Урок "Кратное сравнение чисел"

Про матеріал

Урок математики для 3 класса с русским языком обучения. По учебнику Л. Г. Петерсон. Авторский развивающий урок по технологии деятельностного метода обучения.

Перегляд файлу

1

 

Авторський розвивальний урок.

 

Токмацька загальноосвітня школа I-III ступенів №5 Запорізької області.

 

Бончева Валентина Миколаївна.

 

Урок з математики в 3 класі. Тема «Кратне порівняння чисел».

 

Початкові класи.

 

 

Тема:  Кратное  сравнение чисел

 

Цель: 1. Создать условия для самостоятельного открытия учениками обобщенного алгоритма решения задач на кратное сравнение чисел, добиться понимания учащихся различия между разностным и кратным сравнением чисел.

2. Развивать мыслительные операции, математическую речь, творческие способности учащихся.

3. Воспитывать активность учащихся в разных видах деятельности. Поддерживать желание выдвигать гипотезы, проявлять инициативу. Укреплять дружеские отношения в классе.

 

Тип урока: урок открытия нового знания.

 

Оборудование: «Карта исследования» (Л.Г.Петерсон «Математика 2 класс часть 3»), план исследований – опорные схемы, набор геометрических фигур, планшетка, таблицы, ноутбук, экран, 30 яблок в пакете, 5 груш на тарелке.

 

Ход урока:

  1. Самоопределение деятельности.

- Урок я хочу начать стихами:

Я улыбаюсь солнышку (Учитель),

Здравствуй, золотое (Дети).

Я улыбаюсь цветочку

Пусть он растет,

Я улыбаюсь дождику,

Лейся, как из ведра

Друзьям улыбаюсь я,

Желаю им добра.

- Сегодня я хочу подарить вам урок, на котором вы поймете, что трудная работа становится легкой, когда рядом друзья, когда мы одна команда исследователей. Пусть ваши улыбки будут с вами весь урок, и у нас все получится.

Наша любимая царица Математика подготовила для вас карту исследований, составила план исследований.

План исследований:

  1. Точность устных вычислений. Секретные коды.
  2. Ключевые вопросы исследования.
  3. Практические исследования, постановка новых вопросов, «открытие нового».
  4. Разработка опорной схемы и ее применение.
  5. Решение школьной задачи и составление обратных задач.
  6. Сравнение отрезков двумя способами.

Применение новых знаний в жизни.

  1. Устные упражнения.

Подбери пропущенные числа

7 + ? → 11-? → 3∙? → 27:? → 9

36 − ? → 24:? →8∙? → 16 + ? → 21 : ? → 7

  1. Актуализация опорных знаний.
    1. Чтобы нашей команде разрешили приступить к исследованиям, нужно разгадать секретные коды – записать значения табличных произведений.

2 десятка

3 десятка

4 десятка

Самоконтроль (на экране). Таблица 1.

12  4  15  16  18  20

21  24  25  27  28  30

32        35  36        40

  1. Ритмический счет на 7.

- Слаженность в работе нашей команды проверяем ритмическим счетом на 7.

  1. Проверка домашнего задания.

- Мы должны разгадать ключевые вопросы исследования. Некоторые мы уже ставили и знаем на них ответы. Напомнит нам опорная схема и домашнее задание (Опорная схема 1 на экране).

- Составить задачи из жизни на разностное сравнение. Дети рассказывают свои задачи и их решение, делают вывод.

- Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?

Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого от большего вычесть меньшее.

Работа в парах.

-1 вариант расскажет друзьям из 2 варианта правило и наоборот.

Вывод:

- На какие вопросы дали ответы? Фиксируем на доске опорный конспект.

                 ?                               Знаем:

                                    На сколько больше?

                                    На сколько меньше?

 

  1. Фиксация затруднений в индивидуальной деятельности, выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения.

- Практические исследования помогут нам поставить новые жизненно важные вопросы и ответить на них.

- Положите  в верхнем ряду 8 ∆,

- в нижнем 2 Ο.

- На сколько ∆ больше, чем Ο ?

- На сколько Ο меньше, чем ∆ ?

Докажите:

- На сколько надо увеличить количество кругов, чтобы их стало столько же, сколько треугольников?

- А во сколько раз?

- Во сколько раз 8 ˃ 2 ?

- Во сколько раз 2 ˂ 8 ?

- Каким действием можно ответить на этот вопрос?

Продолжим исследования по карте.

- Сколько кругов?

- Сколько треугольников?

- Во сколько раз кругов больше?

- Во сколько раз треугольников меньше?

- Каким действием ответим на вопрос?

Читаем хором записи.

Самостоятельное решение задач 2 и 3.

- Какие новые вопросы  поставили на уроке?

Вы отвечали на эти вопросы, сравнивая фигуры, потом числа.

А теперь задача из жизни – сюрприз царицы Математики.

Задача.

У нас 30 яблок и 5 груш. Во сколько раз яблок больше, чем груш.

Во сколько раз яблок больше, чем груш?

- Может быть, разложим 30 яблок и 5 груш в ряды, как расположены фигуры в «Карте исследований». Удобно ли так сравнивать?

Дети делают вывод: чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, можно большее число разделить на меньшее.

  1. Реализация построенного проекта. Фиксирование нового способа действий в речи, в знаках с помощью эталона.

- Как же узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого?

1. Работа в парах (рассказывают друг другу).

2. Составляем опорную схему к новой задаче. Дети в тетради, один ученик на закрытой доске.

- Я тоже подготовила опорные схемы (на экране опорная схема 2).

- Есть ли что-то новое в моих опорных схемах? (Показала разностное и кратное сравнение на отрезках).

- Что означает эта часть отрезка в разностном сравнении? (На сколько один отрезок длиннее второго).

- Как понимаете графическую модель кратного сравнения? (Показано сколько раз меньший отрезок содержится в большем).

- Фиксируем открытие в опорной схеме на доске.

Сравнение

Знаем                                                         Узнали

Разностное сравнение                                Кратное сравнение

-                                                                       :

 

  1. Первичное закрепление знаний с проговариванием во внешней речи.

Составить и решить задачи по таблице 2 (на экране).

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по опорным схемам.

№2 (в карте исследований).

Физкультминутка о дружбе.

  1. Включение в систему новых знаний и повторение.

1. Команда успешно справилась с исследованиями и допущена к решению школьной задачи. №3

  1. Прочитай задачу и представь, о чем в ней говорится.
  2. Выдели ключевые слова и составь краткую запись
  3. По краткой записи объясни числа задачи и вопрос.
  4. Что достаточно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
  5. Можно сразу ответить на вопрос задачи, каким арифметическим действием решим задачу?

Стульев – 32

Столов – 4   во ? раз

  1. Составьте обратные задачи к задаче на кратное сравнение. Нам поможет таблица 3 на экране.

  1. Выписываем числа задачи и объясняем каждое число:

4    32

  1. Делаем одно из данных чисел неизвестным.

  8  32

4   8 

Дети составляют обратные задачи, записывают их решение.

Составляем задачу, в которой нужно найти это значение.

- Сколько обратных задач можно составить к данной задаче?

Задачу на разностное сравнение решаем устно.

  1. Сравнение данных отрезков двумя способами – разностным и кратным сравнением. Соотношение с графической схемой на опорной схеме 2.
  2. Применение новых знаний в жизни.

Составить задачи из жизни на кратное сравнение.

Дети составляют задачи и устно их решают.

  1. Этап «Рефлексия деятельности».

- Какие новые вопросы поставили?

- Как на них ответили?

- Что помогло нам справиться с исследованиями?

- Как новое открытие поможет нам в жизни?

- Оцени свою деятельность на уроке.

 

Домашнее задание.

Используя опорную схему, составить задачу из жизни на кратное сравнение. Записать ее решение.

Высокий уровень трудности.

К задаче на кратное сравнение составить обратные задачи.

 

Материалы к уроку

Опорная схема 1

 

Опорная схема 2

Таблица 1

 

Таблица 2

Таблица 3

 

doc
Додано
27 березня 2018
Переглядів
3427
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку