Урок "ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ"

Про матеріал

Урок розроблено для учнів 6 класу з російською мовою навчання. Мета уроку: познайомити учнів з частиною мови "Прикметник" та його морфологічними властивостями.

Перегляд файлу

 ТЕМА:  ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

ЦЕЛИ УРОКА

ДИДАКТИЧЕСКАЯ: познакомить учащихся с лексическими и грамматическими признаками прилагательного;  развивать умение использовать прилагательное для описания состояния человека и природы;

РАЗВИВАЮЩАЯ: развивать познавтельные процессы; мотивацию учебной деятельности ;

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: формировать у учащихся нацеленность на успех, повышать самооценку, развивать навыки общения

ТИП УРОКА: комбинированный

ОБОРУДОВАНИЕ: текстовые таблицы, плакаты, иллюстрации с видами пейзажа, цветные карточки. Сигнальные карточки, записи произведений Вивальди и Корелли

 

                                                      ХОД УРОКА

1.Гимнастика для создания положительного эмоционального настроения

2. Речевая гимнастика. Хоровое повторение выученных фраз с использованием приёмов мнемотехники:

-- Есть  у меня моих икон…

-- Если душа родилась крылатой…

-- В пустыне чахлой и пустой…

-- Мурка, не ходи, там сыч..

-- Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд…

-- Видишь, мчатся обезьяны…

 

3. Интеллектуальная разминка

-- Прочитать анаграммы, убрать лишнее слово:

ЕНСГ, ЕОЗОР. ШАОЛДЬ, ЗОУР, ЕЬЧП, ЕТЬН, ЬДНЕ,ОНЬЧ;

-- Продолжить ряд: шоссе…;

-- «Какое слово язадумал?»:

   1. Приставка о слова «подъехать», корень о слова «локоток», суффикс от слова «помощник»

    2. Рассеять. Лётчик. Сказка. Рассказчик..

    3. Улыбается, задумчивый,  весёлый

Зависеть, топкий, учить, читать

-- Выделить существительное из стихотворения:

«Если душа родилась крылатой..

 

IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ. ЦЕЛЕЙ УРОКА

ПОВТОРЕНИЕ СТИХОТВОРЕИЯ, ПРИДУМАННОГО ДЕТЬМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО:

   Существительное – имя удивительное,

   Крепко дружит оно с прилагательным,

   Таким весёлым и обаятельным…

 

V. Мотивация учебной деятельности

  Слово учителя: Я люблю имя прилагательное , наверное, потому, что для меня важнее в жизни не объект, (предмет или человек), а его признаки. Чем больше признаков я выделяю в объекте, тем лучше знаю я объект…это придаёт мне больше уверенности в себе и часто приводит к успеху.

  Как вы думаете, что нам даст в жизни знание об имени прилагательном? По ходу беседы заполняется мотивационная таблица условным рисунками.

     Примерное содержание таблицы:

-- описание природы;

-- описание состояния и внешности человека;

-- описание предмета;

-- обогащение словарного запаса;

-- образность речи;

-- расширение кругозора;

-- личностный рост;

-- уверенность в себе.

 

VI. Программирование положительной учебной мотивации, уверенности в себе, нацеленности на успех:

 -- Расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте, что вы уже это умеете, что у вас это хорошо получается, понаслаждайтесь этим чувством. И как только это почувствовали, выбросите руку вперёд, зажмите пальцы в кулак, отставьте большой палец, а теперь скажите все вместе: «Это то, что мне нужно!» чем больше целей вы достигаете, тем увереннее себя чувствуете».

 

VII. Актуализация опорных знаний

 -- Что вы знаете об имени прилагательном?

-- С какой частью речи чаще всего сочетается имя прилагательное?

-- Как изменяются имена прилагательные?

-- Определите род. Число, падеж прилагательных: у синего моря, по мягкому ковру, о летнем отдыхе, стройный тополь.

 

VIII. Восприятие новых знаний

Имена прилагательные используют для описания природы, состояния человека, предметов.

 Диктант-молчанка. Учитель показывает цветные карточки. Дети записывают название цвета: красный, синий, голубой, чёрный, белый, серый, жёлтый, яркий, блёклый.

Работа в группах: мини-сочинение с использованием прилагательных из дик.танта на тему: «Краски осени»

Во время работы звучит музыка Вивальди «Осень». На доске учитель вывешивает осенние пейзажи, консультирует группы. Просьбу о помощи дети осуществляют поднятием карточки-сигнала (жёлтая карточка с вопросительным знаком).

 Через 7 минут учащиеся зачитывают мини-сочинения.

 

Прилагательные чаще всего образуются от имён существительных. Учащимся предлагаются шесть существительных, от которых они должны образовывать прилагательные:

 Сердце, руки, ветер, солнце, утро, вечер

Работают по два учащихся от каждого ряда. Дети выделяют суффиксы, при помощи которых образуются прилагательные.

 Иногда от прилагательных образуются существительные.

Детям предлагается задание: образовать существительные от прилагательных, обозначающих цвет, выделить суффиксы.

    Голубой – голубизна, синий –синева, белый –белизна, красный –краснота, серый –серость

Работа проходит в парах.

 

Прилагательные используются для описания состояния человека

ЗАДАНИЕ: сделать психологический анализ фразы: «Мне кажется, что вы не совсем правильно оцениваете моё поведение и отношение к вам», используя имена прилагательные.

 Учитель вывешивает плакат сданным предложением и портрет юного князя Юсупова работы В. Серова, который используется в виде помощи. Поза, выражение лица помогут учащимся ощутить благородство и  воспитанность человека, говорящего такую фразу:

   Вежливый, мягкий, тревожный, культурный, неконфликтный, воспитанный, грамотный, ненавязчивый, доброжелательный, рассудительный.

Работа проводится коллективно.

После учащиеся выполняю следующее задание:

-- подобрать прилагательный в переносном значении к существительным:

  Сердце, руки, ветер, солнце, утро, вечер;

Восстановить текст, составить начало предложения:

…, а у…р…м  в…п…л  м…г…  …г  …й   ,б…л…й, ч…с…

Учитель вывешивает таблицу с текстом и зимним пейзажем, который поможет составить предложение

IX. Подведение итогов урока

Тест :

-- Что называется именем прилагательным?

-- Для чего используются имена прилагательные?

-- Умеете ли вы определить переносное значение прилагательного?

-- Нравится ли вам описывать природу?

-- Нравится ли вам описывать состояние человека, исходя из его фраз?

-- Какое сейчас у вас состояние?

  Учащие вместо ответов используют сигнальные карточки.

  А теперь поблагодарите друг друга за участие и помощь в работе

 Я вас благодарю за работу и рада вашим успехам, потому что успех придаёт делу:

         Завершённость

         Выполнение задач

         Повышает уверенность в себе

         Подталкивает на решение новых задач

 

 

 

 

 

 

 

Середня оцінка розробки
Структурованість
5.0
Оригінальність викладу
5.0
Відповідність темі
5.0
Загальна:
5.0
Всього відгуків: 1
Оцінки та відгуки
  1. Хомякова Людмила Володимирівна
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
docx
Додано
31 травня 2018
Переглядів
1959
Оцінка розробки
5.0 (1 відгук)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку