Урок розроблено для учнів 6 класу з російською мовою навчання. Мета уроку: познайомити учнів з частиною мови "Прикметник" та його морфологічними властивостями.
ТЕМА: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
ЦЕЛИ УРОКА
ДИДАКТИЧЕСКАЯ: познакомить учащихся с лексическими и грамматическими признаками прилагательного; развивать умение использовать прилагательное для описания состояния человека и природы;
РАЗВИВАЮЩАЯ: развивать познавтельные процессы; мотивацию учебной деятельности ;
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: формировать у учащихся нацеленность на успех, повышать самооценку, развивать навыки общения
ТИП УРОКА: комбинированный
ОБОРУДОВАНИЕ: текстовые таблицы, плакаты, иллюстрации с видами пейзажа, цветные карточки. Сигнальные карточки, записи произведений Вивальди и Корелли
ХОД УРОКА
1.Гимнастика для создания положительного эмоционального настроения
2. Речевая гимнастика. Хоровое повторение выученных фраз с использованием приёмов мнемотехники:
-- Есть у меня моих икон…
-- Если душа родилась крылатой…
-- В пустыне чахлой и пустой…
-- Мурка, не ходи, там сыч..
-- Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд…
-- Видишь, мчатся обезьяны…
3. Интеллектуальная разминка
-- Прочитать анаграммы, убрать лишнее слово:
ЕНСГ, ЕОЗОР. ШАОЛДЬ, ЗОУР, ЕЬЧП, ЕТЬН, ЬДНЕ,ОНЬЧ;
-- Продолжить ряд: шоссе…;
-- «Какое слово язадумал?»:
1. Приставка о слова «подъехать», корень о слова «локоток», суффикс от слова «помощник»
2. Рассеять. Лётчик. Сказка. Рассказчик..
3. Улыбается, задумчивый, весёлый
Зависеть, топкий, учить, читать
-- Выделить существительное из стихотворения:
«Если душа родилась крылатой..
IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ. ЦЕЛЕЙ УРОКА
ПОВТОРЕНИЕ СТИХОТВОРЕИЯ, ПРИДУМАННОГО ДЕТЬМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО:
Существительное – имя удивительное,
Крепко дружит оно с прилагательным,
Таким весёлым и обаятельным…
V. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя: Я люблю имя прилагательное , наверное, потому, что для меня важнее в жизни не объект, (предмет или человек), а его признаки. Чем больше признаков я выделяю в объекте, тем лучше знаю я объект…это придаёт мне больше уверенности в себе и часто приводит к успеху.
Как вы думаете, что нам даст в жизни знание об имени прилагательном? По ходу беседы заполняется мотивационная таблица условным рисунками.
Примерное содержание таблицы:
-- описание природы;
-- описание состояния и внешности человека;
-- описание предмета;
-- обогащение словарного запаса;
-- образность речи;
-- расширение кругозора;
-- личностный рост;
-- уверенность в себе.
VI. Программирование положительной учебной мотивации, уверенности в себе, нацеленности на успех:
-- Расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте, что вы уже это умеете, что у вас это хорошо получается, понаслаждайтесь этим чувством. И как только это почувствовали, выбросите руку вперёд, зажмите пальцы в кулак, отставьте большой палец, а теперь скажите все вместе: «Это то, что мне нужно!» чем больше целей вы достигаете, тем увереннее себя чувствуете».
VII. Актуализация опорных знаний
-- Что вы знаете об имени прилагательном?
-- С какой частью речи чаще всего сочетается имя прилагательное?
-- Как изменяются имена прилагательные?
-- Определите род. Число, падеж прилагательных: у синего моря, по мягкому ковру, о летнем отдыхе, стройный тополь.
VIII. Восприятие новых знаний
Имена прилагательные используют для описания природы, состояния человека, предметов.
Диктант-молчанка. Учитель показывает цветные карточки. Дети записывают название цвета: красный, синий, голубой, чёрный, белый, серый, жёлтый, яркий, блёклый.
Работа в группах: мини-сочинение с использованием прилагательных из дик.танта на тему: «Краски осени»
Во время работы звучит музыка Вивальди «Осень». На доске учитель вывешивает осенние пейзажи, консультирует группы. Просьбу о помощи дети осуществляют поднятием карточки-сигнала (жёлтая карточка с вопросительным знаком).
Через 7 минут учащиеся зачитывают мини-сочинения.
Прилагательные чаще всего образуются от имён существительных. Учащимся предлагаются шесть существительных, от которых они должны образовывать прилагательные:
Сердце, руки, ветер, солнце, утро, вечер
Работают по два учащихся от каждого ряда. Дети выделяют суффиксы, при помощи которых образуются прилагательные.
Иногда от прилагательных образуются существительные.
Детям предлагается задание: образовать существительные от прилагательных, обозначающих цвет, выделить суффиксы.
Голубой – голубизна, синий –синева, белый –белизна, красный –краснота, серый –серость
Работа проходит в парах.
Прилагательные используются для описания состояния человека
ЗАДАНИЕ: сделать психологический анализ фразы: «Мне кажется, что вы не совсем правильно оцениваете моё поведение и отношение к вам», используя имена прилагательные.
Учитель вывешивает плакат сданным предложением и портрет юного князя Юсупова работы В. Серова, который используется в виде помощи. Поза, выражение лица помогут учащимся ощутить благородство и воспитанность человека, говорящего такую фразу:
Вежливый, мягкий, тревожный, культурный, неконфликтный, воспитанный, грамотный, ненавязчивый, доброжелательный, рассудительный.
Работа проводится коллективно.
После учащиеся выполняю следующее задание:
-- подобрать прилагательный в переносном значении к существительным:
Сердце, руки, ветер, солнце, утро, вечер;
Восстановить текст, составить начало предложения:
…, а у…р…м в…п…л м…г… …г …й ,б…л…й, ч…с…
Учитель вывешивает таблицу с текстом и зимним пейзажем, который поможет составить предложение
IX. Подведение итогов урока
Тест :
-- Что называется именем прилагательным?
-- Для чего используются имена прилагательные?
-- Умеете ли вы определить переносное значение прилагательного?
-- Нравится ли вам описывать природу?
-- Нравится ли вам описывать состояние человека, исходя из его фраз?
-- Какое сейчас у вас состояние?
Учащие вместо ответов используют сигнальные карточки.
А теперь поблагодарите друг друга за участие и помощь в работе
Я вас благодарю за работу и рада вашим успехам, потому что успех придаёт делу:
Завершённость
Выполнение задач
Повышает уверенность в себе
Подталкивает на решение новых задач