Создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность; способствовать воспитанию любви к русскому языку, воспитывать культуру речи, любовь к слову, внимание, доброе отношение друг к другу, толерантность
Тема урока: Однокоренные слова.
Цель урока:
Образовательные: организовать деятельность для актуализации и уточнения знаний детей об однокоренных словах; создать условия для формирования умения подбирать родственные слова, выделять корень в однокоренных словах.
Развивающие: развитие учебно-информационных умений (воспринимать новую информацию формулировать ответы на вопросы);развитие учебно-интеллектуальных умений (наблюдать, объяснять, сравнивать, делать выводы);развитие критического мышления; развитие учебно-коммуникативных умений (взаимодействие в парах);
Воспитательные: создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность; способствовать воспитанию любви к русскому языку, воспитывать культуру речи, любовь к слову, внимание, доброе отношение друг к другу, толерантность.
Тип урока: закрепление новых знаний и способов деятельности.
Оборудование урока:
Формы работы: фронтальная, групповая.
Методы обучения: словесно-наглядный, проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.
Методические приемы:
Педагогические технологии:
Ожидаемый результат:
Ход урока
1 Психологический настрой учащихся.
Организационный момент.
Создание благоприятной рабочей обстановки.
Включение учащихся в деятельность.
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
Наш урок мне хотелось бы начать вот с таких слов:
Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной
Озарится душа красотой...
Ребята, а что такое по вашему доброта?
( технология микрофон )
Дети:
1. "Доброта – это радость, доверие, светло на душе, друг, забота, красота".
2. "Доброта – друзья, хорошее настроение, солнце, свет, добрый человек".
3. "Доброта нужна для того, чтобы общаться, дружить, разговаривать. Я люблю доброту за её название, ведь кому бы не говорили доброе слово - всем приятно. Особенно приятно дружить с человеком, у которого в душе нет злости и ненависти, а только добрые слова и мысли. Во всех людях есть хоть чуточка доброты, ведь иначе не существовала бы жизнь на земле!
4. Животные тоже понимают заботу и добро. С добрым человеком кошка, собака, птичка будут всегда рядом. Если человек добрый, то ему всегда будет весело, у него будет много друзей и все будут любить его и уважать!
5. Доброта - это самое лучшее, что есть на свете. Без неё все люди были бы грубыми и несчастными. Некому было бы их утешить. Пока этого ещё не стало, но так может случиться, если все будут жестоки. Добрые слова могут и в мороз согреть. С помощью доброго слова люди будут дружить. Без доброты нельзя жить."
Молодцы! А вот в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова слово " доброта" определяется как " отзывчивость, стремление делать добро другим".Вспомните о волшебном цветике - семицветике из сказки Валентина Катаева, который исполнял желания. И вот сегодня я предлагаю вам вырастить такой цветок доброты и дружбы. Скажите, с каким настроением вы начинаете урок? Своё настроение я предлагаю каждому из вас выразить, раскрасив 1 лепесток у цветка, который лежит перед вами на столе:
- красный цвет - отличное настроение;
- жёлтый - хорошее;
- синий - грустное.
И я тоже покажу вам своё настроение. Я вижу настроение у всех отличное, давайте проведём наш урок так, чтобы в конце урока ваше настроение было ещё лучше.
Откройте тетради, запишите число, классная работа. Как всегда мы свой урок начнём с минутки чистописания. Скажите, для чего нужно проводить этот этап урока?
( тренировать руку для красивого и правильного письма)
Сегодня мы отработаем правописание буквы Дд и правильное соединение с этой буквой. Запишем слова - добро, дружба
Это очень важные слова, так как мы с вами одна дружная семья, и поэтому мы должны уметь дружить.
2. Объяснительный словарный диктант.
Следующий вид нашей работы, это объяснительный диктант. И я предлагаю вместе с котом Леопольдом отправиться на рыбалку и посмотреть какие же вы дружные.
Давайте раскрасим лепесток № 2 нашего цветка:
- красный цвет - правильно и аккуратно записаны все слова
- жёлтый цвет - работа выполнена не очень хорошо
- синий цвет - работа выполнена неаккуратно.
А сейчас я предлагаю вам провести аукцион. Вы обменяете свои знания на баллы.
Молодцы. Я сейчас я предлагаю прочитать пословицы
Какую пословицу выберем девизом нашего урока
Знания никогда не бывают лишними, без знаний сложно будет нам в жизни
Если быть терпеливым и трудиться, то всего в жизни можно добиться
Учиться тяжело, зато потом много пользы можно получить.
Опираясь на выделенные слова, сформулируйте тему нашего урока..
Как вы думаете, какая цель нашего урока?( вспомнить какие слова называются однокоренными, Корен, учиться подбирать однокоренные слова)
Давайте раскрасим лепесток № 3 нашего цветка:
- красный цвет - работал активно на данном этапе урока
- жёлтый цвет - мало работал
- синий цвет - не работал.
А где вы в жизни встречались со словом " корень"?( Подземная часть растения, часть волоса. зуба, ногтя, часть слова) Правильно, корень - это начало, источник чего - либо. А какое значение корня будет интересовать нас на уроках русского языка? -А почему учёные использовали это слово для названия главной части слова? (Наверно, потому, что из корня появляются слова.)
Вспомните цель нашего урока? На какой вопрос мы уже ответили? ( что такое корень)
- А сейчас я хочу рассказать вам одну историю. Много-много лет тому назад встретилось людям маленькое, грустное, но очень юркое слово. Пожалели его люди, взяли себе и думают: “Что с ним делать?” А слово это и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево”. Посадили люди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло, посмотрите.
- Что общего во всех словах? (общий корень, близкое значение)
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово корень
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод. С ним садовник идёт.
Очень интересно гулять в саду словесном.
-Что за чудо-сад? (сад из слов)
-Что общего в словах вы заметили? (общая часть в словах)
-Как называется эта часть? (корень)
-Как называются слова в этом саду? (однокоренными или родственными)
Давайте попробуем и мы вырастить новые слова из корня.
3. Практическая работа
- лес- , - вода-,
Давайте раскрасим лепесток № 4 нашего цветка:
- красный цвет - работал активно на данном этапе урока, не допустил ни одной ошибки
- жёлтый цвет - мало работал, допустил 1 ошибку
- синий цвет - допустил более 2 ошибок.
Давайте опять вернёмся к цели нашего урока. На какой вопрос мы сейчас с вами ответили ( что такое однокоренные слова, учились подбирать однокоренные слова)
4. Самостоятельная работа.
Ребята, кто считает, что готов приступить к самостоятельной работе. Прекрасно.
Была сильная вьюга и слова перепутались местами, вам нужно собрать однокоренные слова:
1ряд - 2 ряд - 3 ряд -
Я думаю, что дружба поможет нам в этой работе Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа Правильные ответы показаны на экране. Докажите, что записанные вами слова являются однокоренными.
Давайте раскрасим лепесток № 5 нашего цветка:
- красный цвет - в работе не допущено ошибок, работа выполнена аккуратно
- жёлтый цвет - в работе допущено 1 ошибка
- синий цвет - допущено более 2 ошибок.
5. Творческая работа
Тренинг: а сейчас возьмите друг друга за руки и скажите добрые слова, глядя прямо в глаза, используя такие слова:
Самое интересное в тебе...
Самое красивое в тебе...
Хорошо, что ты...
Твоя лучшая черта...
Мне в тебе нравится...
– Легко ли было сказать друг другу добрые слова? Почему?
( да, потому что мы одна дружная семья)
а теперь давайте напишем сенкан:
Скажите, мы достигли цели урока? ( Да, мы смогли ответить на поставленные вопросы)
Расскажите о своих впечатлениях от урока.
Продолжите предложения:
*Было интересно…
*Теперь я могу…
*Мне понравилось…
6 Домашнее задание
Вырастить новые слова: - 1 группа : школа, друг, снег, город, село
- 2 группа: мини сочинение " Для чего на свете доброта?"
Ну что, ребята, нам осталось раскрасить серединку нашего цветка. Раскрасьте его таким цветом, которое вам подсказывает ваше настроение. А теперь вы прикрепите свой цветочек на доску и у нас получился букет из цветов доброты.
7. Заключительное слово учителя.
Добрые сердца – это сады.
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
Так позаботьтесь о своём саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами
Спасибо за урок!