Математика. 5 класс
Урок № 1 § 23
Тема: Обыкновенная дробь. Правильные и неправильные дроби
Цель урока:
Образовательная: повторить и закрепить знания учащихся об обыкновенных дробях: числитель дроби, знаменатель дроби; сформировать понятия правильной и неправильной дроби; научится распознавать эти дроби в записи примеров.. Повторить и закрепить знания учащихся о жизни и творчестве Т.Г. Шевченко.
Развивающая: развивать логическое мышление и творческие способности учащихся; продемонстрировать межпредметные связи, в частности, математики и украинской литературы.
Воспитательная: на примере жизни и творчества Т.Г. Шевченко, воспитывать учащихся настоящими гражданами своей страны; воспитывать чувство коллективизма, трудолюбия.
Тип урока: усвоение новых знаний и умений.
Оборудование: портрет Т.Г. Шевченко, украинский «рушник», раздаточный материал.
Ход урока
Организовать детей для работы на уроке, проверить наличие учебных принадлежностей, готовность к работе на уроке, психологический настрой учащихся.
На доске вывешены стихотворение Т.Г. Шевченко, которое учащиеся изучали в 4-ом классе и автопортрет молодого поэта:
Вітер з гаєм розмовляє,
шепче з осокою,
пливе човен по Дунаю
один за водою.
Пливе човен води повен,
ніхто не спиняє,
кому спинить —
рибалоньки на світі немає.
Поплив човен в синє море,
а воно заграло,—
погралися гори-хвилі —
і скіпок не стало.
Кто написал эти строки? Сколько строк в этом стихотворении? В скольких строках встречается слово «човен»? Какую часть всех строк стихотворения составляют строки со словом «човен»?… Ответить на этот вопрос поможет Вам тема сегодняшнего урока: «Обыкновенные дроби».
С обыкновенными дробями мы встречаемся часто в жизни:
- Петя принес в школу яблоко. На перемене он поделился поровну с Сашей. Какая часть яблока досталась Саше?
- На день рождения Тамара решила угостить одноклассников и классного руководителя тортом, разрезав его на равные части. Какую часть торта получит классный руководитель, если в классе 5 учеников?
Откройте страницу 193 учебника. По рис. 203 определите, какая часть яблока нарисован; а по рис. 204 – какая часть хлеба нарисована. Прочитайте запись ниженаписанных дробей.
Дать определение обыкновенной дроби, дробной черты, числителя и знаменателя.
Рассмотреть задачу 1, (стр. 193 учебника).
Задача 1. К Андрею на день рождения пришли четверо друзей. Праздничный торт разрезали на 8 равных частей (рис. 205). Какую часть торта съели Андрей с друзьями, если каждый полакомился лишь одним кусочком?
Дополнительные вопросы к этой задаче:
Какую часть торта съели бы два гостя, четыре гостя, семь гостей, восемь гостей? А могли бы съесть торта?
Дать определение правильной и неправильной дроби.
Например, дробь - правильная, а дроби - неправильные.
Задание классу (устный опрос) :
Привести примеры правильных дробей,
Привести примеры неправильных дробей.
Математический диктант (один ученик на закрытой части доски):
Запишите дроби:
Выпишите из них все правильные.
Выпишите все неправильные.
Числитель и знаменатель дроби можно заменить буквами, например, a и b, тогда дробь – правильная, если a < b, и неправильная, если a ≥ b.
Знак «≥» читается так: «больше или равно». Знак «≤» читается так: «меньше или равно». Поэтому они считаются знаками нестрогих неравенств.
Все ребята дружно встали (выпрямиться)
И на месте зашагали (ходьба на месте)
На носочках потянулись (руки вверх)
А теперь назад прогнулись (прогнуться назад)
Как пружинки вы присели (присесть)
И тихонько рядом мы за парты сел (выпрямиться и сесть).
№ 861(устно),
Прочитайте дроби
а) Назовите знаменатель дроби. Что он показывает?
б) Назовите числитель дроби. Что он показывает?
№862(письменно-коллективно),
Приведите пример дроби со знаменателем: 1) 3; 2) 33; 3) 333.
№ 865(устно),
Прочитайте дроби: Какая из этих дробей:
правильная, 2) неправильная? Ответ объясните.
№870(письменно, самостоятельно, ученик на закрытой части доски),
Запишите дробь:
шесть девятнадцатых;
восемь четырнадцатых;
девять четвертых;
двадцать сорок третьих;
сорок три восемьдесят первых;
тридцать три двадцать пятых.
Учитель раздает каждому на парту фигуру прямоугольника. Задание ученикам:
- Перед вами фигура. Определите вид фигуры.
- разделите эту фигуру на 3 равные части. Закрасьте части.
- какая часть осталась не закрашенной? Запишите это число.
Вернемся к стихотворению Т.Г. Шевченко, предложенному в начале урока, и ответим на вопрос, к которому мы уже знаем ответ. Так какую же часть всех строк стихотворения составляют строки со словом «човен»?
- Чему мы научились на уроке?
- Какие новые понятия вы сегодня изучили?
В связи с 200-летием Т.Г. Шевченко подготовить краткое сообщение о жизни и деятельности поэта и художника.