Урок русского языка.Тема: «Состав слова. Значимые части слова»

Про матеріал

Уточнить представление учащихся о признаках однокоренных слов.

Развивать умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать.

Воспроизвести знания об одинаковом написании корня в однокоренных словах.

Развивать речь учащихся, мышление, внимание.

Воспитывать интерес к урокам русского языка.

Задачи:

*содействовать формированию умения разбирать слова по составу;

*развивать умение выбирать из предложенного списка слова, соответствующие заданной схеме;

*развивать умение работать с текстом: определять тему и главную мысль, подбирать заголовок и части текста.

Перегляд файлу

Тема: «Состав слова. Значимые части слова»

Цели урока:

Уточнить представление учащихся о признаках однокоренных слов.

Развивать умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать.

Воспроизвести знания об одинаковом написании корня в однокоренных словах.

Развивать речь учащихся, мышление, внимание.

Воспитывать интерес к урокам русского языка.

Задачи:

*содействовать формированию умения разбирать слова по составу;

*развивать умение выбирать из предложенного списка слова, соответствующие заданной схеме;

*развивать умение работать с текстом: определять тему и главную мысль, подбирать заголовок и части текста.

Ход урока

  1. Организационный момент. Запись числа в тетради.

-  Урок наш будем измерять шагами. Каждый шаг - это проделанная работа.

      2 .     Постановка темы, цели урока.

                      1 шаг.

- Посмотрите на доску, что за значки вы видите?                                                   На доске нарисовано

- Расшифруйте значки: окончание, основа, корень, приставка, суффикс.

- Назовем эти понятия одним словом – морфемы.

Морфема – это наименьшая значимая часть слова

          Отгадаем загадку:


Слово делится на части                                                          

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Собрать слово из частей.


-  О каких частях слова говорится?

- Какие части слова вы запомнили с  уроков украинского  языка?

 - Сегодня мы вспомним конкретнее о составе слова и его составляющих. 

   3.  Работа над материалом урока.

          2 шаг.


Если знаешь части слова,

То напишешь их толково.

Помни при разборе слова

Окончанье и основу

Первым делом находи.


 

Окончание - значимая часть слова, которая образует формы слова. Окончание может указать на часть речи.

Окончание слова определяется с помощью изменения формы слова.

Задание  самостоятельно        : выделить окончания в словах.

Зима, зимний, снежинка, заморозит.

 

             3 шаг

Основа  – это часть слова без окончания.  В основе слова может быть одна морфема (корень), но может быть и больше.

Задание   в паре       : выделить основы слов.

Перемена, пришкольный, звонок, учительница. 

  -  Какие морфемы входят в состав основы?

 

          4 шаг


Корень слова – значимая часть.

Над словами родственными держит власть.

Выясни умело линию родства –

Однокоренные подбери слова.


 

Корень   - главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Для того чтобы выделить корень надо подобрать однокоренное слово.

 

    Задание в группе по 4 человека

 

       5 шаг

-  После корня будет суффикс.

 

Суффикс - суффикс значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Чтобы правильно выделить суффикс надо подобрать ряд родственных слов.

 

Задание  в паре     : в словах выделить суффиксы.

Гармонист, летчик, ежик, домишко.

 

     6 шаг

Приставка ( префикс ) - значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Чтобы выделить приставку, нужно подобрать ряд однокоренных слов и с помощью сравнения выделить данную часть слова.

 

Задание   коллективно     : выделить приставки в словах

Убежал, записать, распрекрасный, подберезовик.

Индивидуальная дифференцированная работа (работа по рядам).

      Вставьте нужную приставку и запишите полученное слово.

 4. Закрепление материала урока

Послушайте историю. 

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет. Водомерка с Водорослями заигрались. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крылечко, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти в свою семью.

Учитель:      Кто оказался чужаком?          ( Водитель).

Учитель:      Назовите однокоренные слова к слову водитель. ……….водить,водила,заводить.

 

    7 шаг

Творческое задание  для групп.                                                                                                                                      Учитель читает задания ,дети записывают на листочках, потом вслух говорят ответ.

 

А теперь вы попробуете из указанных мною морфем собрать слова.

А) Возьмите тот же корень, что в слове «клонится».

Добавьте приставку, которая есть в слове «слезет».

Суффикс и окончание возьмите из слова «обращение».                           (склонение)

Б) Возьмите корень из слова «полагать», приставку- из слова «приложение», суффиксы- из слова восклицательный, а окончание- из слова «числительное». Подсказка: получится слово- часть речи, обозначающая признак предмета                                                                (прилагательное)

 

В) Возьмите приставку из слова «подруга», корень- из слова «игрушка», суффиксы- из слова «читал», а окончание в этом слове будет такое же, как в слове «стул»                           (поиграл)

 

Г) Это будет слово, однокоренное со словом «летчик». Добавьте к корню такую же приставку, как в слове «перепрыгнул». Оба суффикса этого слова такие, как в глаголе «слышать»               (перелетать)

 

     8 шаг

Закрепление материала

Ст. 108  упр. 262

Зимушка, зима, зимний

 

 

 

     9 шаг

 Самостоятельная работа

       10 шаг

Итог урока:

Учитель:    Ребята, все вы сегодня работали очень хорошо. 

- Ребята, наш урок подходит к концу.

-Что вы сегодня нового узнали на уроке?

-Какие задания были самые интересные?

-В чём испытали затруднения?

-Сейчас, я раздам вам карточки-светофоры. Раскрасьте зелёный круг, если вам все понравилось, жёлтый, если понравилось, но что-то было непонятно. И красный, если не понятно, не понравилось.

- Спасибо за старание, все сегодня молодцы!

 

 

 

 

 

docx
Додано
6 липня 2018
Переглядів
6991
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку