Урок литературы "Повесть И.С.Тургенева "Ася"

Про матеріал

Эйдос-урок по повести И. С. Тургенева "Ася" с использованием разных видов искусства. В частности, использовано музыкальное сопровождение. Выбор типа урока обусловлен желанием учить детей умопостижению природы слов, мыслей и поступков человека.

Перегляд файлу

Повесть И. С. Тургенева «Ася». Испытание любовью

 

Цели: познакомить учащихся с историей создания повести, помочь окунуться в мир тургеневских героев; определить идею повести, выделить её художественные особенности; развивать навыки анализа художественного текста; учить учащихся определять мотивы поступков героев, основные черты их характеров; развивать навыки анализа образной системы художественного произведения, умение

высказывать свои впечатления о прочитанном художественном произведении, связную речь и творческие способности учащихся; воспитывать интерес к исследованию чувств, мотивов поведения героев произведения; воспитывать эстетический вкус,  интерес к творчеству Тургенева.

 

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования на их основе умений и навыков.

 

Ход урока

 

  1.  Мотивация учебной деятельности

 

- О чем повесть? Какие остались у вас впечатления после прочтения?

 

Слово учителя.

 

Тургенев – автор произведений о  современности писателя, он писал об общественных процессах, происходящих в современной ему России. Но после выхода в свет повести на писателя посыпались обвинения в приверженности «чистому искусству», уходе от насущных общественных проблем. Несомненно, это был поверхностный взгляд. Не мог писатель такого уровня, как Тургенев, в одной маленькой повести отступиться от своих литературных принципов.

 

Тургенев, говоря о личном, о чувствах и переживаниях, говорит о серьёзных общественных проблемах. На малом пространстве личных человеческих чувств Тургенев ставил и раскрывал гражданские проблемы, разоблачая и обвиняя тех, кто предавал поверивших им людей.

 

Повесть написана в 1958 году. Это сложное и противоречивое время не только для России, но и для самого автора. С одной стороны -  осознание необходимости изменения государственного устройства, т.е. отмены крепостного права. А с другой – страх перед грядущими переменами, перед коренными преобразованиями, перед крушением привычного мира интеллигентного человека. Тургенев осознавал зарождение демократического движения, понимал его необходимость, но принять не мог. По своему душевному складу Тургенев был скорее сомневающимся Гамлетом, в политике же считал себя либералом - постепеновцем, сторонником медленных политических и экономических реформ. Демократы привлекали его, но одновременно и пугали своей безудержной устремлённостью, напором. Поэтому и возникает в его творчестве мысль о судьбе интеллигента в новых исторических условиях.

 

Возвратимся к началу сегодняшнего разговора. Только ли о любви пишет Тургенев в повести «Ася»?

 

  1. Оглашение темы и целей урока. Запись в тетради.

 

  1. Изучение нового материала. Работа над темой урока.

 

- чтение и комментарий эпиграфа

 

                    Только раз дается в жизни счастье,

                    Только раз и только на мгновенье,

                    И не в нашей слишком слабой власти

                    Удержать его прикосновенье.

                    Только память с нами остается,

                    Точно крест на брошенной могиле,

                    И тоска о том, что не вернется,

                    Что из рук мы сами упустили.

 

-  история создания повести «Ася»

 

Повесть И.С. Тургенева «Ася» была написана в 1858 году. Во время ее написания Тургенев путешествовал по Европе: Зинциг, Баден-Баден, Париж, Ницца… Замысел «Аси» возник у Тургенева случайно.  «Проездом остановился я в маленьком городке на Рейне. Вечером, от нечего делать, вздумал я поехать кататься на лодке. Вечер был прелестный. Ни об чем не думая, лежал я в лодке, дышал теплым воздухом, смотрел кругом. Проезжаем мы мимо небольшой развалины; рядом с развалиной домик в два этажа. Из окна нижнего этажа смотрит старуха, а из окна верхнего - высунулась голова хорошенькой девушки. Тут вдруг нашло на меня какое-то особенное настроение. Я стал думать и придумывать, кто эта девушка, какая она и зачем она в этом домике, какие ее отношения к старухе, - и так тут же в лодке и сложилась у меня вся  фабула рассказа».

Несмотря на случайно возникший замысел, история жизни главной героини Аси очень напоминает судьбу дочери Тургенева. Матерью девочки была белошвейка, работающая по найму в доме Тургеневых. После рождения дочери ее отправили в Москву, а девочку, названную Пелагеей, оставили в имении среди дворовых. Девочка выполняла тяжелую домашнюю работу, но иногда ее одевали в чистое и выводили к матери Тургенева, Варваре Петровне, которая улыбалась и спрашивала: «Не скажите ли вы, на кого похож этот ребенок?»  Тургенев узнал о существовании дочери случайно, приехав в имение, он удочерил ее, назвал Полиной и увез во Францию, боясь, что положение «незаконнорожденной» будет тяготить ее в дальнейшем, если она останется в России.

 

- анализ текста повести.

 

1 этап: знакомство и зарождение любви

 

Двойственность при первой встрече с героями повести.

Способ заставить читателя думать?

 

Господин Н.

-ведёт жизнь никчемного человека или его интересуют люди

-роман с вдовой: романтик или скучающий скептик

-привлекает красота города или просто нравится вино

-на комерше все веселятся, а его душа мертва или имеет смелость присоединиться к студентам

 

 

Гагин

-недоволен пирушкой студентов, но критикует русских,

-рад встрече с Н., но ведёт себя неприлично,

-неблагозвучная фамилия и привлекательная внешность,

-заминка от смущения или не знает, как представить Асю.

 

Ася

-начинает разговаривать за ужином с Н. только после разрешения Гагина, но очень 

 подвижна, непосредственна,

- у неё глубокий и нежный взгляд,

- внезапно уходит, стоит за тёмным окном (Чего-то ждёт?),

- внезапно прибегает провожать, но убегает вперёд,

-при прощании молчит, но кричит вслед: «Вы в лунный столб въехали, вы его разбили!» (Предсказание? Предвидение? Предчувствие?)

 

 

Завязка закончилась

Как завершение этапа жизни – звучит ланнеровский вальс

Н. чувствует себя влюблённым

(чтение под музыку)

 

2 этап: раскрытие характеров

 

Гагин: пренебрежительно относится к людям, занят только собой (история любви Н. неинтересна);  критику принимать не умеет, бездарен (не учился, т.к. виновата проклятая славянская распущенность); дразнит Асю (дама сердца); «Я обязан быть снисходительным с нею».

 

Ася: на развалинах хочет привлечь внимание («экая сумасшедшая»); хочет нравиться; резкие перепады в настроении (дурачится и подражает чопорным англичанам, совершенно русская простолюдинка, Доротея)

 

Господин Н.: досадует на Асю, проникается добрыми чувствами к Гагину, забывает о вдове; «она ему не сестра». «Что за хамелеон эта девушка!»

 

Подарок – ветка герани. Почему герань?

 

Мнение астрологов и флористов: герань - нежно любимый цветок, символ тепла и уюта, символ дома, где тебя всегда ждут. Это растение гармонизирует атмосферу в доме, гасит конфликты, усмиряет вспышки гнева. Этот цветок считается оберегом, он охранят дом от вторжения непрошеных гостей. Герань делает людей добрее и терпимее друг к другу. Дает помощь в достижении целей, в поиске путей к успеху, помогает в обретении своего “Я”, уверенности в себе, чувства собственного достоинства.

 

Разговор после встречи с богомольцами

Оцените мечты Аси и реакцию господина Н.

 

«Порог»

-Дура! – проскрежетал кто-то сзади.

-Святая! – принеслось откуда-то в ответ.

Разговор о крыльях = признание в любви (Ася), а г-н Н?

 

Вальс - полёт

Что чувствует Ася? Что чувствует господин Н?

 

«Крылья у меня выросли – да лететь некуда». Кто виноват в такой перемене настроения?

 

 

Господин Н. – безнравственный обманщик (сам о себе).

 

Господин Н. – подлец или совершил роковую ошибку? Это ошибка, т.к. он хочет её исправить. Он живой человек, а не образ-схема.

 

Гагин: гений ничтожества (ловко обманывает господина Н.) и злой гений (останавливает признание господина Н.)

 

Прощальная записка Гагина и прощальная записка Аси (без комментариев)

 

Наблюдение над собственными ощущениями и впечатлениями

(минута релакса)

Музыка из к/ф «Достучаться до небес»

 

3 этап: крушение жизни

 

Мог бы господин Н. жениться на Асе? Могли бы они быть счастливы?

 

- подведение итогов анализа повести. Тема, идея повести (цитата).

 

Тема: повесть о любви и о счастье.

 

Идея: «Молодость ест пряники золоченые, да и думает, что это-то и есть хлеб насущный; а придет время — и хлебца напросишься».

В этом метком афоризме зашифрована мысль: в молодости человек отталкивает от себя свое счастье в уверенности, что жизнь ему даст еще много шансов быть счастливым. Однако часто оказывается, что шанса больше не будет никогда: у счастья нет завтрашнего дня.

 

- возвращение к эпиграфу

 

Только ли у счастья нет завтрашнего дня?

Завтра не наступит никогда. Есть только здесь и сейчас. Жить нужно сегодняшним днём. Потому что завтра может оказаться поздно.

 

- Особенности композиции (запись в тетрадях)

Номер

главы

Композиция

Сюжет

I

Воспоминания Н.

Экспозиция

II

Знакомство с Гагиным

III-VII

Продолжение знакомства. «Странности» Аси.

Завязка

VIII

История семьи Гагиных

IX-XV

Любовь

Развитие действия

XVI

Свидание и объяснение

Кульминация с мгновенной развязкой

XVII-XX

Переживания героя. Ночь после объяснения

XXI

Утро после свидания. Уехали!

XXII

Воспоминания Н.

Эпилог

 

КОЛЬЦЕВАЯ КОМПОЗИЦИЯ

(рассказ в рассказе)

 

 

  1. Подведение итогов урока.

Тема урока – «Испытание любовью».

Герои прошли это испытание? А выдержали его?

А вы прошли испытание любовью?

  1. Домашнее задание: заполнить таблицу «Черты характера героев повести»

 

Черты характера героев повести

 

Ася

Гагин

Господин Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

docx
Пов’язані теми
Педагогіка, Розробки уроків
Додано
25 листопада 2018
Переглядів
5042
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку