Разработка урока по природоведению для 2-х классов
Тема: Как звери приспособились к жизни зимой?
Цель: сформировать у учащихся представление о том, как зимуют звери; развивать речь, мышление; воспитывать любознательность, любовь к животным, которые живут в лесах.
Как звери приспособились к жизни зимой?
Цель: сформировать у учащихся представление о том, как зимуют звери; развивать речь, мышление; воспитывать любознательность, любовь к животным, которые живут в лесах.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Фронтальный опрос
-Какое сегодня число?
-Какая температура воздуха была сегодня утром?
-Какое состояния неба?
-Были ли в течение суток осадки?
2. Игра «Да или нет?»
• Солнце стоит низко на небосклоне. (Да)
• Реки и пруды покрылись льдом. (Да)
• Падают обильные дожди. (Нет. Снег.)
• Небо часто покрывают темные тучи. (Да)
• Все деревья стоят голые. (Нет. Хвойные деревья зеленые.)
• Воздух на улице теплое (Нет. Холодное.)
• На землю падает снег. (Да)
- Какие изменения произошли в неживой природе с наступлением зимы? (Солнце появляется ненадолго, поднимается невысоко, дает мало тепла и света, похо лоднишало, реки замерзли, осадки - снег.)
- Безусловно, изменения в неживой природе повлияли на жизнь зверей.
III. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня на уроке вы узнаете, кто из зверей залегает в спячку, а продолжают вести активный образ жизни.
IV. Изучение нового материала
1. Работа по учебникам (с 84-85)
- Рассмотрите фотографии на с. 84 и сравните, как изменилась окраска меха в белки и косули зимой? Почему? (Шерсть животных зимой должна не только маскировать их под окружающие пейзажи, чтобы уберечь от хищников, но и согревать в морозы — от них не уйдешь. Поэтому, кроме длинных красивых волосков, зимняя шубка имеет густой и плотный подшерсток, защищающий кожу зверей от холода.Такой теплый природный камуфляж бережет лесных обитателей от опасности и позволяет пережить голодный сезон холодов.)
- Мех у зверей зимой становится гуще, теплее и приобретает светлого окраса.
V Первичное восприятие нового материала
Давайте представим что мы с вами отправляемся в зимний лес (На доске картинки с изображением зимы в лесу)
-Скажите, как вы думаете а зимой зверям так же трудно как и птицам?
Да, но не боятся звери зимы. Посмотрите на доску, кто сидит там рядом с деревом?
Некоторые животные не делают запасов на зиму: зайцы, волки, лисы.
Трудно в зимние холода зайцу. Постоянного домика он не имеет. Бегает он по глубокому снегу, что бы согреется, кормом разжиться. Где то молодой коры погрызет, где то мерзлыми почками полакомится. У зайца, лапки как лыжи- глубоко не проваливаются. Белый полушубок так же ему помогает. Присел под кустом и уже не зайчик, а словно холмик белого снега белеет. Никакой враг не заметит.
Лисам тоже трудно живется в лесу, когда много снега. Они в такую пору очень голодают. Окрас меха у лиси зимой изменяется: летом он ярко рыжего, а зимой становится более темным. Охотятся зверки в основном ночью. Лиса прислушивается к писку грызунов под снегом, потом начинает быстро рыть, разбрасывая вокруг себя снег, и старается быстро схватить добычу.
Волки на зиму прячутся в глухих чащах, в глубоких оврагах, около болот. Откуда большими стаями выходят на охоту. Охотятся волки, на косуль, кабанов и т.д. В лесной чаще двигаются, бесшумно, хорошо видят в сумерках.
Косули питается зимой она ветвями, корой деревьев, лишайниками, орехами. Летом буровато-рыжая, зимой становится серовато-бурой, темнее на задней части тела, по бокам светлее. Эти животные относятся к исчезающим видам и нуждаются в охране.
Дикие кабаны роют зимой глубокие рвы, ищут желуди. Это их любимая пища, вкусная и питательная. Во время больших морозов дикие кабаны нагребают кучи листьев и трвы, зарываются в них и погружаются в спячку.
А сейчас поговорим о животных которые делают запасы на зиму.
Белка строит себе из веток , шерсти, лишайников шарообразное гнездышко в дупле дерева.В лютые морозы или в ненастье белочка сидит в гнезде и нос не высовывает на улицу. Даже закрывает вход в свое жилище своим пушистым хвосиком.
Бобры зимой, когда водоемы замерзают, можно легко добраться в самые труднодоступные места. Жизнь бобра зимой незаметна, если корма он заготовил в достатке, ему выходить незачем. Плавает он подо льдом и питается притопленными у дна запасами.
Полевая мышь, запасается на зиму. Ест меньшую часть еды, остатки прячет на дне гнезда или в норе, старательно зарывая чем-нибудь. Данный вид мышей способен плавать.
Есть такие звери, которые всю зиму спят. Запас корма им не нужен.
Еж с первыми заморозками ежи закрываются под слой опавшей листвы под деревом или пеньком и впадают в спячку. Никаких запасов на зиму они не делают. Ежи накапливают жир осенью, больше наедаются. В период спячки еж может обходиться без еды до 240 дней(до 8 месяцев). За период спячки их масса уменьшается на треть, а бывает и в два раза.
Барсук накапливает много жира осенью на зиму роет себе глубокую нору, в которой много входов и выходов. Зимой он спит, но в отличии от медведя, то ли дело просыпается, что бы поесть что-нибудь из своих запасов, и снова засыпает. Запасает на зиму желуди, зерно. орехи, сладкие крошечки. В спячку впадает в ноябре декабре, и до марта-апреля.
Медведь спит всю зиму в своей берлоге и ничего не ест. Существует он в эту пору года, благодаря жиру, который нагулял себе еще осенью. Осенью медведи едят особенно много, торопятся нагулять жир перед зимним сном. Жировые запасы помогут дожить до весны, согреют и накормят. Приглядит себе медведь хорошее место — яму или вывороченное дерево — и начинает устраивать берлогу. Но если не удалось нагулять достаточно жира, в берлогу зверь не ложится.
- Что вы узнали нового о зимней жизни зверей?
-Какие звери готовят на зиму запасы, и не впадают в спячку?
- Какие звери впадают в спячку?
- Делают ли они запасы на зиму?
- Какие звери зимой ведут активный образ жизни?
- Как они питаются?
Всем зверям трудно зимой с кормом. Поэтому, держатся они там, где пищи больше, ближе к жилью человека.
- Подумайте почему еж зимой спит, а заяц - нет?
(Потому что медведь,еж и барсук за весну, лето и осень специально накапливают жир и им хватает его на всю зиму.Поэтому им не нужно добывать себе пищу зимой.А лиса,заяц и волк не стараются добыть больше жира весной летом и осенью.И они хотят кушать и зимой тоже.)
2. Физкультминутка
3. Откройте тетради на станице 40. Посмотрите на первое задание, помогите найти каждому зверьку вой дом. Соедините стречками.
V. Обобщение и систематизация знаний
1. Игра «Да - нет»
- Верите ли вы, что ...:
• зимой у медведь не спит?
• белка всю зиму спит в дупле?
• заяц зимой питается теми запасами, которые он приготовил с осени?
• лиса ловит мгновений под снегом?
2. Работа в тетрадях с. 40. На доске развешены картинки следов животных на снегу.
Нужно соединить соответствующие картинки.
3. Тестирование
1) Кто питается корой деревьев?
а) Заяц;
б) лиса;
в) волк.
2) Кто зимой сосет лапу?
а) Кабан;
б) лось;
в) медведь.
3) Кто самый опасный враг мышей?
а) Кабан;
б) лось;
в) заяц;
г) лиса.
VI. Итог урока.
Как звери приспособились к жизни зимой?
- Что нового узнали на уроке?
- Как переживают зиму звери?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
С. 84-85.
- Вспомните сказки и мультфильмы, в которых рассказывается о зимнем жизни зверей.