Конспект урока "Однородные члены предложения"
Тема: Однородные члены предложения Цели: · обобщить знания об однородных членах предложения и постановке знаков препинания при них; · развивать устную и письменную речь детей, обогащать словарный запас; · прививать любовь к родному краю. Оборудование: · карточки; · Кохичко А.Н. «Край, который я люблю», Мурманск1999; · Л.С. Гринько, Т.Н. Девяткова «Краеведение на уроках русского языка в начальных классах» Мурманск 1997; · Ожегов С.И. Словарь русского языка:/Под ред. Н. Ю. Шведовой. - М.: Рус. яз., 1989 г.; · презентация.
Ход урока I. Организационный момент Я рада вас сегодня встретить. Мне интересны вы, друзья! И ваши умные ответы Не обойду вниманьем я. Сегодня ждут нас наблюденья И выводы, и рассужденья… А чтобы впрок пошёл урок, Активным самым будь, дружок!
II. Актуализация знаний Игра «Угадайка»
Отгадайте кроссворд
1.Хищное животное с острой мордой и длинным пушистым хвостом. 2. Хищное животное с ценным мехом, полярная лисица. 3. Крупное животное с ветвистыми рогами. 4. Большая морская птица с удлинённым клювом и длинными узкими крыльями. 5. Дикая птица семейства куриных. 6. Хищное млекопитающее семейства куньих с ценным мехом (росомаха) 7. Небольшая пёстрая птица семейства воробьиных.
- Что общего в этих словах? - На какие группы их можно разбить? - Назовите слово, которое спряталось в кроссворде? (СПОЛОХИ) Работа со словарём. Сполохи - народное название северного сияния, а также зарницы. (СЛАЙД со стихотворением) Т. Курьянов Северное сияние Нахлынула света лавина, Ночной задрожал горизонт. И, кажется, в небе раскинут Огромный серебряный зонт. Искрится ковёр белоснежный, И небо светлеет, как днём. Какая суровость и нежность Сегодня на небе ночном.
- Составьте предложения, используя предложенные слова. (СЛАЙД) 1. СПОЛОХИ ЦВЕТАМИ ИГРАЮТ ЯРКИМИ НОЧНОМ В НЕБЕ. 2. СПОЛОХИ ЦВЕТАМИ ИГРАЮТ ЯРКИМИ НОЧНОМ В НЕБЕ ВСПЫХИВАЮТ . - Найдите грамматическую основу каждого предложения. - Чем предложения отличаются друг от друга? - Как выделили однородные члены на письме?
III. Сообщение темы и цели урока - Сформулируйте тему нашего урока: «Предложения с однородными членами» - Сформулируйте цели урока, используя опорные слова: Закрепить знания… Развивать… Воспитывать…
IV. Работа по теме урока 1. Закончите высказывания · Однородные члены предложения … · Однородные члены предложения связываются с помощью… · Запятая не ставится, если… · Запятая ставится, если…
Физминутка Потрудились – отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили.
2. Работа с текстом. - Прочитайте текст. Заполярная погода расщедрится, и через всё небо потечёт бледно-зелёная река - северное сияние. Задрожат, заиграют небесные огни, повиснут алыми складками, ударят разноцветными прожекторами. И ты стоишь зачарованный, слушаешь небесную музыку красок.
- Найдите в тексте синонимы к словосочетанию "северное сияние". - Как вы понимаете выражение "музыка красок"? - Выберите из текста предложения, соответствующие данным схемам. Обоснуйте свой выбор. - Как связаны однородные члены предложения? (СЛАЙД)
3. Работа с союзами при однородных членах предложения. «Если стоят однородные члены, Их запятой раздели непременно. Дети рисуют, играют, сидят, Спорят, смеются, поют, говорят» - Запишите предложения согласно схемам.
Летом свиристели питаются насекомыми (а)зимой кормятся ягодами. Свиристели гнездятся в хвойных и берёзовых лесах лесотундры. Они поедают в огромном количестве плоды рябины калины боярышника можжевельника. Во время кочёвок стайки надолго задерживаются в лесах с обилием ягод (но) быстро покидают скудные места. - Прочитайте все предложения(СЛАЙДЫ). - Что получилось? Докажите.
- Когда между однородными членами ставится запятая?
IV. Итог урока - Что необходимо знать, чтобы правильно писать предложения с однородными членами. - Проверим себя.
Экспресс- контроль 1.Какие члены предложения называются однородными? а) отвечающие на вопросы КТО? ЧТО?; б) относящиеся к подлежащему; в) отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову; г) отвечающие на один и тот же вопрос. 2.Как связаны между собой однородные члены? а) связаны только интонацией; б) связаны знаками препинания; в) связаны любыми предлогами; г) связаны интонацией перечисления или союзами И, А, НО. 3)Когда между однородными членами ставится запятая? а) всегда, если нет союза между однородными членами; б) всегда; в) никогда; г) перед союзом И. 4) Перед какими союзами между однородными членами предложения всегда ставится запятая? а) перед союзом И; б) перед всеми союзами; в) перед союзами А, НО; г) никогда. Проверка (СЛАЙД).
V. Рефлексия -Закончите предложение, используя однородные члены: Урок для меня был …, …. .
VI. Домашнее задание Составьте и запишите три предложения с однородными членами, используя союзы и, а, но. |