения химических реакций с их участием;

развивающая: развивать мыслительные, коммуникативные навыки, воспитывать коллективизм и самостоятельность в принятии решений, умение критически оценивать работу свою и одноклассников;

воспитательная: воспитывать научное мировоззрение на единство материального мира на примере генетической связи углеводородов и их производных, получаемых в процессе переработки.

Задания урока:

в учебном аспекте: формирование знаний, умений и навыков как компонентов учебной компетентности через ознакомление учащихся с особенностями свойств органических веществ для осуществления социально- значимой продуктивной деятельност;

в развивающем аспекте: развитие интеллектуальных (умение анализировать, сравнивать, делать выводы) и практических умений учащихся; развивать познавательный интерес учащихся с помощью учебного химического эксперимента;

в воспитательном аспекте: воспитывать способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение и как гражданина своей страны и как будущего специалиста.

Знания, умения, навыки, качества, компетентности, компетенции, которые актуализируют (приобретают) закрепляют и прочее ученики в ходе урока:

1. учебно - организационные умения: обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися.

На уроке – определение индивидуальных и коллективных учебных задач, оценивание своей учебной деятельности и учебной деятельности одноклассников;

2. учебно - интеллектуальные умения: обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач, способствуют формированию положительных качеств ума, таких как: глубина, гибкость, устойчивость, самостоятельность. На уроке - частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные, експериментальные методы,

3. учебно-коммуникативные умения: позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми.

На уроке - работа в группах, коллективное обучение, деятельный поход.

4. учебно - информационные умения: умения пользоваться различными источниками информации, способствующими пополнению знаний. На уроке – составление конспекта-алгоритма, использование различных видов наблюдения, эксперимента, моделирования.

5. здоровьесберегающие технологии:

На уроке – музыкальная пауза для психологической разгрузки.

6. интерактивное обучение: развивает мышление учащихся, формирует умение работать в команде, анализировать результаты деятельности, формирует компетентности.

На уроке – дидактическая игра, логическое упражнение.

7. технология проблемного обучения:. На уроке – приём «мозговой штурм» на этапе постановки проблемной задачи, решения проблемной ситуации.

Необходимое оборудование и материалы: шаростержневые модели метана и хлора, предметное стекло, свечи, спички, оценочный лист, аудиозапись «Песня огня» Ю.Визбора, мультимедийная презентация.

Во время урока проводится интерактивная викторина (слайд5), а также применяются элементы мейкерства, когда учащиеся проводят коллективный сбор шаро-стержневых молекул как имитацию цепной реакции, для создания позитивной атмосферы опыт по изучению продуктов горения проводят под музыку -мелодия "Песня огня"

Зміст архіву
Зміст слайдів
Номер слайду 1

Химические свойства насыщенных углеводородов

Номер слайду 2

Давайте вспомним…… Задание 1. Оторвите лист календаря и напишите на нем формулу углеводорода с таким же количеством атомов. Задание 2. Покажите составленную формулу своему напарнику и сверьте его название.

Номер слайду 3

Найди и составь формулу….-Цветок Таня посадила в красивый белый горшок. - Смета на строительство нового объекта была утверждена.- Красивое ожерелье, но на ней оно выглядело тускло и безлико. - В деревне про Паночку ходили самые невероятные слухи

Номер слайду 4

Найди и составь формулу….-Цветок Таня посадила в красивый белый горшок. - Смета на строительство нового объекта была утверждена.- Красивое ожерелье, но на ней оно выглядело тускло и безлико. - В деревне про Паночку ходили самые невероятные слухи

Номер слайду 5

Викторина «Дальше – дальше»

Номер слайду 6

«Сжигать сырую нефть – все равно что топить денежными ассигнациями» Д. И. Менделеев

Номер слайду 7

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА АЛКАНОВ.   Реакция изомеризации. CH3-CH2-CH2-CH3  CH3-CH-CH3 | CH3 Повышение октанового числа бензина

Номер слайду 8

РЕАКЦИИ РАЗЛОЖЕНИЯА) Дегидрирования C3 H8 C3 H6 + H2 (отщепление водорода)Б) Пиролиз C 10 H22 C5 H12 + C5 H10(расщепление на более простые углеводороды)

Номер слайду 9

РЕАКЦИЯ ЗАМЕЩЕНИЯ - Галогенирование алканов. СН4 + Cl2 hv CH3 Cl + HCl Хлорметан CH2 Cl2 Дихлорметан CHCl3 Трихлорметан (Хлороформ) CCl4 Тетрахлорметан

Номер слайду 10

Реакции полного окисления CH4 + 2 O2  –пламя>  CO2 + 2 H2 OПри полном окислении всегда образуется CO2 и H2 O

Номер слайду 11

ИССЛЕДУЕМ ПРИЗНАКИ РЕАКЦИИОпыт 1: Реакция горения. Зажгите свечу, пронаблюдайте переход парафина из твердого в жидкое и газообразное состояние. Какие признаки реакции горения вы наблюдаете? Напишите уравнение реакции.

Номер слайду 12

ИССЛЕДУЕМ СОСТАВОпыт 2: Изучение состава вещества по продуктам сгорания. Внесите в пламя свечи предметное стекло. Обратите внимание на появление испарины на стекле. Задержите на полминуты край стекла в верхней части пламени. Что наблюдаете? О чем это свидетельствует?

Номер слайду 13

ПРОВЕРЬ СЕБЯ1. Выполни индивидуальные задания

Номер слайду 14

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ1. Выучить параграф 232. Выполнить задание 4

Номер слайду 15

Спасибо за урок ! Подари знания людям!

Перегляд файлу

Тема: Химические свойства насыщенных углеводородов:

           Реакции полного окисления, замещения, разложения

 

 

Предмет: Химия

Класс: 9-В

Автор урока: Свидунович Людмила Николаевна, учитель химии, І категория.

Образовательное учреждение: Запорожский многопрофильный лицей №62 Запорожского городского совета Запорожской области

Район: Днепровский

 

Методическая информация

 

Тип урока: урок формирования новых знаний и умений

Цель урока:

образовательная (учебная): способствовать формированию знаний о химических свойствах насыщенных углеводородов, умений составлять химические формулы органических соединений  и уравнения химических реакций с их участием;

развивающая: развивать мыслительные, коммуникативные навыки, воспитывать коллективизм и самостоятельность в принятии решений, умение критически оценивать работу свою и одноклассников;

воспитательная: воспитывать научное мировоззрение на единство материального мира на примере генетической связи углеводородов  и их производных, получаемых в процессе переработки.

Задания  урока:

в учебном аспекте: формирование  знаний, умений и навыков как компонентов учебной компетентности через ознакомление учащихся с особенностями свойств органических веществ для осуществления социально- значимой продуктивной деятельност;

в развивающем аспекте: развитие интеллектуальных (умение анализировать, сравнивать, делать выводы) и практических умений учащихся; развивать познавательный интерес учащихся с помощью учебного химического эксперимента;

в воспитательном аспекте: воспитывать способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение и  как гражданина своей страны и как будущего специалиста.

 

Знания, умения, навыки, качества, компетентности, компетенции, которые актуализируют (приобретают) закрепляют и прочее ученики в ходе урока:

 

 1. учебно - организационные  умения: обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися.

На уроке – определение индивидуальных и коллективных учебных задач, оценивание своей учебной деятельности и учебной деятельности одноклассников;

 2. учебно - интеллектуальные  умения: обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач, способствуют формированию положительных качеств ума, таких как: глубина, гибкость, устойчивость, самостоятельность. На уроке - частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные, експериментальные методы,

 3. учебно-коммуникативные умения: позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми.

 На уроке -  работа в  группах, коллективное обучение, деятельный поход.

 4. учебно - информационные умения:  умения пользоваться различными источниками информации, способствующими пополнению знаний. На уроке – составление конспекта-алгоритма, использование различных видов наблюдения, эксперимента,  моделирования.

5. здоровьесберегающие технологии:

 На уроке – музыкальная пауза для психологической разгрузки.

6. интерактивное обучение: развивает мышление учащихся, формирует умение работать в команде, анализировать результаты деятельности, формирует компетентности.

 На уроке – дидактическая игра, логическое упражнение.

7. технология проблемного обучения:. На уроке – приём «мозговой штурм» на этапе постановки проблемной задачи, решения проблемной ситуации.

 

 

Необходимое оборудование и материалы: шаростержневые модели метана и хлора, предметное стекло, свечи, спички, оценочный лист, аудиозапись «Песня огня» Ю.Визбора, мультимедийная презентация.

 

Подробный конспект урока

 

Ход и содержание урока

 

 

 

«Тысячи свечей можно зажечь от единственной свечи,

и жизнь ее не станет короче.

Знаний  не становится меньше, когда ими делишься».

 

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний
  1. Игра « Календарь» ( Составить формулы и дать названия веществам в парах).
  2. Игра “Зашифрованное письмо» (Прочитав предложения, найти в них названия предельных углеводородов, написать формулы.

- Цветок Таня посадила в красивый белый горшок.

               - Смета на строительство нового объекта была утверждена.

- Красивое ожерелье, но на ней оно выглядело тускло и безлико.

               -  В деревне про Паночку ходили самые невероятные слухи.

  1. Игра « Подобное – неподобное» (выбрать изомеры и гомологи)
  2. Игра «Дальше, дальше» ( дать как можно больше правильных ответов за определенное время)
  1. Мотивация изучения новой темы.  Итак, основные источники углеводородов на планете  горючие полезные ископаемые – природний газ и природная нефть. Но «сжигать  сырую нефть – все равно что топить денежными ассигнациями» Д. И. Менделеев. Что имел ввиду при этом Менделеев? (ученики выдвигают предположения).

Действительно, это важнейшее сырье для химической отрасли промышленности. В каких же реакциях принимают участия углеводороды и какие продукты при этом можно получить?  Представим себя на минуточку химиками - исследователями. Перед нами стоит задача: добыть как можно больше новых веществ из углеводородов, входящих в состав нефти. Как это осуществить?

  1. Сообщение темы и целей урока. Поэтому основной задачей урока будет изучение типов реакций, характерных для углеводородов и возможности их превращений.
  2. Изучение нового материала:

Реакция изомеризации:

CH3-CH2-CH2-CH2-CH3 ->  СН3-СН-СН2-СН3

                                                          |

                                                         СН3

Реакция разложения (дегидрирования):

СnН2n+2 http://gigabaza.ru/images/43/84680/19d3fffa.pngCn H2n + H2

2СН4  НС=СН + 3Н2 + Q

Реакция замещения (галогенирования):

СН4 + Cl2 http://gigabaza.ru/images/43/84680/m6909b3cf.pngCH3Cl + HCl

СН3Cl + Cl2 http://gigabaza.ru/images/43/84680/m6909b3cf.pngCH2Cl2 + HCl

СН2Cl2 + Cl2 http://gigabaza.ru/images/43/84680/m6909b3cf.pngCHCl3 + HCl

СНCl3 + Cl2 http://gigabaza.ru/images/43/84680/m6909b3cf.pngCCl4 + HCl

Механизм цепных реакций достаточно сложен, объяснение ему было дано русским учёным Н.Н. Семёновым, за что он в 1956 г. был удостоен Нобелевской премии.

Реакция горения:

СН4 + 2O2  CO2 + 2H2O + Q

6. Закрепление изученного материала:

Опыт 1: Реакция горения. Зажгите свечу, пронаблюдайте переход парафина из твердого в жидкое и газообразное состояние. Какие признаки реакции горения вы наблюдаете? Напишите уравнение реакции.

Опыт 2: Изучение состава вещества по продуктам сгорания. Внесите в плаям свечи предметное стекло. Обратите внимание на появление испарины на стекле. Задержите на полминуты край стекла в верхней части пламени. Что наблюдаете? О чем это свидетельствует?

 

  1. Рефлексия

На обратной стороне листов продолжить строки:

Сегодня на уроке я ….

 

  1. Домашнее задание и его инструктаж

 

                                  Спасибо за урок!

 

Зміст слайдів
Номер слайду 1

Правила игры Выход

Номер слайду 2

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Какое вещество называют рудниковым газом? Правильный ответ метан Правила игры Продолжить игру

Номер слайду 3

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Агрегатное состояние углеводородов Правильный ответ Жидкое, твердое, газообразное Правила игры Продолжить игру

Номер слайду 4

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Смесь каких газов используют как топливо автомобилей? Правильный ответ Пропана и бутана Правила игры Продолжить игру

Номер слайду 5

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Основное вещество природного газа…. Правильный ответ метан Правила игры Продолжить игру

Номер слайду 6

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Горючее ископаемое –смесь жидких углеводородов…… Правильный ответ нефть Правила игры Продолжить игру

Номер слайду 7

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Главными природными источниками углеводородов являются Правильный ответ Природный и попутный нефтяной газы, нефть и уголь. Правила игры Продолжить игру

Номер слайду 8

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Смесь жидких углеводородов - топливо для автомобилей… Правильный ответ бензин Правила игры Продолжить игру

Номер слайду 9

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Твердые углеводороды применяемый в медицине и парфюмерии… Правильный ответ парафины Правила игры Продолжить игру

Номер слайду 10

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Какой углеводород используют как бытовое горючее Правильный ответ метан Правила игры Продолжить игру

Номер слайду 11

ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС Какую смесь углеводородов называют «черным золотом» Правильный ответ нефть Правила игры Продолжить игру

zip
Пов’язані теми
Хімія, Розробки уроків
Додано
20 лютого 2018
Переглядів
1100
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку