Путешествие на остров Лексика

Про матеріал

Цель урока: знать понятия “однозначное” и “многозначное” слово, “прямое” и “переносное” значение слов; уметь выбирать значение многозначного слова соответствующее ситуации, закрепить полученные знания с помощью практических заданий, развитие умения работать со словарем; активизировать познавательную деятельность учащихся, продолжить развитие сотрудничества “учитель-ученик”, формировать коммуникативные качества личности, прививать интерес, любовь и бережное отношение к русскому языку

Перегляд файлу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Урок русского языка (6 кл.)

 

Путешествие на остров Лексика

 

 

 

 Разработку подготовила

учитель русского языка

Миньковского УВК

Зюба Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Цель: знать понятия “однозначное” и “многозначное” слово, “прямое” и “переносное” значение слов; уметь выбирать значение многозначного слова соответствующее ситуации, закрепить полученные знания с помощью практических заданий, развитие умения работать со словарем; активизировать познавательную деятельность учащихся, продолжить развитие сотрудничества “учитель-ученик”, формировать коммуникативные качества личности, прививать интерес, любовь и бережное отношение к русскому языку

Форма: урок-путешествие 
Тип урока: комбинированный

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер 
                                                     Ход урока: 
I. Организационный момент  
- Добрый день! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Я желаю вам хорошего настроения и успешной работы 
II. Погружение в тему. Мотивация. Постановка целей и задач. 
- Сегодня у нас урок необычный. Мы совершим путешествие в страну выученных уроков. Как вы думаете, что это за страна? 
- Да, верно, страны выученных уроков нет ни на одной карте, но она есть в вашем сердце, в вашей голове. Это знания, которые вы получаете на уроках и в жизни. У кого-то эта страна уже достаточно большая. В ней есть острова знаний, вершины успехов. А у кого-то пока она еще очень маленькая, но от вас зависит, какой она станет за 11 лет вашей школьной жизни. Сегодня мы совершим путешествие на один из островов, который носит название – Лексика и узнаем много нового.   А еще мы должны одержать сегодня маленькую победу и почувствовать радость от успеха. Готовы отправиться в путь? Тогда вперед!
Зеленый и таинственный 
Средь моря остров спит. 
И надо нам единственный 
Путь выбрать, что лежит 
Через моря Познания 
На горы Мастерства, 
Минуя очень топкие 
Опасные места. 
В стране далекой Лексике 
Ищите те пути, 
Которые вас к знаниям 
Помогут привести. 
III. Путешествие по Острову Лексика. 
1. Пик Лексического значения

Дорога на пик открыта только тем, кто хорошо знает язык жителей этой страны и может легко ответить на вопросы:

  • Как называется раздел курса русского языка, изучающий словарный состав русского языка?
  • Для чего служат слова?
  • Что такое  лексическое значение слова?

Дать лексическое значение слов: зима, школа

2. На фуникулере. 
- С вершины пика мы спускаемся на фуникулере. А кто знает, что такое фуникулер? А что делать, если мы не знаем значения слова? (Обратится к словарю). Какие виды словарей вы знаете? 

3. Незнакомая земля

Определите значение слова "земля" в каждом из данных предложений.

а) Весна - пора вспахивания земли.

б) Земля вращается вокруг Солнца.

в) - Смотрите! Земля! Земля! - закричал  матрос.

г)  Береги землю родимую, как мать любимую

Запишите в тетради разные значения этого слова. Для справок: планета, Родина, почва, суша.

   Надеюсь, вы заметили, что слово "земля" имеет несколько разных значений. Поищите в учебнике в § 7, как называют такое слово.

4. Пролив однозначных и многозначных слов

  • Работа со слайдом: назвать предметы, какие предметы ты назвал одним словом.
  • Выпиши в первый столбик многозначные слова, а во второй однозначные.

Пройти дальше нам поможет толковый словарь.

  •   Найти в школьных толковых словарях многозначные слова, привести примеры.

    Игла, -ы, мн. иглы, игл, ж. 1. Инструмент для шитья. Швейная игла. 2. Лист хвойного дерева. Опавшие иглы. 3.Обычно во мн. ч.Колючки на теле животных. Иглы ежа.

    Вывод:1 )разные ЛЗ многозначного слова помещаются в одной и той же словарной статье; 2) разные ЛЗ многозначного слова нумеруются подряд.

 

“Игра в снежки”+ физминутка.

Ребята, чтобы хорошенько разогреться перед работой, сыграем в самую популярную зимнюю игру. Я называю слово и кидаю снежок, кто снежок поймает, должен сказать, какое это слово – однозначное или многозначное. (снег, ножка, солнце, ветер, кисть, луна, хвост, поле, звезды)


Чтобы отправиться дальше мы должны заполнить памятку (сам-ная работа)

Памятка
«Однозначные и многозначные слова»
В русском языке есть слова, называющие только один какой-нибудь предмет.
Например, слово …. Оно обозначает резинку для стирания нарисованного или написанного. Только этот предмет называется …. То же самое можно сказать и о словах карандаш, пальто. Такие слова называются … . Слова, которые имеют несколько значений, называются …… …. Слово называет разные предметы, в чём-то … между собой. Значение многозначного слова нам помогают определить …. .

 

5. Долина прямого и переносного значения

  • Пути переноса значений (работа со схемой)

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  •                 Замени в словосочетании существительное, чтобы прилагательное оказалось в прямом значении.

Ослиное упрямство – …, стальные мускулы – … , волчий аппетит -… , свинцовый взгляд – … , острое слово – … , воздушный пирог – … , тихий месяц – … , золотая пора – … .

 

 

Диктант-задание «Плюс-минус».

 Обозначьте в таблице записанные словосочетания соответствующим знаком: употреблённые в прямом значении (+), в переносном (-).

 Серебряный голос, хрустальная ваза, улыбается  ребёнок, льётся песня, море улыбок, кипит борщ, кипеть от злости, острый нож, острый слух, острое слово, чистая совесть, шелковые волосы.  

 

 

ІV. Подведение итогов.

1. Рефлексия. 
Итак, мы вернулись, садимся в уютные каюты и обязательно оцениваем события дня. Это очень важная часть каждого нашего дня – понять, что он нам принес. 
- Какие эмоции испытали вы за время нашего путешествия? 
- Что показалось наиболее интересным? Наиболее трудным? Чему вы научились? 
2. Выставление оценок. 
-- Поднимите руки те, кто доволен своей оценкой. 
- Значит, наше путешествие в страну Лексики оказалось не напрасным и мне хотелось бы пожелать вам бережнее относиться к словам, умело использовать их в своей речи.

3. Домашнее задание.

Выучить теоретический материал, упр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок русского языка (6 кл.)

 

Путешествие на остров Лексика

 

 

 

 Разработку подготовила

учитель русского языка

Миньковского УВК

Зюба Е.В.

doc
Додано
1 липня 2018
Переглядів
800
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку