Урок на тему "Не с именами существительными", интегрированный урок

Про матеріал

Материал содержит разработку урока по русскому языку в 6 классе на тему "Не с именами существительными" ,и разработку интегрированного урока русского языка и основ здоровья.

Перегляд файлу

План-конспект урока русского языка в 6 классе с украинским языком обучения (начало обучения с 1-го  класса) составлен в соответствии с требованиями программы  «Російська мова. Програма для загальноосвітніх навчальних закладів з навчанням українською мовою навчання. 5-9 класи, (затверджена  наказом МОН України від 07.06.2017 №804  та рекомендована Міністерством освіти і науки  для використання в загальноосвітніх закладах у 2017-2018 навчальному році)

План-конспект составлен в полном соответствии с современными требованиями  стандарта образования и может быть использован  с учеником «Русский язык. 6 класс» (учебник для общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения, начало изучения с 1-го класса, автор Л.В. Давидюк)

ТЕМА: НЕ с именами существительными

  Цели: формирование предметных компетентностей  обобщить и систематизировать основные теоретические сведения по теме « Имя существительное»;

совершенствовать учебно-языковые умения и навыки;  расширить  и углубить предметную  компетенцию учащихся;

формирование ключевых компетентностей  умения учиться: активизировать познавательную деятельность школьников; коммуникативных: развивать навыки работы в парах, толерантное отношение к мнению собеседников; информационной: развивать навыки работы с источниками информации; культурологической: воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование:  учебник, учебные тексты, таблица,  раздаточный материал.

  Методы: метод контроля, практический метод, метод творческой деятельности.

  Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний.

 

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я  к вам пришла не с пустыми руками, а с подарком. А что лучший подарок для ученика? Конечно же, хорошая оценка. Поэтому я принесла вам   «10», «9», «8» и  «7» баллов. Остальные я не брала – не принято плохие подарки дарить. Поэтому в процессе урока мы будем проверять практические задания, а вы себе честно и объективно выставите оценки в карточку контроля. Договорились?

- Проверка домашнего задания (фронтально)

III. На доску проецируется тема и цели урока. Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя.

IV. Работа над темой урока

1.Объяснение учителя

 2. Коллективная  работа  с теоретическим материалом учебника  по теме урока.

Учитель:

Пока  к вам шла, на ум пришли строчки, которые я вам прочту сейчас, а вы подумаете и скажите, как это стихотворение связано с темой нашего предыдущего урока.

                Витька – вьюн и непоседа.

                Весь урок толкал соседа.

                «Не мешай» ,- сказал Серега…

                Витька фыркнул: «Недотрога».

Ученик: на предыдущем уроке мы знакомились с правописанием НЕ с именами существительными.

Учитель: Какие слова из этого стихотворения помогли вам ответить на вопрос?

 Ученик: НЕПОСЕДА, НЕДОТРОГА

Учитель: вы обратили внимание, что пишутся они слитно?

Почему?

Ученик: Эти слова пишутся слитно потому, что без НЕ они не употребляются.

Учитель: правильно! А теперь давайте вспомним другие случаи написания НЕ с существительным

     V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

 ( «Мозговой штурм»)

- Если существительное с НЕ может быть заменено синонимом без НЕ или близким по значению выражением, оно пишется….

* Например: (Неправда – ложь; Необразованность- отсутствие образованности, темнота)

- Если НЕ является отрицательной частицей и в предложении с отрицательной частицей есть противопоставление с союзом а, то НЕ с существительным пишется………

* Например: ( Не правда, а ложь. Не друг, а враг)

 1. Анализ языкового материала (запись на доске)

*Раскрыть скобки, комментировать: (не)годование, (не)погода, (не)нависть, (не)приятель,  (не)сила, а бессилие, (не)приятель, а знакомый.

2. Практическая работа с языковым материалом.

Учитель: а теперь давайте поработаем в тетрадках по вариантам:

 1 вариант выписывает предложения, где существительные с НЕ пишутся слитно, 2 вариант – раздельно.

 Два ученика работают у доски.

Не  работа сушит, а забота. Не место красит человека, а человек место. Друзья в несчастье познаются. В осеннее ненастье семь погод во дворе. Не печь кормит, а руки. Дорог не подарок, а внимание.

( Правильно записанные предложения проецируются на доску, далее идет  взаимопроверка по вариантам, выставление оценок в карточку контроля.)

(На доске появляются слова НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА)

Учитель: обратитесь к этимологическому словарю за разъяснением их значений.

(Учащиеся пишут значение этих слов в  тетрадь и зачитывают их).

НЕВЕЖА – образовалось в древнерусском языке, посредством прибавления приставки НЕ к слову «ВЕЖА» - знаток . Значит «грубый, невоспитанный человек».

НЕВЕЖДА – это слово, имеющее значение «малосведущий человек», было заимствовано из старославянского, где образовано как и слово невежа.

Учитель: а теперь прослушайте стихотворение С. Маршака и ответьте на вопрос: о каком из этих слов идет речь?

Знал одного ребенка я,

Гулял он с важной нянею.

Она давала тонкое

Ребенку воспитание.

Был вежлив этот мальчик

И, право, очень мил:

Отняв у младших мячик,

Он их благодарил,

«Спасибо», - говорил.

Учитель: Кто он - НЕВЕЖА или НЕВЕЖДА?

Ученик: Этот ребенок НЕВЕЖА.

Учитель: Крылова знаете, ребята? Так вот Крылов, мастер крылатых выражений, о НЕВЕЖАХ в одной из своих басен говорил: Невежи судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк…

 Ребята, вы заметили, какие предложения мы с вами записываем  в качестве примеров? Как они называются?

Пословицы, правильно. А к какому виду творчества они относятся? Верно, к УНТ. Вы заслужили минутку отдыха.

 ( Физкультминутка)

3. Работа с упражнениями учебника: устно и письменно (по выбору учителя)

Упражнение 174 (письменно); упражнение 175 (устно).

 Учитель: А теперь вы, ребята попробуйте сочинить пословицы, в которых бы встречались слова слитного и раздельного написания НЕ с существительными.

(Ученики читают свои примеры пословиц)

 Учитель: Сейчас давайте запишем предложение и выполним его синтаксический разбор.

(Один ученик работает у доски)

Небылица на тараканьих ножках ходит.

12. Далее каждому ученику раздаются карточки с пословицами, где нужно раскрыть скобки, выбирая правильное написание НЕ с существительными и выполнить задание по схеме ВНО.

(Проверка первой части с помощью проектора, вторая часть проверяется учителем.)

  1.     Конь (не) пахарь, (не) кузнец, (не) плотник, а первый в селе работник. (Не) место красит человека, а человек – место. Ученье – свет, а (не) ученье – тьма. Один в поле (не) воин.
  2.     Задание ВНО
  1.     В каком СС НЕ пишется раздельно?

а) Какая (не)ряха

б) Случилось (не)счастье

в) Мой (не)приятель

г) (не)веселье, а грусть

  1.     В каком предложении Не пишется слитно?

      а) Звучала (не)правда, а ложь.

      б) (Не)вежа тот, кто позволяет себе грубость.

      в) Он мне (не)друг, а враг.

       г) Это был (не)сон, а явь.

 3.В каком предложении НЕ пишется раздельно?

      а)  (Не)знакомца предупредили.

      б  Мы ценим (не)преданность, а труд.

      в)  (Не)честность всегда вредит.

      г) Дурное слово друга делает (не)другом.

 Резервный материал:

Цифровой диктант. Учащиеся записывают только цифры.

  1. НЕ пишется слитно с существительными;

2 – НЕ пишется раздельно.

Небылица, не друг, а враг, невольник, невежда, не котел варит, а повариха, неточность, невидимка, несерьезность, не здоровье, а болезнь.

(121121112)

Подобрать к существительным синонимы:

- Грубый невоспитанный человек- НЕВЕЖА

- Человек, которому не сидится на месте – НЕПОСЕДА

- недоучившийся человек – НЕДОУЧКА

- неуклюжий человек, неловкий – НЕДОТЕПА

- Что объединяет записанные слова? (Это существительные общего рода

VI. Подведение итогов урока

Обобщающая беседа (приём «Микрофон»)

- Мы сегодня закрепили тему……..

- НЕ с существительными пишутся слитно, если…………

- НЕ с существительными пишутся раздельно, если………

 VII. Домашнее задание: упражнение 177, теоретический матеріал стр171.

Итоги урока .

Просмотр карточек самоконтроля, выставление оценок за активность на уроке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект урока интегрированного урока   русского языка  и основ здоровья в 6 классе с украинским языком обучения (начало обучения с 1-го  класса) составлен в соответствии с требованиями программы  «Російська мова. Програма для загальноосвітніх навчальних закладів з навчанням українською мовою навчання. 5-9 класи ( затверджена наказом  МОН України від 07.06.2017 №804  та рекомендована Міністерством освіти і науки  для використання в загальноосвітніх закладах у 2017-2018 навчальному році)

План-конспект составлен в полном соответствии с современными требованиями  стандарта образования и может быть использован  с учеником «Русский язык. 6 класс» (учебник для общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения, начало изучения с 1-го класса, автор Л.В. Давидюк)

 

 

Интегрированный урок русского языка и основ здоровья.

5 класс

Тема. Имя существительное и его грамматические особенности.

 Цели: формирование предметных компетентностей  повторить , обобщить и систематизировать основные теоретические сведения по теме «Имя существительное»;

совершенствовать учебно-языковые умения и навыки;  расширить  и углубить предметную  компетенцию учащихся; формирование ключевых компетентностей  умения учиться: активизировать познавательную деятельность учащихся; коммуникативных: развивать навыки работы в парах, толерантное отношение к мнению собеседников; информационной: развивать навыки работы с источниками информации; культурологической: воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности, воспитывать умение чувствовать, понимать и любить красоту родной природы; желание следить за своим здоровьем.

 

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование:  учебник, учебные тексты, таблица,  раздаточный материал, видеосюжет

 

 

Ход урока

 I. Организационный момент.

Создание эмоционального фона

Слова учителя:

- Ребята, поприветствуйте друг друга. Улыбнитесь. Подумайте о чем-то хорошем, приятном.

 Давайте в таком пре­красном настроении и проведем сегодняшний урок и подарим друг другу радость общения.

 ІІ. Актуализация опорных знаний.

 1.Проверка домашнего задания (выборочно)

Учитель:

- От чего может зависеть настроение? (От состояния здоровья, от семейной  и школьной атмосферы, от общения с друзьями, от окружающей действительности, от погоды...)

- Давайте послушаем, какой прогноз погоды вы приготовили дома на сегодняшний день.

(Зачитывают 2 ученика.)

Какие вы использовали слова при составлении прогноза по­годы? (Погода, небо, температура, воздух, ветер, солнце, дождь, снег, природа, настроение)

Какой частью речи они являются? Докажите это.

III. Объявление темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя:

- Сегодня на нашем необычном уроке мы будем  закреплять знания об имени существительном как части речи; будем от­рабатывать навыки находить имена существительные в предложении, определять род, число, склонение, падеж существительного и….проявим заботу о состоянии нашего здоровья.

- Что вы знаете об имени существительном?

Работа с теоретическим материалом учебника (параграф 40-46)
Ребята составляют опорные схемы. Затем  на экран проецируется таблица для сравнения.

IV. Работа над темой урока

Учитель:

- Урок у нас будет необычным потому, что сегодня мы пригласим в гости еще один школьный урок, в основе которого лежит забота о….. Отгадайте это слово.

ООЕЬРДЗВ (Здоровье)

- Почему для человека так важно здоровье? (Потому что
если человек здоров, то у него хорошее настроение, ничего не болит, крепкий сон, хороший аппетит, правильная осанка, аккуратный внешний вид.)

- А что для этого нужно? (Для этого нужно постоянно заботиться о своём здоровье).
- На каком уроке мы говорим об укреплении здоровья?  (На основах здоровья)

 А вот и первый полезный совет для укрепления здоровья.

 - Сможем ли мы его прочитать?
- Что необходимо сделать? (Разделить слова.)

Надосдетствазакаляться,

 Чтобздоровымоставаться.

(Ученик  работает у доски, комментирует свои действия)

-  В чем смысл этой пословицы?

  • Какие способы закаливания вы знаете?
  • Ребята, подберите однокоренное слово к слову здоровье.
    Здоровье — здоровый. (Какая это часть речи?)
  • Подберите родственное слово, чтобы оно обозначало действие
    предмета. (Оздоровляться)
  • Какая это часть речи? (Глагол)
  • Назовите корень этих родственных слов, (-здоров-) .
  1. Орфографическая минутка.

Учитель:

  • Какое время года закончилось? А какое наступает?
  • Какие подарки приносит нам это великолепное время года, мы
    узнаем, когда откроем этот конверт... Но он уже кем-то открыт! Кто
    же это смог сделать? Как вы думаете, кто сильно хочет того, чтобы
    зима как можно дольше не наступала и не преподносила нам подарки?
    (Предыдущее время года — осень. Она ещё хочет похозяйничать.)
  • Да, она действительно «похозяйничала», и вот что за «подарки»
    получились. Что вы заметили? (Слова с ошибками)

ПРОЩЯЙ, НЕНАСНАЯ, ЗДРАСТВУЙ,  ИЗМОРОСЬ,   ДИКАБРЬ,ТИШЫНА                                 ЛИДОК,  ИНИЙ.

  • Назовите имена существительные, их грамматические кате­гории.
  • Назовите слова-синонимы (изморозь — иней); слова-антонимы (здравствуй — прощай).

3. Творческая работа. Просмотр видеосюжета.

Учитель:

  • Ждут прихода зимы не только люди, но и природа. В видеосюжете вы увидите отступление осени и начало зимы. Самые наблюдательные и внимательные смогут заметить, как выглядит природа в ожидании белоснежной красавицы.

(Просмотр видеосюжета.)

Вопросы учителя:

  • Какое время года показано в начале сюжета? (Поздняя осень)
  • Что вам помогло это определить? (Состояние неба, деревьев, земли)
  • Как выглядят деревья? (Деревья утратили свою былую красоту. Листья на деревьях уже давно облетели)             
  • Куда торопится ёжик? (Найти уютное место в ворохе листвы и уснуть)
  • Чем устлана земля? (Земля устлана мягкими и пушистыми раз­ноцветными листьями.)
  • Какую птицу вы увидели, как она выглядела? (В замирающем, пу­стующем лесу можно встретить только взъерошенную ворону.)
  • Чего ждут поля и леса? (Притихшие и омытые дождём леса
    и поля ждут, когда же они наденут на себя белый пушистый убор.)
  • Что предвещает то, что скоро пойдёт снег? (Серое пасмурное
    небо, низкие тяжёлые, влажные облака.) 
  • Какими вы увидели первые снежинки? (С пасмурного неба из­-
    редка падали одинокие снежинки.) 
  • (Запись предложения С пасмурного неба из­редка падали одинокие снежинки.)             
  • Назовите грамматическую основу предложения.

(Падали сне­жинки. )

  • Разберите его по частям речи, у существительных определите
    грамматические признаки.
  • Ребята, чтобы быть полноценно здоровым, нужно не только за­ниматься спортом, следить за своим внешним видом, т. е. быть фи­зически здоровым, но очень важно быть и духовно здоровым.
  •  Что значит быть духовно здоровым? (Быть добрым, вежливым, надежным по отношению к другим, уметь видеть прекрасное и бережно относиться к нему.)
  • Глубокую осень А. С. Пушкин называл унылой порой, но даже
    в этом неприметном времени года можно увидеть свои прелести,
    и самое главное — нужно уметь восхищаться ими.

*Физкультминутка

V.Обобщение и систематизация знаний

1.  Практическая работа с языковым материалом  (групповая работа)

Учитель: давайте разделимся  на группы .Каждая группа получает слова, которые необходимо собрать в предложение и объяснить смысл получив­шихся выражений.

* Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья.

* Грязные руки угрожают бедой.

*Нет в мире лучшей одежды, чем свежесть тела.

* В здоровом теле — здоровый дух.

*Чистота – залог здоровья.

  • Назовите существительные в Т. п.; 3-го склонения; 2-го скло­нения; П. п. ед. ч.; в Р. п. ед. ч.

2.Парная работа

Запишите  предложения, дополняя их необходимыми по смыслу именами существительными.

Чувство……..  напоминает нам о том, что время подкрепиться.

 Еда необходима …….. для жизни, как и всему живому.

Но …….нужно расти и быть здоровыми. Поэтому важно кушать не все подряд, а полезные………. .  Полезны для  здоровья: ……,  …….,  ………,  …….,………

Вредны для здоровья:……., …….., …….., ……..

Слова для справок: голод, дети, фрукты, организм, молоко, овощи, продукты, конфеты, мороженое, каши, сухарики, рыба, творог, гази­рованная вода, человек.

Учитель:

  • Какие ещё полезные продукты питания вы знаете?
  • А какие — вредные? Чем они вредны?
  • Зачитайте предложения с однородными членами; имена суще­ствительные, употребляемые только в единственном числе; только во множественном числе.

3. Работа с учебником: упражнение  196, задание ІІ (письменно)

Учитель:

  • Ребята, в связи с переменой погоды че­ловек может заболеть. Когда мы заболеваем, то лечимся всякими меди­каментами, а ещё можно лечиться всевозмож­ными народными средствами.
  • Ребята, какое растение вы видите на картинке? (Калину)
  • Что вы о ней знаете? (Калина — не только символ Украины, но и лекарственное растение, содержащее множество витаминов.)
  • Кто знает, при каких заболеваниях поможет калина?

Прочитайте  текст (Проецируется на экран)

Калина - очень красивое растение. Это стройный куст с многочисленными тонкими ветвями, которые тянутся к небу. С приходом весеннего тепла на них набухают почки. Потом калина вся покрывается белыми соцветиями-зонтиками, она впитывает тепло солнца и живительную влагу земли. Ее листья ярко-зеленые с неровными зубчатыми краешками, и в них путается ветерок.
Потом, когда цветы отцветают, на их месте появляются маленькие зеленые ягодки. Они постепенно становятся большими и осенью приобретают насыщенно красный цвет. Спелые ягоды калины похожи на яркие капли крови, поэтому в традиции украинского народа они символизируют силу жизни. Ягоды калины также бывают желтого и черного цвета, а некоторые виды ее не сбрасывают листья осенью.
Калина немного кислая и терпкая на вкус. Из нее готовят вкусное варенье и компот, используют как лекарственное растение при заболеваниях простудного характера.  Изображением калины украшают предметы быта, пасхальные яйца, вышивки.

 

 

 

  • Выпишите  последнее предложение, разберите его  по членам предложения.
  • Какие вы ещё знаете лекарственные растения, которые помо­гают вылечить простуду?

VI. Итог урока .          Обобщающая беседа (приём «Микрофон»)

 

Учитель: 

  • О чем важном мы говорили на уроке?
  • Что такое имя существительное?
  • Какие грамматические признаки есть у имени существительного?
  • чтобы вести здоровый образ жизни, чем нужно заниматься? (Спортом, общаться с другими так, чтобы им хотелось с вами общаться, придерживаться режима дня, чередовать работу с отдыхом правильно питаться...)

VII. Домашнее задание

  • Написать сочинение на тему: «Что я делаю для того, чтобы быть здо­ровым?» Найти имена существительные, указать грамматические формы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Станьте першим, хто оцінить розробку

Щоб залишити свій відгук, необхідно зареєструватись.

Дякуємо! Ми будемо тримати Вас в курсі!
docx
Додано
20 січня
Переглядів
90
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку