Урок "Культура Русі-України кінецьХ - перша половина ХІ ст"

Про матеріал
Матеріал сприяє формуванню знань про розвиток культури Русі-України: писемність, літератури, архітектуру. Розвиває вміння аналізувати історичні факти на основі історичних джерел. Характеризувати памятки культури.
Перегляд файлу

Тема: Культура Руси-Украины конец Х – первой половины ХI веков. Возникновение и развитие языка и письменности. Школы. Архитектура. Живопись. Музыка.

Цель: формировать знания о развитии культуры Руси-Украины: письменности, образования, литературы, архитектуры; развивать умение анализировать исторические факты на основе источников информации, давать характеристику памятникам культуры, определять их значение; формировать эстетический вкус, потребность в сохранении памятников культуры.

Основные понятия: культура, литература, летописание, кириллица, архитектура, фреска, мозаика, икона.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки для чтения на старославянском, таблица «Открой окошко» , запись колокольных звонов.

Ход урока

I Организационный момент

II Актуализация опорных знаний учащихся

Таблица «Открой окошко»:

Князья Руси-Украины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАГАДКИ:

 

  1. Последние потомки Кия.

Они останутся в веках.

Пусть много споров вызывает имя,

Пусть мало сведений в учебниках.

     (Аскольд и Дир)

 

  1. Он с севера пришел на Киевский престол

И заслужил в народе уваженье.

Немало сложено о нем легенд,

В них к имени приставку Вещий получил он.

      (Олег)

 

  1. Известный муж и храбр, и смел,

Но жадности своей поддался.

И от своих бесправных дел

В земле древлянской навсегда остался.

      (Игорь)

 

  1. Не князь, но мудрые дела с премудростью

По всей стране вершились.

И недруги не зря страшились,

Хоть месть и горяча была.

      (Ольга)

 

  1. Он по призванью был воякой,

Крепыш, силач, висящий чуб.

Болгарию он покорил отвагой

И Византия на него имела зуб.

Он много времени провел в боях,

А дни закончил в наших он краях.

      (Святослав)

 

  1. Великий внук мудрейшей бабки,

Не посрамил Отечества.

С тех пор златые купола

Под нашим солнцем светятся.

      (Владимир)

 

  1. Завет отца не он нарушил,

Он государство сохранил

И многих знатных самодержцев

На дочерях своих женил.

    ( Ярослав)

 

 

III Мотивация учебной деятельности

Слово учителя.

Конец X – первая половина XI века являются периодом наивысшего расцвета Киевской Руси. Связано оно с княжением Владимира Великого и Ярослава Мудрого. При их правлении Русь становится единым государством, укрепляются границы, развивается хозяйство, расширяются связи с другими государствами. Эти факторы создают благоприятные условия для развития культуры.

А поскольку понятие культура включает в себя совокупность духовных и материальных ценностей, то со знакомства с духовными ценностями мы и начнем наш урок.

 

IV Изложение и восприятие учебного материала

  1. Возникновение и развитие славянской письменности.

Одной из главных духовных ценностей народа является его язык, речь.  А самый верный способ ее развить, изучить, сохранить – иметь возможность ее записать.

Где и благодаря кому мы с вами научились читать и писать?  Помогли нам в этом в школе учителя. Но учителя бывают не только у отдельных людей, но и у целых народов. Кого называют  учителями славянскими мы сейчас и узнаем.

 

Презентация «Святые братья Кирилл и Мефодий»

Дополнительная информация

Из жизнеописаний святых Кирилла и Мефодия мы узнаем, что братья были родом из македонского города Солуни. Теперь этот город называется Салоники. Мефодий был старшим из семи братьев, а младшим был Константин. Имя Кирилл он получил при пострижении в монашество уже перед самой кончиной. Отец Мефодия и Константина занимал высокий пост помощника управителя города. Есть предположение, что мать их была славянкой, потому что братья с детства знали славянский язык так же хорошо, как и греческий.

Будущие славянские просветители получили прекрасное образование и воспитание. Константин с младенчества обнаружил необычайные умственные дарования..

Слух о даровитости Константина достиг Константинополя, и тогда он был взят ко двору, где учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии. Учился он философии, риторике (ораторскому искусству), математике, астрономии и музыке, изучал античную литературу. Константина ожидала блестящая карьера при императорском дворе, богатство и женитьба на знатной красивой девушке. Но он предпочел удалиться в монастырь «на Олимп к Мефодию, брату своему, — говорит его жизнеописание, — начал там жить и беспрестанно творить молитву Богу, занимаясь только книгами».

  Однако Константину не удавалось подолгу проводить время в уединении. Как лучшего проповедника веры и защитника православия, его часто посылали в соседние страны для участия в диспутах с иноверными. Поездки эти были весьма успешными для Константина. Однажды, путешествуя к хазарам, он посетил Крым. Крестив до двухсот человек и взяв с собою отпущенных на свободу пленных греков, Константин возвратился в столицу Византии и стал там продолжать свои ученые труды.

Константин с детства мечтал об уединенной молитве и книжных занятиях. Вся его жизнь была наполнена частыми трудными поездками, тяжелыми лишениями и очень напряженной работой. Такая жизнь подорвала его силы, и в сорок два года он сильно заболел. Предчувствуя свой близкий конец, он принял монашество и переменил свое мирское имя Константин на имя Кирилл. Скончался 14 февраля 869 года в Риме. Погребен в церкви Святого Климента.

Перед смертью Кирилл говорил брату: «Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору». Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения и поношения, он продолжал великое дело — перевод на славянский язык священных книг, проповедь православной веры и крещение славянского народа. В апреле 885 года он скончался.

Кирилл и Мефодий прославляются как просветители славян во всем христианском мире. Память их празднуется 24 мая. Этот день особенно торжественно отмечается в Болгарии. Там совершаются праздничные шествия с буквами славянской азбуки и иконами святых братьев.

 

Работа с историческим источником

 

Из «Повести временных лет»

О создании Кириллом и Мефодием славянского алфавита

Когда славяне жили уже крещеными, князья их Ростислав, Святополк и Коцел послали к царю Михаилу, говоря: «Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы нас наставил и поучал нас и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам истолковать слова книжные и смысл их». И уговорил их царь (Кирилла и Мефодия), и послал их в Славянскую землю. Когда же (братья эти) пришли, — начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостола и Евангелие. Затем перевели Псалтырь и Октоих и другие книги. Некие же стали хулить славянские книги, говоря, что «ни одному народу не следует иметь свою азбуку, кроме евреев, греков и латинян, согласно надписи Пилата, который на кресте Господнем написал (только на этих языках)». Услышав об этом, Папа римский осудил тех, кто хулит славянские книги, сказав так: «Пусть все народы восхвалят величие Божие, поскольку Дух Святой дал им говорить».

 

Из «Сказания о письменах» Черноризца Храбра

О письменности у славян

«Прежде славяне не имели книг, но чертами и резами считали и гадали, будучи язычниками. Крестившись же, римскими и греческими письменами писали словенскую речь без устроения…»

 

  1. О каких трудностях, связанных с непониманием греческого и латинского языка, говорят славянские князья?
  2. Как были восприняты переводы церковных книг на славянский язык? Чем было вызвано это недовольство?
  3. Какую надпись Пилата имели в виду гонители славянской письменности?
  4. Чем руководствовался Папа Римский, разрешая переводы на славянский язык?
  5. Была ли возможность у славян писать еще до появления собственной азбуки?

 

 

В IX веке у славян появились сразу две азбуки. Одна получила название глаголицы, а другая кириллицы. Они очень отличаются друг от друга. В кириллице буквы имеют более простую и ясную для нас форму. Именно кириллица явилась основой и нашего алфавита. Само слово «азбука» произошло по названию первых двух букв кириллицы: Аз и Буки.

Глаголица была распространена среди западных славян, но постепенно почти везде ее вытеснил латинский алфавит. Самые древние книги, написанные глаголицей, дошли до нас из XI века.

       Образцом для написания букв кириллицы послужили знаки греческого уставного алфавита. Первые книги на кириллице также написаны уставом. Устав — это такое письмо, когда буквы пишутся прямо, отдельно одна от другой и нет промежутка между словами.

Письменность русскими была воспринята от соседней Болгарии — страны, принявшей крещение на сто с лишним лет раньше Руси. О том, что письменность проникла на Русь до принятия христианства, то есть до 988 года, свидетельствуют договоры князей Олега и Игоря с греками. В них упоминается о письменных завещаниях русских, о текстах, написанных на двух языках, об Иване — переписчике и переводчике.

После принятия христианства русские переняли от болгар и все богатство славянской письменности. В Болгарии уже были славянские церковные книги. В то время древнеболгарский и древнерусский языки были столь близки, что переводить болгарский на русский не было необходимости. Болгарские книги просто переписывались и употреблялись в храмах Киева и других городов Древней Руси.

Древнейшая из дошедших до нас древнерусских книг, написанных кириллицей, — Остромирово Евангелие 1057 года. Это Евангелие хранится в Санкт-Петербурге в Российской Национальной библиотеке.

       Кириллица просуществовала практически без изменения до времен Петра Великого, при котором были внесены изменения в начертания некоторых букв, а одиннадцать букв были исключены из алфавита. Новый алфавит стал  проще и более приспособлен к печатанию различных гражданских деловых бумаг. Он так и получил название «гражданский».

В 1918 году была проведена последняя реформа алфавита, и кириллица потеряла еще четыре буквы: ять, и (i), ижицу и фиту.

 

 

Практическая работа: Чтение на церковно-славянском языке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

От культуры духовной переходим к культуре материальной. Для этого поиграем в игру.

 

Игра «Да - нет»

Правила: учитель загадывает слово, понятие и т.д. Ученики, чтобы отгадать его, задают наводящие вопросы на которые учитель может ответить либо «да», либо «нет».

Вопрос: этот предмет в старину был редок и сильно ценился. Сейчас он окружает нас повсюду. Он очень полезен, если уметь им пользоваться. Что это?

Ответ: книга.

 

  1. Книги. Библиотеки. Школы. Литература.

 

Презентация «Древнерусская рукописная книга»

 

Дополнительная информация.

Печатать книги на Руси начали немногим более четырех веков назад. А рукописные книги появились в нашем Отечестве в связи с распространением христианства, то есть более десяти столетий назад. Если древнерусское язычество было бескнижным, то для совершения церковной службы в православном храме обязательно требовались книги.

Поначалу книги привозились из православных стран — Византии и Болгарии. Затем их стали писать и на Руси. В "Повести временных лет" говорится, что великий князь Ярослав Мудрый собрал книгописцев многих, которые переводили с греческого на славянский язык, и написали множество книг.

При храмах и монастырях создавались первые русские библиотеки и школы. При монастырях же обучались искусству переписывания книг, которые требовались для новых монастырей, церквей и библиотек. Среди древнерусских книгописцев были, конечно, не только переписчики, но и писатели. Они записывали народные предания, описывали происходящие вокруг события, писали свои сочинения. В монастырях зародилось и русское летописание.

Исследователи древнерусской книги установили, что в княжеских и церковных библиотеках находились сотни и тысячи рукописных книг. Но большинство из них, к сожалению, не сохранились. Многие древние рукописи погибли во время монголо-татарского нашествия на Русь и по разным причинам — в последующие столетия. Очень много старинных книг было утрачено уже в нынешнем столетии.

В Древней Руси огромное количество книг погибло в пожарах, которыми часто сопровождались вражеские набеги и междоусобицы. В лучшем положении были те рукописи или печатные издания, которые хранились в каменных соборах. Сейчас сохранившиеся древнерусские книги хранятся в архивах, музеях и библиотеках. Каждая из них имеет свой шифр, чтобы ученым было легче искать ее и ссылаться на нее.

От XI века, когда жили великие князья Владимир Красное Солнышко и Ярослав Мудрый, сохранилось чуть более двух десятков книг. Среди дошедших до нас книг — Евангелия  несколько богослужебных книг, жизнеописания святых и сочинения церковных писателей.

Всего от XI — XIII веков до нашего времени осталось около пятисот рукописей. Большинство из них — книги для совершения церковных служб. Почти все они написаны не на бумаге, а на пергамене (пергамен, или пергамент — это специально выделанная для письма телячья кожа).

На книгах часто делались записи и пометки, по которым можно определить автора сочинения, или переписчика, или владельца книги, время написания и даже узнать о событиях, не относящихся к содержанию книги. Рукопись, дошедшая до нас из глубокой древности, сама является свидетелем той эпохи, когда она была создана. Поэтому рукописные книги Древней Руси всегда будут неисчерпаемым источником для изучения истории народа, его языка, литературы и искусства.

 До изобретения печатного станка все книги были рукописными. Писались они в ту пору на пергаменте, а иногда на бересте, уставом   или полууставом птичьими перьями. Начало каждой главы в книге – ее заглавие и первые строки текста – выписывались киноварью - красной краской, а иногда золотились, украшались многоцветными инициалами. С тех пор в нашем языке и осталось понятие «красная строка».

Книга тщательно переплеталась. Обложки были деревянные, обтянутые кожей.  Прочтешь книгу от начала до конца и поймешь, откуда появилось выражение «прочитать книгу от доски до доски». Обрез книги красился или золотился, а книга, как шкатулка с драгоценностями, застегивалась на медные фигурные застежки. Это предохраняло ее от сырости, жучков-точильщиков, случайных повреждений. Книги хранились в специальных книгохранилищах монастырей, царских и княжеских палат, в подклетях боярских, купеческих и крестьянских домов. В XIX — начале XX веков, когда очень вырос интерес к истории Руси, стали создаваться специальные древлехранилища.

Летописи свидетельствуют, что на Руси в церквях «клети исполнены книгами», в кельях монастырей «ничего не видно, кроме икон и книг», а в каждом боярском тереме есть «крестовая палата», а в ней под иконами-образами - книги.

Писали книги специально обученные переписчики или очень грамотные и образованные люди  Переписывание книг на Руси считалось очень почетным занятием. Высокие духовные лица, монахи, князья и княгини посвящали свое свободное время такой переписке.  Древнейший центр составления и переписки книг – Киево-Печерский монастырь.  С появлением на Руси писчей бумаги в конце XIV века большая часть самых ценных и необходимых книг была скопирована. Бумага для письма была дешевле пергамента и удобнее, чем береста. Поэтому в более поздние времена на пергаменте выполняли только очень ценные книги, в основном необходимые для церковного обихода: Евангелие, Апостол, а также синодики или летописи, передававшиеся из рода в род. Специальные палаты для переписки и оформления книг теперь называются скрипториями. И в настоящее время в старообрядческих скитах, которые находятся в горах и в лесах, имеются современные скриптории, в которых переписываются и переплетаются книги по всем правилам древности.

Древнейший писатель, имя которого нам хорошо известно, Нестор-летописец — автор первой истории русского государства – Повести временных лет. 

       Ученые очень дорожат древними рукописными книгами. Организуются экспедиции по старинным деревням и монастырям в поисках интересных находок. Такие экспедиции называются археографическими, а ученые, занимающиеся поиском, изучением и описанием древних книг, — археографами.

Книги писались и хранились в церквях, монастырях, княжеских палатах. А из чего они были построены и какой вид имели?

3.Архитектура. Живопись.

Презентация «Из чего строили на Руси»

Дополнительная информация.

В древние времена на Руси строили в основном из дерева — материала достаточно прочного, удобного в обработке и доступного.

Первая каменная церковь на Руси, Успения Божией Матери (Десятинная), была построена в Киеве в конце X в. по указанию князя Владимира Красное Солнышко. Во времена монголо-татарского нашествия Десятинная церковь была разрушена.  А знаменитая Киевская София, возведенная несколькими десятилетиями позже, сохранилась до наших дней.

Оба храма были построены византийскими мастерами из привычной для них плинфы — большого плоского кирпича размером 40х30x3 см. Раствор, соединяющий ряды плинфы, представлял собой смесь извести, песка и толченого кирпича. Красная плинфа и розовый раствор делали стены византийских и первых русских храмов нарядно-полосатыми.

Хорошие мастера уделяли качеству раствора особое внимание, добавляя золу, толченый уголь, рубленый лен, молоко и даже растительное масло.

Строили из плинфы в основном на юге Руси. На севере же, в далеком от Киева Новгороде, предпочитали камень. Правда, арки и своды выкладывали все-таки из кирпича. Новгородский "серый плитняк" — природный грубый валун. Из него без всякой обработки клали стены.

 

Основные элементы строительной конструкции, получившие широкое распространение в храмовой архитектуре — арка, свод и купол. На Руси они стали известны благодаря Византии и послужили основой для всех каменных сооружений  — дворцов, храмов и крепостей.

Конструкция арки очень простая: две опоры и перекинутая между ними каменная дуга. Если несколько арок поставить вплотную друг за другом, образуются две стены и свод. А если арку повернуть вокруг своей оси, получится купол. 

Особенность сводчатых построек — очень толстые стены. Даже невысокие каменные палаты имели стены толщиной до 2 м. Ведь свод давит на стены не только вертикально, но и в стороны, словно пытается их опрокинуть. Для укрепления стен приходилось строить контрфорсы — дополнительные наружные подпорки. Использовались также "связи" — деревянные или металлические балки, стягивающие противоположные стены.

Любое каменное сооружение средневековья было похоже на крепость и в случае необходимости заменяло ее. Даже небольшие щелевидные оконца, сделанные таковыми, чтобы не ослабить стену, напоминали бойницы. В 1240 г., когда татары ворвались в Киев, последние защитники города укрылись за стенами Десятинной церкви. Татары подкатили стенобитные машины и разрушили храм. Под его обломками погибли сотни киевлян.

 

Церковь Успения Божией Матери в Киеве, построенная в 991 – 996 гг. греческими мастерами, получила название Десятинной потому, что князь Владимир повелел десятую часть своих доходов отдавать на устроение этого храма. Это был первый памятник монументальной архитектуры Киева: трехнефная шестистолпная крестово-купольная церковь с галереями имела внушительные размеры: 42 м в длину и 34 м в ширину.

Десятинная церковь была построена из плинфы – кирпичей, употреблявшихся византийскими зодчими (по форме близких к квадрату, со стороной до 31 см, толщиной от 2 до 4 см). Для ее строительства использовали светло-желтую плинфу, толщиной всего в два с половиной сантиметра. При раскопках Десятинной церкви были обнаружены кирпичи с клеймами не только греческих, но и русских мастеров.

В течение X – XI вв. на Руси применяли кладку со скрытыми рядами кирпичей, при которой на фасад выходили не все ряды кирпичей, а лишь через ряд, а промежуточные ряды были «утоплены» в стену и снаружи покрыты раствором. Этот технический прием давал и художественный эффект: создавалась нарядная полосатая поверхность стен.

Внутренний вид Десятинной церкви поражал сложной организацией пространства, богатством и красочностью отделки. Найденные при археологических раскопках фрагменты мозаичного пола, покрытые глазурью осколки керамических плиток, куски штукатурки с фресковой росписью позволили ученым утверждать, что Десятинная церковь по богатству отделки не уступала византийским храмам. Нет возможности реконструировать роспись церкви, известно только, что в центральной апсиде было изображение Божией Матери.

На протяжении нескольких десятилетий (до строительства Софийского собора) Десятинная церковь оставалась самым значительным храмом Руси. Церковь была разрушена в 1240 г. при нашествия Батыя. Во время археологических раскопок в 1908 г. был обнаружен фундамент Десятинной церкви.

Софийский собор в Киеве– знаменитый памятник древнерусского зодчества, поражавший своих современников размерами, красотой форм и внутреннего убранства, был заложен в 1037 г. по указанию великого князя киевского Ярослава Мудрого в честь победы над печенегами.

Собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм, окруженный с юга, запада и севера галереями. Для его архитектуры характерны триумфальность и праздничность. Софийский собор был тринадцатикупольным (а некоторые исследователи считают, что куполов было 25), в дальнейшем он подвергся серьезной перестройке, и число куполов уменьшилось. Остались прежними основные размеры внутри здания – 37 х 55 метров и высота 29 метров. В значительной степени сохранился внутренний интерьер храма.

Собор Святой Софии в Киеве – древнейший из памятников, который сохранил монументальную живопись домонгольской Руси: 260 квадратных метров мозаики и около 3000 квадратных метров фресок.

Мозаика – это рисунок или узор, составленный из кусочков разноцветных натуральных камней, смальты, керамики и других материалов. Для мозаичных работ в Софийском соборе использовали смальту – небольшие кусочки окрашенного стекла. Кубики смальты (средний размер 1 кубический сантиметр) вдавливались непосредственно на стене в сырую штукатурку. Смальта со временем не теряет первоначальной свежести красок, хорошо отражает солнечный свет, наполняя храм цветовыми переливами, подобно мерцанию драгоценных камней. Ученые насчитали в мозаичной палитре собора Святой Софии 177 оттенков.

В главном куполе собора размещено мозаичное поясное изображение Христа Вседержителя, заключенное в медальон. Суровый Пантократор будто обозревает землю с небес, вокруг Него – четыре фигуры архангелов, из которых в первоначальной мозаике сохранилась только одна — в голубом одеянии (остальные дописаны М. Врубелем в 1884 г.). В апсиде Софии Киевской изображена фигура Богоматери Оранты, высота которой достигает 5 метров. Современники назвали ее Нерушимой Стеной. Нигде больше на русской земле не сохранились храмы, украшенные мозаиками, выложенными из смальты и природного камня.

Фрески менее долговечны, чем мозаики, однако они также устойчивы к разрушительному воздействию времени. Фреска – это живопись разведенными на воде красками, которые наносятся на сырую штукатурку. В старину рецепты составления красок хранились в секрете и передавались от мастера к ученику. На протяжении столетий фресковые росписи древнерусских церквей не выцветали. Фрески домонгольского времени отличаются торжественной монументальностью и выполнены в византийских традициях.

В храме Святой Софии в Киеве в одной из апсид располагается фреска, повествующая об истории жизни Богоматери. Среди фресок сохранилось несколько изображений светского содержания, например групповой портрет семьи великого князя киевского Ярослава Мудрого.

С Софией Киевской связаны многие события политической, общественной и культурной жизни Древней Руси. Здесь находилась резиденция митрополита киевского, проходили церемонии «посажения на великокняжеский престол», заключались договоры между князьями. Здесь находилась первая на Руси библиотека, одна из первых школ и мастерская по переписке и художественному оформлению книг

  1. Музыка.

С введением христианства, в Киевской Руси распространяется особый вид музыкального искусства – колокольный звон.

Прослушивание колокольных звонов Киево-Печерской Лавры.

V Обобщение и систематизация знаний

Что нового о Киевской Руси вы узнали на уроке? О чем из услышанного вам хотелось бы узнать подробнее? Что вы для этого сделаете?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комунарский районный отдел образования

Запорожская общеобразовательная школа № 84

 

 

 

 

 

Урок на конкурс «Учитель года»

Тема: «Культура Киевской Руси конец X – первой половины XI века. Возникновение и развитие письменности. Школы. Архитектура. Живопись. Музыка»

7 класс

 

 

 

Подготовила: Еремина Елена Евгеньевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Запорожье 2010

doc
Додано
12 березня 2019
Переглядів
1217
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку