Урок математики в 4 класі з використанням інтерактивного методу "Шість мислячих шляп де Боно" "Міри часу. Визначення часу. Рішення задач"

Про матеріал

Представлено урок математики в 4 класі "Міри часу. Визначення часу. Рішення задач" з використанням інтерактивного методу "Шість мислячих шляп де Боно". Протягом уроку в учнів розвиваються обчислювальні навички, увага; виховується інтерес та любов до математики, прагнення знайти самостійно додатковий матеріал з даної теми.

Перегляд файлу

Урок математики в 4 классе

     Тема: Меры времени. Определение  времени. Решение задач.

       Цель: формировать знания и выработать навыки определения времени по часам,    умение решать задачи и выражения на определение времени; развивать вычислительные навыки, внимание, аккуратность; воспитывать познавательный интерес, любовь к математике.

      Тип урока: урок формирования умений и навыков.

      Оборудование: шляпы де Боно, часы, таблица единиц измерения времени.

      Методы: интерактивный метод « Шесть мыслящих шляп де Боно».

Ход урока

І.Организация класса

1. Приветствие

Ну-ка, дети. Поднимитесь!

Все приятно улыбнитесь!

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок!

2. Проверка готовности к уроку.

Учитель: У нас урок математики. На партах учебник, тетрадь, дневник, ручка, линейка и простой карандаш.

ІІ. Проверка домашнего задания

  1. Длина участка 31 м, ширина – 24м. Какова площадь участка? Каков периметр участка?

S = a ∙ b    S = 3124 = 744 мۥ       P = 31+24+31+24 = 110 м

    2)На 27 грн.. купили 9 общих тетрадей. Сколько таких тетрадей можно купить

на 9 грн. ?

  1. 27 : 9 = 3(грн.) – стоит одна тетрадь
  2. 9 : 3 = 3 (т.) – можно купить

Ответ: на 9 гривен можно купить 3 тетради.

ІІІ. Актуализация и коррекция опорных знаний, учений и навыков.

  • Беседа

-Сантиметр, метр, секунда, километр. Какая величина лишняя?

- Почему лишним оказалось слово «секунда»?

-Назовите все известные вам меры времени. Какая из них наименьшая?

- Назовите все, начиная с наименьшей.

  • Составление ассоциативного куста «время»

                                                     секунда

 

век                    В Р Е М Я                       минута

 

год                            час

 

IV. Сообщение темы, цели и задач урока.

- Сегодня на уроке мы будем формировать знания и вырабатывать навыки определения времени по часам; закреплять умение решать задачи выученных типов, уравнений и примеров; развивать вычислительные навыки, внимание, аккуратность; воспитывать познавательный интерес, любовь к математике.

V. Мотивация учебной деятельности

Загадки.

  1. Без ног и без крыльев оно, быстро летит, не догонишь его. (Время)

 

  1. Мы, когда идем, стоим.

          А стоять умеем лежа,

          Даже если убежим,

          Мы не двигаемся тоже. (Часы)

Учитель: Правильно, это время и часы. Мы определяем по часам время. Трудно представить жизнь без этого удивительного помощника – прибора для измерения времени. Сегодня на уроке мы используем наши чудо-шляпы, оденем их и совершим удивительное  путешествие во времени. Ребята заблаговременно получили задания, работали с дополнительной литературой и нашли много интересного о времени и часах .

Учитель: Какие единицы измерения времени вы знаете? Как измеряли время в старину?

 

Белая шляпа

     На сегодняшний день существуют такие единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, месяц (30 или 31 день),в феврале 28 суток, или 29, если год високосный; год обычный составляет 365 суток, високосный 366; столетие - это 100 лет. Люди в древности отмечали промежутки времени, связанные с природными явлениями: сезон кладки яиц, сезон выведения птенцов. Природа сама подсказывала, как поделить год на меньшие промежутки времени. 

    В древности охотники определяли, как долго они находятся на охоте, считая количество  ночей. Египтяне поделили день и ночь на часы. Солнечные часы  для определения дневного времени были открыты в Древнем Египте свыше 5000 лет тому назад. Примерно 1300 лет нашей эры появились первые механические часы. В 1581 году итальянец Галилей создал маятниковые часы, которые точно измеряли время с помощью  колышущегося маятника.

VI. Изучение нового материала.

Учитель: Что вынудило людей ввести единую меру времени? Какими часами пользуются современные люди?

Красная шляпа

    Людям тяжело было понять друг друга. Современные люди пользуются более точными часами. В 1929 году были впервые использованы кварцевые генераторы, что позволило точность хода до 1 секунды на 3 года. В 1948 году изобретены  атомные часы. Они настолько точны, что погрешность составила 1 секунду за 1,6 миллионов лет. 

   Из этого делаю вывод, что человечество сделало большой шаг в поисках точности измерения времени, а это свидетельствует о большой зависимости людей от времени.

Выполнение  996

  1. 120 мес. + 2 мес. = 122 месяца
  2. 34 года 8 мес. - 9лет 9 мес. = 24 года 11 мес.

Учитель: Какие преимущества в измерении времени сейчас над тем, как измеряли время в древности?

Желтая шляпа

   Во-первых, в древности люди пользовались большими промежутками времени(сезон кладки яиц). Люди не знали, как определить, например, день рождения, а сейчас могут определить число, месяц, год , столетие, даже минуту с секундами.

  Во-вторых, современные люди всей планеты имеют общие единицы измерения времени: секунда, минута. час, год, столетие. Этого не было в старину. Если один человек измерял время водными часами, то другой - песочными. Люди не были уверены , что встретятся, отсутствовала общая единица времени.

   Современные люди имеют сверхточные часы, которые удобны и доступны каждому, даже школьнику. А в древности часы были большими, их тяжело было носить, да и были они не у каждого. Пользоваться ими могли только специально обученные люди.

Выполнение № 998( устно)

Отец – 40 лет

Сын – 10 лет

Бабушка – 60 лет

Задача.

     18 деталей слесарь изготавливает за 3 часа, а ученик – за 6 часов. За сколько часов могут изготовить такое же количество деталей слесарь и ученик, если будут работать вместе?

1)18:3=6(дет.)-за 1 час слесарь

2)18:6=3(дет.)-за 1 час ученик

3) 6+3=9(дет.)-вместе слесарь и ученик за 1 час

4) 18:9=2(часа)-изготовят 18 деталей вместе

Ответ: за 2 часа

 

VII.Самостоятельное применение знаний.

Учитель: Объясните назначение единиц измерения времени.

Зеленая шляпа: Минуты используют в школе, рабочий день измеряется в часах и минутах, достижения в спорте обозначают минутами, секундами и долей секунды, в расписании поездов и самолетов используют год, месяц, день, час и минуту. Термин «сутки» встречается в сообщениях синоптиков и в продолжительности полета в космос.

      Продолжительность учебного года – 9 месяцев, каникул – 3 месяца. Год расписан по месяцам и числам. Неделями в календарях, в прессе тоже обозначают год выпуска. При составлении биографии используют год рождения, число, месяц.

Выполнение № 989

  1. 2013 - 1982 = 31год

          1500+31=1531год = 15 веков 31 год

  1. Богдан Хмельницкий жил в конце XV -  начале XVI века;

Тарас Шевченко жил в XVIII веке;

Леся Украинка жила в конце XVIII – начале IX века.

Учитель: Какие недостатки измерения времени существуют сегодня?

Черная шляпа

   В каждой части планеты часы показывают разное время. Например, если на юге часы показывают 12 часов, то на севере – 0 часов. Каждую минуту суток в разных точках земного шара происходит восход и заход солнца: где-то сейчас север, а где-то – юг.

   Мир поделен на 24 часовые пояса. Если лететь на восток, то при пересечении каждого пояса нужно переставить часы на 1 час вперед, а ели лететь на запад – то на 1 час назад.

   Если вы пересекаете линию изменения даты, то необходимо изменить день в календаре. Двигаясь на запад, нужно прибавить 1 день, на восток – отнять 1 день.

 

VIII. Итог урока

Учитель: Что мы сегодня изучали на уроке?

Зачем нужно знать меры времени?

Синяя шляпа

   Меры времени занимают важное место в жизни современного человека. Рабочий день расписан по минутам. Важно знать меры времени, чтобы определить дату исторического события, дня рождения.

   Нужно учиться ценить время с детства, придерживаясь режима дня. На уроке, если ты хорошо поработал, то использовал время с пользой для себя.

   Можно сделать вывод, что знание мер времени для современного человека является необходимым условием. Люди разных профессий зависят от времени. Пользоваться часами умеет каждый школьник. А умение оперировать единицами времени поможет нам не только в быту, но и в нашей будущей профессии.

IX. Домашнее задание №997, 1001, 1002

 

 

 

 

docx
Пов’язані теми
Математика, 4 клас, Розробки уроків
НУШ
Додано
23 вересня 2018
Переглядів
2971
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку