Бинарный урок литературы и математики по творчеству М.Ю.Лермонтова
6 класс
Тема: Лермонтов – поэт и математик
Цель: обобщить представление учащихся о разнообразии талантов М.Лермонтова – поэтическом и математическом
Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний, умений и навыков.
Задачи:
1) совершенствовать умение учащихся анализировать поэтический текст на примере стихотворений М.Лермонтова, продолжить отработку навыков художественного чтения поэтического произведения;
2) учить применять математические методы для анализа поэтического произведения.
3) коррегировать и развивать устную монологическую и диалогическую речь учащихся;
- логическое мышление на основе упражнений на анализ и синтез, сравнение; - установление причинно-следственных связей;
- вербальную память на основе упражнений на запоминание и воспроизводство;
4) формировать метапредметное мышление, умение переноса знаний из одной отрасли в другую.
5) повторить, обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по теме «Отношения и пропорции»,
6) на примере жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. убедиться в том, что «гениальный человек гениален во всем»
Ожидаемые результаты:
Личностные: формирование мотивации к учению и познанию реализация готовности учащихся к саморазвитию и поисковой деятельности;
Метапредметные результаты: формирование способности изучать литературу в контексте математики
После данного урока учащиеся смогут:
Уметь:
1) анализировать поэтический текст;
2) формулировать определение пропорции и ее свойства, решать упражнения и уравнения на нахождение неизвестных членов пропорции.
Знать:
.Методы: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые
Оборудование:
1.Презентация Лермонтов М.Ю.- поэт и математик.
2. ПортретМ.Ю. Лермонтова, выставка книг с произведениями поэта
3. Раздаточный материал для работы в парах по литературе и математике
4. Учебники, мудьтимедийная доска
Цель этапа: создание благоприятной психологической атмосферы на уроке
Учитель литературы:
- Здравствуйте, ребята,нам приятно видеть вас. У нас гости на уроке, они хотят с вами познакомиться. Не забывайте, гость не долго гостит, да многое замечает.
Учитель математики:
- Если настроились – покажите внутреннюю часть ладошки, если нет – внешнюю.
Учитель литературы:
Давайте с вами улыбнемся друг другу и гостям!
Учитель математики:
- С одной улыбки, с маленькой удачи начинается большой успех!
Учитель литературы:
- В классе вы сидите попарно, поэтому в продолжение урока можно обсуждать вопросы и выполнять задания в паре.
2. МОТИВАЦИЯ
Учитель литературы: С1 -Михаил Лермонтов… Казалось бы, мы так много знаем об этом поэте.. А может и очень мало? Рассказывают, будто бы у Лермонтова был такой тяжелый взгляд, что невольно оборачивался тот, на кого он пристально смотрел. Не так ли и мы каждый раз невольно к нему оборачиваемся?
Учитель математики: Мне кажется, еще никто не говорил о Лермонтове так, как мы попробуем сегодня –о поэте и его жизни сквозь призму математики. Мы постараемся соединить несовместимое – поэзию и математику.
Перед вами два портрета,на первом-Венера Милосская, на втором-М.Ю.Лермонтов.Что связывает этих людей живших в разные времена и несущих отголоски разных культур.Попробуем ответить и на этот вопрос.
Наша задача – вспомнить некоторые события из жизни Лермонтова, его лучшие стихотворения,а правильность своих литературных знаний проверим математикой.
НЕБО И ЗВЕЗДЫ (М.Ю. Лермонтов)
Чисто вечернее небо,
Ясны далекие звезды,
Ясны, как счастье ребенка;
О! для чего мне нельзя и подумать:
Звезды, вы ясны, как счастье мое!
Чем ты несчастлив? —
Тем я несчастлив,
Добрые люди, что звезды и небо —
Звезды и небо! — а я человек!.
3.Учитель математики : (продолжение стихотворения «Звезды и небо»)
Люди друг к другу
Зависть питают;
Я же, напротив,
Только завидую звездам прекрасным,
Только их место занять бы желал.
Инструктаж по работе с раздаточными листами
На раздаточном листочке поставьте дату нашего урока, прочтите его тему. Мы выяснили, что это нам важно, но куда же мы движемся именно на этом уроке? Что же конкретно каждый из вас ждет от сегодняшнего урока?
«МИКРОФОН»
- Что должны узнать на уроке?
- Чему можем научиться?
- Какова ваша личная цель сегодняшнего урока?
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Цель этапа: систематизировать знания
Перед тем как приступить к выполнению практических упражнений, давайте восстановим в памяти теоретический материал
- Что вы знаете о жизни и творчестве Лермонтова? Викторина «Да-Нет»
1. Лермонтов родился в Москве. (Да)
2. Детство Лермонтова прошло в Тарханах. (Да)
3. В воспитании будущего поэта большую роль сыграла няня. (Нет).
4. Лермонтов обучался в Благородном пансионе. (Да)
5. Лермонтов знал несколько иностранных языков. (Да)
6. За годы обучения поэт создал более 100 стихотворений. (Нет)
Правильные ответы выводятся на экран. САМООЦЕНКА
Математический опрос под девизом «Друзья всегда помогут».
1. Что называют отношением двух чисел?
2. Что называют пропорцией?
3. Как называются члены пропорции?
4. Сформулировать основное свойство пропорции
5. Как найти неизвестный крайний член пропорции?
6. Как найти неизвестный средний член пропорции?
4. Систематизация знаний и их применения для выполнения базовых заданий.
- С какими произведениями поэта вы знакомы?
- С момента гибели Лермонтова прошло уже более двухсот лет, но давайте с вами мысленно перенесемся в середину 19 века и восстановим последний день, часы и минуты жизни поэта…
Активизация памяти и внимания – мини-инсценировка
Ученик ( Ткачева):Накануне офицеры, отдыхающие в городе, собрались в доме Верзилиных. Звучала музыка, многие танцевали. Вдруг музыка умолкла, и все явственно услышали слова «изображает из себя горца с большим кинжалом», сказанные Лермонтовым о своем юнкерском друге Мартынове (Мартынов любил носить одежду горца и огромной величины кинжал).Мартынов побледнел, закусил губы, глаза его сверкнули гневом; он подошел к Лермонтову и произнес:
(Сценка «Мартынов вызывает Лермонтова на дуэль»)
«Мартынов»(Осипук)-Лермонтов, я тобой обижен, мое терпение лопнуло; мы будем завтра стреляться, ты должен удовлетворить мою обиду!
«Лермонтов»(Кораблев) (смеясь): -Ты вызываешь меня на дуэль? Знаешь, Мартынов, я советую тебе зайти на гауптвахту и поднять вместо пистолета хоть одно орудие; это оружие верное – промаху не даст, а силы поднять у тебя хватит. (все смеются)
Ведущий: - Все офицеры захохотали, Мартынов взбесился.
«Мартынов»: -Ты не думай, что это была шутка с моей стороны. Жди секундантов…
Ведущий: -А Лермонтов был уверен, что это была шутка, верил, что все закончится миром…И трагедия разыгралась июльским вечером 1841 года у подножия горы Машук. С2
Приближалась гроза, поэтому для поединка быстро выбрали небольшую и довольно покатую полянку вблизи дороги. Условия дуэли были жестокими. Секунданты отмеряли 30 шагов, последний барьер поставили на десяти шагах, дали команду сходиться. Лермонтов остался неподвижен. Он поднял пистолет и выстрелил вверх.Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру. Лицо поэта в этот момент было спокойным, почти веселым… Раздался оглушительный выстрел…
Учитель: По словам присутствовавших, Лермонтов погиб мгновенно, даже не успев ничего осознать, не успев произнести прощальные слова, помолиться о своей душе. Но предчувствуя свою скорую гибель он написал Молитву заранее…
5. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Видео: Молитва
Анализ стихотворения: Написано в 1839 году, поэту 25 лет, но он уже побывал в первой ссылке и переосмыслил свою жизнь.
- В какие моменты жизни человек обращается к Богу? (бессилен)
- Что такое молитва? (определенный текст обращеня к Богу)
Закончи предложение: Стихотворением «Молитва» Лермонтов хотел сказать….
Учитель :Кстати, В ту секунду, как упал Лермонтов, сраженный наповал, черная туча, медленно поднимавшаяся над горизонтом, разразилась страшной грозой, пошел проливной дождь. Сама природа как будто оплакивала великого поэта.
Перед своей поездкой на Кавказ Лермонтов, стоя вечером у окна и наблюдая за пробегающими мимо облаками написал стихотворение.. Мы с вами читали и анализировали его в 5 классе, и Данил Аветисян подготовился его рассказать напамять
Ученик: Чтение наизусть стихотворения «Тучи» (Аветисян)
ТУЧИ
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Анализ стихотворения “Тучи” по плану рабочем листе:
1.Тема стихотворения
Выборочный опрос. САМООЦЕНКА
С1
Учитель литературы:
- Когда вы составляете визитку автора, там есть графа увлечения.Какие увлечения были у М.Лермонтова? Кем бы он мог стать, если бы не стал поэтом? Узнать об этом вы сможете, выполнив следующее задание.
Учитель математики думаю поможет нам ответить на этот вопрос правильно выполненное следующее задание:
Прочитайте предложение, записанное числами с использованием правила, устанавливающего соответствие между упорядоченным множеством букв (алфавитом) и множеством чисел от 1 до 33.
14 1 20 6 14 1 20 10 12; (математик)
23 21 5 16 8 15 10 12; (художник)
14 21 9 29 12 1 15 20 (музыкант)
Учитель математики:
Известный польский математик Гуго Штейнгаус шутливо утверждает, что существует закон, который формулируется так: математик сделает это лучше.
Лермонтов, будучи разностороннее талантливым человеком, помимо литературного творчества любил математику. Это не шутка. Элементы высшей математики, аналитическая геометрия, начала дифференциального и интегрального исчисления увлекали Лермонтова в течение всей его жизни. Он всегда возил с собой учебник математики французского автора Безу.
Сообщение учеников
1 ученик
Редко кто из русских поэтов был хорошо знаком с точными науками. "Проверить алгеброй гармонию" было дано далеко не всем жителям Парнаса. Среди немногих - Михаил Юрьевич Лермонтов Для него математика была не только наукой, которую "проходят" в военных учебных заведениях. Поэт много занимался ею для себя, хотя доподлинно трудно сказать, в какой степени ему удалось "проверить алгеброй гармонию".
2 ученик
Сохранившиеся воспоминания современников Лермонтова, достаточно малочисленные и редко правдивые, донесли до нашего времени факты, которые подтверждают, что юный поэт владел математикой значительно лучше большинства своих знакомых. Не случайно среди немногих книг, бывших его постоянными спутниками, был и учебник математики.
3 ученик
Приятель поэта А.А. Лопухин писал, что "Лермонтов постоянно искал новой деятельности и никогда не отдавался весь тому высокому поэтическому творчеству, которое обессмертило его имя и которое, казалось, должно было поглотить его всецело. Постоянно меняя занятия, он со свойственной ему страстностью, с полным увлечением отдавался новому делу.
Таким образом, он одно время занимался исключительно математикой".
Ученик : Известно, что многие выдающиеся научные открытия совершаются во сне. Однажды Лермонтов приехал в Москву и остановился у Лопухина. Накануне он никак не мог решить одну сложную математическую задачу. Решение ее пришло во сне. Более того, во сне решил ее не сам Лермонтов, а приснившийся ему выдающийся шотландский математик Джон Непер, умерший за 197 лет до рождения поэта. После пробуждения Лермонтов, бывший прекрасным художником, писал изображение пришельца из далекого прошлого. Потом выяснилось, что это портрет математической знаменитости Д. Непера
Ученик :Лермонтов страдал определенным комплексом неполноценности. В частности, его весьма угнетала собственная незначительная наружность и небольшой рост при весьма хрупком телосложении.
Учитель математики: попробуем проверить при помощи пропорции, действительно ли эта проблема существовала
Еще пифагорейцы искали математическое обоснование красоты. Они исследовали пропорции тела человека.
Лучшее здоровое восприятие и ощущение гармонии и красоты чаще всего приходит, когда человек наблюдает форму, в построении которой использовалась симметрия и особое соотношение, которое называется золотым сечением.
Золотое сечение- это золотая пропорция: традиционное деление отрезка на неравные между собой части, когда весь отрезок относится к большей части, как и большая часть к меньшей.
или
Золотое сечение относится к невероятным явлениям в природе.
Математическое исследование (работа парами): перед вами портрет Лермонтова. Посредством измерения частей тела доказать или опровергнуть то , что поэт не был пропорционально сложен.
Доказательства и выводы учеников.
Учитель математики : Это очень хороший пример того, что математика- не просто числа, формулы, а наука, которая имеет более чем реальное отражение в природе и нашей жизни вообще.
Учитель литературы: Лермонтов обладал редкой музыкальностью, играл на скрипке, на рояле, пел арии из своих любимых опер, даже сочинял музыку, но она до нас не дошла. Зато многие его стихотворения обладают особой музыкальностью.
Учитель математики : - Давайте вспомним еще известное вам стихотворение поэта, первая срофа которого прозвучит в зашифрованной цифрами математической форме:
17 30 48
140 10 01
126 138
140 3 501
Выводы учащихся (ритм , рифма и размер)
Учитель литературы: Это стихотворение находится ваших учебниках на стр.----, для вас его чтение подготовил Юсеф Абу Эслех, а вы проследите по тексту
Ученик: Чтение стихотворения «Парус» (Абу Эслех)
Учитель математики ( опережающее домашнее задание) Изображение паруса в системе координат:
Учитель литературы : Что же это за парус? И о чём на самом деле говорит и думает поэт? Чей это путь – от бури к буре? Сколько раз в стихотворении звучит слово «парус» и какими словами поэт его заменяет?(Парус –он)
- О человеке. О неустанном поиске его души, о недостижимости покоя. Это общее свойство человека – достигнутая мечта гаснет и начинаются новые поиски чего-то далекого, небывалого, неизведанного.
- Подумайте о себе. Бывало ли с вами так, что вы сильно желали чего-либо, затем желание исполнялось и меркло.( Выслушиваем несколько ответов учащихся).
- А что вы узнали о влиянии этого стихотворения на другие виды искусства?
- Лермонтовский парус живёт не только в поэзии, но и в живописи и музыке
а). Стихотворение иллюстрировал такой знаменитый художник, как Айвазовский. Какое впечатление производит картина?С3
б). Свыше 50 композиторов написали музыку к этому стихотворению (Римский-Корсаков, Свиридов, Рубинштейн). Но самое известное произведение, ставшее народной песней – это романс А. Варламова. !!!Физкультминутка: Небо, море, все оттенки сине-зеленого цвета всегда тревожили Лермонтова. Погрузиться в этот необычный и загадочный мир великого русского поэта нам поможет сегодня цветомедитаци????. ( прослушивание записи.)
Определите характер музыки
5. ОСМЫСЛЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ В НОВЫХ СИТУАЦИЯХ
- Повторение изученного о стихотворных размерах!
Задание. Восстановление деформированного текста.
Текст для работы
У врат обители святой
______ просящий подаянья
______ иссохший, чуть живой
От глада, ______ и страданья.
Куска лишь хлеба он _______
И взор являл живую муку,
И _______ камень положил
В его ___________ руку.
(М.Ю.Лермонтов «Нищий»)
Коллективная работа по алгоритму:
Оригинальный текст выводится на экран
Учитель математики:
Для преодоления проблемы небольшого роста при весьма хрупком телосложении,
Находясь в московском высшем свете, Лермонтов старался обратить на себя внимание всеми возможными способами. Пользовался поэт и математикой, точнее тем, что принято называть "математической смекалкой".
Вот что рассказывает один из современников поэта, хотя воспоминания эти относятся далеко не к высшему московскому обществу.
Ученик:"В начале 1841 г. Тенгинский полк стоял в Анапе. Скучающие офицеры, в том числе и Лермонтов, собирались друг у друга. Раз речь зашла о каком-то человек, который мог в уме решать самые сложные математические задачи. - Что вы скажете на это, Лермонтов? - обратился к нему один из офицеров, старик с Георгиевским крестом - Говорят, что вы тоже хороший математик? - Ничего тут удивительного нет, - отвечал поэт. - Я тоже могу представить вам, если хотите, весьма замечательный опыт математических вычислений. - Сделайте одолжение. –
Учитель математики:
Задумайте какое угодно число. - Ну, хорошо, задумал, - рассмеялся старик, очевидно, сомневавшийся. - Но как велико должно быть задуманное число? - А это безразлично. Но на первый раз, для скорости вычисления, ограничьтесь числом из двух цифр. - Хорошо, я задумал, - сказал офицер, подмигнув стоявшим вокруг него, и сообщил задуманное им число сидевшей рядом даме. - Благоволите прибавить к нему, - начал Лермонтов, - еще 25 и считайте мысленно или посредством записи. Старик попросил карандаш и стал записывать на бумажке. - Теперь не угодно ли прибавить еще 125. Старик прибавил. - Засим вычтите 37. Старик вычел. - Еще вычтите то число, которое вы задумали сначала. Старик вычел. – Теперь остаток умножите на пять. Старик умножил. – Засим полученное число разделите на 2. Старик разделил. – Теперь посмотрим, что у вас должно получиться... Кажется, если не ошибаюсь, число 282,5? Офицер даже привскочил – так поразил его ответ. – Да совершенно верно: 282,5. Я задумал число 50. - И он снова проверил вычисление. - Действительно, получается 282,5. – Фу, да вы не колдун ли? – Колдун не колдун, а математике учился, - улыбнулся Лермонтов. – Но позвольте... - старик, видимо, сомневался; не подсмотрел ли Лермонтов его цифры, когда он проводил вычисления. - Нельзя ли повторить?
Старик записал задуманное число, никому не показав, положил под подсвечник и стал вычислять в уме даваемые поэтом числа. И на этот раз остаток был угадан.
Все заинтересовались. Старик только развел руками. Хозяйка дома попросила повторить еще раз опыт, и еще раз опыт удался.
По крепости пошел разговор. Где бы поэт ни показался, к нему стали обращаться с просьбами угадать вычисленное число. Несколько раз он исполнял эти просьбы, но, наконец, ему надоело, и он через несколько дней, тоже на одном из вечеров, открыл секрет, заключавшийся в том, что задуманное число, какое бы оно ни было, заставляют вычесть из суммы того же числа и некоторых других подсказанных чисел, так что диктующему легко подсчитать результат.
((y + 100 + 206 + 310 - 500 - y): 2) х 3 = 174".
15. Повторение темы «Уравнения»
Повторение темы «Уравнения»
х:2=16:4 (х=8)
0,5:х=2:12 (х=3)
20:16=5: х (х=4)
Самостоятельная работа
6. ДЗ: Цель: провести инструктаж по выбору и выполнению ДЗ
Пользуясь Листом самооценки, определите ваше домашнее задание:
Литература: 1) стихотворение «Парус» -определить стихотворный размер, 2) проиллюстрировать стихотворение «Тучи» 3) составить кроссворд, используя материал урока
Математика: «Красота в моей семье»
Каждому ученику индивидуальная карточка-инструкция. Надо сделать соответствующие замеры и заполнить таблицу.
Таким образом, вы узнаете кто в вашей семье самый красивый и самый пропорциональный.
Деятельность на уроке |
Высокий уровень Без ошибок |
Достаточный уровень С некоторыми ошибками |
Средний уровень С большим затруднением |
|
10-12 баллов |
7-9 баллов |
4-6 баллов |
1.Викторина «Да-Нет» |
|
|
|
2. «Друзья всегда помогут» |
|
|
|
3.Стихотворение «Тучи» |
|
|
|
4.«Золотая пропорция» |
|
|
|
5.Восстановление текста |
|
|
|
6. Самостоятельная работа |
|
|
|
7. Итоги урока:
Цель: определить, достигнуты ли цели урока, ожидаемые результаты, провести рефлексию
В ходе урока нами были сделаны следующие выводы:
— существует связь между …. (математикой и литературой)
—— был опровергнут стереотип о сухости …. (математиков)
— найдены материалы, подтверждающие связь между… (литературой и математикой)
— доказано присутствие математики в….( литературе)
- Сможете ли вы на практике применить полученные знания?
Самооценка. Технология «Незаконченное предложение»
Учитель литературы: « Как много может вместить одно небольшое стихотворение! Мы видели чудные картины природы, перемещались в пространстве и времени, размышляли над важными вопросами жизни».
Учитель математики : Итак, мы попытались соединить математику и поэзию и немного лукавили в начале урока, когда говорили, что это несовместимые понятия. Математика и литература не так далеки друг от друга. Искуство и наука требуют фантазии,творческой смелости, зоркости и наблюдения различных явлений жизни. Литература учит нас понимать окружающий мир, а математика – точно мыслить, соизмерять и оценивать этот мир