Детальний план-конспект цікавого уроку, який знайомить учнів з одним з найпоширеніших методів творчого та критичного мислення в проектній технології; методом мозкової атаки, галузями його застосування та вчить використовувати його у своїй практичній діяльності.
Тема: «МЕТОДЫ ТВОРЧЕСКОГО И КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
В ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ. МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА»
Цель: ознакомить учащихся с методом мозгового штурма, областями его применения, научить применять данный метод в своей практической деятельности;
развивать творческое и критическое мышление, воображение, умение генерировать новые идеи, инициативы и воплощать их в жизнь, умение работать в команде;
формировать компетентность «инициативность и предпринимательство», создавать ситуацию успеха;
воспитывать целеустремлённость, уверенность в своих силах и другие лидерские качества.
Ожидаемые результаты: учащиеся характеризуют метод мозгового штурма, умеют его применять на практике.
Основные понятия: методы творческой деятельности человека, метод мозгового штурма, генерирование идей, экспертиза идей.
Материалы: листы бумаги формата А4, цветные маркеры, магниты.
Тип урока: комбинированный
Ход занятия
І. Организационный момент
ІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся
Перед человечеством постоянно возникают всё новые и новые проблемы, которые нужно решать немедленно и подчас нестандартно. Поэтому мы наблюдаем бурное развитие методов творческого и критического мышления. С их помощью создается множество новых, оригинальных изделий, которые пользуются спросом у населения, создается креативная реклама, совершенствуется маркетинг. Умение нестандартно мыслить и творческий подход – необходимые качества при приёме на работу на многих современных предприятиях. Сегодня мы охарактеризуем и научимся применять самый распространенный метод творческого и критического мышления: метод мозгового штурма.
ІІІ. Объяснение нового материала
Метод МШ или мозговой атаки, англ. brainstorming) — групповой метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Метод МШ - коллективный метод творческой деятельности. Нов ли метод коллективного принятия решения? Отнюдь нет. Например, мы знаем пословицу «Одна голова – хорошо, а две – лучше».
Примеры использования принятия коллективного решения:
Метод мозгового штурма впервые был применен в 30-е гг. 20 вв. Алексом Осборном, сотрудником рекламного агентства.
Метод «Шпаргалка». (Учитель вызывает одного человека к доске. Ученикам класса сообщается, что сейчас будет звучать легенда. Задание ученика у доски: мелом написать шпаргалку для того, чтобы ученики класса могли по его записям легко восстановить текст. Можно использовать ключевые слова или рисунки. После этого ученики класса по цепочке по одному предложению пересказывают легенду. Начинают с любого ученика в классе).
Проблемную задачу последовательно решают сначала генераторы идей, затем критики-аналитики (ученики смотрят в учебнике план-схему проведения «МШ» стр.16)
Главные условия: задания должны быть просто и четко сформулированы. Ведущий следит за выполнением правил: регламент, толерантность, психологическая поддержка.
Мини-тренинг для закрепления
(Ученики объединяются в 8 небольших групп. Каждой группе выдается лист бумаги формата А 4 и маркер. Необходимо за 2 минуты нарисовать по 1 правилу мозгового штурма в виде знака. Далее все знаки вывешиваются на доске, и ученики по этим знакам озвучивают правила.)
Практическая работа. Применение метода МШ
Решение проблемной ситуации.
Учитель. Представьте, что все вы – генераторы идей. Ваша задача – решить проблемную ситуацию, помня все правила МШ.
Задание: вам нужно как можно быстрее остудить 1 литр кипятка. Вы находитесь на кухне и можете применить всё, что там находится.
(Генераторы идей говорят свои идеи, которые записываются учителем на доске).
Учитель. А теперь вы все превращаетесь в критиков-аналитиков. Ваша задача: отобрать из всех предложенных идей самые лучшие. Можно их комбинировать, развивать.
Проблемные вопросы:
Учащиеся самостоятельно называют их.
Преимущества:
1. Простота овладения и использования.
2. Универсальность метода, поскольку позволяет рассматривать любую проблему в сфере человеческой деятельности.
3. Позволяет найти необычные решения проблемы.
4. Не требует специальной подготовки участников.
Недостатки:
ІV. Формирование умений и навыков в ходе практической работы
Деловая игра. Представьте, что вы – преуспевающие работники фирмы, перед которой поставили ряд задач, связанных с гололёдом. Объединитесь в три группы и решите эти задачи. Время выполнения – 15 минут. После этого избранный каждой командой спикер озвучивает решения.
Задание для 1-й группы. Лестницы, особенно каменно-цементные, очень опасны в гололёд. Предложите идеи, которые позволят уменьшить травматизм.
Задание для 2-й группы. Предложите обувь, в которой неопасно ходить в гололёд.
Задание для 3-й группы. Гололёд – причина огромного числа автомобильных аварий. Предложите способы уменьшить аварийность.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия.
«Свои примеры» (по Анатолию Гину): Приведите свои примеры эффективного использования метода МШ в разных отраслях жизнедеятельности человека.
VІ. Домашнее задание. Параграф 2, задание 1 на стр. 17 письменно.
Дополнительно для любознательных. Существует более 50 модификаций метода МШ.
В последние годы широкое распространение получил «электронный мозговой штурм» (online brainstorming), использующий интернет-технологии. Он позволяет почти полностью устранить «боязнь оценки», т.к. обеспечивает анонимность участников. К тому же не происходит «блокирование продуктивности», которое может случиться при обычном использовании метода (поскольку участники группы представляют идеи поочередно, то люди в ожидании своей очереди могут передумать или испугаться публично высказывать свою идею, либо просто ее забывают).
Дополнительно: подготовить сообщения о других разновидностях метода МШ.
1