Урок "Истинная красота человека .Прославление материнской любви(по сказке Оскара Уальда «Мальчик-Звезда)»

Про матеріал

Цель урока подвести учащихся к пониманию того ,что истинная красота человека –в гармонии его внешности и внутреннего мира. Побудить задуматься. что красота может нести людям. Прививать интерес к книге, чтению.

Развивать умения работать с текстом, находить нужные цитаты ,решать проблемные вопросы, делать выводы ,выразительно читать ,пересказывать.

Воспитывать любовь к матери, как к главной ценности жизни, основы духовной красоты человека
Перегляд файлу

Тема урока. Истинная красота человека .Прославление материнской любви(по сказке Оскара  Уальда  «Мальчик-Звезда»)

Цели: подвести учащихся к пониманию того ,что истинная красота человека –в гармонии его внешности и внутреннего мира. Побудить задуматься. что красота может нести людям. Прививать интерес к книге, чтению.

   Развивать умения работать с текстом, находить нужные цитаты ,решать проблемные вопросы, делать выводы ,выразительно читать  ,пересказывать.

   Воспитывать любовь к матери, как к главной ценности жизни, основы духовной красоты человека .                   

Оборудование: тексты, мультимедийная доска, иллюстрации к сказке, звёздочки. сердечки, опорные схемы, рисунки детей ,аудиозапись стихотворения, клип.                                   

Ход урока:

 I.Организация класса                    

 II. Актуализация знаний учащихся

 

Знакомство с эпиграфом:

Есть много людей с красивой внешностью,

   которым, однако, нечем похвастаться внутри.

                                                                                                               Джеймс Купер   

 

Учитель:

- Ребята, как вы понимаете это высказывание? Что хотел сказать Дж.Ф.Купер?

 

- О чем мы сегодня поговорим? Какие вопросы вы могли бы предложить для обсуждения?

 

 В чём истинная красота человека?

 

 Что  должна нести миру красота?

 

 Должен ли человек нести ответственность за свои слова и поступки?

 

 Может ли человек с каменным сердцем измениться к лучшему?

 

 Как нужно относиться к самому дорогому  человеку .

 

- Ответы на эти  сложные  вопросы  поможет нам найти сказка  английского писателя  О.Уайльда «Мальчик-Звезда».

 

Учитель .Вы прочитали сказку Д.Уальда  «Мальчик-Звезда», я хочу убедиться .что вы хорошо знаете сюжет .Выполните задание .

 

Работа в парах:

 

Задание: Расставьте  пункты плана в  правильной  последовательности,

 

пронумеруйте их.

. В поисках матери.

. Вознаграждение  за любовь ,доброту .милосердие.

. Встреча с нищенкой.

. Появление Дитя-Звезды в семье лесоруба

. Наказание за жестокость и эгоизм.

. В лесу у Волшебника.

. Бессердечное отношение Мальчика-Звезды ко всем окружающим

 

5. В поисках матери.

7. Вознаграждение  за любовь ,доброту .милосердие.

3. Встреча с нищенкой.

1. Появление Дитя-Звезды в семье лесоруба

4. Наказание за жестокость и эгоизм.

6. В лесу у Волшебника.

2. Бессердечное отношение Мальчика-Звезды ко всем окружающим

 

          (Самопроверка по образцу)

 

Учитель.  Я вижу. что  вы хорошо знаете текст, можно двигаться дальше.

 

   Каждое произведение литературы- это «загадка». И в нём бывает несколько правильных ответов, поэтому каждый из вас вправе высказывать свою точку  зрения, не боясь, что она будет неправильной. Отгадывает «загадки тот ,кто внимательно следит за «подсказками «автора. Одной из подсказок часто бывает название. Сказка  Уальда  называется  «Мальчик-Звезда» .Как вы думаете, какое слово в этом названии самое загадочное?

 

Звезда

 

Почему?

 

Составить ассоциативный куст к этому слову(на изображении звёздочки)

 

                               свет                          загадочность

 

 

       идеал                            неземная красота             таинственность

 

 

                                   добро                           сияние

 

 

 Красота , неземная красота.! А если это красота ,что она должна нести людям?     Итак. мы должны проследить, соответствует ли  мальчик, с которым мы встретились в произведении, понятию «звезда»?

 

 

 -Как же начинается сказка?

 

 

   Красивый лес, лютый  холод, идут два лесоруба ,которые стали свидетелями необычной картины: с неба упала удивительно красивая яркая звезда. Надеясь, что это кусок золота, они подбежали к свёртку и обнаружили ребёнка. одетого в плащ из золотой ткани и янтарное ожерелье на нём

 

 

 

-Что предложил сделать один из них?

 

  (Оставить ребёнка в лесу)

А второй забрал мальчика и принёс к себе в дом

 

-Как отнеслась к этому его жена?( найдите цитату и зачитайте её)

 

-Как вы думаете, у неё действительно «каменное сердце»?

 

-Какой художественный приём использует автор?(Метафору)

 

-Каким же вырос Мальчик-Звезда? Был ли он внешне красивым?(Подтвердите текстом)

 

-А какой художественный приём здесь используется?(Сравнения)

 

-Соответствует ли его внешность поступкам?(Нет,потому что он совершал некрасивые, жуткие поступки)  

 

-Какие же поступки вам показались особенно бесчеловечными? 

     -он смотрит на всех свысока;

     -оскорбляет, называет слугами своих сверстников;

      -швыряет камнями в нищих;

     - дерзок с лесорубом;

     -убил маму белочки;

      -выкалывает глаза кроту;

Несмотря на красивую внешность, мальчик нам неприятен.

 

 

Проблемный вопрос В чём же истинная красота человека?»

 

-Почему мальчик так поступает?

 

(Он ценит только себя, считает себя необыкновенным, родившимся от звезды)

 

-Какие черты в этом проявляются?

Задание в парах:

напишите эти качества на лепестках нарцисса

 (Жестокость,эгоизм.заносчивость.самовлюблённость,грубость,неблагодарность

 

 

Вывод:Мальчика-Звезду нельзя назвать красивым,так как его внешняя красота не соответствует его поступкам

 

А теперь  отдохнём . Физкультминутка

         Встаньте ,дети, улыбнитесь,
         Земле  нашей  поклонитесь

         За счастливый день вчерашний.
         Все вы к солнцу потянитесь,
         Веретенцем покружитесь,

         Раз присядьте, два присядьте.

         И за парты тихо сядьте!

 

-Ребята , а какой эпизод, по-вашему, самый главный в этой сказке ?

 

(Встреча мальчика с матерью)

 

Посмотрите инсценировку этого эпизода

Беседа:

-Как выглядела эта женщина?

 

-Когда мы начинаем догадываться. что перед нами не простая  нищенка. а мать Мальчика- Звезды?

 

-Что испытывала, что чувствовала женщина, когда мальчик швырял в неё камни?

 

-Что означает ужас в её глазах? (Она узнала в мальчике своего сына и ужаснулась, что её сын вырос таким жестоким )

 

-Поверил ли мальчик, что это его мать? ( Да, но испугался, что его мать не Звезда ? Красивым или некрасивым?

 

    В облике внешне красивого человека проступает злоба,  жестокость, и такой человек кажется некрасивым, непривлекательным. О таких людях говорят, что у них непривлекательная внешность.

 

-Как мальчик себя вёл, когда мать умоляла его о любви?

 

-На кого он стал похож после того, как женщина ушла в лес?( зачитать из текста)

 

  Он стал мерзок, как жаба, отвратителен, как гадюка (показать иллюстрацию)

 

-Что понял Мальчик после того, как увидел себя  уродливым? Как он повёл себя?

 

-Какой самый тяжкий грех совершил мальчик? (Отрёкся от матери, обидел её, оскорбил)

 

-Какое наказание он получил за этот грех?

 

Оскорбление, нанесённое  матери, возвращается, теперь он стал мерзок и отвратителен.

 

-Как стали к нему относиться окружающие?

(Он обижал всех, теперь люди и звери платили ему тем же) Ему приходится скитаться, мучиться, страдать, в него бросают камни, он просит кусок хлеба, а ему не дают, ночует под деревом)

 

Учитель.   Мальчик-Звезда отрёкся от самого дорогого человека на Земле, и его звезда угасла, как угасла его душа, в которой не было ни капли тепла, жалости, любви.

 

-Что же сделал Мальчик, чтобы получить прощение у всех, кого обижал? (Помог зайцу освободиться из капкана,3 раза давал нищему монеты. попросил прощение у матери и т. д.)

 

-Как же происходит перевоплощение героя?

 

(Он научился сострадать, сочувствовать, понимать других.)

 

-Как происходит новая встреча с матерью

 

    (он  просит  прощения: «Прости меня ,мама,:» )(см.текст)

 

-Как теперь вы относитесь к мальчику и почему?

 

-Какой вывод можно сделать?

 

Любовь к матери - главная черта человека, стыдиться её- великий грех! Любовь к матери возвеличивает человека.
 

Можно ли теперь Мальчика-Звезду назвать красивым?

 

(Да, потому что он стал и внешне красивым, красивым стал и  его внутренний мир.)

 

Вы видите слова, характеризующие мальчика. Оставьте качества,  благодаря

которым он изменился и стал правителем. Запишите их на лучиках звёздочек, которые лежат перед вами :

         Доброта          любовь     жестокость         гордость          милосердие           эгоизм   

 

щедрость             справедливость           самовлюбленность 

 

 

Теперь мы сможем ответить на проблемный вопрос: «В чём же истинная красота человека?»     

 

Человек красив тогда, когда в нем есть гармония внешности и внутренней красоты, когда у человека сердце не каменное, а  живое, тёплое, доброе, справедливое, когда человек совершает прекрасные поступки, когда он с теплотой и любовью относится к своей маме, ценит её любовь.

Составление кластера:

                      умный               вежливый             добрый

 

помогает бедным               Красивый  человек             не обидит  слабого

 

                  любит своих родителей                  не хвастается

 

         Вот это и есть критерии  истинной  красоты

 

Подводя итог, мы можем составить  синквейн,  характеризующий Мальчика   после преображения (дети составляют его самостоятельно)

Мальчик

Красивый, душевный

Страдает, сопереживает, любит

Духовное возрождение героя сказки

Звезда

-Ребята, входя в класс, каждый снял звёздочку с неба . Вы на ней написали качества, которые цените в Мальчике-Звезде, а значит и в человеке  вообще. Эти качества вы , наверное, хотели бы воспитать в  себе.  Это замечательно!  

-А знаете ли вы, что нужно делать ,когда видите падающую звезду?

-Нужно загадать самое заветное желание , и оно обязательно сбудется
 

У нас сейчас минутка творчества . Возьмите в руки ваши звёздочки, послушайте стихотворение, а последнюю строчку придумайте сами - в ней должно быть ваше желание. Пусть оно будет вашей тайной! Запишите эту строчку на обратной стороне звёздочки

Чтение учеником или учителем стихотворения Алексанра Дольского»Желание»

 

Желание тайное, но я  уверена, что многие из вас закончили так, как поэт ,«чтоб не болела мать», чтоб она долго  жила.

Я бы хотела, чтобы вы всегда откликались на чужую боль, чтобы ваши сердца никогда не стали каменными, чтобы вы всегда с уважением относились к своим родным ,особенно к маме.

Перед вами сердечки. дома  напишите на них пожелания своим мамам, расскажите о своих чувствах  к ним и подарите им эти сердечки.             

  Рефлексия  Вы очень хорошо работали на уроке и ,наверное, многое для себя 

   поняли.         

   Приём »Неоконченное предложение»  

         Мальчик-Звезда наказан за то, что…,но получает прощение ,потому что…

          Прочитав сказку, я понял(а)…

          Я хотел (а) бы воспитать в себе такие качества…,а  избавиться  от…

Наш урок  я хочу  завершити  словами  відомого  українського педагога: «Повага, любов і глибока шана до матері - без цієї святині в серці не можна уявити собі морально чистої, духовно багатої людини

                                 

docx
Додано
29 грудня 2018
Переглядів
3207
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку