Урок на тему "Дружба Тома і Гека" (за повістю М. Твена "Пригоди Тома Сойєра")

Про матеріал
Урок "Дружба Тома і Гека" (за повістю М. Твена "Пригоди Тома Сойєра") розроблений для учнів 5 класу з російською мовою навчання. Урок містить компонент ВДГ/ОПЛ (виховання демократичної громадянськості в області прав людини), що сприятиме розвитку у вихованців громадянської компетентності.
Перегляд файлу

Конспект урока литературы в 5 классе с использованием ВДГ/ОПЧ на тему

«Дружба Тома Сойера и Гека Финна» (по повести Марка Твена

«Приключения Тома Сойера»)

Цели урока.

Образовательная: обучать навыкам выразительного чтения, умения работать с                                текстом художественного произведения, строить устные                               высказывания, обучать основам анализа и синтеза при                              характеристике литературных героев.

Развивающая:развивать интерес к чтению классической литературы, умение                            характеризовать художественные образы, составлять кластеры,                            подбирать цитатный материал, умение работать в группах,                                    развивать коммуникативную и гражданскую компетентности.

Воспитательная:воспитывать толерантное отношение к людям, ценить дружбу,                              отстаивать свою точку зрения, уважать культурное наследие                             других наций, демократические принципы и ценности.

Эпиграф.              Мы узнаём людей по сердцу, а не по глазам или интеллекту.

                                                                                                        Марк Твен

Ход урока.

 

1. Актуализация опорных знаний. Викторина.

      Назовите настоящее имя Марка Твена (Сэмюэль Ленгхорн Клеменс).

      В каком городе происходит действие повести «Приключения Тома Сойера»?

(Санкт-Петербург)

      Как звали подругу Тома Сойера? (Бекки Тэтчер)

      Кем представляли себя мальчики, сбежав на остров? (пиратами) Можно ли назвать мальчиков друзьями?

2. Мотивация учебной деятельности. Слово учителя. Посмотрите на картину Микалоюса Чюрлёниса, литовского художника. 

image 

                        Что вы видите? Вот описание картины. «Неземная женщина словно хочет сказать: «Самое дорогое, что есть у меня, я дарю вам». Самое дорогое, что есть у нее, — это Свет. Лучики света живут в каждом из нас. И наше предназначение на земле – делиться тёплыми, светлыми лучами с каждым, кто в этом нуждается. Дружба, как и Любовь, — это спокойное   величие неземных сил. И они, эти силы, идут рука об руку по жизни вместе с нами.                                                                

      Как бы вы назвали эту картину? (Заслушиваются варианты ответов). 

Автор назвал картину «Дружба». Это размышление о стремлении людей к счастью, к братству, к красоте. Она необходима нам как солнце, как воздух. Ею мы объединяемся, молимся, побеждаем. Она делает нас чище, светлее, добрее.

      Что такое дружба? (Дружба отношения, в основе которых лежат взаимная симпатия, доверие, преданность, духовная близость и т. п.).

      Вспомните известные вам пословицы о дружбе.

      Подберите к слову дружба имя прилагательное (верная, крепкая, настоящая).

      Какая дружба крепче? Между мальчиками, девочками или между девочкой  и мальчиком? Ответ аргументируйте.

v «Голосование ногами». (На полу лежат листки с записанными на них пословицами). Займите позицию относительно пословиц «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» и «Старый друг лучше новых двух».

-   Много ли друзей у Тома Сойера?

-   Кто с кем дружит в повести?

v Просмотр отрывка из фильма «Приключения Тома Сойера». (Встреча Тома и Гека) https://drive.google.com/file/d/1ujCsgZR0tp4EHUHjdXIb_sUxeM5 63tmt/view?usp=sharing Какими вы увидели героев? Так ли вы их себе представляли?

3. Изучение нового материала. Рассказ Тома о себе (ученик рассказывает от 1 лица)

(Дружба с Геком, их совместные дела, отношение к тёте Полли, Сиду, Бекки, к школе и т.д.)

Составление кластера «Том» (работа в группе)

Пример кластера                                                        

фантазёр               отважный

image      добрый                            справедливый заботливый          Том           хитрый задиристый                          ленивый

 изворотливый                    весёлый

Рассказ Гека о себе (от 1 лица)

(Дружба с Томом, семья, школа, вредные привычки и т. д.) - Почему мнения детей и взрослых о Геке не совпадают?

Составление кластера «Гек» (работа в группе) Пример кластера

image                                                 рассудительный                                        серьёзный            Гек           ленивый                                          смелый                                нелюдимый

                                                               умеющий сочувствовать

      Работа с иллюстрациями Германа Мазурина.

        image                     image 

      Какие черты характера у мальчиков совпадают?

      Похожи ли герои? Возможно составление таблицы или диаграммы Венна.

Том Сойер

Гекльберри Финн

Раличие

Сходство

Различие

1. Сирота, есть тётя, брат, сестра. 2. Имеет всё необходимое для жизни.

1.Добрые, искренние, любят приключения, отважные, энергичные, озорники,  верные

1.                 Сын пьяницы.

2.                 Бродяга.

3.                 Негативно относится ко всему образцовому.

3.Сообразительный, весёлый, предприимчивый, находчивый. 4. Большой выдумщик и фантазёр.

5. Рыцарь.

 друзья.

4. Больше всего ценит свободу 5.Ленивый озорник.

Если есть возможность, можно создать облако слов как средство визуализации текстового материала. 

Пример облака слов.

image 

      Приведите примеры из текста, подтверждающие черты характера ребят.

(Поход ночью на кладбище, выступление на суде в защиту Меффа Поттера, тайный ночной визит к тёте Полли, блуждание в пещерах и т. д.).

      Что дороже всего Тому? (Внимание, желание прославиться, преклонение перед ним).

      А Геку? (Свобода, независимость).

      Кто-то из них является лидером в дружбе? Может ли в дружбе быть лидер?

4. Игра «Демократические пазлы» с использованием компонента ВДГ/ОПЧ. Цель игры – собрать пазлы, на одной части которых цитата из текста с описанием героя или ситуации, на другой – права детей

(нарушенные или соблюденные), закрепленных Конвенцией ООН о


правах ребёнка.

 

 

Но вот тетка ушла на кухню, и Сид, счастливый своей  безнаказанностью, тотчас же потянулся к сахарнице, как бы

               издеваясь над Томом . Но сахарница выскользнула у Сида из

пальцев, упала на пол и разбилась. Том был в восторге…,… когда

воротилась тетка и встала над осколками сахарницы, меча молнии  гнева поверх очков. Том сказал себе: “Вот оно, начинается!..” Но в

следующую минуту он уже лежал на полу! Властная рука занеслась  над ним снова, чтобы снова ударить его, когда он со слезами  

воскликнул:— Постойте! Постойте! За что же вы бьете меня? Ведь        разбил ее Сид!

 

 

image Когда он [Том]вторично вошел в кухню с закрытыми глазами,  ощупью отыскивая полотенце, вода и мыльная пена, стекавшие у него с лица, не позволяли сомневаться в его добросовестности. И  все же, когда он вынырнул из-под полотенца, результаты

оказались не слишком блестя щие, так как чистое пространство, славно маска, занимало только часть его лица, ото лба до

подбородка; выше и ниже этих границ тянулась обширная, не  

орошенная водой территория, вверху поднимавшаяся на лоб, а  внизу ложившаяся темной полосой вокруг шеи.

          

 

 

 

 

 Том начал — сперва нерешительно, потом понемногу увлекся; речь его полилась живее; скоро в зале суда раздавался один  только его голос, остальные звуки затихли, слушатели с

разинутыми ртами, затаив дыхание, ловили каждое е   го слово, не замечая времени, — так они были увлечены и потрясены его

imageжутким рассказом. Общее волнение достигло предела, когда Том  дошел до сцены убийства:— А когда доктор хватил Меффа Поттера доской по голове и тот упал, Индеец Джо кинулся на него  с ножом и…

Статья 12

Взгляды ребенка

 Ребенок, в соответствии со своим возрастом и зрелостью, имеет право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим его

вопросам.  С этой целью он может

быть заслушан на любом судебном или административном заседании. 

 

Статья 19

Защита от злоупотреблений и небрежного отношения

 Государство должно защищать ребенка от всех видов насилия, отсутствия заботы и плохого

обращения со стороны родителей или других лиц, а также помогать ребенку, подвергшемуся

жестокому обращению со стороны взрослых. 

Статья 6

Право на жизнь, выживание и развитие Каждый ребенок имеет

право на жизнь и государство обязано обеспечивать выживание и здоровое развитие ребенка, поддерживая его психический, эмоциональный, умственный, социальный и культурный уровень

В то же мгновение Том почувствовал, что чья          -то рука неотвратимо и медленно стискивает его ухо и тянет кверху все

imageвыше и выше. Таким способом он был препровожден через весь  класс на свое обычное место под перекрестное хихиканье всей детворы, после чего в те        чение нескольких страшных минут

учитель простоял над ним, не сказав ни единого слова, а затем

так же безмолвно направился к своему трону. Но хотя ухо у Тома  продолжало гореть от боли, в сердце его было ликование.

 

 

 

 

 Гекльберри был вольная птица, бродил где вздумается. В хорошую погоду он ночевал на ступеньках чужого крыльца, а в  дождливую — в пустых бочках. Ему не надо было ходить ни в

школу, ни в церковь, он никого не должен был слушаться, над  

ним не было господина. Никто не запрещал ему драться. Он мог

не ложиться спать хоть до утра. Весной он первый из всех  мальчиков начинал ходить босиком, а осенью обувался

imageпоследним. Ему не надо было ни мыться, ни надевать чистое  платье, а ругаться он умел удивительно. Словом, у него было  все, что делает жизнь прекрасной. 

 

Статья 24                                 Здоровье и здравоохранение            

Каждый ребенок имеет право на охрану своего здоровья: на получение

медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания. Государства должны обеспечивать сокращение детской смертности и

проводить информационные кампании по распространению знаний о здоровье.

Статья 19

Защита от злоупотреблений и небрежного отношения

 Государство должно защищать ребенка от всех видов насилия, отсутствия заботы и плохого обращения со

стороны родителей или других лиц, а также помогать ребенку,

подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых. 


      Нарушались ли когда-либо ваши права?

      А вы сами нарушаете права? Какое наказание вы для себя придумали бы?

(Заслушиваются ответы учеников) 5. Закрепление изученного. Слово учителя.

      Кому ставят памятники? Какие памятники в нашем городе вы знаете?

image В городе Ганнибал (почему именно там?) установлен памятник Тому Сойеру и Геку Финну. Рассмотрите изображение памятника.

Двое мальчишек в разодранных штанах отправляются на поиски очередного приключения. Ребята изображены такими, какими их представляют, очевидно, многие поколения читателей, — беспечными, озорными, мальчишески непосредственными. Вдобавок к

этому Гек держит за хвост перекинутую через плечо дохлую кошку. Этот знаменитый памятник был открыт в 1926 г. Скульптор Фредерик Хиббард. «Гимн детству, написанный прозой», так назвал Марк Твен свою повесть.

      Удалось ли скульптору Хиббарду, режиссёру фильма С. Говорухину, художнику Герману Мазурину отразить черты характера героев, показать дружеские отношения между ними?

      Прошло более ста лет с момента выхода в свет повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера», а она остаётся попрежнему популярной и читаемой. В чём же секрет её актуальности? Возвратимся к эпиграфу: «Мы узнаём людей по сердцу, а не по глазам или интеллекту». Как вы понимаете эти слова? (Настоящие сокровища находятся в душе, сердце человека: доброта, искренность, справедливость, взаимопомощь, отвага. Умным быть хорошо, но щедрость и милосердие – это и есть разум сердца).

      Что общего между американскими детьми ХІХ века и украинскими – ХХІ века? Хотели бы вы иметь таких друзей, как Том Сойер и Гек Финн?

6.     Рефлексия. Слово учителя. На доске вы видите яблоневое дерево, на партах пред вами «яблочные» стикеры. Напишите, пожалуйста, на них ваши впечатления об уроке: что понравилось (или не понравилось), что новое узнали, какие выводы для себя сделали и т. п. Прокомментируйте написанное и прикрепите свои «яблоки» к дереву. Я желаю вам иметь верных друзей на протяжении всей жизни, чтобы рядом всегда был человек, разделяющий с вами и беды, и радости.

7.     Домашнее задание. Разгадать кроссворд http://puzzlecup.com/?guess=51D409D705454CAU,

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера»

image

X

X

X

X

X

X      X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X      X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X      X

X

X

X

1 

X

X

X

X

X

X

X

X

X      X

X

X

X

 

X

X

X

X

X

X

X

X

X      X

X

X

X

 

X

X

X

X

X

X

X

X

X      X

X

X

X

 

X

X

X

X

X

X

X

X

X      X

X

X

X

 

X

X

X

X

X

X

X

X

X      X

X

X

X

 

X

X

X

X

X

X

X

X

X      X

X

2 

 

 

 

 

 

X

X

X

X

X

X

X      X

3 

X

 

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

image 

 

 

 

 

X

X

X

X

X

X

X

X

5 

X

X      X

 

X

 

X

X

X

X

X

X

X

X

X

 

X

6 

           image 

 

X

 

X

X

X

X

X

X

X

X

X

 

X

 

X

 

X

 

X

X

X

X

X

X

X

7 

 

8 

 

 

 

 

 

 

 

X

X

X

X

X

X

X

X

X

 

X

 

X

 

X

 

X

X

X

X

X

X

X

X

X

 

X

X

 

X

 

X

X

X

X

X

X

X

X

X

9 

 

 

 

 

 

 

X

X

X

X

X

X

X

X

X

 

X

X

 

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X      X

X

X

X

X

X

X

По горизонтали

2. Кем хотели стать мальчики, отправившись на необитаемый остров?  4. Том предъявил 9 жёлтых, 9 красных и 10 синих...  6. Что искали мальчики в заброшенном доме?  7. Имя друга Тома Сойера. 

9. Чем Том лакомился в чулане тёти Полли?  

 

По вертикали

1. Драгоценность, которую Том хотел подарить Бэкки,-... от каминной решётки.  2. Кого спас Том от смерти своими показаниями?  3. Куда Том и Гек отправились ночью сводить бородавки? 

5.  Должность отца Бэкки Тэтчер. 

6.  Настоящая фамилия Марка Твена.  8. Чем Том       и Гек скрепили договор о молчании?

 

 

pdf
Додано
8 січня 2021
Переглядів
2970
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку