Тип урока: урок формирования новых знаний и умений
Цель урока:
образовательная (учебная): способствовать формированию знаний о химических свойствах насыщенных углеводородов, умений составлять химические формулы органических соединений и уравнения химических реакций с их участием;
развивающая: развивать мыслительные, коммуникативные навыки, воспитывать коллективизм и самостоятельность в принятии решений, умение критически оценивать работу свою и одноклассников;
воспитательная: воспитывать научное мировоззрение на единство материального мира на примере генетической связи углеводородов и их производных, получаемых в процессе переработки.
Задания урока:
в учебном аспекте: формирование знаний, умений и навыков как компонентов учебной компетентности через ознакомление учащихся с особенностями свойств органических веществ для осуществления социально- значимой продуктивной деятельност;
в развивающем аспекте: развитие интеллектуальных (умение анализировать, сравнивать, делать выводы) и практических умений учащихся; развивать познавательный интерес учащихся с помощью учебного химического эксперимента;
в воспитательном аспекте: воспитывать способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение и как гражданина своей страны и как будущего специалиста.
Знания, умения, навыки, качества, компетентности, компетенции, которые актуализируют (приобретают) закрепляют и прочее ученики в ходе урока:
1. учебно - организационные умения: обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися.
На уроке – определение индивидуальных и коллективных учебных задач, оценивание своей учебной деятельности и учебной деятельности одноклассников;
2. учебно - интеллектуальные умения: обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач, способствуют формированию положительных качеств ума, таких как: глубина, гибкость, устойчивость, самостоятельность. На уроке - частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные, експериментальные методы,
3. учебно-коммуникативные умения: позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми.
На уроке - работа в группах, коллективное обучение, деятельный поход.
4. учебно - информационные умения: умения пользоваться различными источниками информации, способствующими пополнению знаний. На уроке – составление конспекта-алгоритма, использование различных видов наблюдения, эксперимента, моделирования.
5. здоровьесберегающие технологии:
На уроке – музыкальная пауза для психологической разгрузки.
6. интерактивное обучение: развивает мышление учащихся, формирует умение работать в команде, анализировать результаты деятельности, формирует компетентности.
На уроке – дидактическая игра, логическое упражнение.
7. технология проблемного обучения:. На уроке – приём «мозговой штурм» на этапе постановки проблемной задачи, решения проблемной ситуации.
Необходимое оборудование и материалы: шаростержневые модели метана и хлора, предметное стекло, свечи, спички, оценочный лист, аудиозапись «Песня огня» Ю.Визбора, мультимедийная презентация.
Во время урока проводится интерактивная викторина (слайд5), а также применяются элементы мейкерства, когда учащиеся проводят коллективный сбор шаро-стержневых молекул как имитацию цепной реакции, для создания позитивной атмосферы опыт по изучению продуктов горения проводят под музыку -мелодия "Песня огня"
Тема: Химические свойства насыщенных углеводородов:
Реакции полного окисления, замещения, разложения
Предмет: Химия
Класс: 9-В
Автор урока: Свидунович Людмила Николаевна, учитель химии, І категория.
Образовательное учреждение: Запорожский многопрофильный лицей №62 Запорожского городского совета Запорожской области
Район: Днепровский
Методическая информация
Тип урока: урок формирования новых знаний и умений
Цель урока:
образовательная (учебная): способствовать формированию знаний о химических свойствах насыщенных углеводородов, умений составлять химические формулы органических соединений и уравнения химических реакций с их участием;
развивающая: развивать мыслительные, коммуникативные навыки, воспитывать коллективизм и самостоятельность в принятии решений, умение критически оценивать работу свою и одноклассников;
воспитательная: воспитывать научное мировоззрение на единство материального мира на примере генетической связи углеводородов и их производных, получаемых в процессе переработки.
Задания урока:
в учебном аспекте: формирование знаний, умений и навыков как компонентов учебной компетентности через ознакомление учащихся с особенностями свойств органических веществ для осуществления социально- значимой продуктивной деятельност;
в развивающем аспекте: развитие интеллектуальных (умение анализировать, сравнивать, делать выводы) и практических умений учащихся; развивать познавательный интерес учащихся с помощью учебного химического эксперимента;
в воспитательном аспекте: воспитывать способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение и как гражданина своей страны и как будущего специалиста.
Знания, умения, навыки, качества, компетентности, компетенции, которые актуализируют (приобретают) закрепляют и прочее ученики в ходе урока:
1. учебно - организационные умения: обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися.
На уроке – определение индивидуальных и коллективных учебных задач, оценивание своей учебной деятельности и учебной деятельности одноклассников;
2. учебно - интеллектуальные умения: обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач, способствуют формированию положительных качеств ума, таких как: глубина, гибкость, устойчивость, самостоятельность. На уроке - частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные, експериментальные методы,
3. учебно-коммуникативные умения: позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми.
На уроке - работа в группах, коллективное обучение, деятельный поход.
4. учебно - информационные умения: умения пользоваться различными источниками информации, способствующими пополнению знаний. На уроке – составление конспекта-алгоритма, использование различных видов наблюдения, эксперимента, моделирования.
5. здоровьесберегающие технологии:
На уроке – музыкальная пауза для психологической разгрузки.
6. интерактивное обучение: развивает мышление учащихся, формирует умение работать в команде, анализировать результаты деятельности, формирует компетентности.
На уроке – дидактическая игра, логическое упражнение.
7. технология проблемного обучения:. На уроке – приём «мозговой штурм» на этапе постановки проблемной задачи, решения проблемной ситуации.
Необходимое оборудование и материалы: шаростержневые модели метана и хлора, предметное стекло, свечи, спички, оценочный лист, аудиозапись «Песня огня» Ю.Визбора, мультимедийная презентация.
Подробный конспект урока
Ход и содержание урока
«Тысячи свечей можно зажечь от единственной свечи,
и жизнь ее не станет короче.
Знаний не становится меньше, когда ими делишься».
- Цветок Таня посадила в красивый белый горшок.
- Смета на строительство нового объекта была утверждена.
- Красивое ожерелье, но на ней оно выглядело тускло и безлико.
- В деревне про Паночку ходили самые невероятные слухи.
Действительно, это важнейшее сырье для химической отрасли промышленности. В каких же реакциях принимают участия углеводороды и какие продукты при этом можно получить? Представим себя на минуточку химиками - исследователями. Перед нами стоит задача: добыть как можно больше новых веществ из углеводородов, входящих в состав нефти. Как это осуществить?
Реакция изомеризации:
CH3-CH2-CH2-CH2-CH3 -> СН3-СН-СН2-СН3
|
СН3
Реакция разложения (дегидрирования):
СnН2n+2 Cn H2n + H2↑
2СН4 НС=СН + 3Н2 + Q
Реакция замещения (галогенирования):
СН4 + Cl2 CH3Cl + HCl
СН3Cl + Cl2 CH2Cl2 + HCl
СН2Cl2 + Cl2 CHCl3 + HCl
СНCl3 + Cl2 CCl4 + HCl
Механизм цепных реакций достаточно сложен, объяснение ему было дано русским учёным Н.Н. Семёновым, за что он в 1956 г. был удостоен Нобелевской премии.
Реакция горения:
СН4 + 2O2 → CO2 + 2H2O + Q
6. Закрепление изученного материала:
Опыт 1: Реакция горения. Зажгите свечу, пронаблюдайте переход парафина из твердого в жидкое и газообразное состояние. Какие признаки реакции горения вы наблюдаете? Напишите уравнение реакции.
Опыт 2: Изучение состава вещества по продуктам сгорания. Внесите в плаям свечи предметное стекло. Обратите внимание на появление испарины на стекле. Задержите на полминуты край стекла в верхней части пламени. Что наблюдаете? О чем это свидетельствует?
На обратной стороне листов продолжить строки:
Сегодня на уроке я ….
Спасибо за урок!