Представлено урок математики в 4 класі "Міри часу. Визначення часу. Рішення задач" з використанням інтерактивного методу "Шість мислячих шляп де Боно". Протягом уроку в учнів розвиваються обчислювальні навички, увага; виховується інтерес та любов до математики, прагнення знайти самостійно додатковий матеріал з даної теми.
Урок математики в 4 классе
Тема: Меры времени. Определение времени. Решение задач.
Цель: формировать знания и выработать навыки определения времени по часам, умение решать задачи и выражения на определение времени; развивать вычислительные навыки, внимание, аккуратность; воспитывать познавательный интерес, любовь к математике.
Тип урока: урок формирования умений и навыков.
Оборудование: шляпы де Боно, часы, таблица единиц измерения времени.
Методы: интерактивный метод « Шесть мыслящих шляп де Боно».
Ход урока
І.Организация класса
1. Приветствие
Ну-ка, дети. Поднимитесь!
Все приятно улыбнитесь!
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок!
2. Проверка готовности к уроку.
Учитель: У нас урок математики. На партах учебник, тетрадь, дневник, ручка, линейка и простой карандаш.
ІІ. Проверка домашнего задания
S = a ∙ b S = 31∙24 = 744 мۥ P = 31+24+31+24 = 110 м
2)На 27 грн.. купили 9 общих тетрадей. Сколько таких тетрадей можно купить
на 9 грн. ?
Ответ: на 9 гривен можно купить 3 тетради.
ІІІ. Актуализация и коррекция опорных знаний, учений и навыков.
-Сантиметр, метр, секунда, километр. Какая величина лишняя?
- Почему лишним оказалось слово «секунда»?
-Назовите все известные вам меры времени. Какая из них наименьшая?
- Назовите все, начиная с наименьшей.
секунда
век В Р Е М Я минута
год час
IV. Сообщение темы, цели и задач урока.
- Сегодня на уроке мы будем формировать знания и вырабатывать навыки определения времени по часам; закреплять умение решать задачи выученных типов, уравнений и примеров; развивать вычислительные навыки, внимание, аккуратность; воспитывать познавательный интерес, любовь к математике.
V. Мотивация учебной деятельности
Загадки.
А стоять умеем лежа,
Даже если убежим,
Мы не двигаемся тоже. (Часы)
Учитель: Правильно, это время и часы. Мы определяем по часам время. Трудно представить жизнь без этого удивительного помощника – прибора для измерения времени. Сегодня на уроке мы используем наши чудо-шляпы, оденем их и совершим удивительное путешествие во времени. Ребята заблаговременно получили задания, работали с дополнительной литературой и нашли много интересного о времени и часах .
Учитель: Какие единицы измерения времени вы знаете? Как измеряли время в старину?
Белая шляпа
На сегодняшний день существуют такие единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, месяц (30 или 31 день),в феврале 28 суток, или 29, если год високосный; год обычный составляет 365 суток, високосный 366; столетие - это 100 лет. Люди в древности отмечали промежутки времени, связанные с природными явлениями: сезон кладки яиц, сезон выведения птенцов. Природа сама подсказывала, как поделить год на меньшие промежутки времени.
В древности охотники определяли, как долго они находятся на охоте, считая количество ночей. Египтяне поделили день и ночь на часы. Солнечные часы для определения дневного времени были открыты в Древнем Египте свыше 5000 лет тому назад. Примерно 1300 лет нашей эры появились первые механические часы. В 1581 году итальянец Галилей создал маятниковые часы, которые точно измеряли время с помощью колышущегося маятника.
VI. Изучение нового материала.
Учитель: Что вынудило людей ввести единую меру времени? Какими часами пользуются современные люди?
Красная шляпа
Людям тяжело было понять друг друга. Современные люди пользуются более точными часами. В 1929 году были впервые использованы кварцевые генераторы, что позволило точность хода до 1 секунды на 3 года. В 1948 году изобретены атомные часы. Они настолько точны, что погрешность составила 1 секунду за 1,6 миллионов лет.
Из этого делаю вывод, что человечество сделало большой шаг в поисках точности измерения времени, а это свидетельствует о большой зависимости людей от времени.
Выполнение № 996
Учитель: Какие преимущества в измерении времени сейчас над тем, как измеряли время в древности?
Желтая шляпа
Во-первых, в древности люди пользовались большими промежутками времени(сезон кладки яиц). Люди не знали, как определить, например, день рождения, а сейчас могут определить число, месяц, год , столетие, даже минуту с секундами.
Во-вторых, современные люди всей планеты имеют общие единицы измерения времени: секунда, минута. час, год, столетие. Этого не было в старину. Если один человек измерял время водными часами, то другой - песочными. Люди не были уверены , что встретятся, отсутствовала общая единица времени.
Современные люди имеют сверхточные часы, которые удобны и доступны каждому, даже школьнику. А в древности часы были большими, их тяжело было носить, да и были они не у каждого. Пользоваться ими могли только специально обученные люди.
Выполнение № 998( устно)
Отец – 40 лет
Сын – 10 лет
Бабушка – 60 лет
Задача.
18 деталей слесарь изготавливает за 3 часа, а ученик – за 6 часов. За сколько часов могут изготовить такое же количество деталей слесарь и ученик, если будут работать вместе?
1)18:3=6(дет.)-за 1 час слесарь
2)18:6=3(дет.)-за 1 час ученик
3) 6+3=9(дет.)-вместе слесарь и ученик за 1 час
4) 18:9=2(часа)-изготовят 18 деталей вместе
Ответ: за 2 часа
VII.Самостоятельное применение знаний.
Учитель: Объясните назначение единиц измерения времени.
Зеленая шляпа: Минуты используют в школе, рабочий день измеряется в часах и минутах, достижения в спорте обозначают минутами, секундами и долей секунды, в расписании поездов и самолетов используют год, месяц, день, час и минуту. Термин «сутки» встречается в сообщениях синоптиков и в продолжительности полета в космос.
Продолжительность учебного года – 9 месяцев, каникул – 3 месяца. Год расписан по месяцам и числам. Неделями в календарях, в прессе тоже обозначают год выпуска. При составлении биографии используют год рождения, число, месяц.
Выполнение № 989
1500+31=1531год = 15 веков 31 год
Тарас Шевченко жил в XVIII веке;
Леся Украинка жила в конце XVIII – начале IX века.
Учитель: Какие недостатки измерения времени существуют сегодня?
Черная шляпа
В каждой части планеты часы показывают разное время. Например, если на юге часы показывают 12 часов, то на севере – 0 часов. Каждую минуту суток в разных точках земного шара происходит восход и заход солнца: где-то сейчас север, а где-то – юг.
Мир поделен на 24 часовые пояса. Если лететь на восток, то при пересечении каждого пояса нужно переставить часы на 1 час вперед, а ели лететь на запад – то на 1 час назад.
Если вы пересекаете линию изменения даты, то необходимо изменить день в календаре. Двигаясь на запад, нужно прибавить 1 день, на восток – отнять 1 день.
VIII. Итог урока
Учитель: Что мы сегодня изучали на уроке?
Зачем нужно знать меры времени?
Синяя шляпа
Меры времени занимают важное место в жизни современного человека. Рабочий день расписан по минутам. Важно знать меры времени, чтобы определить дату исторического события, дня рождения.
Нужно учиться ценить время с детства, придерживаясь режима дня. На уроке, если ты хорошо поработал, то использовал время с пользой для себя.
Можно сделать вывод, что знание мер времени для современного человека является необходимым условием. Люди разных профессий зависят от времени. Пользоваться часами умеет каждый школьник. А умение оперировать единицами времени поможет нам не только в быту, но и в нашей будущей профессии.
IX. Домашнее задание №997, 1001, 1002