1
Вступление
Методом проблемного обучения мы достигаем дидактической цели через детальную разработку, которая завершается практическим результатом.
Проблемы разрабатываются по инициативе учащихся одновременно в нескольких группах и являются значимыми как для каждой группы учащихся, так и для ближайшего окружения.
В ходе подготовки к уроку учащиеся строят межличностные отношения, овладевают знаниями, необходимыми способами мышления и действия. При подготовке к уроку развиваются ключевые компетентности: самообразовательная, социальная, учебно-познавательная, информационная. Учащиеся взаимодействуют внутри групп, у них развиваются коммуникативные навыки, они самостоятельно изучают материал, обсуждают его, готовятся к выступлению, оценивают его.
Тема урока: Обобщение по теме «Фонетика», раздел «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».
Цели урока: Обобщить основные теоретические понятия по фонетике, совершенствовать навыки фонетического разбора слов, орфоэпические и орфографические умения, развивать логическое мышление и дикцию, расширять поисковый характер учебной деятельности учащихся.
Оборудование: учебник, карточки с заданиями, словарь, флеп-чарт.
Межпредметные связи: музыка, литература, изобразительное искусство.
Мотивация: наличие знаний по фонетике, орфоэпии, орфографии, опыта и навыков различения букв и звуков даст толчок к плодотворной умственной деятельности дальше в этой предметной области русского языка, будет способствовать формированию грамотного письма и правильного произношения в соответствии с языковедческими нормами.
Тип урока: нестандартный, исследовательского характера
Характеристика заданий, подготовленных к уроку в группах:
Ход урока:
Сегодня мы повторим сведения о науке – фонетике, определим вместе с вами, как знания о звуках речи помогают при изучении литературы, как связаны с музыкой, выразительностью речи.
Мы завершаем работу, где каждый из вас был языковедом.
В конце урока вы должны различать гласные и согласные звуки в сильной и слабой позиции, уметь пользоваться таблицей и производить фонетический разбор слов, правильно обозначать звуки на письме.
Почему количество букв и звуков в слове не совпадает, почему одни звуки имеют парные звуки, а другие нет, как звук становится мягким, как звуки создают образную картину.
Группа 1 (5 человек)
Тип: информативный
Краткое содержание:
Ученик 1 показывает таблицу «Гласные»
Гласные звуки бывают в сильной позиции – под ударением. Они не изменяются. Их мы слышим, их легко написать правильно. В слабой позиции они изменяются, нечетко произносятся. Ъ, Ь – это знаки, а не звуки, они служат для разделения звуков, а Ь – еще и для смягчения. Гласные дают слоги.
Ученик 2 показывает таблицу «Согласные»
Твердые согласные смягчаются с помощью и, е, ё, ю, я. Согласные бывают парными: звонкими и глухими, это б – п, в – ф, д – т, з – с, ж – ш. Р, л, м, н – только звонкие, х, ц, ч, щ - только глухие. Только твердые – ж, ш, ц, только мягкие – ч, щ, й.
Ученик 3 показывает таблицу «Сочетание звуков»
Есть и сочетание некоторых звуков, которые мы должны произносить правильно, например не [ч]то, а [ш]то, не коне[ч]но, а коне[ш]но, не че[г]о, а че[в]о, не чужо[г]о, а чужо[в]о, не яи[ч]ница, а яи[ш]ница, Т+СТВ= ЦТВ - дет[с]тво = де[ц]тво.
Ученик 4
Мы выяснили и составили таблицу о том, как е, ё, ю, я дают 2 звука в 3-х позициях: в начале слова [й][а]ма, после ъ, ь л'[й']у, после гласного мо[й][а]; как оглушается звонкий согласный на конце слова – дуб = ду[п] или перед глухим – скользкий = сколь[с]кий, как озвончается глухой перед звонким – сбить = [з]бить. Ученик 5
Мы подготовили «Памятку для фонетического разбора». В ней есть образцы устного и письменного разбора слов, указано, как обозначаются долгие звуки.
Каждый из Вас получает «Памятку», и все вместе, пользуясь ею, проведите фонетический разбор слов (по 4 балла за каждый правильный ответ)
2й группе - мою¹, еж¹ группа¹;
3й группе – юг, яма¹, ванна¹;
4й группе – ель, юла¹, аккорд¹.
(ученики 1й группы раздают «Памятку», карточки, потом проверяют выполнение задания)
«Памятка по фонетике»
1. Гласные а, о, ы, и, у, ю, е, э, я – дают слоги, сколько гласных, столько слогов
стол – 1 слог, ъ, ь - это знаки – слога и звука не дают.
2. Гласные в ударном положении: во’ды – в сильной позиции
3. Гласные в безударном положении – в слабой позиции:
е = [ и] я =[и ]
леса - л[и]са мячи - м[и]чи
4. И после шипящих звучит как Ы :
Ширь – ш[ы]рь, Но : мыш[и].
5. Э=[э] – сэкономить – с[э]кономить, но: тема - т′ [э]ма (заимствованные слова)
6. Е, Ё, Я, Ю – обозначают гласные [э], [о], [а], [у]
Один звук они дают после согласного и указывают на мягкость предыдущего согласного.
Е=[э] я=[а] ю=[у] ё=[о]
Лес – л′ [э]с Мяч- м′ [а]ч Люк- л′ [у]к Лёд - л′[о]д
7. Два звука е, ё, ю, я дают нам в трёх позициях:
а) в начале слова – яма = [йٰа]ма;
б) после ъ,ь – съел = с[йٰ][э]л, лью = [лٰ][йٰ][у]
в) после гласного – моя = [м][а][йٰ][а].
ІІ. СОГЛАСНЫЕ
1. Парные согласные: Звонкие глухие
Б- — п
В- — ф
Г- — к,х
Д- — т
Ж- — ш
З- — с
2. Х, Ц, Ч, Щ - всегда глухие. Ч, Щ – всегда мягкие
Р, Л, М, Н – всегда звонкие Й′ – всегда звонкий, мягкий
3.Оглушение звонких – 2 позиции:
а) на конце слова:
Дуб = ду[п], зуб= зу[п]
б) перед глухим:
варежка= варе[ш]ка
в) два звонких на конце слова = глухие
проезд=прое[с][т].
4. Озвончение глухих – 1 позиция:
а) глухой перед звонким становится звонким:
Сбить = [з]бить
б) два глухих звука перед звонким одновременно озвончаются:
ст =[з] Пастбище= па[з][б]ище
5. Непроизносимый согласный звук в [ ] не живёт.
Честный=[чٰ][э][с][н][ы][й].
6. Долгий согласный звук обозначается двумя буквами и горизонтальной черточкой:
Группа= гру[ˉп]а, звук один
7.
1. |
Тся, ться в глаголах= [ц][а] умыться = умы[ц][а] |
2. |
Чт – что = [ш]то Чн - конечно = коне[ш]но |
3. |
Го =во - чего = че[в]о |
4. |
Т+СТВ= ЦТВ - детство = де[ц]тво |
5. |
СЧ=[Щ]:счастье= [щ]астье |
6. |
Щ=ШЧ: щека=[шчٰэка] |
8. Мягкость согласных дают:
ь, и, е, ё, ю, я
Соль- со[лٰ], синь – [сٰ][и][нٰ].
Е, Ю - не всегда указывают на мягкость согласного:
Ателье – [тэ] жюри – [жу]
9. Письменный разбор:
/Съел/ - 1 слог
С – [с] – согласный, глухой, парный, твёрдый
Ъ –
Е – [й′] – согласный, звонкий, непарный, мягкий
[э] – Гласный, ударный
Л – [л] - согласный, звонкий, непарный, твёрдый
4 буквы, 4 звука.
10. Порядок устного фонетического разбора слова
В слове Азия один слог, ударение падает на первый слог.
Слово состоит из следующих звуков: [а],[зٰ],[и],[й],[а].
[а]- ударный гласный, он составляет слог;
[зٰ]- согласный мягкий парный, звонкий, образует слог вместе с гласным [и];
ٰ[и]- безударный гласный, составляет слог вместе с согласным [зٰ];
[й]- согласный непарный мягкий, сонорный, образует слог с последующим гласным [а];
[а]- безударный гласный, образует слог с последующим согласным [й].
Пять звуков в этом слове обозначаются четырьмя буквами:
гласный [а] – обозначаются буквой а,
согласный [зٰ] – обозначается буквой з, (зэ),
гласный [и] – обозначается буквой и,
согласный [й], гласный [а] – обозначаются буквой я.
Группа 2
Тип: исследовательский
Краткое содержание:
Ученик 1
Мы провели исследование и выяснили, что фонетические возможности русского языка широко используются в литературе. Так, повторение гласных помогает создать образ, это называется в литературе ассонанс. Повторение согласных, аллитерация, может создать целую картину, например в поэме (стихотворении) А.С. Пушкина «Полтава» звуки р, б, л, кр помогают «увидеть» картину боя.
Ученик 2
Мы подготовили отрывки из стихотворений и даже целые стихотворения, в которых повторяются те или иные звуки, прослушайте внимательно и расскажите нам, какие звуки «обращают на себя внимание», помогите к нашим рисункам подобрать название. Всего 12 вопросов, за каждый правильный ответ – 1 балл. Перед Вами листы контроля, выпишите звуки, которые помогают автору передать образ или целую картину (на обратной стороне доски – 6 рисунков: «Ворона», «Ветер в лесу», «Миши на крыше», «Волны», «Лягушка», «Жук», названия закрыты).
Ученик 3, 4
Читают текст, группы 1, 3, 4 заполняют по ходу чтения листы контроля.
Задание по теме «Фонетика и литература»
1. Прочитайте стихотворение. Какие звуки «обращают на себя внимание» больше других? Что они передают?
Ворона
- Кра! - Не кричи ты, помолчи!
Кричит ворона. Жить не можешь
-Кража! Без обмана!
Караул! Грабеж! У тебя ведь
Пропажа! Нет кармана.
Вор прокрался Как! -
Утром рано! Подпрыгнула
Грош украл он Ворона
Из кармана! И моргнула
Карандаш! Удивленно.-
Картонку! Что ж вы раньше
Пробку! Не сказали?
И красивую коробку! Кар-р-раул!
Стой, ворона, Кар-р-рман
Не кричи. Укр-р-рали!
2.Прочитайте отрывок из стихотворения, вслушиваясь в его звучание. Какой звук передает состояние природы ?
Шуршат осенние кусты.
Шуршат на дереве листы.
Шуршит камыш.
И дождь шуршит,
И мышь, шурша,
В нору спешит.
А там тихонечко шуршат
Шесть шустрых маленьких мышат...
3. Прочитайте отрывок из стихотворения.
Какой звук передает картину?
Стало в комнате темно.
Заслоняет слон окно.
4. При помощи каких звуков передаётся: кипение чайника
Чайник
Я чайник — ворчун, хлопотун, сумасброд,
Я всем напоказ выставляю живот,
Я чай кипячу, клокочу и кричу:
— Эй, люди, я с вами чай выпить хочу!
5. При помощи каких звуков передаётся: крик лягушки
Чьи там крики у пруда:
- Квасу, квасу нам сюда!
Ква-ква-квасу, простокваши,
Надоела нам вода!
6. При помощи каких звуков передаётся: жужжание жука
В густой осоке,
Вол лежал
На солнцепёке.
Жук жужжал,
Жужжал, жужжал,
Вол лежал,
Лежал, лежал,
А потом спросил:
- Скажите,
Для чего вы так
Жужжите?
...Жук Волу
Ответил с жаром:
— Ясно, я жужжу
Недаром:
Я живу.
И не тужу,
Потому что
Я жужжу!..
7. Какие строки объясняют недостатки в речи Саши?
Он скажет Как будто тонет кто-то,
«До свидания!», А он бежит спасать…
А слышится: Когда он вслух читает,
«До здания!» Поймешь едва-едва:
Он так спешит с налета И звуки он глотает,
Прочесть, спросить, сказать, И целые слова.
8. Прочитайте скороговорку, какие звуки она учит произносить
Ела Саша сушку. дворах рубят дрова.
9. С помощью какого звука показано, как дует ветер:
Нам к девяти «Я сам побегу Я вас провожу
в школу идти. и вам помогу, и уйду –у-у-у,
И ветру идти… Я вас обниму я тоже спешу –у-у,
Нам – по пути! угу-у-у-у-у я спешу в высоту-у-у!»
10. С помощью какого звука передается состояние природы:
Тихо в тиши шуршат камыши
11. С помощью каких звуков передан шорох мышей:
Шелестят на крыше мыши, Запевают гимн мышиный:
Под мышиным серым флагом «Тише, тише, тише, тише.
Маршируют шаг за шагом. Шаг ровней держите, мыши!»
12. С помощью каких звуков передано движение волны:
Волна, волна - все буквы важны
Да и слились в один размах.
Волненье рек, дыханье моря
Повсюду волны, волны, волны,
Великой влаги вечный путь.
Таков язык! И трепет полный
Образец ответа:
№ вопроса |
Ответ |
№ вопроса |
Ответ |
1 |
Кр, кар-р |
7 |
Последние две |
2 |
Шур, шит, мыш |
8 |
а) са, ша, су б) тр, др, дв |
3 |
О-о |
9 |
У – у – у |
4 |
Чай, чу, кл, кр |
10 |
Ти, ши, шур |
5 |
Ква – кваш |
11 |
Тш, ши |
6 |
Жу, жа, жи |
12 |
Влн, сл, лн |
Тестовые задания по
фонетике, графике, орфоэпии (проверка по листу самоконтроля)
1. Укажите группу слов, в которых буква я обозначает два звука:
а) Мягок, сядешь, моря;
б) Моя, яблоко, объявиться;
в) Меня, тяжесть, пятна.
2. Укажите правильный вариант характеристики звуков в слове пядь:
а) [п] – согл., зв., тв.; [а] – ударн., глас.; [д'] – согл., зв., мягк.;
б) [п'] – согл., глух., мягк.; [а] - ударн., глас.; [т'] – согл., глух., мягк.;
в) [п] – согл., глух., тв.; [я] - ударн., глас.; [д'] – согл., зв., мягк. .
3. Укажите слова, содержащие только твёрдые согласные звуки:
а) кино;
б) молоко;
г) метель;
4. Укажите группу слов, в которых буква с обозначает только твёрдый звук:
а) синий, посидеть, сюрприз;
б) смешной, попросился, красный;
в) скорый, соратник, послушный.
5. Найдите правильный ответ.
Слово узкий состоит из следующих звуков:
а) [у], [з], [к], [и], [й];
б) [у], [с], [к], [и], [й];
г) [у], [с], [к'], [и], [й].
6. Укажите группу слов с разделительным мягким знаком:
а) об..езд, об..ективный, об..ёмный;
б) мурав..иный, б..ются, из..ян;
в) мел..че, метель, пол..за.
7. Укажите правильное утверждение:
а) В слове ветвь 2 гласных звука и 2 согласных.
б) В слове столы 2 гласных звука и 3 согласных.
в) В слове посветить 3 гласных звука и 6 согласных.
8. Укажите букву алфавита, которой нет в украинском алфавите:
а) весна;
б) объемный;
в) русский
9. Укажите группу слов с разделительным мягким знаком:
а) с..едобный, с..езд, об..единение;
б) руч..и, выл..ет, заяч..и;
в) тен.., дал..ний, радост.. .
10. Укажите группу слов с разделительным твёрдым знаком:
а) бур..ян, вороб..иный, л..ёт;
б) двадцат.., топол.., мол..;
в) с..ёмка, с..ёжился, об..езд.
11. Укажите группу слов, в которых мягкость согласных обозначается гласными:
а) конь, сядь, пальчик;
б) несёт, удивили, лютик;
в) честная, защита, операция.
12. Укажите группу слов, в которых мягкий знак для обозначения мягкости согласного не пишется:
а) ноч.., сып.., гор..кий;
б) пон..чик, ноч..ной, камен..щик;
в) бор..ба, т..ма, мал..чик.
Лист самоконтроля
Ответ группы |
Ключ |
Самооценка: (+) или (-), итог |
|
1) б |
|
|
2) б |
|
|
3) б |
|
|
4) в |
|
|
5) г |
|
|
6) в |
|
|
7) б |
|
|
8) б |
|
|
9) б |
|
|
10) в |
|
|
11) б |
|
|
12) б |
|
Группа 3
Тип: практико-ориентированный
Краткое содержание:
Ученик 1
Мы выяснили, что есть вопросы, которые без применения знаний по фонетике не решить, например, в загадках, построенных на свойствах звуковой речи, сразу находим ответ.
Ученик 2
В загадке «Какое имя от слов ярый, горячий» содержится ответ Ярослав.
Ученик 3
В словаре по этимологии слово рубль так и произошло от звуков р, б, т.е. рубки куска слитка драгоценного металла.
Ученик 4
В загадке «Не видно и не слышно, сидит тихо – тихо, но стоит заговорить - она исчезает», ответ построен на звуках слова тихо – тихо, подразумевается тишина.
Ученик 5
Предлагаем Вам попробовать свои силы. Задания выполняете всей группой на листах, которые мы раздаем, за каждый правильный ответ – 12 баллов.
Мы даем «ключи» к заданиям, и Вы сами себя проверяете, правильно ли ответили, выставляете полученное количество баллов.
Задания по лингвистике
1.Отгадай загадки с лингвистическим заданием:
а) колюч, да не еж;
б) на тычинке городок, а в нем семьсот воевод;
в) вьется веревка, на конце головка.
2. Отгадай загадки с лингвистическим заданием:
а) с глухим согласным мы его читаем,
со звонким – в нем мы обитаем;
б) с глухим траву она срезает,
со звонким- и листочки объедает;
в) с глухим согласным наливаюсь в поле,
со звонким – сам звеню я на раздолье.
3.Пользуясь таблицей, замените в них начальный согласный парным ему звонким или глухим:
а ) голос, дочка, жить;
б) жалость, дом, дело;
в) жар, бочка, балка.
Таблица звонких и глухих согласных (парные)
б-п в-ф
г-к д-т
з-с ж-ш
4. Укажите слово, состоящее из 4-х слогов, с ударением на 3 слоге:
а) территория;
б) объявился;
в) препятствие.
5.Подберите к приведенным словам однокоренные глаголы, в которых последний согласный корня был бы мягким:
а) спор;
б) проверка;
в) трудовой.
6.Укажите слова, значение которых зависит от ударения:
а) средства; в) квартал;
б) портфель; г) атлас.
7. Найдите в словосочетаниях слова с парными глухими и звонкими согласными:
а) праздничные флаги, недостаток влаги;
б) трусливый зайка, сдобная сайка;
в) тоненький колосок, нежный голосок;
8.Найдите звонкие согласные, которые звучат как глухие:
а) бег;
б) узкий;
в) сгиб;
г) голубь;
9.Восстановите слова - по фонетической записи:
а) [роф]
б) [плот]
в) [уш]
10.Выбери одну из двух написанных букв:
а) ре(з/с)ьба; в) сер(д/т)це;
б) матре(ш/ж)ка; г) пое(зд/ст)ка.
11.Найдите слова, в которых не совпадают количество букв и звуков:
а) букварь;
б) поле;
в) рука.
12. Укажите группу слов с непроизносимыми согласными:
а) словесный, властный;
б) сердце, известный;
в) прелестный, телесный.
Ответы на тестовые задания №3 «Задания по лингвистике»
1. а) ерш 7. а) флаги-влаги
б) колос б) зайка- сайка
в) змея в) колосок-голосок
г) пашня- башня
2. а) дом- том 8. а)
б) коса- коза б)
в) колос-голос 9. а) ров
3. а) колос, дочка, шить б) плод
б) шалость, том, тело в) уж
в) шар, точка, палка 10. а) буква з
4. а) б) буква ш
б) проверь г) буква зд
в) трудись 11. а)
Группа 4
Тип: игровая форма
Краткое содержание:
Ученик 1
Мы подготовили ситуативные упражнения по фонетике и вопросы викторины «Всезнайка». Ребята, подскажите их решение.
Ситуация 1.
Выходят три ученика с прикрепленными карточками – словами:
1й: Я – трон
2й: Я – состав
3й: Я – удар
Все вместе: у нас все согласные твердые, мы имена существительные
Ведущий: А Вы можете превратиться в другую часть речи? Например, глагол?
Ученики: Можем, но не знаем, какую букву или знак позвать, помогите, ребята.
Все: Мягкий знак! (три раза)
[входит ученик «Ь» и раздает каждому карточку с написанным ь знаком]
Ученик: 1й – теперь я – тронь
2й – а я – составь
3й – а я – ударь
Все вместе: мы теперь не существительные, а глаголы. Нам помог ь.
Ситуация 2.
Ведущий: Ребята! Помогите другим словам – глаголам, наоборот, превратиться в существительные.
Входят три ученика группы, но с другими табличками:
1й: Я – стань
2й: Я – примерь
3й: Я – жарь
Все вместе: у нас последний звук мягкий, мы теперь не существительные, а глаголы
Ситуация 3.
Ведущий: А я глухой ш (шипит), все ши, ти – ше. Нет у меня пары. Вот в словах (показывает карточки со словами) шар, шалость я звучу тихо. Помогите и мне, ребята, какой мой парный звонкий звук?
Все: ж
Ведущий: Спасибо, теперь у меня есть друзья. Это (показывает карточки) жар и жалость.
Ситуация 4.
Ученик 1: Ребята! Мы узнали уже на уроках литературы, что есть повторение одних и тех же слов, выражений, иначе говоря, рефрен, который делает поэтическую речь красивой. Повторы часто используются в песнях, романсах. Прослушайте запись отрывка из романса («Соловей мой, соловей…»). Какое слово повторяется?
Все: «Соловей»
Ученик 2: Прослушайте отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус»
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляет лишь ветер да я.
Какое слово повторяется?
Все: «туда»
Ученик 3: Я нашел строки, в которых повторяющиеся слова как-то скрыты:
Читает: О весна, без конца и без края,
Без конца и без края мечта
Ребята, какие слова повторяются?
Все: «без конца и без края»
Ученик 4: Мы скоро будем изучать лексику. И я узнал, что есть слова, которые звучат одинаково, даже пишутся одинаково, но значения у них разные. Такие слова в лексике называют омонимами. Ребята! Какие два значения у слова такса?:
Сев в такси,
Спросила такса:
«За проезд какая такса?»
Ответ: 1. Такса – плата за проезд.
2. Такса – порода собаки.
Ученик 5: Ребята! Звуками можно передать состояние природы, шум птиц, движение животных, попробуйте выделить звуки, передающие:
стук капель дождя – 1й группе
вой вьюги – 2й группе
стук вагонных колес – 3й группе
(раздает карточки с заданием). Тренинг воссоздающего воображения
Фонетическая викторина.
(ответ в интерактивной форме – «Микрофон»)
Вопрос № 1 Как называется определенный порядок букв русского языка?
Вопрос № 2 Какой раздел науки о языке изучает произношение слов?
Вопрос № 3 Что в переводе с греческого означает слово орфоэпия?
Вопрос № 4 Как называется пособие для изучения букв?
Вопрос № 5 Как называется значимая часть слова?
Вопрос № 6 Какие две позиции звуков?
Вопрос № 7 Как называется выделение голосом одного из слогов в слове?
Вопрос № 8 На какие две неправильные группы делятся все звуки?
Вопрос № 9 Как называется специальная запись слов в квадратных скобках?
Вопрос № 10 Сколько в русском языке парных согласных?
Вопрос № 11 Переносятся ли ь, ъ на другую строку, являются ли звуками?
Вопрос № 12 Как называются согласные, которые обозначаются двумя буквами, но
составляют один долгий звук?
Вопрос № 13 Что нужно делать при переносе удвоенных согласных?
Вопрос № 14 Можно ли оставлять одну букву на строке, если она является слогом?
Вопрос № 15 При переносе буква й отделяется от предшествующей ей буквы?
Вопрос № 16 Ь,Ъ не обозначают звука, где они остаются при переносе?
Вопрос № 17 Как иначе называют звонкие согласные р, л, м, н ?
Вопрос № 18 Сколько позиций, где буквы е, ё, ю, я дают два звука?
Вопрос № 19 Как называется часть слова, которая состоит только из одного гласного или из одного гласного и согласных звуков и произносится одним выдыхательным толчком?
Вопрос № 20 Какие звуки дают слоги?
Ответы на вопросы фонетической викторины
Ответ 1: Алфавит.
Ответ 2: Орфоэпия.
Ответ 3: Правильная речь.
Ответ 4: Азбука.
Ответ 5: Морфема.
Ответ 6: Сильная, слабая.
Ответ 7: Ударение.
Ответ 8: Гласные и согласные.
Ответ 9: Транскрипция.
Ответ 10: Пятнадцать.
Ответ 11: Нет.
Ответ 12: Удвоенные.
Ответ 13: Разделять их.
Ответ 14: Нет.
Ответ 15: Нет (кай-ма).
Ответ 16: В составе предыдущего слога
Ответ 17: Сонорные.
Ответ 18: Три ( в начале слова; после ъ, ь; после гласного).
Ответ 19: Слог.
Ответ 20: Гласные.
Первое задание - кроссворд (плакат на доске);
«Фонетика»
Ответы на кроссворд:
1 |
|
4 |
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
3 |
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|||||||
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
||||||||||||
8 |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
I. По горизонтали:
1. Гласный, на который не падает ударение? (безударный)
2. Раздел науки о языке, который изучает звуки? (фонетика)
3. Раздел науки о языке, который изучает способы обозначения звуков на письме? (графика)
6. Общий признак согласных [ж], [ш], [ц]. (твёрдые)
8. Какой звук образует слог? (гласный)
II. По вертикали:
3. Что участвует в образовании гласных? (голос)
4. То, что мы произносим, когда говорим? (звук)
5. Расположение букв в определённом порядке? (алфавит)
7. Название пособия по изучению букв? (азбука)
Второе задание - привести в порядок «Словарь». Есть слова и значения слов, нужно привести их в соответствие, т.е. поставить номера.
Слова |
Значение слов |
1. Фонема |
5. Хранилище звуков |
2. Телефон |
6. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи |
3. Симфония |
2. Аппарат для передачи звуков |
4. Фонограмма |
3. Созвучие |
5. Фонотека |
1. Наименьшая звуковая единица языка |
6. Фонетика |
4. Звукозапись |
За каждое правильное соответствие слова и его значения – 2 балла. Во время выполнения задания командирами групп учитель обращается к классу.
«Это интересно»
Учитель:
Ребята! Отгадайте загадку:
Начало - деревом зовется,
Конец – читатели мои,
В книге целое найдется,
В каждой строчке есть они.
Ответ: бук – вы
Вопрос: Что означает слово алфавит? В греческом языке 1-ая буква – «альфа» 2-ая – «вита». Ребята! Продолжите стихотворение:
Прапрадедовской порой
Стали буквы в четкий строй ….
Строй как строй, Буквы разуму верны
Да не простой. И за это им даны
Всюду путь ему открыт Высочайшие права
Он зовется … (алфавит) Образовывать (слова)
Вопрос: Каких звуков в речи больше: гласных или согласных?
Если взять порядок слова, то из 100 звуков 60 будет согласных, а 40 – гласных.
Это интересно: Слова, состоящие из хаотически сложенных звуков, прочитать нельзя: Глокая куздра
Штеко будланула
Бокренка и курделячит бокра? (о чем сказано?)
Каждый знает. В толковом словаре из 17 томов – 120 000 слов, а в самом популярном – Ожегова – 57 000 слов. А.С. Пушкин использовал – 20 000 слов. Взрослый использует 12 000 слов. Сколько слов использует ребенок? (ответ: 5 000).
1й группе – «Говори правильно»;
2й группе – «Звуки русского языка».
Продолжить возможное начало текста.
3й группе – «Как нельзя и как нужно читать вслух. Когда читаешь вслух, не спеши…».
Составить ассоциативный ряд со словами
4й группе – «зима» (с использованием слов с безударными гласными)
IX. Общий итог урока
Лист оценивания работы учащихся
Группа __________________Командир группы___________________
№ з/п |
Ф.И.О |
Сбор информации |
Выполнение индивидуальных заданий |
Творческая работа |
Оценка за урок (уровень) |
|
Высокий |
Достаточный |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|