Матеріали для роботи на учнів на уроці логіки в 3 класі. Матеріал сплановано за програмою О.Митника.
В розробці містяться теоретичні відомості та практичні завдання.
Урок 3. Содержание и объем понятия .
Совместимые и несовместимые понятия.
Давайте вспомним из 2 класса:
Объем понятия - это те предметы, которые мы представляем, когда называем данное понятие.
Объем каждого понятие может быть различным. Например, объем понятия игрушка значительно больше, чем объем понятия кукла; объем понятия обувь значительно больше, чем объем понятия туфли.
Содержание понятия – это совокупность признаков для понятий данной группы
Содержание понятия игрушки таково: это совокупность предметов, которыми можно играть; содержание понятия одежду таково: это совокупность предметов, которые люди надевают.
Какое понятие больше по объёму:
редис, овощи; одежда, пальто; звери, лиса; автобус, транспорт; шкаф, мебель.
Подбери и запиши слова с большим и меньшим объемом.
____________________ имя существительное ___________________
____________________ трехзначное число ______________________
____________________ река Украины __________________________
Известный швейцарский математик Леонард Эйлер предложил изображать объём понятий в пределах круга. Такие круги были названы – круги Эйлера.
Например, А- посуда А
В- чашка
А
А- мужская одежда
В – женская одежда
С - ______________________________________
Совместимые понятия – это понятия, объемы которых имеют общие предметы.
Несовместимые понятия – это понятия, объемы которых не имеют общих предметов.
Объедини стрелочками совместимые между собою понятия.
Овощи • • капуста
Мебель • • персик
Обувь • • туфли
Фрукты • • стул
Прочитай слова, подбери и запиши пару так, чтобы понятия были совместимые.
Платье и _________________ Обувь и _____________________
Шофер и _________________ Животные и ____________________
Орел и ___________________ Ромашка и _____________________
С помощью кругов Эйлера изобрази соотношение между объемами понятий
А – живая природа
В – животные
С – растения
А – геометрические фигуры
В – прямоугольники
С – квадраты
D – круги