Урок математики для 3 класса с русским языком обучения. По учебнику Л. Г. Петерсон. Авторский развивающий урок по технологии деятельностного метода обучения.
1
Авторський розвивальний урок.
Токмацька загальноосвітня школа I-III ступенів №5 Запорізької області.
Бончева Валентина Миколаївна.
Урок з математики в 3 класі. Тема «Кратне порівняння чисел».
Початкові класи.
Тема: Кратное сравнение чисел
Цель: 1. Создать условия для самостоятельного открытия учениками обобщенного алгоритма решения задач на кратное сравнение чисел, добиться понимания учащихся различия между разностным и кратным сравнением чисел.
2. Развивать мыслительные операции, математическую речь, творческие способности учащихся.
3. Воспитывать активность учащихся в разных видах деятельности. Поддерживать желание выдвигать гипотезы, проявлять инициативу. Укреплять дружеские отношения в классе.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование: «Карта исследования» (Л.Г.Петерсон «Математика 2 класс часть 3»), план исследований – опорные схемы, набор геометрических фигур, планшетка, таблицы, ноутбук, экран, 30 яблок в пакете, 5 груш на тарелке.
Ход урока:
- Урок я хочу начать стихами:
Я улыбаюсь солнышку (Учитель),
Здравствуй, золотое (Дети).
Я улыбаюсь цветочку
Пусть он растет,
Я улыбаюсь дождику,
Лейся, как из ведра
Друзьям улыбаюсь я,
Желаю им добра.
- Сегодня я хочу подарить вам урок, на котором вы поймете, что трудная работа становится легкой, когда рядом друзья, когда мы одна команда исследователей. Пусть ваши улыбки будут с вами весь урок, и у нас все получится.
Наша любимая царица Математика подготовила для вас карту исследований, составила план исследований.
План исследований:
Применение новых знаний в жизни.
Подбери пропущенные числа
7 + ? → 11-? → 3∙? → 27:? → 9
36 − ? → 24:? →8∙? → 16 + ? → 21 : ? → 7
2 десятка
3 десятка
4 десятка
Самоконтроль (на экране). Таблица 1.
12 4 15 16 18 20
21 24 25 27 28 30
32 35 36 40
- Слаженность в работе нашей команды проверяем ритмическим счетом на 7.
- Мы должны разгадать ключевые вопросы исследования. Некоторые мы уже ставили и знаем на них ответы. Напомнит нам опорная схема и домашнее задание (Опорная схема 1 на экране).
- Составить задачи из жизни на разностное сравнение. Дети рассказывают свои задачи и их решение, делают вывод.
- Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?
Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого от большего вычесть меньшее.
Работа в парах.
-1 вариант расскажет друзьям из 2 варианта правило и наоборот.
Вывод:
- На какие вопросы дали ответы? Фиксируем на доске опорный конспект.
? Знаем:
На сколько больше?
На сколько меньше?
- Практические исследования помогут нам поставить новые жизненно важные вопросы и ответить на них.
- Положите в верхнем ряду 8 ∆,
- в нижнем 2 Ο.
- На сколько ∆ больше, чем Ο ?
- На сколько Ο меньше, чем ∆ ?
Докажите:
- На сколько надо увеличить количество кругов, чтобы их стало столько же, сколько треугольников?
- А во сколько раз?
- Во сколько раз 8 ˃ 2 ?
- Во сколько раз 2 ˂ 8 ?
- Каким действием можно ответить на этот вопрос?
Продолжим исследования по карте.
- Сколько кругов?
- Сколько треугольников?
- Во сколько раз кругов больше?
- Во сколько раз треугольников меньше?
- Каким действием ответим на вопрос?
Читаем хором записи.
Самостоятельное решение задач 2 и 3.
- Какие новые вопросы поставили на уроке?
Вы отвечали на эти вопросы, сравнивая фигуры, потом числа.
А теперь задача из жизни – сюрприз царицы Математики.
Задача.
У нас 30 яблок и 5 груш. Во сколько раз яблок больше, чем груш.
Во сколько раз яблок больше, чем груш?
- Может быть, разложим 30 яблок и 5 груш в ряды, как расположены фигуры в «Карте исследований». Удобно ли так сравнивать?
Дети делают вывод: чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, можно большее число разделить на меньшее.
- Как же узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого?
1. Работа в парах (рассказывают друг другу).
2. Составляем опорную схему к новой задаче. Дети в тетради, один ученик на закрытой доске.
- Я тоже подготовила опорные схемы (на экране опорная схема 2).
- Есть ли что-то новое в моих опорных схемах? (Показала разностное и кратное сравнение на отрезках).
- Что означает эта часть отрезка в разностном сравнении? (На сколько один отрезок длиннее второго).
- Как понимаете графическую модель кратного сравнения? (Показано сколько раз меньший отрезок содержится в большем).
- Фиксируем открытие в опорной схеме на доске.
Сравнение
Знаем Узнали
Разностное сравнение Кратное сравнение
- :
Составить и решить задачи по таблице 2 (на экране).
№2 (в карте исследований).
Физкультминутка о дружбе.
1. Команда успешно справилась с исследованиями и допущена к решению школьной задачи. №3
Стульев – 32
Столов – 4 во ? раз
4 □ 32
□ 8 32
4 8 □
Дети составляют обратные задачи, записывают их решение.
Составляем задачу, в которой нужно найти это значение.
- Сколько обратных задач можно составить к данной задаче?
Задачу на разностное сравнение решаем устно.
Составить задачи из жизни на кратное сравнение.
Дети составляют задачи и устно их решают.
- Какие новые вопросы поставили?
- Как на них ответили?
- Что помогло нам справиться с исследованиями?
- Как новое открытие поможет нам в жизни?
- Оцени свою деятельность на уроке.
Домашнее задание.
Используя опорную схему, составить задачу из жизни на кратное сравнение. Записать ее решение.
Высокий уровень трудности.
К задаче на кратное сравнение составить обратные задачи.
Материалы к уроку
Опорная схема 1
Опорная схема 2
Таблица 1
Таблица 2
Таблица 3