урок "Качественные прилагательные"

Про матеріал
Урок-образ позволяет углубить знания учащихся о качественных прилагательных; их значении и употреблении; учить различать имена прилагательные, подбирать антонимы и синонимы к ним; формировать речевую компетенцию учащихся; воспитывать умение работать в группах, чувство коллективизма, развивать орфографическую зоркость; развивать память, внимание, мышление; обогащать словарный запас шестиклассников; воспитывать эстетический вкус, любовь к красоте природы.
Перегляд файлу

         Тема.  Качественные прилагательные.

       Для полного овладения русским языком необходимо общение с   природой.

                                                          К.Паустовский

       Мета:  углубить знания  учащихся о качественных прилагательных;  их значении и употреблении; учить различать имена прилагательные, подбирать антонимы и синонимы к ним; формировать речевую компетенцию учащихся; воспитывать умение работать в группах, чувство коллективизма. развивать орфографическую зоркость; развивать память, внимание, мышление; обогащать словарный запас шестиклассников; воспитывать эстетический вкус, любовь к красоте природы.

      Тип урока: урок усвоения новых знаний.

     Форма урока: урок – образ.

     Оборудование: мультимедийный проектор,  презентация «Качественные прилагательные», мини-учебники.

       Ожидаемые результаты:

           - знание признаков качественных прилагательных;

- умение применять прилагательные этого разряда в речи;

- обогащение словарного запаса;

- расширение кругозора;

- понимание  гармонии и красоты, потребности в прекрасном.

                                                  Ход урока

І. Мотивация учебной деятельности

        Слово учителя.Человек издавна стремится к красоте, к миру природы. Трудно представить себе жизнь без птиц и цветов, звездной дали неба и разнообразия трав. Она стала бы неинтересной и пустой. Ведь недаром вспоминают библейский афоризм: «Не хлебом единым живет человек». Поэтому сегодня у нас необычное свидание, свидание с природой, которая является воплощением красоты. О чем пойдет речь на уроке, вы узнаете, отгадав загадки.

  1. Речевая разминка

1 группа: Колосится в поле рожь

                 Там, во ржи, цветок найдёшь.
                 Ярко-синий и пушистый,
                 Только жаль, что не душистый.  (Василек)

    2 группа: Пробивался сквозь снежок,
                     Удивительный росток.
                     Самый первый, самый нежный,
                     Самый бархатный цветок!  (Подснежник)

    3 група: То фиолетовый, то голубой,
                   Он на опушке встречался с тобой.
                  Названье ему очень звонкое дали,
                  Но только звенеть он сумеет едва ли. (Колокольчик)

Учитель. Так о чем пойдет речь на уроке?   Какой темой можно объединить отгадки?

                                           На столе появляется  букет цветов.

  1. «Круг ассоциаций»

   Итак, цветы. Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

(Красота, праздник, радость, весна, улыбка, чудо, любовь, женщина)

3. Беседа.

- Какой частью речи являются слова, которые подсказали вам отгадки?

- Образуйте прилагательные от этих слов.

          ІІ. Актуализация опорных знаний.

  1.  Блиц-опрос «Верно-неверно»
  • Правда ли, что имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам?
  • Правда ли, что имя прилагательное в предложении является главным членом предложения и отвечает на вопросы кто? и что?
  • Правда ли, что род имен прилагательных зависит от глагола?
  • Правда ли , что имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются?
  • Правда ли, что по падежу существительного можно определить падеж прилагательного?
  • Правда ли, что окончание –ого имеют прилагательные в мужском и среднем роде в родительном падеже?
  • Правда ли, что прилагательные женского рода в род., дат., твор., предл. падежах отвечают на вопрос какой?
  • Правда ли, что прилагательные имеют два лексико-грамматических разряда?

 

  1. Инсценизация.

   Учитель. У нас в гостях герои одной из сказок  Г.К. Андерсена. Давайте послушаем о чем они разговаривают.

Ида. Бедные мои цветочки совсем завяли! Вчера вечером они были такие красивые, а теперь совсем повесили головки! Отчего это? Что же с ними?  (показывает свой завядший букет).

Студент. Знаешь что? Цветы были сегодня ночью на балу, вот и повесили теперь головки!

Ида. Да ведь цветы не танцуют!

Студент. Танцуют! По ночам, когда кругом темно и мы все спим, они так весело пляшут друг с другом, такие балы задают — просто чудо!

Ида. А где танцуют самые красивые цветы?

Студент. Ты ведь бывала за городом, там, где большой дворец, в котором летом живет король и где такой чудесный сад с цветами? Вот там-то и бывают настоящие балы! Две самые красивые розы садятся на трон — это король с королевой. Красные петушьи гребешки становятся по обеим сторонам и кланяются — это камер-юнкеры. Потом приходят все остальные прекрасные цветы, и начинается бал.

Ида. Ах, значит  этой ночью  мои цветочки  вновь отправятся на бал! А детям можно туда?

Учитель. Под музыку  И. Штрауса  я приглашаю вас на бал цветов.

  1. Моделирование текста

   Вставьте подходящие по смыслу прилагательные, определите их падежные окончания.

       В комнату вошла ____________толпа цветов. Впереди шли две_________ розы с ________коронами на головках. За ними шли __________левкои и гвоздики. Музыканты -______________маки и пионы – дули в шелуху от горошка, а__________  ______________

__________ колокольчики и __________________ подснежники звенели,  точно на них были надеты бубенчики. Вот была ____________ музыка! Затем шла______________толпа других цветов, и все они танцевали – и ______________фиалки, и ____________ноготки, и маргаритки, и ландыши.

                             (По Г. Андерсену)

   Слова для справок:  целая, прелестные, маленькими золотистыми, чудесные, крупные, маленькие голубые, беленькие, забавная, целая, голубые, оранжевые

- Прочитайте  авторский текст.

- Сравните с вашим.

- Для чего необходимы прилагательные в речи?  

ІІІ. Восприятие и усвоение учебного материала

         Учитель. Большинство прилагательных, использованных Андерсеном, являются качественными. Почему их так назвали? 

  1. Лингвистическая  лаборатория

       Учитель. Я приглашаю вас в лингвистическую лабораторию.  Чтобы не путать качественные прилагательные с относительными и притяжательными, проведите  исследование. Результат исследовательской работы групп – опознавательные признаки качественных прилагательных.

     1 группа : Сравните однокоренные  качественные прилагательные и подумайте: это разные слова или разные формы одного и того же  слова.

Прелестный цветок –цветок прелестен

Пахучий ландыш – ландыш пахуч

Алый тюльпан – тюльпан ал

Удивительный сад – сад удивителен

Сделайте вывод об особенности качественных прилагательных.

     2 группа:Сравните качественные прилагательные в предложениях. Постоянный или переменный признак  они обозначают? Как может быть выражен этот признак?

По земле идет светлая ночь, расстилает белые простыни.

Сегодня ночь светлее.

Вчера была самая светлая ночь.

3 группа: Вспомните, какие слова называются антонимами.  Можно ли подоборать антонимы к данным качественным прилагательным?

Красивый -

Трудный

Маленький –

       - Сделайте вывод  о результатах исследования.

  1. Презентация результатов работы групп

     1 группа:  Мы должны были сравнить однокоренные качественные прилагательные….В ходе исследования мы пришли к выводу о том, что перед нами формы одного и того же слова, ведь у слов второго столбика нет окончаний. Следовательно, качественные прилагательные могут употребляться  в полной, и в краткой форме.

      2  группа: Мы сравнивали признаки качественных прилагательных в предложениях…. В ходе исследования мы выяснили, что качественные прилагательные обозначают переменный признак предмета, так как он может быть выражен в большей или меньшей степени. Значит, качественные прилагательные  образуют степени сравнения.

 3  группа: Мы подбирали антонимы к качественным прилагательным… В ходе  исследования мы выяснили: качественные прилагательные могут иметь  свою противоположность, то есть антонимы.

    2. «Обрати внимание!»

Учитель. Вы установили основные признаки качественных прилагательных. Обратите внимание на примеры, записанным на слайде, и сформулируйте другие признаки этого лексико-грамматического разряда.

Сладкий

Сладенький

Сладковатый

Очень сладкий

Несладкий

Сладкий-сладкий

 

 ІУ. Закрепление и усвоение учебного материала

  1.     Игра «Передай ход»

1 группа: подбор антонимов

2 группа: перевод на украинский язык

3 группа: подбор синонимов

    Маленький , красивый, злой, радостный, искренний, легкий, вкусный.

  1. Работа в парах.  «Обоснуй мнение!»

     Таня сказала, что прилагательное «стальной» - качественное, так как сталь прочнее дерева,  прилагательное «волчий» - тоже качественное, так как волк сильнее зайца. Права ли Таня?

  1. Релакс-минутка (звучит музыка)

      Закройте глаза. Представьте себе яркое солнышко, зелёный луг, полевые цветы. Вдохните аромат этого луга. Сделайте глубокий вдох, а теперь медленно выдохните.

 Учитель.  Множество легенд и сказаний сложено о цветах и растениях с тех пор, как существует человеческая цивилизация. Грустные и лирические, светлые и радостные, романтические и волшебные… У каждого цветка своё назначение, свой характер, своя история, своя сказка.

  1. Работа в группах.

Задания для всех групп:

- прочитайте текст;

 - сформулируйте одним предложением его тему;

- объясните написание слов с пропущенными буквами;

-  выпишите качественные прилагательные;

- определите их морфологические признаки.

                 Задания для групп:

1 группа: Сделайте  синтаксический разбор выделенного предложения.

2 группа: Просклоняйте выделенное словосочетание.

3 группа: Определите, какой частью речи являются слова в выделенном предложении.

                                                Первая улыбка весны

      Еще лжат снежные сугробы, а на проталинах уже видишь голубые, как небо,  цветочки – маленькие, тихие, нежно пахнущие. И начинает казатся, что именно их, крохотные, но смелые, испугалась зима и сдалась.

       Стынут подснежники на жестоком ветру, одиноко им, неуютно и невдомек, наверное, что это от них вот-вот пустится бежать наутек последний снег…

      Давным-давно, когда на земле только начиналась жизнь и все вокруг было покрыто снегом, одна снежинка, сказывают, будто бы рискнула превратиться в цветок, чтобы своим теплом согреть землю. Больше некому было это делать. И стала она цветком – подснежником. Согрел нежный цветок землю. И на ней появилась жизнь.

                                                 Цветок-радуга

     Когда титан Прометей похитил на Олимпе небесный огонь и подарил его людям,    на земле вспыхнула дивная семицветием радуга – так велика была радость всего живого на свете. Уже и закат отгорел, и день угас, и сонце ушло, а радуга – та по-прежнему светилась над миром, даруя людям надежду. Она не гасла до самого расвета, а когда утром снова вернулось на свое место яркое солнце, там, где грела и переливалась красками разноцветная  радуга, расцвели ирисы…       

    Древние греки дали цветку название по имени богини радуги Ириды. Рассыпалась радуга на мелкие  осколки – вот и зацвели ирисы.

    Три необычные  лепестка с маленькими  прожилками, сложенные в заостренный конус, три других отогнуты книзу, в центре – пушистый комочек,  а по окраске – все цвета радуги! Кому не известен этот простенький, но очаровательный цветок?

                                              Цветок сна и грез

      Чтобы порадовать одинокую и печальную  ноч...,  богиня Флора украсила землю маками.  Цветам были рады все. И только одна Ночь не радовалась – бродила  она, окутав ч...рной  вуалью голову. Пыталась было звездами да жучками-свтлячками ра...еять мрак, и все-таки люди не любили ее. И Ночь попросила Флору: «Подари мне такие цветы, чтобы люди, увидев их, начали бы любить меня…». И тогда Флора подарила ей маки. А стеречь их заставила Морфея – бога сна. Когда Морфей хотел кого-нибудь усыпить, ему стоило только прикснуться к нему головкой мака, и тот засыпал, убаюканный слакими  грезами.

       Вокруг жилища бога простирались густые  заросли цветущих маков, и в каждом из них покоились легкие сны, которые он посылал людям. Сны были самые дивные, ведь лишь в одной только коробочке мака почти тридцать тысяч мелких семян. Именно поэтому мак не остался только цветком грез – он стал еще и символом плодородия.

Учитель. Мир цветов, действительно, удивителен и велик.

 - К какому стилю речи относятся тексты?

- Что помогло авторам  создать такие удивительные картинки?

- Вспомните, как называется выразительное средство, когда с помощью прилагательных можно создать яркую, эмоциональную картину?

- Приведите примеры использования эпитетов в текстах.

  1. Поэтическая разноцветие

     Учитель. Красота цветов - источник вдохновения поэтов. Какие стихи о цветах вам известны? Выразительно прочитайте подготовленные стихотворения, указав качественные прилагательные

  1. Презентация  «Цветы глазами художников»

Учитель. Цветы живут и радуют людей не только в природе, но и в живописи.

         -  Какими видят это чудо природы  художники разных стран?

         - Обратите внимание на оттенки, которые они используют?

Учитель. Нет ничего на Земле поэтичнее и живописнее цветов – этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий.

Цветы, как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие тёплые костры.

 

У. Домашнее задание

На 10-12 баллов: описать свой любимый цветок по аналогии с описанием ромашки из сказки Г.К. Андерсена «Ромашка», используя качественные прилагательные.

На 7-9 баллов: написать сочинение-миниатюру на тему: «Путешествие пчелки», используя качественные прилаательные.

На 4-6 баллов: выписать 6 пословиц с качественными прилагательными.

 

УІ. Подведение итогов урока

  1. Работа в парах

Составление рекламы по языковой теме урока «Качественные прилагательные»

        2. Беседа

- Что дал вам сегодняшний урок?

- Какие знания приобрели?

- Какие задания вызвали интерес?

- Почувствовали ли вы себя увереннее в знаниях и умениях по теме «Имя прилагательное»?

- Помогла ли речевая тема в овладении русским языком?

  1. «Микрофон» 

    Учитель. Если бы цветы стали людьми, какие черты характера были бы им свойственны? Высказывая свое мнение, используйте качественные прилагательные.

 

УІІ.  Взаимооценивание

 

 

docx
Додано
26 березня 2020
Переглядів
761
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку