Обобщающее повторение по теме «Сложноподчиненные предложения»
9 класс
Цель: совершенствовать знания учащихся о типах сложноподчиненных предложений и умение определять виды придаточных предложений;
Задачи:
1) образовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподчиненные предложения, определять его виды, делать синтаксический разбор, ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
2) развивающая: развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; развивать творческие способности.
3) воспитательная: воспитывать положительное отношение к знаниям, любовь к труду, умение работать в команде.
Тип урока: урок закрепления знаний, умений, навыков.
Если человек нашел своё призвание,
труд становится для него радостью.
Г. Титов
Ход урока.
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята, садитесь.
II. Постановка темы и целей урока. Мотивация.
–Мы закончили изучение темы «Сложноподчинённые предложения». Изучению каждого вида придаточного был посвящен отдельный урок. Поскольку мы будем систематизировать знания о СПП, определите задачи урока.
-А какие умения вы должны будете продемонстрировать?
( умение находить в тексте СПП, определять основу предложения, строить схемы, конструировать предложения)
-Мне бы хотелось, чтобы сегодня, пользуясь знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках, вы безошибочно определяли виды придаточных предложений, составляли схемы СПП, совершенствовали орфографические и пунктуационные навыки и умело использовали СПП в своей устной и письменной речи.
Эпиграфом для сегодняшнего урока я взяла слова Г. Титова, потому что на уроке ещё мы будем говорить о выборе профессии.
-Какое предложение использовали для эпиграфа?
-Составьте схему. Дайте характеристику данного предложения.
1. Словарный диктант.
Профессия, менеджер, дизайнер, кассир, корреспондент, профессор, бухгалтер, шофёр, дирижер, инженер, жонглер, секретарь-референт, массажист, программист режиссер, парикмахер, грузчик, корректор, визажист, ветеринар, вирусолог, мерчендайзер, копирайтер, имиджмейкер.
Проверка.
–Встретили ли вы незнакомые названия профессий? А что вы знаете об этих профессиях?
2. Обобщающее повторение.
- Какие предложения называются СПП?
-Назовите признаки СПП.
- Какие смысловые отношения выражают придаточные предложения.
3. Работа в парах. Заполните "слепую" схему.
определительные |
? |
обстоятельственные |
? |
падежные вопросы |
? |
Прочтите слепую схему. Расскажите о строении сложных предложений.
5. Закрепление практических навыков.
1. Работа с тестом (построение схемы предложений).
- Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Выпишите СПП, составьте их схемы, определите виды придаточных и синтаксические средства связи в них.
Кем быть?
Одним из самых важных шагов в жизни является выбор профе…ии. Кем быть? Проблема поиска места в жизн… волнует не только молодёж… но и общество. Каждый человек должен избрать ту профе…ию которая наиболее соответствует его способностям.
Если человек наш…л своё призвание труд становит(?)ся для него радостью. Определи свой путь в жизн… и смело иди по нему.
2. Построение предложений по схемам.
- Составьте предложения по схемам, используя слова из словарного диктанта. Докажите, что это СПП, определите вид придаточного.
[….глаг.], (что…)
(Если…), [то…]
[…указ. сл.+ сущ.], (какой…)
- Какое место может занимать придаточное предложение по отношению к главному в СПП?
3. Творческая работа.
- Продолжите предыдущий текст. Составьте предложения на тему: «В чём я вижу своё призвание в жизни?», используя СПП (3-4 предложения).
Проверка. – Назовите СПП.
5.Подведение итогов, оценивание
- Над какой темой мы работали на уроке?
- Насколько эта тема важна для вас?
– Я довольна работой! Считаю, что эту тему усвоили.
– А ваше мнение, ребята? Воспользуйтесь любой формой.
4.Домашнее задание: – Найти и записать пословицы или афоризмы о труде (СПП по структуре).