Урок "Обыкновенная дробь. Правильные и неправильные дроби. Урок № 1"

Про матеріал
Данный урок демонстрирует межпредметные связи, в частности, математики и украинской литературы: на примере жизни и творчества Т.Г. Шевченко. Повторение и закрепление знаний учащихся об обыкновенных дробях: числителе дроби, знаменателе дроби; формирование понятия правильной и неправильной дроби; умение распознавать эти дроби в записи примеров. (Учебник "Математика" 5 класс. Автор: Н.А. Тарасенкова, И.Н. Богатырева, О.П.Бочко, О. Н. Коломиец, 3. А. Сердюк)
Перегляд файлу

Математика.   5 класс

Урок № 1           § 23

 

Тема:  Обыкновенная дробь. Правильные и неправильные дроби

Цель урока:

Образовательная:  повторить и закрепить знания учащихся об обыкновенных дробях: числитель дроби, знаменатель дроби; сформировать понятия правильной и неправильной дроби;  научится  распознавать эти дроби в записи примеров.. Повторить и закрепить знания учащихся о жизни и творчестве      Т.Г. Шевченко.

Развивающая:  развивать логическое мышление и творческие способности учащихся; продемонстрировать межпредметные связи, в частности, математики и украинской литературы.

Воспитательная: на примере жизни и творчества Т.Г. Шевченко, воспитывать учащихся настоящими гражданами своей страны; воспитывать чувство коллективизма, трудолюбия.

Тип урока: усвоение новых знаний и умений.

Оборудование: портрет Т.Г. Шевченко, украинский «рушник», раздаточный материал.

                                                                  Ход урока

 

  1. Организационный момент.

Организовать детей для работы на уроке, проверить наличие учебных принадлежностей, готовность к работе на уроке, психологический настрой учащихся.

 

  1. Мотивация урока.

 

  На доске вывешены стихотворение Т.Г. Шевченко, которое учащиеся изучали в 4-ом классе и автопортрет молодого поэта:

Вітер з гаєм розмовляє,                                  

шепче з осокою,

пливе човен по Дунаю

один за водою.
Пливе човен води повен,

ніхто не спиняє,

кому спинить —

рибалоньки на світі немає.
Поплив човен в синє море,

а воно заграло,—

погралися гори-хвилі —

і скіпок не стало.

 

Кто написал эти строки? Сколько строк в этом стихотворении? В скольких строках встречается слово «човен»?  Какую часть всех строк стихотворения составляют строки со словом «човен»?… Ответить на этот вопрос поможет Вам тема сегодняшнего урока: «Обыкновенные дроби».

 

  1. Актуализация опорных знаний учащихся.

С обыкновенными дробями мы встречаемся часто в жизни:

- Петя принес в школу яблоко. На перемене он поделился поровну с Сашей. Какая часть яблока досталась Саше?

 

- На день рождения Тамара решила угостить одноклассников и классного руководителя тортом, разрезав его на равные части. Какую часть торта получит классный руководитель, если в классе 5 учеников?

 

Откройте страницу 193 учебника. По рис. 203  определите, какая часть яблока нарисован; а  по рис. 204 – какая часть хлеба нарисована. Прочитайте запись ниженаписанных дробей.

  1. Объяснение нового материала. Формирование новых знаний, умений, навыков.

Дать определение обыкновенной дроби, дробной черты, числителя и знаменателя.

 Рассмотреть задачу 1, (стр. 193 учебника).

Задача 1.  К Андрею на день рождения пришли четверо друзей. Праздничный торт разрезали на 8 равных частей (рис. 205). Какую часть торта съели Андрей с друзьями,  если каждый полакомился лишь одним кусочком?

Дополнительные вопросы к этой задаче:

Какую часть торта съели бы два гостя, четыре гостя, семь гостей, восемь гостей? А могли бы съесть    торта?

Дать определение правильной и неправильной дроби.

Например, дробь    - правильная, а дроби     - неправильные.

Задание классу (устный опрос) :

Привести примеры правильных дробей,

Привести примеры неправильных дробей.

Математический диктант (один ученик на закрытой части доски):

Запишите дроби:  

Выпишите из них все правильные.

Выпишите все неправильные.

Числитель и знаменатель дроби можно заменить буквами, например, a и b,  тогда дробь  – правильная, если a < b, и неправильная,       если ab.

Знак «≥» читается так: «больше или равно». Знак «≤» читается так: «меньше или равно». Поэтому они считаются знаками нестрогих неравенств.

  1. Физкультурная минутка.

Все ребята дружно встали (выпрямиться)

 И на месте зашагали (ходьба на месте)

 На носочках потянулись (руки вверх)

 А теперь назад прогнулись (прогнуться назад)

 Как пружинки вы присели (присесть)

 И тихонько рядом мы за парты сел (выпрямиться и сесть).

 

  1. Закрепление полученных  знаний и умений. 

№ 861(устно),

Прочитайте дроби 

 а) Назовите знаменатель дроби. Что он показывает?

 б) Назовите числитель дроби. Что он показывает?

 

 №862(письменно-коллективно),

 

Приведите пример дроби со знаменателем: 1) 3; 2) 33; 3) 333.

 

 № 865(устно),

 

Прочитайте дроби:    Какая из этих дробей:

правильная, 2) неправильная?  Ответ объясните.

 

 №870(письменно, самостоятельно, ученик на закрытой части доски),

Запишите дробь:

шесть девятнадцатых;

восемь четырнадцатых;

девять четвертых;

двадцать сорок третьих;

сорок три восемьдесят первых;

тридцать три двадцать пятых.

 

  1. Работа в паре.

Учитель раздает каждому на парту фигуру прямоугольника. Задание ученикам:

- Перед вами фигура. Определите вид фигуры.

- разделите эту фигуру на 3 равные части. Закрасьте части.

- какая часть осталась не закрашенной? Запишите это число.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Вернемся к стихотворению Т.Г. Шевченко, предложенному в начале урока, и ответим на вопрос, к которому мы уже знаем ответ.  Так какую же часть всех строк стихотворения составляют строки со словом «човен»?

- Чему мы научились на уроке?

- Какие новые понятия вы сегодня изучили?

 

  1. Домашнее задание. §23.(стр. 193-194) прочитать. Упражнения № 872, № 880, №882 стр. 199.(письменно)

В связи с 200-летием Т.Г. Шевченко подготовить краткое сообщение о жизни и деятельности поэта и художника.

 

docx
Додано
6 лютого 2019
Переглядів
1476
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку