Урок. Обобщение по теме «Фонетика», раздел «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».

Про матеріал
Методом проблемного обучения мы достигаем дидактической цели через детальную разработку, которая завершается практическим результатом. Проблемы разрабатываются по инициативе учащихся одновременно в нескольких группах и являются значимыми как для каждой группы учащихся, так и для ближайшего окружения. В ходе подготовки к уроку учащиеся строят межличностные отношения, овладевают знаниями, необходимыми способами мышления и действия. При подготовке к уроку развиваются ключевые компетентности: самообразовательная, социальная, учебно-познавательная, информационная. Учащиеся взаимодействуют внутри групп, у них развиваются коммуникативные навыки, они самостоятельно изучают материал, обсуждают его, готовятся к выступлению, оценивают его.
Перегляд файлу

1

 

Вступление

Методом проблемного обучения мы достигаем дидактической цели через детальную разработку, которая завершается практическим результатом.

Проблемы разрабатываются по инициативе учащихся одновременно в нескольких группах и являются значимыми как для каждой группы учащихся, так и для ближайшего окружения.

В ходе подготовки к уроку учащиеся строят межличностные отношения, овладевают знаниями, необходимыми способами мышления и действия. При подготовке к уроку развиваются ключевые компетентности: самообразовательная, социальная, учебно-познавательная, информационная. Учащиеся взаимодействуют внутри групп, у них развиваются коммуникативные навыки, они самостоятельно изучают материал, обсуждают его, готовятся к выступлению, оценивают его.

Тема урока: Обобщение по теме «Фонетика», раздел «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».

Цели урока: Обобщить основные теоретические понятия по фонетике, совершенствовать навыки фонетического разбора слов, орфоэпические и орфографические умения, развивать логическое мышление и дикцию, расширять поисковый характер учебной деятельности учащихся.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями, словарь, флеп-чарт.

Межпредметные связи: музыка, литература, изобразительное искусство.

Мотивация: наличие знаний по фонетике, орфоэпии, орфографии, опыта и навыков различения букв и звуков даст толчок к плодотворной умственной деятельности дальше в этой предметной области русского языка, будет способствовать формированию грамотного письма и правильного произношения в соответствии с языковедческими нормами.

Тип урока: нестандартный, исследовательского характера

Характеристика заданий, подготовленных к уроку в группах:

  • информационный («Памятка по фонетике»);
  • исследовательский (фонематические средства языка в литературе);
  • практико-ориентированный (тестирование, викторина).

Ход урока:

  1.    Оргмомент. Слово учителя (2 мин.).

Сегодня мы повторим сведения о науке – фонетике, определим вместе с вами, как знания о звуках речи помогают при изучении литературы, как связаны с музыкой, выразительностью речи.

Мы завершаем работу, где каждый из вас был языковедом.

В конце урока вы должны различать гласные и согласные звуки в сильной и слабой позиции, уметь пользоваться таблицей и производить фонетический разбор слов, правильно обозначать звуки на письме.

  1. Создание проблемной ситуации:

Почему количество букв и звуков в слове не совпадает, почему одни звуки имеют парные звуки, а другие нет, как звук становится мягким, как звуки создают образную картину.

  1. Этап поиска решения проблемы. Защита работы.

Группа 1 (5 человек)

Тип: информативный

Краткое содержание:

Ученик 1 показывает таблицу «Гласные»

Гласные звуки бывают в сильной позиции – под ударением. Они не изменяются. Их мы слышим, их легко написать правильно. В слабой позиции они изменяются, нечетко произносятся. Ъ, Ь – это знаки, а не звуки, они служат для разделения звуков, а Ь – еще и для смягчения. Гласные дают слоги.

Ученик 2 показывает таблицу «Согласные»

Твердые согласные смягчаются с помощью и, е, ё, ю, я. Согласные бывают  парными:  звонкими  и  глухими,  это б – п, в – ф, д – т, з – с, ж – ш. Р, л, м, н – только звонкие, х, ц, ч, щ - только глухие. Только твердые – ж, ш, ц, только мягкие – ч, щ, й.

Ученик 3 показывает таблицу «Сочетание звуков»

Есть и сочетание некоторых звуков, которые мы должны произносить правильно, например не [ч]то, а [ш]то, не коне[ч]но, а коне[ш]но, не че[г]о, а че[в]о, не чужо[г]о, а чужо[в]о, не яи[ч]ница, а яи[ш]ница, Т+СТВ= ЦТВ -   дет[с]тво  = де[ц]тво.

Ученик 4

Мы выяснили и составили таблицу о том, как е, ё, ю, я дают 2 звука в 3-х позициях: в начале слова [й][а]ма, после ъ, ь   л'[й']у, после гласного мо[й][а]; как оглушается звонкий согласный на конце слова – дуб = ду[п] или перед глухим – скользкий = сколь[с]кий, как озвончается глухой перед звонким – сбить = [з]бить. Ученик 5

Мы подготовили «Памятку для фонетического разбора». В ней есть образцы устного и письменного разбора слов, указано, как обозначаются долгие звуки.

Каждый из Вас получает «Памятку», и все вместе, пользуясь ею, проведите фонетический разбор слов (по 4 балла за каждый правильный ответ)

2й группе - мою¹, еж¹ группа¹;

3й группе – юг, яма¹, ванна¹;

4й группе – ель, юла¹, аккорд¹.

(ученики 1й группы раздают «Памятку», карточки, потом проверяют выполнение задания)

«Памятка по фонетике»

       

1. Гласные    а, о, ы, и, у, ю, е, э, ядают слоги, сколько гласных, столько слогов

    стол – 1 слог,  ъ, ь - это знаки – слога  и звука не дают.

   

2. Гласные в ударном положении: во’ды – в сильной позиции

 

3. Гласные в безударном положении – в слабой позиции:

е = [ и]   я =[и ]

леса  -  л[и]са                 мячи - м[и]чи

 

4. И после шипящих звучит как Ы :

Ширь – ш[ы]рь, Но : мыш[и].

 

5. Э=[э] – сэкономить – с[э]кономить, но: тема -  т′ [э]ма (заимствованные слова)

 

6. Е, Ё, Я, Ю – обозначают гласные [э], [о], [а], [у]

Один звук они дают после согласного и указывают на мягкость предыдущего согласного.

Е=[э]   я=[а]   ю=[у]           ё=[о]

Лес – л′ [э]с        Мяч-  м′ [а]ч       Люк-  л′ [у]к         Лёд -   л′[о]д

 

7. Два звука е, ё, ю, я дают нам в трёх позициях:

а) в начале слова – яма = [йٰа]ма;

б) после ъ,ь  – съел = с[йٰ][э]л, лью = [лٰ][йٰ][у]

в) после гласного  – моя = [м][а][йٰ][а].

 

 

ІІ. СОГЛАСНЫЕ

1. Парные согласные:   Звонкие             глухие

Б-   —             п

В-  —             ф

Г-   —            к,х

Д-   —              т

Ж-  —             ш

З-  —              с

 

2. Х, Ц, Ч, Щ - всегда глухие. Ч, Щ – всегда мягкие

    Р, Л, М, Н – всегда звонкие Й′ – всегда звонкий, мягкий 

 

3.Оглушение звонких –  2 позиции:

 

а) на конце слова:

    Дуб = ду[п], зуб= зу[п]

б) перед глухим: 

варежка= варе[ш]ка

в) два звонких на конце слова = глухие 

проезд=прое[с][т].

 

4. Озвончение глухих1 позиция:

 

а) глухой перед звонким становится звонким:

Сбить = [з]бить

б) два глухих звука перед звонким одновременно озвончаются:

ст =[з] Пастбище= па[з][б]ище

 

5. Непроизносимый согласный звук в [ ] не живёт.

Честный=[чٰ][э][с][н][ы][й].

 

6. Долгий согласный звук обозначается двумя буквами и горизонтальной черточкой:

Группа= гру[ˉп]а, звук один

 

 

7.

1.

Тся, ться в глаголах= [ц][а] умыться = умы[ц][а]

2.

Чт – что = [ш]то

Чн  -  конечно = коне[ш]но

3.

Го =во -  чего = че[в]о

4.

Т+СТВ= ЦТВ -   детство  = де[ц]тво

5.

СЧ=[Щ]:счастье= [щ]астье

6.

Щ=ШЧ: щека=[шчٰэка]

 

8. Мягкость согласных дают: 

ь, и, е, ё, ю, я

Соль- соٰ], синь – ٰ][и][нٰ].

Е, Ю - не всегда указывают на мягкость согласного:

Ателье – [тэ]   жюри – [жу]

 

9. Письменный разбор:

 

/Съел/ - 1 слог

С[с] – согласный, глухой, парный, твёрдый

Ъ

Е[й′] – согласный, звонкий, непарный, мягкий

       [э]  Гласный, ударный

Л[л] - согласный, звонкий, непарный, твёрдый

 

4 буквы, 4 звука.

 

10. Порядок устного фонетического разбора слова

 

В слове Азия один слог, ударение падает на первый слог.

Слово состоит из следующих звуков: [а],[зٰ],[и],[й],[а].

[а]- ударный гласный, он составляет слог;

ٰ]- согласный мягкий парный, звонкий, образует слог вместе с гласным [и];

ٰ[и]- безударный гласный, составляет слог вместе с согласным [зٰ];

[й]- согласный непарный мягкий, сонорный, образует слог с последующим гласным [а];

[а]- безударный гласный, образует слог с последующим согласным [й].

Пять звуков в этом слове обозначаются четырьмя буквами:

гласный [а] – обозначаются буквой а,

согласный ٰ] – обозначается буквой з, (зэ),

гласный [и] – обозначается буквой и,

согласный [й], гласный [а] – обозначаются буквой я.

 

Группа 2

Тип: исследовательский

Краткое содержание:

Ученик 1

Мы провели исследование и выяснили, что фонетические возможности русского языка широко используются в литературе. Так, повторение гласных помогает создать образ, это называется в литературе ассонанс. Повторение согласных, аллитерация, может создать целую картину, например в поэме (стихотворении) А.С. Пушкина «Полтава» звуки р, б, л, кр помогают «увидеть» картину боя.

Ученик 2

Мы подготовили отрывки из стихотворений и даже целые стихотворения, в которых повторяются те или иные звуки, прослушайте внимательно и расскажите нам, какие звуки «обращают на себя внимание», помогите к нашим рисункам подобрать название. Всего 12 вопросов, за каждый правильный ответ – 1 балл. Перед Вами листы контроля, выпишите звуки, которые помогают автору передать образ или целую картину (на обратной стороне доски – 6 рисунков: «Ворона», «Ветер в лесу», «Миши на крыше», «Волны», «Лягушка», «Жук», названия закрыты).

Ученик 3, 4

Читают текст, группы 1, 3, 4 заполняют по ходу чтения листы контроля.

Задание по теме «Фонетика и литература»

 

1. Прочитайте стихотворение. Какие звуки «обращают на себя внима­ние» больше других? Что они передают?

 

Ворона

- Кра! -                                        Не кричи ты, помолчи!

Кричит ворона.                         Жить не можешь  

 -Кража!                                     Без обмана!

Караул! Грабеж!                       У тебя ведь

Пропажа!                                   Нет кармана.

Вор прокрался                           Как! -                                   

Утром рано!                              Подпрыгнула

Грош украл он                          Ворона

Из кармана!                              И моргнула

Карандаш!                                Удивленно.-

Картонку!                                 Что ж вы раньше

Пробку!                                     Не сказали?

И красивую коробку!      Кар-р-раул!         

Стой, ворона,                           Кар-р-рман
Не кричи.                                 Укр-р-рали! 

                                                                              

2.Прочитайте отрывок из стихотворения, вслушиваясь в его звучание. Какой звук передает состояние природы ?

Шуршат осенние кусты.

Шуршат на дереве листы.

Шуршит камыш.

И дождь шуршит,

И мышь, шурша,

В нору спешит.

А там тихонечко шуршат

Шесть шустрых маленьких мышат...                   

                            

3. Прочитайте отрывок из стихотворения.

Какой звук передает картину?

 

Стало в комнате темно.

Заслоняет слон окно.

 

4.  При помощи каких звуков передаётся: кипение чайника

Чайник

 

 Я чайник — ворчун, хлопотун, сумасброд,

 Я всем напоказ выставляю живот,

 Я чай кипячу, клокочу и кричу:

 — Эй, люди, я с вами чай выпить хочу!

                                                                                             

 

5. При помощи каких звуков передаётся: крик лягушки

                             

Лягушки

 

Чьи там крики у пруда:

 - Квасу, квасу нам сюда!

Ква-ква-квасу, простокваши,

Надоела нам вода!

6. При помощи каких звуков передаётся: жужжание жука

 
Жук жужжал

 

В густой осоке,

Вол лежал

На солнцепёке.

Жук жужжал,

Жужжал, жужжал,

  Вол лежал,

 Лежал, лежал,

 А потом спросил:

 - Скажите,

 Для чего вы так

 Жужжите?

 ...Жук Волу

 Ответил с жаром:

 — Ясно, я жужжу

 Недаром:

 Я живу.

 И не тужу,

 Потому что

   Я жужжу!..

 

7. Какие строки объясняют недостатки в речи Саши?

 

Он скажет      Как будто тонет кто-то,

«До свидания!»,     А он бежит спасать…

А слышится:     Когда он вслух читает,

«До здания!»     Поймешь едва-едва:

Он так спешит с налета             И звуки он глотает,

Прочесть, спросить, сказать,            И целые слова.

 

 

8. Прочитайте скороговорку, какие звуки она учит  произносить

 

Шла Саша по шоссе                     Три дроворуба на трех

Ела Саша сушку.                            дворах рубят дрова.

 

9. С помощью какого звука показано, как дует ветер:

  

       Нам к девяти            «Я сам побегу         Я вас провожу    

       в школу идти.           и вам помогу,         и уйду –у-у-у,

       И ветру идти…         Я вас обниму         я тоже спешу –у-у,

       Нам – по пути!          угу-у-у-у-у             я спешу в высоту-у-у!»

        

10. С помощью какого звука передается состояние природы:

 

        Тихо в тиши шуршат камыши

             

11. С помощью каких звуков передан шорох мышей:

 

  Тише, тише, тише, тише,                  Впереди идут старшины,                             

  Шелестят на крыше мыши,             Запевают гимн мышиный:

  Под мышиным серым флагом         «Тише, тише, тише, тише.

  Маршируют шаг за шагом.              Шаг ровней  держите, мыши!»

 

12. С помощью каких звуков передано движение волны:

 

Волна, волна - все буквы важны

Да и слились в один размах.

Волненье рек, дыханье моря

И колокольчик ручейка.

        Повсюду волны, волны, волны,

        Великой влаги вечный путь.

        Таков язык! И трепет полный

        Мою охватывает грудь

 

Образец ответа:

№ вопроса

Ответ

№ вопроса

Ответ

1

Кр, кар-р

7

Последние две

2

Шур, шит, мыш

8

а) са, ша, су  б) тр, др, дв

3

О-о

9

У – у – у

4

Чай, чу, кл, кр

10

Ти, ши, шур

5

Ква – кваш

11

Тш, ши

6

Жу, жа, жи

12

Влн, сл, лн

 

Тестовые задания по

фонетике, графике, орфоэпии (проверка по листу самоконтроля) 

 

1. Укажите группу слов, в которых буква я обозначает два звука:

а) Мягок, сядешь, моря;

б) Моя, яблоко, объявиться;

в) Меня, тяжесть, пятна.

 

2. Укажите правильный вариант характеристики звуков в слове пядь:

а) [п] – согл., зв., тв.; [а] – ударн., глас.; [д'] – согл., зв., мягк.;

б) [п'] – согл., глух., мягк.; [а] - ударн., глас.; [т'] – согл., глух., мягк.;

в) [п] – согл., глух., тв.; [я] - ударн., глас.; [д'] – согл., зв., мягк. .

 

3. Укажите слова, содержащие только твёрдые согласные звуки:

а) кино;

б) молоко;

г) метель;

 

4. Укажите группу слов, в которых буква с обозначает только твёрдый звук:

а) синий, посидеть, сюрприз;

б) смешной, попросился, красный;

в) скорый, соратник, послушный.

 

5. Найдите правильный ответ.

Слово узкий состоит из следующих звуков:

а) [у], [з], [к], [и], [й];

б) [у], [с], [к], [и], [й];

г) [у], [с], [к'], [и], [й].

 

6. Укажите группу слов с разделительным мягким знаком:

а) об..езд, об..ективный, об..ёмный;

б) мурав..иный, б..ются, из..ян;

в) мел..че, метель, пол..за.

 

7. Укажите правильное утверждение:

а) В слове ветвь 2 гласных звука и 2 согласных.

б) В слове столы 2 гласных звука и 3 согласных.

в) В слове посветить 3 гласных звука и 6 согласных.

 

8. Укажите букву алфавита, которой нет в украинском алфавите:

а) весна;

б) объемный;

в) русский

 

9. Укажите группу слов с разделительным мягким знаком:

а) с..едобный, с..езд, об..единение;

б) руч..и, выл..ет, заяч..и;

в) тен.., дал..ний, радост.. .

 

10. Укажите группу слов с разделительным твёрдым знаком:

а) бур..ян, вороб..иный, л..ёт;

б) двадцат.., топол.., мол..;

в) с..ёмка, с..ёжился, об..езд.

 

11. Укажите группу слов, в которых мягкость согласных обозначается гласными:

а) конь, сядь, пальчик;

б) несёт, удивили, лютик;

в) честная, защита, операция.

 

12. Укажите группу слов, в которых мягкий знак для обозначения мягкости согласного не пишется:

а) ноч.., сып.., гор..кий;

б) пон..чик, ноч..ной, камен..щик;

в) бор..ба, т..ма, мал..чик.

 

Лист самоконтроля

 

Ответ группы

Ключ

Самооценка: (+) или (-), итог

 

1) б

 

 

2) б

 

 

3) б

 

 

4) в

 

 

5) г

 

 

6) в

 

 

7) б

 

 

8) б

 

 

9) б

 

 

10) в

 

 

11) б

 

 

12) б

 

 

Группа 3

Тип: практико-ориентированный

Краткое содержание:

Ученик 1

Мы выяснили, что есть вопросы, которые без применения знаний по фонетике не решить,  например, в загадках, построенных на свойствах звуковой речи, сразу находим ответ.

Ученик 2

В загадке «Какое имя от слов ярый, горячий» содержится ответ Ярослав.

Ученик 3

В словаре по этимологии слово рубль так и произошло от звуков р, б, т.е. рубки куска слитка драгоценного металла.

Ученик 4

В загадке  «Не видно и не слышно, сидит тихо – тихо, но стоит заговорить - она исчезает», ответ построен на звуках слова тихо – тихо, подразумевается тишина.

Ученик 5

Предлагаем Вам попробовать свои силы. Задания выполняете всей группой на листах, которые мы раздаем, за каждый правильный ответ – 12 баллов.

Мы даем «ключи» к заданиям, и Вы сами себя проверяете, правильно ли ответили, выставляете полученное количество баллов.

Задания по лингвистике

 

1.Отгадай загадки с лингвистическим заданием:

а) колюч, да не еж;

б) на тычинке городок, а в нем семьсот воевод;

в) вьется веревка, на конце головка.

 

2. Отгадай загадки с лингвистическим заданием:

а) с глухим согласным мы его читаем,       

    со звонким – в нем мы обитаем;

б) с глухим траву она срезает,        

    со звонким- и листочки объедает;

в) с глухим согласным наливаюсь в поле,      

    со звонким – сам звеню я на раздолье.

 

3.Пользуясь таблицей, замените в них начальный  согласный парным ему звонким или глухим:

а ) голос, дочка, жить;

б) жалость, дом, дело;

в) жар, бочка, балка.

Таблица звонких и глухих согласных (парные)

б-п   в-ф

г-к  д-т

з-с  ж-ш

 

4. Укажите слово, состоящее из 4-х слогов, с ударением на 3  слоге:

а) территория;

б) объявился;

в) препятствие.

 

5.Подберите к приведенным словам однокоренные глаголы, в которых последний согласный корня был бы мягким:

а) спор;

б) проверка;

в) трудовой.

 

6.Укажите слова, значение которых зависит от ударения:

а) средства;      в) квартал;

б) портфель;     г) атлас.

 

7. Найдите в словосочетаниях слова с парными глухими и звонкими согласными:

а) праздничные флаги, недостаток влаги;

б) трусливый зайка, сдобная сайка;

в) тоненький колосок, нежный голосок;

 

8.Найдите звонкие согласные, которые звучат как глухие:

а) бег;

б) узкий;

в) сгиб;

г) голубь;

 

9.Восстановите слова - по фонетической записи:

а) [роф]

б) [плот]

в) [уш]

 

10.Выбери одну из двух написанных букв:

а) ре(з/с)ьба;    в) сер(д/т)це;

б)  матре(ш/ж)ка;   г) пое(зд/ст)ка.

 

11.Найдите слова, в которых не совпадают количество  букв и звуков:

а) букварь;

б) поле;

в) рука.

 

12. Укажите  группу слов с непроизносимыми согласными:

а) словесный, властный;

б) сердце, известный;

в) прелестный, телесный.

 

Ответы на тестовые задания №3 «Задания по лингвистике»

 

1. а) ерш 7.  а) флаги-влаги

б) колос б) зайка- сайка

в) змея в) колосок-голосок

г) пашня- башня

2. а) дом- том              8.  а)

б) коса- коза б)

в) колос-голос     9. а) ров

3. а) колос, дочка, шить  б) плод

б) шалость, том, тело  в) уж

в) шар, точка, палка 10. а) буква з

4. а)  б) буква ш

  1.   а) спорь  в) буква д

б) проверь  г) буква зд

в) трудись 11. а)

  1. в), г) 12. 6)

 

Группа 4

Тип: игровая форма

Краткое содержание:

Ученик 1

Мы подготовили ситуативные упражнения по фонетике и вопросы викторины «Всезнайка». Ребята, подскажите их решение.

Ситуация 1.

Выходят три ученика с прикрепленными карточками – словами:

1й: Я – трон

2й: Я – состав

3й: Я – удар

Все вместе: у нас все согласные твердые, мы имена существительные

Ведущий: А Вы можете превратиться в другую часть речи? Например, глагол?

Ученики: Можем, но не знаем, какую букву или знак позвать, помогите, ребята.

Все: Мягкий знак! (три раза)

[входит ученик «Ь» и раздает каждому карточку с написанным ь знаком]

Ученик:   1й – теперь я – тронь

2й – а я – составь

3й – а я – ударь

Все вместе: мы теперь не существительные, а глаголы. Нам помог ь.

Ситуация 2.

Ведущий: Ребята! Помогите другим словам – глаголам, наоборот, превратиться в существительные.

Входят три ученика группы, но с другими табличками:

1й: Я – стань

2й: Я – примерь

3й: Я – жарь

Все вместе: у нас последний звук мягкий, мы теперь не существительные, а глаголы

Ситуация 3.

Ведущий: А я глухой ш (шипит), все ши, тише. Нет у меня пары. Вот в словах (показывает карточки со словами) шар, шалость я звучу тихо. Помогите и мне, ребята, какой мой парный звонкий звук?

Все:   ж

Ведущий: Спасибо, теперь у меня есть друзья. Это (показывает карточки) жар и жалость.

Ситуация 4.

Ученик 1: Ребята! Мы узнали уже на уроках литературы, что есть повторение одних и тех же слов, выражений, иначе говоря, рефрен, который делает поэтическую речь красивой. Повторы часто используются в песнях, романсах. Прослушайте запись отрывка из романса («Соловей мой, соловей…»). Какое слово повторяется?

Все: «Соловей»

Ученик 2: Прослушайте отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус»

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляет лишь ветер да я.

Какое слово повторяется?

Все: «туда»

Ученик 3: Я нашел строки, в которых повторяющиеся слова как-то скрыты:

Читает: О весна, без конца и без края,

Без конца и без края мечта

Ребята, какие слова повторяются?

Все: «без конца и без края»

Ученик 4: Мы скоро будем изучать лексику. И я узнал, что есть слова, которые звучат одинаково, даже пишутся одинаково, но значения у них разные. Такие слова в лексике называют омонимами. Ребята! Какие два значения у слова такса?:

 Сев в такси,

Спросила такса:

«За проезд какая такса

Ответ: 1. Такса – плата за проезд. 

2. Такса – порода собаки.

Ученик 5: Ребята! Звуками можно передать состояние природы, шум птиц, движение животных, попробуйте выделить звуки, передающие: 

стук капель дождя – 1й группе

вой вьюги – 2й группе

стук вагонных колес – 3й группе

(раздает карточки с заданием). Тренинг воссоздающего воображения

 

Фонетическая викторина.

(ответ в интерактивной форме – «Микрофон»)

 

Вопрос № 1 Как называется определенный порядок  букв русского языка?

Вопрос № 2 Какой раздел науки о языке изучает произношение слов?

Вопрос № 3 Что в переводе с греческого означает слово орфоэпия?

Вопрос № 4 Как называется пособие для изучения букв?

Вопрос № 5 Как называется значимая часть слова?

Вопрос № 6 Какие две позиции звуков?

Вопрос № 7 Как называется выделение голосом одного из слогов в слове?

Вопрос № 8 На какие две неправильные группы делятся все звуки?

Вопрос № 9 Как называется специальная запись слов в квадратных скобках?

Вопрос № 10 Сколько в русском языке парных согласных?

Вопрос № 11 Переносятся ли ь, ъ на другую строку, являются ли звуками?

Вопрос № 12 Как называются согласные, которые обозначаются двумя буквами, но

составляют один долгий звук?

Вопрос № 13 Что нужно делать при переносе удвоенных согласных?

Вопрос № 14 Можно ли оставлять  одну  букву на строке, если она является слогом?

Вопрос № 15 При переносе буква й отделяется от предшествующей ей буквы?

Вопрос № 16 Ь,Ъ не обозначают звука, где они остаются при переносе?

Вопрос № 17 Как иначе называют звонкие согласные  р, л, м, н ?

Вопрос № 18 Сколько позиций, где буквы е, ё, ю, я дают два звука?

Вопрос № 19 Как называется часть слова, которая состоит только из одного гласного или из одного гласного и согласных звуков и произносится одним  выдыхательным толчком?

Вопрос № 20 Какие звуки дают слоги?

 

Ответы на вопросы фонетической викторины

 

Ответ 1: Алфавит.

Ответ 2: Орфоэпия.

Ответ 3: Правильная речь.

Ответ 4: Азбука.

Ответ 5: Морфема.

Ответ 6: Сильная, слабая.

Ответ 7: Ударение.

Ответ 8: Гласные и согласные.

Ответ 9: Транскрипция.

Ответ 10: Пятнадцать.

Ответ 11: Нет.

Ответ 12: Удвоенные.

Ответ 13: Разделять их.

Ответ 14: Нет.

Ответ 15: Нет (кай-ма).

Ответ 16: В составе предыдущего слога

Ответ 17: Сонорные.

Ответ 18: Три ( в начале слова; после ъ, ь; после гласного).

Ответ 19: Слог.

Ответ 20: Гласные.

  1.       Задание командирам групп (ведет учитель):

Первое задание - кроссворд (плакат на доске);

 

«Фонетика»

Ответы на кроссворд:

1

 

4

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

I. По горизонтали:

1. Гласный, на который не падает ударение? (безударный)

2. Раздел науки о языке, который изучает звуки? (фонетика)

3. Раздел науки о языке, который изучает способы обозначения звуков на письме? (графика)

6. Общий признак согласных [ж], [ш], [ц]. (твёрдые)

8. Какой звук образует слог? (гласный)

II. По вертикали:

3. Что участвует в образовании гласных? (голос) 

4. То, что мы произносим, когда говорим? (звук)

5. Расположение букв в определённом порядке? (алфавит)

7. Название пособия по изучению букв? (азбука)

 

Второе задание - привести в порядок «Словарь». Есть слова и значения слов, нужно привести их в соответствие, т.е. поставить номера.

Слова

Значение слов

1. Фонема

5. Хранилище звуков

2. Телефон

6. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи

3. Симфония

2. Аппарат для передачи звуков

4. Фонограмма

3. Созвучие

5. Фонотека

1. Наименьшая звуковая единица языка

6. Фонетика

4. Звукозапись

За каждое правильное соответствие слова и его значения – 2 балла. Во время выполнения задания командирами групп учитель обращается к классу.

«Это интересно»

Учитель:

Ребята! Отгадайте загадку:

Начало - деревом зовется,

Конец – читатели мои,

В книге целое найдется,

В каждой строчке есть они.

Ответ: бук – вы

Вопрос: Что означает слово алфавит? В греческом языке 1-ая буква – «альфа» 2-ая – «вита». Ребята! Продолжите стихотворение:

Прапрадедовской порой

Стали буквы в четкий строй ….

Строй как строй,     Буквы разуму верны

Да не простой.    И за это им даны

Всюду путь ему открыт   Высочайшие права

Он зовется … (алфавит)   Образовывать (слова)

Вопрос: Каких звуков в речи больше: гласных или согласных?

Если взять порядок слова, то из 100 звуков 60 будет согласных, а 40 – гласных.

Это интересно: Слова, состоящие из хаотически сложенных звуков, прочитать нельзя:     Глокая куздра

  Штеко будланула

  Бокренка и курделячит бокра? (о чем сказано?)

Каждый знает. В толковом словаре из 17 томов – 120 000 слов, а в самом популярном – Ожегова – 57 000 слов. А.С. Пушкин использовал – 20 000 слов. Взрослый использует 12 000 слов. Сколько слов использует ребенок? (ответ: 5 000).

  1. Проверка работы командиров групп: оценка дается всеми учащимися
  2.  Содержательное оценивание процесса решения учебной задачи и полноты учебной деятельности (заполнение листа оценки работы).
  3.             Д/з:   Составьте план ответа (по выбору учащихся)

1й группе – «Говори правильно»;

2й группе – «Звуки русского языка».

Продолжить возможное начало текста.

3й группе – «Как нельзя и как нужно читать вслух. Когда читаешь вслух, не спеши…».

Составить ассоциативный ряд со словами

4й группе – «зима» (с использованием слов с безударными гласными)

IX. Общий итог урока

Лист оценивания работы учащихся

Группа __________________Командир группы___________________

 

№ з/п

Ф.И.О

Сбор информации

Выполнение индивидуальных заданий

Творческая работа

Оценка за урок (уровень)

Высокий

Достаточный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

doc
Додано
26 грудня 2021
Переглядів
1407
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку