Материал содержит разработку урока по русскому языку в 6 классе на тему "Не с именами существительными" ,и разработку интегрированного урока русского языка и основ здоровья.
План-конспект урока русского языка в 6 классе с украинским языком обучения (начало обучения с 1-го класса) составлен в соответствии с требованиями программы «Російська мова. Програма для загальноосвітніх навчальних закладів з навчанням українською мовою навчання. 5-9 класи, (затверджена наказом МОН України від 07.06.2017 №804 та рекомендована Міністерством освіти і науки для використання в загальноосвітніх закладах у 2017-2018 навчальному році)
План-конспект составлен в полном соответствии с современными требованиями стандарта образования и может быть использован с учеником «Русский язык. 6 класс» (учебник для общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения, начало изучения с 1-го класса, автор Л.В. Давидюк)
ТЕМА: НЕ с именами существительными
Цели: формирование предметных компетентностей – обобщить и систематизировать основные теоретические сведения по теме « Имя существительное»;
совершенствовать учебно-языковые умения и навыки; расширить и углубить предметную компетенцию учащихся;
формирование ключевых компетентностей – умения учиться: активизировать познавательную деятельность школьников; коммуникативных: развивать навыки работы в парах, толерантное отношение к мнению собеседников; информационной: развивать навыки работы с источниками информации; культурологической: воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: учебник, учебные тексты, таблица, раздаточный материал.
Методы: метод контроля, практический метод, метод творческой деятельности.
Ход урока:
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я к вам пришла не с пустыми руками, а с подарком. А что лучший подарок для ученика? Конечно же, хорошая оценка. Поэтому я принесла вам «10», «9», «8» и «7» баллов. Остальные я не брала – не принято плохие подарки дарить. Поэтому в процессе урока мы будем проверять практические задания, а вы себе честно и объективно выставите оценки в карточку контроля. Договорились?
- Проверка домашнего задания (фронтально)
III. На доску проецируется тема и цели урока. Мотивация учебной деятельности.
Слово учителя.
IV. Работа над темой урока
1.Объяснение учителя
2. Коллективная работа с теоретическим материалом учебника по теме урока.
Учитель:
Пока к вам шла, на ум пришли строчки, которые я вам прочту сейчас, а вы подумаете и скажите, как это стихотворение связано с темой нашего предыдущего урока.
Витька – вьюн и непоседа.
Весь урок толкал соседа.
«Не мешай» ,- сказал Серега…
Витька фыркнул: «Недотрога».
Ученик: на предыдущем уроке мы знакомились с правописанием НЕ с именами существительными.
Учитель: Какие слова из этого стихотворения помогли вам ответить на вопрос?
Ученик: НЕПОСЕДА, НЕДОТРОГА
Учитель: вы обратили внимание, что пишутся они слитно?
Почему?
Ученик: Эти слова пишутся слитно потому, что без НЕ они не употребляются.
Учитель: правильно! А теперь давайте вспомним другие случаи написания НЕ с существительным
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
( «Мозговой штурм»)
- Если существительное с НЕ может быть заменено синонимом без НЕ или близким по значению выражением, оно пишется….
* Например: (Неправда – ложь; Необразованность- отсутствие образованности, темнота)
- Если НЕ является отрицательной частицей и в предложении с отрицательной частицей есть противопоставление с союзом а, то НЕ с существительным пишется………
* Например: ( Не правда, а ложь. Не друг, а враг)
1. Анализ языкового материала (запись на доске)
*Раскрыть скобки, комментировать: (не)годование, (не)погода, (не)нависть, (не)приятель, (не)сила, а бессилие, (не)приятель, а знакомый.
2. Практическая работа с языковым материалом.
Учитель: а теперь давайте поработаем в тетрадках по вариантам:
1 вариант выписывает предложения, где существительные с НЕ пишутся слитно, 2 вариант – раздельно.
Два ученика работают у доски.
Не работа сушит, а забота. Не место красит человека, а человек место. Друзья в несчастье познаются. В осеннее ненастье семь погод во дворе. Не печь кормит, а руки. Дорог не подарок, а внимание.
( Правильно записанные предложения проецируются на доску, далее идет взаимопроверка по вариантам, выставление оценок в карточку контроля.)
(На доске появляются слова НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА)
Учитель: обратитесь к этимологическому словарю за разъяснением их значений.
(Учащиеся пишут значение этих слов в тетрадь и зачитывают их).
НЕВЕЖА – образовалось в древнерусском языке, посредством прибавления приставки НЕ к слову «ВЕЖА» - знаток . Значит «грубый, невоспитанный человек».
НЕВЕЖДА – это слово, имеющее значение «малосведущий человек», было заимствовано из старославянского, где образовано как и слово невежа.
Учитель: а теперь прослушайте стихотворение С. Маршака и ответьте на вопрос: о каком из этих слов идет речь?
Знал одного ребенка я,
Гулял он с важной нянею.
Она давала тонкое
Ребенку воспитание.
Был вежлив этот мальчик
И, право, очень мил:
Отняв у младших мячик,
Он их благодарил,
«Спасибо», - говорил.
Учитель: Кто он - НЕВЕЖА или НЕВЕЖДА?
Ученик: Этот ребенок НЕВЕЖА.
Учитель: Крылова знаете, ребята? Так вот Крылов, мастер крылатых выражений, о НЕВЕЖАХ в одной из своих басен говорил: Невежи судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк…
Ребята, вы заметили, какие предложения мы с вами записываем в качестве примеров? Как они называются?
Пословицы, правильно. А к какому виду творчества они относятся? Верно, к УНТ. Вы заслужили минутку отдыха.
( Физкультминутка)
3. Работа с упражнениями учебника: устно и письменно (по выбору учителя)
Упражнение 174 (письменно); упражнение 175 (устно).
Учитель: А теперь вы, ребята попробуйте сочинить пословицы, в которых бы встречались слова слитного и раздельного написания НЕ с существительными.
(Ученики читают свои примеры пословиц)
Учитель: Сейчас давайте запишем предложение и выполним его синтаксический разбор.
(Один ученик работает у доски)
Небылица на тараканьих ножках ходит.
12. Далее каждому ученику раздаются карточки с пословицами, где нужно раскрыть скобки, выбирая правильное написание НЕ с существительными и выполнить задание по схеме ВНО.
(Проверка первой части с помощью проектора, вторая часть проверяется учителем.)
а) Какая (не)ряха
б) Случилось (не)счастье
в) Мой (не)приятель
г) (не)веселье, а грусть
а) Звучала (не)правда, а ложь.
б) (Не)вежа тот, кто позволяет себе грубость.
в) Он мне (не)друг, а враг.
г) Это был (не)сон, а явь.
3.В каком предложении НЕ пишется раздельно?
а) (Не)знакомца предупредили.
б Мы ценим (не)преданность, а труд.
в) (Не)честность всегда вредит.
г) Дурное слово друга делает (не)другом.
Резервный материал:
Цифровой диктант. Учащиеся записывают только цифры.
2 – НЕ пишется раздельно.
Небылица, не друг, а враг, невольник, невежда, не котел варит, а повариха, неточность, невидимка, несерьезность, не здоровье, а болезнь.
(121121112)
Подобрать к существительным синонимы:
- Грубый невоспитанный человек- НЕВЕЖА
- Человек, которому не сидится на месте – НЕПОСЕДА
- недоучившийся человек – НЕДОУЧКА
- неуклюжий человек, неловкий – НЕДОТЕПА
- Что объединяет записанные слова? (Это существительные общего рода
VI. Подведение итогов урока
Обобщающая беседа (приём «Микрофон»)
- Мы сегодня закрепили тему……..
- НЕ с существительными пишутся слитно, если…………
- НЕ с существительными пишутся раздельно, если………
VII. Домашнее задание: упражнение 177, теоретический матеріал стр171.
Итоги урока .
Просмотр карточек самоконтроля, выставление оценок за активность на уроке
План-конспект урока интегрированного урока русского языка и основ здоровья в 6 классе с украинским языком обучения (начало обучения с 1-го класса) составлен в соответствии с требованиями программы «Російська мова. Програма для загальноосвітніх навчальних закладів з навчанням українською мовою навчання. 5-9 класи ( затверджена наказом МОН України від 07.06.2017 №804 та рекомендована Міністерством освіти і науки для використання в загальноосвітніх закладах у 2017-2018 навчальному році)
План-конспект составлен в полном соответствии с современными требованиями стандарта образования и может быть использован с учеником «Русский язык. 6 класс» (учебник для общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения, начало изучения с 1-го класса, автор Л.В. Давидюк)
Интегрированный урок русского языка и основ здоровья.
5 класс
Тема. Имя существительное и его грамматические особенности.
Цели: формирование предметных компетентностей – повторить , обобщить и систематизировать основные теоретические сведения по теме «Имя существительное»;
совершенствовать учебно-языковые умения и навыки; расширить и углубить предметную компетенцию учащихся; формирование ключевых компетентностей – умения учиться: активизировать познавательную деятельность учащихся; коммуникативных: развивать навыки работы в парах, толерантное отношение к мнению собеседников; информационной: развивать навыки работы с источниками информации; культурологической: воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности, воспитывать умение чувствовать, понимать и любить красоту родной природы; желание следить за своим здоровьем.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: учебник, учебные тексты, таблица, раздаточный материал, видеосюжет
Ход урока
I. Организационный момент.
Создание эмоционального фона
Слова учителя:
- Ребята, поприветствуйте друг друга. Улыбнитесь. Подумайте о чем-то хорошем, приятном.
Давайте в таком прекрасном настроении и проведем сегодняшний урок и подарим друг другу радость общения.
ІІ. Актуализация опорных знаний.
1.Проверка домашнего задания (выборочно)
Учитель:
- От чего может зависеть настроение? (От состояния здоровья, от семейной и школьной атмосферы, от общения с друзьями, от окружающей действительности, от погоды...)
- Давайте послушаем, какой прогноз погоды вы приготовили дома на сегодняшний день.
(Зачитывают 2 ученика.)
Какие вы использовали слова при составлении прогноза погоды? (Погода, небо, температура, воздух, ветер, солнце, дождь, снег, природа, настроение)
Какой частью речи они являются? Докажите это.
III. Объявление темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя:
- Сегодня на нашем необычном уроке мы будем закреплять знания об имени существительном как части речи; будем отрабатывать навыки находить имена существительные в предложении, определять род, число, склонение, падеж существительного и….проявим заботу о состоянии нашего здоровья.
- Что вы знаете об имени существительном?
Работа с теоретическим материалом учебника (параграф 40-46)
Ребята составляют опорные схемы. Затем на экран проецируется таблица для сравнения.
IV. Работа над темой урока
Учитель:
- Урок у нас будет необычным потому, что сегодня мы пригласим в гости еще один школьный урок, в основе которого лежит забота о….. Отгадайте это слово.
ООЕЬРДЗВ (Здоровье)
- Почему для человека так важно здоровье? (Потому что
если человек здоров, то у него хорошее настроение, ничего не болит, крепкий сон, хороший аппетит, правильная осанка, аккуратный внешний вид.)
- А что для этого нужно? (Для этого нужно постоянно заботиться о своём здоровье).
- На каком уроке мы говорим об укреплении здоровья? (На основах здоровья)
А вот и первый полезный совет для укрепления здоровья.
- Сможем ли мы его прочитать?
- Что необходимо сделать? (Разделить слова.)
Надосдетствазакаляться,
Чтобздоровымоставаться.
(Ученик работает у доски, комментирует свои действия)
- В чем смысл этой пословицы?
Учитель:
ПРОЩЯЙ, НЕНАСНАЯ, ЗДРАСТВУЙ, ИЗМОРОСЬ, ДИКАБРЬ,ТИШЫНА ЛИДОК, ИНИЙ.
3. Творческая работа. Просмотр видеосюжета.
Учитель:
(Просмотр видеосюжета.)
Вопросы учителя:
(Падали снежинки. )
*Физкультминутка
V.Обобщение и систематизация знаний
1. Практическая работа с языковым материалом (групповая работа)
Учитель: давайте разделимся на группы .Каждая группа получает слова, которые необходимо собрать в предложение и объяснить смысл получившихся выражений.
* Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья.
* Грязные руки угрожают бедой.
*Нет в мире лучшей одежды, чем свежесть тела.
* В здоровом теле — здоровый дух.
*Чистота – залог здоровья.
2.Парная работа
Запишите предложения, дополняя их необходимыми по смыслу именами существительными.
Чувство…….. напоминает нам о том, что время подкрепиться.
Еда необходима …….. для жизни, как и всему живому.
Но …….нужно расти и быть здоровыми. Поэтому важно кушать не все подряд, а полезные………. . Полезны для здоровья: ……, ……., ………, …….,………
Вредны для здоровья:……., …….., …….., ……..
Слова для справок: голод, дети, фрукты, организм, молоко, овощи, продукты, конфеты, мороженое, каши, сухарики, рыба, творог, газированная вода, человек.
Учитель:
3. Работа с учебником: упражнение 196, задание ІІ (письменно)
Учитель:
Прочитайте текст (Проецируется на экран)
Калина - очень красивое растение. Это стройный куст с многочисленными тонкими ветвями, которые тянутся к небу. С приходом весеннего тепла на них набухают почки. Потом калина вся покрывается белыми соцветиями-зонтиками, она впитывает тепло солнца и живительную влагу земли. Ее листья ярко-зеленые с неровными зубчатыми краешками, и в них путается ветерок.
Потом, когда цветы отцветают, на их месте появляются маленькие зеленые ягодки. Они постепенно становятся большими и осенью приобретают насыщенно красный цвет. Спелые ягоды калины похожи на яркие капли крови, поэтому в традиции украинского народа они символизируют силу жизни. Ягоды калины также бывают желтого и черного цвета, а некоторые виды ее не сбрасывают листья осенью.
Калина немного кислая и терпкая на вкус. Из нее готовят вкусное варенье и компот, используют как лекарственное растение при заболеваниях простудного характера. Изображением калины украшают предметы быта, пасхальные яйца, вышивки.
|
|
VI. Итог урока . Обобщающая беседа (приём «Микрофон»)
Учитель:
VII. Домашнее задание