Урок-конференция Роман И. Тургенева «Отцы и дети». Нигилизм в образе Евгения Базарова.

Про матеріал

Авторский конспект урока на русском языке для 10 класса, который поможет развитию мышления, памяти, умению анализировать, сопоставлять, делать выводы;сформировать правильное представление учащихся о нигилизме; дать развернутое определение «нигилизма";
воспитывать чувства уверенности в себе, сочувствия к ближним.

Перегляд файлу

 

 

                                    УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ ДЛЯ 10 КЛАССА

 

Тема:           Роман И. Тургенева «Отцы и дети». Нигилизм в образе Евгения Базарова.

Цели:    

  • сформировать правильное представление учащихся о нигилизме;
  • дать развернутое определение «нигилизма»;
  • провести анализ образа Базарова;
  • сопоставить его жизненную позицию с определением «нигилизма»;
  • закрепить такие навыки и умения, как запись краткого содержания произведения, составление аннотаций и рецензий;
  • раскрыть содержание произведения, помочь глубоко понять проблематику, тем самым воздействовать на формирование  взглядов и убеждений учащихся;
  • развивать мышление, память, умения анализировать, сопоставлять,  делать выводы;
  • воспитывать чувства, как и уверенности в себе, так и сочувствия к ближним;
  • учить детей коллективному сотворчеству, решению задач сообща;
  • привитие исследовательских навыков при подготовке материала.

 

Материалы к уроку: запись на доске (дата, тема урока), мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, текст романа

Предварительное домашнее задание (распределено по группам):

 

1 группа: “Аннотация. Виды аннотаций ”

 

2 группа: “Рецензия. Виды рецензий ”

 

3 группа: “Определение нигилизма ”

 

4 группа: “ Образ нигилиста Евгения Базарова в романе И. Тургенева «Отцы и дети» ”

 

 

   Всем ученикам в начале урока раздаются аналитические карты урока.

   В течение урока (по мере выступления групп) учащиеся заполняют их, что позволяет максимально включить каждого в процесс обсуждения, получить обратную связь : комментарии по выступлению, вопросы.

                                 Аналитическая карта урока:

 

 

Оценка за выступления

Как я оцениваю свое участие в уроке?

Что нового я узнал?

1 группа

 

 

 

2 группа

 

 

 

3 группа

 

 

 

4 группа 

 

 

 

Я(моя позиция)

 

 

 

        

Структура урока

 

Презентация

 

І. Беседа

 

     Вслед за публикацией романа «Отцы и дети» в журнале «Русский вестник» критик Д. И. Писарев писал: «Читая роман Тургенева, мы видим в нем правду настоящего и в то же время отдаем себе отчет в тех изменениях, которые испытали явления действительности, проходя через сознание художника. Кроме своей художественной красоты, роман замечателен еще тем, что он шевелит ум, наводит на размышления…»

  А главного героя Писарев характеризовал, как человека сильного по уму и по характеру, который составляет центр всего романа.

«Базаров - представитель нашего молодого поколения; в его личности сгруппированы те свойства, которые мелкими долями рассыпаны в массах; и образ этого человека ярко и отчетливо вырисовывается перед воображением читателя». Писарев считает, что Базаров, как эмпирик, признает только то, что можно ощупать руками, увидать глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств. «Базаров ни в ком не нуждается, никого не боится, никого не любит и, вследствие этого, никого не щадит». Критик говорит о Евгении Базарове, как о человеке, беспощадно и с полным убеждением отрицающем все, что другие признают высоким и прекрасным.

ІІ. Эпиграф урока:

      «Создавая Базарова, Тургенев хотел разбить его в прах и вместо того отдал ему полную дань справедливого уважения. Он хотел сказать: наше молодое поколение идет по ложной дороге, и сказал: в нашем молодом поколении вся наша надежда». Критик  Д. И. Писарев.

-  Как вы относитесь к этому высказыванию? Ваше мнение. Почему?

 

ІІІ. Выступление 1 группы: “Аннотация. Виды аннотаций ”.

     Аннотация — это краткое, обобщенное описание (характеристика) текста книги, статьи.

     Перед текстом аннотации даются выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме. Эти данные можно включить и в первую часть аннотации.

   Аннотация в книге обычно состоит из двух частей. В первой части формулируется основная тема книги, статьи; во второй части перечисляются (называются) основные положения.

   Ключ к написанию аннотаций:

 

В книге исследуется (что?)…

Показан (что?)…

Большое место в работе занимает рассмотрение (чего?)…

 

В книге анализируется (что?)…

Главное внимание обращается (на что?)…

 

Используя (что?), автор излагает (что?)…

Отмечается, что…

Подчеркивается, что…

 

В книге дается (что?)…

Раскрываются (что?)…

Описываются (что?)…

Особое внимание уделяется вопросам (чего?)…

 

В книге подробно освещаются (что?)…

Характеризуется (что?)…

Рассматривается (что?)…

 

-  Давайте совместно сложим аннотацию к роману И. Тургенева «Отцы и дети».

- Какова обстановка в стране в момент написания романа? (Реформы; арест Чернышевского, Писарева; развитие науки — Сеченов, Менделеев; обострение противостояния социальных сил.)

- В чем смысл заглавия романа? (Социально-исторический: противостояние двух сил - и общечеловеческий. Впервые упоминание о романе - в письме к Ламберт (1860). Выделяют три этапа написания: август 1860 - август 1861 - создание основного текста; конец сентября 1861 - январь 1862 - внесение многочисленных поправок, вызванных изменениям политической обстановки; февраль - сентябрь 1862 - подготовка романа к печати в «Русском вестнике»).

- Что хотел показать в романе Тургенев? Каков его замысел? (Подъем революционно-демократического движения; новый, зарождающийся тип - нигилизм; критика моральных качеств нигилизма, в частности самомнения; конфликт двух сил: новых (нигилистов) и старых (консерваторов  и либера-лов); семейные проблемы.)

 

ІV. Выступление 2 группы: “Рецензия. Виды рецензий ”.

    Рецензия – это критическое сочинение, письменный разбор, содержащий краткий анализ и оценку литературного произведения компетентным человеком (рецензентом).

    Задача рецензента – оценить произведение, его достоинства и недостатки, что обусловливает высокие требования к автору рецензии. Большое значение имеет объективность рецензии, справедливость оценки ее предмета.

                     Виды рецензий:

 

1) Развернутая аннотация - в ней раскрывается содержание произведения, особенности композиции;

 

2) Небольшая критическая или публицистическая статья (часто полемического характера) - в ней рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем;

3) Эссе - в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование;

 

4) Авторецензия - излагается взгляд автора на свое произведение;

5) Обзор (обозрение) - рецензия, включающая несколько художественных произведений, объединенных по тематическому, сюжетному, хронологическому или другому признаку.

 

- Давайте вместе напишем рецензию на весь роман:

   «Особенностью общественной жизни 60-х годов XIX века являлась идеологическая борьба двух поколений. Евгений Базаров - радикальный разночинец, характер которого формировался в обстановке великих реформ, разрушающих уклад дворянско-крестьянской России. Он не признает сословий, презирает дворянскую культуру, ратует за упорный труд. Его антагонист - Павел Петрович Кирсанов, бывший офицер. Между ними назревает конфликт - конфликт между молодостью, жаждущей перемен, и консерватизмом зрелого возраста...

    Вечная тема отцов и детей, поднятая в одном из самых сильных романов И.С. Тургенева, актуальна и в наше время».

 

V. Выступление 3 группы: “Определение нигилизма ”

        Нигилизм (от лат. «nihil» – ничто) – это отрицание всего культурного наследия прошлого, а также принятых в обществе норм, идеалов, традиций и ценностей. В русской культуре второй половины XIX века нигилистами называли представителей радикального течения - шестидесятников, отрицавших устаревшие социальные устои и моральные ценности крепостнической России, проповедавших материализм и атеизм. Яркий пример такого нигилиста – Евгений Базаров в романе И. Тургенева «Отцы и дети».

- Что вкладывает Тургенев в слово «нигилист»? (За границей так называли русских революционеров. С одной стороны, Тургенев не является сторонником нигилизма, поэтому его отношение к Базарову сложно и неоднозначно. С другой стороны, Базаров как-то не очень «укладывается» в рамки нигилизма, что усиливает его сложность и противоречивость).

VI. Выступление группы №4: “Образ нигилиста  Евгения Базарова в романе И. Тургенева «Отцы и дети» ”

 

    Впервые нигилизм, был представлен в романе Тургенева «Отцы и дети». Этой позиции придерживался Евгений Базаров. Это герой, который не склонялся ни перед какими авторитетами, не принимал ни одного принципа на веру.

    В личной сфере нигилизм Базарова заключался в отрицании им всей культуры чувств и всех идеалов. Базаров отвергал не только те или иные социальные установления и культурные традиции, но именно все то, чем живут люди, все, что их связывает и сближает, все, что ими движет. Базарову нужны другая жизнь и другие люди.

    В отличие от всех дворян Базаров обладал натурой деятеля и борца. Неустанным трудом приобрел он фундаментальные знания в естественных науках. Привыкший полагаться лишь на собственный ум и энергию, Базаров выработал спокойную уверенность в себе. Ощущение его силы невольно передавалось окружающим, даже если она никак не проявлялась внешне. Он сразу ставил себя в оппозицию ко всем людям: “Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе”.

   Опрос учащихся:

- Охарактеризуйте взгляды Базарова-нигилиста (гл. V, X). Что он отрицает?

 - Чем руководствовался в своем отрицании? Конкретны ли его взгляды?

- Базаров занимался естественными науками. Как это связано с   проблематикой романа?

- Определите сильные и слабые стороны нигилизма.

- Как показаны отношения Базарова с народом? Проследите, как они менялись на протяжении романа.

 

VII. Итоги урока.

 

  Учитель предлагает обсудить записи в аналитических картах, задать вопросы.

    В качестве домашнего задания учащимся предложено написать сочинение-рассуждение на одну из тем групп оппонентов:

“Аннотация. Виды аннотаций ”;

 “Рецензия. Виды рецензий ”;

“Определение нигилизма ”;

“ Образ нигилиста Евгения Базарова в романе И. Тургенева «Отцы и дети» ”.

 

1

 

docx
Додано
11 вересня 2018
Переглядів
1475
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку