Урок на тему: "Серебряный век" русской поэзии"

Про матеріал
Урок литературы в 11 классе "Серебряный век" русской поэзии". Это один из уроков большой темы "Модернизм в поэзии двадцатого века", который знакомит учащихся с различными течениями начала прошлого столетия. Ребята знакомятся с новыми именами мастеров поэзии, учатся находить индивидуальные особенности стиля.
Перегляд файлу

Урок литературы в 11 классе       Учитель Черепицкая Лариса Вильгельмовна

Тема: «Серебряный век» русской поэзии

Форма проведения: литературное кафе

Цели:

     - рассмотреть тенденции развития модернизма в поэзии начала 20 века, раскрыть художественные особенности основных направлений «серебряного века», расширить представление учащихся о творчестве А. Блока, А. Ахматовой, С. Есенина, В. Маяковского,

     - развивать у учащихся навыки работы с текстом лирического произведения, умение сравнивать, обобщать, совершенствовать устную речь и словарный запас,

     -  воспитывать у учащихся интерес к культуре, эмоциональную отзывчивость на поэтическое слово, картину, чувство, выраженное в стихотворении.

Оборудование: афиша, вывеска с названием кафе, репродукции картин художников-модернистов, плакаты с высказываниями модернистов, портреты поэтов, задания для групп.

                                      Ход урока

  1. Организационный момент.  Учащиеся объединяются в 4 группы. Выбирают спикера.
  2. Актуализация темы.

     Ребята, сегодня мы с вами находимся в литературном кафе первой половины двадцатого века.

     Время, когда творил А.С. Пушкин, называлось «золотым веком» русской поэзии, но была в русской литературе и другая эпоха, когда на рубеже 19 и 20 веков, всего лишь за два десятилетия, поэзия дала миру таких поэтов, которыми бы гордилась любая страна, когда поэзия превратилась в огромную поэтическую Вселенную. И это время получило название «серебряный век» русской поэзии.

     Понятие «серебряный век» появилось позже, после знакомства читателей с «Поэмой без героя» Анны Ахматовой (1940 - 1962). Эти строки станут эпиграфом нашего урока:

На Галерной чернела арка,

В Летнем тонко пела флюгарка,

И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком стыл…»

      Современники использовали термин – «модернизм» (от франц. модерн – новый, современный), термин точно передавал заложенную в литературе «серебряного века» идею создания новой литературы по отношению к литературе классической. Модернисты были ослеплены «сумасшедшей мечтой быть в жизни только художниками», это были молодые, талантливые люди, посвятившие себя искусству. С каким жаром они спорили о том, какой должна быть новая поэзия. А происходили эти споры в актовом зале Политехнического музея, в кабаре, в кафе.

     Вот и мы с вами побываем в литературном кафе и откроем для себя поэзию «серебряного века».

  1. Работа в группах.               Первая группа учащихся.

  Литературное объединение символистов - «Скорпион». Символизм – литературно-художественное направление, считавшее целью искусства постижение мира через символы. Ключевым понятием является символ -  многозначное иносказание, условное изображение чего-либо. Примеры символов: голубь, дерево, свет, дорога, храм, свеча. Символисты приучили публику глубже воспринимать поэзию, освежили поэтический язык, обогатив музыкальность стиха. Поль Верлен, французский символист, утверждал: «Музыка превыше всего», и символисты использовали звукопись для создания своих стихов.  Много ярких имен дал символизм. Учащиеся называют их.

                                          Символисты

             «Старшие»                                                          «Младшие»

 (проповедовали культ красоты                           ( на первый план выдвигали

и свободного самовыражения                              философские искания)

поэта)

           В. Брюсов                                                                А. Блок

           К. Бальмонт                                                           А. Белый

           Ф. Сологуб                                                             В. Иванов

            Д. Мережковский                                               С. Соловьев

     Самый яркий представитель символизма – Александр Блок. Учащиеся выразительно читают и анализируют стихотворения: «Вхожу я в темные храмы», «Незнакомка», «Девушка пела в церковном хоре», «Ночь, улица, фонарь, аптека».

     Вопросы для обсуждения:

- Какие образы-символы Вы увидели?

- Какие ассоциации у вас возникли?

- Какие звуки создают настроение стихотворений?

     Слушаем песню «Девушка пела в церковном хоре».

                                   Вторая группа учащихся.

     Название второй группы – «Цех поэтов».  Акмеизм (от греческого «акме» - цвет, цветущая сила, вершина чего-либо)-  литературное направление, сплотившее больших русских поэтов, прежде всего Н. Гумилева, О. Мандельштама, А. Ахматову, С. Городецкого. Акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира. Они выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя через значимый жест, движение, деталь. Они воспевали прекрасную ясность, любовь и красоту.

     Чтение и анализ стихотворений Анны Ахматовой: «Сжала руки под темной вуалью…», «Проводила друга до передней», «Я научилась просто, мудро жить» и стихотворений Николая Гумилева: «Жираф», «Я и Вы», «Вечер».

     Звучит песня на слова Марины Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мною…»

                             Третья группа учащихся.

     Имажинизм. Этот литературный кружок учащиеся назвали «Стойло Пегаса». Имажинисты пропагандировали победу образа над смыслом. «Но мы нашли способ оживить мертвые слова, заключая их в яркие поэтические образы», - записали они в своем манифесте. Представители этого направления: С. Есенин, В. Шершеневич, А. Мариенгоф.

     Чтение наизусть учащимися любимых стихотворений Сергея Есенина: «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Собаке Качалова», «Песнь о собаке», «Письмо матери», «Письмо женщине», стихотворений из цикла «Персидские мотивы».

      Учащиеся анализируют стихотворения и отвечают на вопрос: «Какие художественно-изобразительные средства использует поэт, создавая образы-картины?

     Звучит один из романсов на слова Сергея Есенина.

                              Четвертая группа учащихся.

     Футуризм. Литературное объединение футуристов - «Центрифуга». Уже в самом названии этого направления заключено стремление к будущему (от лат. будущее). В своем манифесте «Пощечина общественному вкусу» футуристы провозгласили отказ от старой культуры, искали новые формы выразительности. Представители футуризма:

1. Эгофутуристы – И. Северянин, Г.В. Иванов, К. Олимпов.

2. «Центрифуга» - Н. Асеев, Б. Пастернак.

3. Кубофутуристы – братья Бурлюки, В. Маяковский, В. Хлебников.

     Учащиеся читают и анализируют стихотворения Велимира Хлебникова: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», а также  стихотворения Владимира Маяковского: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Долг Украине».

Отвечают на главный вопрос: «В чем особенность этого литературного течения, в чем его новизна?» Называют неологизмы.

     Звучит песня на слова Бориса Пастернака «Зимняя ночь».

     А теперь сравним, чем отличаются символизм и акмеизм, футуризм и имажинизм. Что было главным для каждого направления поэзии «серебряного века»? Обсуждение в группах.

  1. Защита творческих работ.
  1. Манифест символистов:

- двоемирие;

- появление звукописи в поэзии;

-  отражение реальности символами;

-  постижение действительности с помощью мистики;

- религиозные искания;

- отрицание реального мира.

     2.  Манифест акмеистов:

- отрицание мистических устремлений символистов;

- стремление воспеть земной мир во всей многоцветности и силе;

- зримые образы;

- культ конкретики;

- личные эмоциональные переживания.

     3. Манифест имажинистов:

- ценность поэтического образа;

- «поедание образом смысла»;

- против политизации искусства;

- свободный стих;

- метафора – единственно правильное орудие искусства.

     4. Манифест футуристов:

- острая социальная тематика;

- темы города, машинной цивилизации, всеобщего хаоса, разрыва привычных связей;

- внимание к новой поэтической форме;

- добивались обновления поэтического языка, вели поиски новых форм, ритмов, рифм, искажали слова, вводили собственные неологизмы.

     5. Заключительное слово учителя.

     Мысленно охватывая безбрежное море поэзии «серебряного века», нельзя не восхититься ее поразительным многообразием и богатством. Гуманные идеалы, воплощенные в их произведениях, будут всегда находить отклик в сердцах читателей.

  1. Рефлексия.

     А вам, ребята, близки стихотворения поэтов «серебряного века»?

     Какие из них нашли в вашем сердце отклик?

     Стихами какого поэта вы бы выразили любовь к родному краю, матери, близкому человеку?

  1.  Домашнее задание.

     Я предлагаю написать письмо поэту «серебряного века» и выразить свое мнение о его творчестве, задать интересующие вас вопросы, поделиться своими поэтическими открытиями, чувствами.

                     Приложение к уроку.

     Можно предложить учащимся провести поэтический диалог.

  1. Александр Блок «Анне Ахматовой»

"Красота страшна", - Вам скажут.
Вы накинете лениво
Шаль испанскую на плечи,
Красный розан - в волосах.

"Красота проста", - Вам скажут.
Пестрой шалью неумело
Вы укроете ребенка,
Красный розан - на полу.

Но, рассеянно внимая
Всем словам, кругом звучащим,
Вы задумаетесь грустно
И твердите про себя:

"Не страшна и не проста я;
Я не так страшна, чтоб просто
Убивать; не так проста я,
Чтоб не знать, как жизнь страшна".

  1. Анна Ахматова «Александру Блоку»


Я пришла к поэту в гости.
Ровно полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз.

И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом...
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня!

У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен,
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.

Но запомнится беседа,
Дымный полдень, воскресенье
В доме сером и высоком
У морских ворот Невы.

 

  1. Сергей Есенин «Мои мечты».


Мои мечты стремятся вдаль,
Где слышны вопли и рыданья,
Чужую разделить печаль
И муки тяжкого страданья.

Я там могу найти себе
Отраду в жизни, упоенье,
И там, наперекор судьбе,
Искать я буду вдохновенья.

  1. Владимир Маяковский «Сергею Есенину» (отрывок)

Надо
жизнь
сначала переделать,
переделав —
можно воспевать.
Это время —
трудновато для пера,
но скажите
вы,
калеки и калекши,
где,
когда,
какой великий выбирал
путь,
чтобы протоптанней
и легше?
Слово —
полководец
человечьей силы.
Марш!
Чтоб время
сзади
ядрами рвалось.
К старым дням
чтоб ветром
относило
только
путаницу волос.

Для веселия
планета наша
мало оборудована.
Надо
вырвать
радость
у грядущих дней.
В этой жизни
помереть
не трудно.
Сделать жизнь
значительно трудней.

 

 

 

 

 

 

docx
До підручника
Світова література (академічний, профільний рівень) 11 клас (Звиняцковський В.Я.)
Додано
11 лютого 2020
Переглядів
2318
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку