Класс: 1
Тема четверти: "Музыка вокруг нас"
Тема урока: "Музыка рассказывает о сказочных героях".
Тип урока: углубление в тему
Форма урока : путешествие
Цель: Обогащать опыт учащихся по воплощению в музыке образов различных сказочных персонажей, учить определять роль средств музыкальной выразительности. Объяснить понятие "оркестр".
Развивать чувство ритма, певческие навыки, творческие способности детей.
Воспитывать у первоклассников культуру слушания музыки, вызвать познавательный интерес и желание читать сказки о различных персонажах музыкальных произведений.
Музыкальный материал:
П.И.Чайковский пьеса «Баба Яга» из детского альбома.
(в 2-х исполнениях: 1-е фортепиано, 2-е оркестр).
Музыка Б.Фильц , слова Г.Бойко «Морозец»
Слова и музыка А. Мигай «Зимушка-зима».
Оборудование: музыкальный инструмент, компьютер, портрет П.Чайковского, иллюстрационный материал.
План урока
1.Вход в класс под музыку
2. Музыкальное приветствие
3. Расспевка "Звуки музыки"
4. Организационный момент. Слушание произведения П.Чайковского "Баба Яга" в 2-х вариантах
5. Физкультминутка
6. Разучивание песни Б.Фильц «Морозец»
7. Повторение песни А. Мигай «Зимушка-зима».
8. Обобщение материала урока. Контрольные вопросы.
9. Выход из класса.
ХОД УРОКА
- Мы на прошлом уроке говорили о том, что музыка не только может передавать разные чувства, эмоции , она нам может рассказать много интересного. Сегодня мы с вами поговорим о том, как музыка воплощает образы различных сказочных персонажей. Тема нашего урока «Музыка рассказывает о сказочных героях».
– Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочный лес, где обитают волшебные существа. А главную героиню нашего урока. Я Вам предлагаю отгадать:
Нос крючком,
Зубы торчком,
А в волосах ветер свищет.
Куда несется старая?
На какие злые дела?
(Баба Яга)
В старом сказочном лесу…
Велика Земля – планета,
И не счесть на ней чудес.
Говорят, что даже где-то
Есть один волшебный лес.
Ели там стоят густые!
И не страшная ничуть,
Там изба на курьих ножках
Приглашает отдохнуть.
- Ребята, давайте отправимся в гости к Бабе Яге. Где живёт Баба Яга?
- В избушке на курьих ножках, которая так просто не поворачивается.
- Что же надо сказать?
- Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом.
- Ребята, а у Бабы Яги одно имя или вы знаете еще как ее называют?
- Оказывается имён у неё много, вот послушайте: Яга, Яга-Баба, Ягая Баба, Ягая, Ягинишна, Ягиха, Ягишна - Баба-Яга, сказочный персонаж.
- А вот и хозяйка этого чудного местечка.
- Здравствуйте ребятки, я -Баба Яга! Известная всем собирательница вредных советов!
Зовусь я Бабою-Ягой,
Здесь власть держу я прочно,
И каждый будет мне слугой
Навечно и бессрочно.
Живу, творю я, что хочу,
Преград нигде не зная.
Сотру, размажу, растопчу,
Ведь я же баба злая.
Все черти — верные друзья,
Меня боятся тоже,
Что прикажу им только я,
Все сделают, исполнят!
- Как же давно я к Вам не приходила в гости, я очень соскучилась за Вами, а у Вас сегодня праздник, вы такие все нарядненькие, но я Вам постараюсь ваш праздник то испортить.
- Не порть нам праздник Баба Яга, лучше послушай с нами пьесу из детского альбома Петра Ильича Чайковского «Баба Яга».
- Ребята, а кто такой Петр Ильич Чайковский?
- Это русский детский композитор.
- И мы сегодня послушаем произведение, которое композитор так и назвал «Баба Яга».
Слушание музыки.
Пьеса П.И.Чайковского «Баба Яга».
И мы с Вами должны определить какой же характер этого произведения?
– И какие чувства, настроения вызывает у вас эта музыка, что Вам рассказала эта музыка? Рассказала ли она про характер Бабы Яги?
Я напоминаю, что слушаем мы с Вами в полной тишине, чтобы научиться слушать музыку – нужно прежде всего научиться слушать тишину. Тишина – это самая великая музыка.
Слушание произведения П.И.Чайковского «Баба Яга» (І вариант)
- И так скажите пожалуйста какой же характер этого произведения?
(Ответы детей).
- Какие чувства, настроения вызывает у вас эта музыка. Что Вам рассказала эта музыка? Рассказала ли она про характер Бабы Яги?
(Ответы детей).
А сейчас я Вам поставлю это же произведение, только мы с Вами постараемся определить в чем же разница?
Слушание произведения П.И.Чайковского «Баба Яга» (ІІ вариант)
Ответы: в первом варианте пьеса звучала в исполнении фортепиано, а во втором – оркестра.
Оркестр – это группа музыкантов, которые играют на разных инструментах.
(Показать изображение оркестра).
- А сейчас мы еще раз послушаем это произведение и убедимся какая наша Баба Яга добрая или злая. На Ваших партах лежат рисунки, на которых нарисована Баба Яга, под музыку раскрасьте их, вспоминая какой образ Вам представился, когда Вы слушали музыку. А я с Бабой Ягой буду смотреть, как вы рисуете.
(Дети раскрашивают Бабу Ягу)
Перед вами лежат учебники откройте на странице ___ . Перед вами рисунок Бабы Яги, которую нарисовал художник. Скажите какое настроение, какой образ представляется перед нами?
- По русским народным сказкам мы знаем Бабу Ягу как страшную старуху-волшебницу: "На печи, на девятом кирпичи лежит Баба Яга, костяная нога, нос в землю врос, сама зубы точит". Одноглазая, одноногая (костяная, железная), лохматая, с большим носом, горбатая. Живёт в дремучем лесу или на его окраине, в избушке на курьих ножках.
Но наша Баба Яга посмотрите, какая она аккуратная, даже милая.
- Баба Яга признайся на самом деле ты очень добрая, только тебе хочется иногда по- вредничать.
- Ребята, наша Баба Яга больше никогда не будет делать людям плохого, я вам это обещаю.
- Ну что ребята простим Бабу Ягу?
- (Ответы детей).
- А сейчас спрячьте все карандаши, фломастеры и давайте дальше пройдем по нашему лесу, приготовились слушать внимательно и делать под музыку все то, о чем я буду петь.
5.Физкультминутка.
«На раз подняться потянуться» , «Если весело живется щелкай так».
Ребята, чтобы дальше идти по нашему лесу нам придется разгадать еще одну загадку:
Все его зимой боятся -
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице ... (МОРОЗ)
- Мы сегодня с Вами разучим новую песню ,а Вы угадаете ее название.
- (Ответы детей: «Мороз»).
Украинский композитор Богдана Фильц напиасала песню на слова Григория Бойко, которую назвала «Мороз».
Сейчас мы с вами начнем разучивать это произведение.
6.Разучиване песни «Морозец».
Работа над песней (разучивать в среднем темпе, добиваясь светлого, веселого, певческого звучания, обращая внимание на мягкое и аккуратное окончание слов «щечки», «рукавички»)
Исполнение песни
Теперь споем вместе, красиво, задушевно, постарайтесь передать сказочный характер песни!
Не пугает мороз ни зайчат, ни малышей, ни Бабу Ягу. Все рады зимним забавам.
- Когда морозы ударили и наши щечки это действительно ощутили – к нам наконец то пришла настоящая зима.
К нам стучит в окно гостюшка одна – вновь к нам всем пришла – «Зимушка-зима»…
7.Художественное исполнение песни « Зимушка- зима».
Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят на зорьке в туманах.
Пусть зло на проделки хитро,
Но всё ж побеждает добро.
Скажите с каким сказочным персонажем мы сегодня с Вами познакомились?
- С Бабой Ягой.
- А какой композитор написал пьесу «Баба Яга»?
- Петр Ильич Чайковский
- Скажите, Баба Яга у нас была злой или доброй? Какой характер был у Быбы Яги?
- (Ответы детей).
-Наш урок подходит к концу, но со сказкой и волшебством мы не прощаемся.
Итог.
Исполнение попевки: До свиданья дети.
До свидания.