Урок русского языка "Бессоюзное сложное предложение. Запятая в бессоюзном сложном предложении."

Про матеріал
Цель: углубить знания учащихся о сложном предложении; изучить признаки бессоюзного сложного предложения, его интонацию; правильно использовать запятую в данных конструкциях; развивать навыки синтаксического разбора и составление схем; воспитывать интерес к наследию В. Сухомлинского. Ожидаемые результаты: ученики опознают бессоюзное сложное предложение и устанавливают смысловые отношения между частями, соблюдают интонацию бессоюзного сложного предложения, самостоятельно строят бессоюзное сложное предложение с запятой между частями, правильно и уместно используют их в речи.
Перегляд файлу

 

 

Тема. Бессоюзное сложное предложение. Запятая в бессоюзном сложном предложении.
Цель: углубить знания учащихся о сложном предложении; изучить признаки бессоюзного сложного предложения, его интонацию; правильно использовать запятую в данных конструкциях; развивать навыки синтаксического разбора и составление схем; воспитывать интерес к наследию В. Сухомлинского.
Ожидаемые результаты: ученики опознают бессоюзное сложное предложение и устанавливают смысловые отношения между частями, соблюдают интонацию бессоюзного сложного предложения, самостоятельно строят бессоюзное сложное предложение с запятой между частями, правильно и уместно используют их в речи.
Оборудование: портрет В. А. Сухомлинского, учебник, таблица, мультимедийный проектор, тексты произведений В. Сухомлинского «Письмо к сыну», «Мы живём в саду здоровья».
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Объявление темы и цели урока.
III. Мотивация учебной деятельности школьников.
IV. Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Беседа с учащимися.
— На какие группы делятся сложные предложения?
— Какие предложения называются сложносочинёнными?
— Какие предложения называются сложноподчинёнными?
— Какие группы сложноподчинённых предложений вы знаете?
— Какие типы связи существуют в предложениях с несколькими придаточными?
2. Лингвистическое наблюдение.
Сравните сложные предложения. Установите смысловые отношения      между их частями. Какие средства связи в них использованы? Определите тип сложных предложений? Составить схемы.
Дождь шуршал по крыше, а ветка стучала в окно. [ ], а [ ].
Когда дождь шуршал по крыше, ветка стучала в окно. (Когда), [ ].
V. Восприятие и усвоение материала.
1. Слово учителя.
2. Работа с учебником (27, 28 стр. 102).
3. Переделать предыдущее предложение в бессоюзное сложное. Сделать, его синтаксический разбор.
Дождь шуршал по крыше1, ветка стучала в окно2.
Сложное, бессоюзное, повествовательное, невосклицательное.
1 - простое, двусоставное, распространённое, полное;
2 - простое, двусоставное, распространённое, полное.
[   ],  [    ].
VI. Закрепление знаний, учений и навыков.
1. Презентация       «Жизнь       и       педагогическая       деятельность В. А. Сухомлинского».
2. Работа с текстом.
Чтение вслух «Мы живём в саду здоровья».
3. Тесты.
1. Кто назвал место отдыха детей «Садом здоровья»?
а) автор статьи;
б) председатель колхоза;
в) родители малышей.
2. Укажите, какое художественное средство выделено в
предложении «...солнышко и утренний ветерок разгоняют
белую пелену тумана, покрывшую реку».
а) гипербола;
б) эпитет;
в) олицетворение.
3. Укажите предложение, в котором выражена главная мысль
текста.
а) Сочетание здорового питания, солнца, воздуха, воды, посильного
труда и отдыха _ всё это стало целебным и ничем не заменимым
источником здоровья;
б) В этот месяц у нас были самые интересные «путешествия» к
истокам слова;
в) Целый месяц мы были на воздухе.
Ответы: 1 - в); 2 - в); 3 - а).
4. Выборочный диктант.
Выписать из текста бессоюзные сложные предложения.
5. Работа в группах.
1 группа - составить ассоциативный диктант на тему «Василий Сухомлинский»;
2 группа - составить сенкан;
3 группа - составить бессоюзное сложное предложение с запятой, ввести В. Сухомлинский.
6. Диктант с выборочным ответом (взаимопроверка) из «Письма к
сыну» В. А. Сухомлинского.
Укажите тип сложных предложений. Напротив номера предложения напишите соответствующую букву
А - сложносочинённое предложение; 
Б - сложноподчинённое предложение; 
В - бессоюзное сложное предложение.
1. Чтобы стать настоящим мужчиной, ты в годы ранней юности должен раскрыть богатства своей души в дружбе.
2. Предотвращать пустоту души, убогость духовных интересов должен не только кто-то, но и сам молодой человек, каждый из вас.
3. Воспитание может быть разумным только тогда, когда оно основывается на задатках, данных природой.
4. Каждый человек гордится тем, что он делает для людей.
5. Дождёмся твоих первых студенческих каникул - я познакомлю тебя с одним стариком из соседнего колхоза, он уже более тридцати лет выращивает саженцы яблонь.
6. Я твёрдо убеждён в том, что человеческая личность неисчерпаема.
7. Наступят времена, когда не будет в нашем обществе ни одного
бесталанного, недоучившегося, разочаровавшегося в жизни человека.
8. Я завидовал классным руководителям: они всегда с детьми.
9. Пусть будет чуждо твоему сердцу самоунижение, пусть не знает твоё сознание мысли: выдающиеся люди - это люди исключительные.
10. Если человек с детства воспитывается на красоте, то маловероятно, чтобы он стал бессердечным.
11. Вдруг люди увидели невероятное: из хаты вышел этот человек.
12. Прости за то, что моё письмо получилось слишком престранным.

Ответы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Б А Б Б В Б Б В В Б В Б

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Беседа с учащимися
1. Какие сложные предложения называются бессоюзными?
2. Как выражаются смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях?
3. Какие   знаки   препинания   ставятся   в   бессоюзном   сложном предложении?
4. Когда ставится запятая в бессоюзном сложном предложении?
VIII. Домашнее задание.
Выучить правила 27,28, повторить 26
а) выполнить упражнение 141;
б) выполнить упражнение 137.

docx
Додано
15 березня 2020
Переглядів
1102
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку