Уточнить представление учащихся о признаках однокоренных слов.
Развивать умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать.
Воспроизвести знания об одинаковом написании корня в однокоренных словах.
Развивать речь учащихся, мышление, внимание.
Воспитывать интерес к урокам русского языка.
Задачи:
*содействовать формированию умения разбирать слова по составу;
*развивать умение выбирать из предложенного списка слова, соответствующие заданной схеме;
*развивать умение работать с текстом: определять тему и главную мысль, подбирать заголовок и части текста.
Тема: «Состав слова. Значимые части слова»
Цели урока:
Уточнить представление учащихся о признаках однокоренных слов.
Развивать умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать.
Воспроизвести знания об одинаковом написании корня в однокоренных словах.
Развивать речь учащихся, мышление, внимание.
Воспитывать интерес к урокам русского языка.
Задачи:
*содействовать формированию умения разбирать слова по составу;
*развивать умение выбирать из предложенного списка слова, соответствующие заданной схеме;
*развивать умение работать с текстом: определять тему и главную мысль, подбирать заголовок и части текста.
Ход урока
- Урок наш будем измерять шагами. Каждый шаг - это проделанная работа.
2 . Постановка темы, цели урока.
1 шаг.
- Посмотрите на доску, что за значки вы видите? На доске нарисовано
- Расшифруйте значки: окончание, основа, корень, приставка, суффикс.
- Назовем эти понятия одним словом – морфемы.
Морфема – это наименьшая значимая часть слова
Отгадаем загадку:
Слово делится на части
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Собрать слово из частей.
- О каких частях слова говорится?
- Какие части слова вы запомнили с уроков украинского языка?
- Сегодня мы вспомним конкретнее о составе слова и его составляющих.
3. Работа над материалом урока.
2 шаг.
Если знаешь части слова,
То напишешь их толково.
Помни при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи.
Окончание - значимая часть слова, которая образует формы слова. Окончание может указать на часть речи.
Окончание слова определяется с помощью изменения формы слова.
Задание самостоятельно : выделить окончания в словах.
Зима, зимний, снежинка, заморозит.
3 шаг
Основа – это часть слова без окончания. В основе слова может быть одна морфема (корень), но может быть и больше.
Задание в паре : выделить основы слов.
Перемена, пришкольный, звонок, учительница.
- Какие морфемы входят в состав основы?
4 шаг
Корень слова – значимая часть.
Над словами родственными держит власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.
Корень - главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Для того чтобы выделить корень надо подобрать однокоренное слово.
Задание в группе по 4 человека
5 шаг
- После корня будет суффикс.
Суффикс - суффикс значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Чтобы правильно выделить суффикс надо подобрать ряд родственных слов.
Задание в паре : в словах выделить суффиксы.
Гармонист, летчик, ежик, домишко.
6 шаг
Приставка ( префикс ) - значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Чтобы выделить приставку, нужно подобрать ряд однокоренных слов и с помощью сравнения выделить данную часть слова.
Задание коллективно : выделить приставки в словах
Убежал, записать, распрекрасный, подберезовик.
Индивидуальная дифференцированная работа (работа по рядам).
Вставьте нужную приставку и запишите полученное слово.
4. Закрепление материала урока
Послушайте историю.
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет. Водомерка с Водорослями заигрались. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крылечко, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти в свою семью.
Учитель: Кто оказался чужаком? ( Водитель).
Учитель: Назовите однокоренные слова к слову водитель. ……….водить,водила,заводить.
7 шаг
Творческое задание для групп. Учитель читает задания ,дети записывают на листочках, потом вслух говорят ответ.
А теперь вы попробуете из указанных мною морфем собрать слова.
А) Возьмите тот же корень, что в слове «клонится».
Добавьте приставку, которая есть в слове «слезет».
Суффикс и окончание возьмите из слова «обращение». (склонение)
Б) Возьмите корень из слова «полагать», приставку- из слова «приложение», суффиксы- из слова восклицательный, а окончание- из слова «числительное». Подсказка: получится слово- часть речи, обозначающая признак предмета (прилагательное)
В) Возьмите приставку из слова «подруга», корень- из слова «игрушка», суффиксы- из слова «читал», а окончание в этом слове будет такое же, как в слове «стул» (поиграл)
Г) Это будет слово, однокоренное со словом «летчик». Добавьте к корню такую же приставку, как в слове «перепрыгнул». Оба суффикса этого слова такие, как в глаголе «слышать» (перелетать)
8 шаг
Закрепление материала
Ст. 108 упр. 262
Зимушка, зима, зимний
9 шаг
Самостоятельная работа
10 шаг
Итог урока:
Учитель: Ребята, все вы сегодня работали очень хорошо.
- Ребята, наш урок подходит к концу.
-Что вы сегодня нового узнали на уроке?
-Какие задания были самые интересные?
-В чём испытали затруднения?
-Сейчас, я раздам вам карточки-светофоры. Раскрасьте зелёный круг, если вам все понравилось, жёлтый, если понравилось, но что-то было непонятно. И красный, если не понятно, не понравилось.
- Спасибо за старание, все сегодня молодцы!