Урок:"Однородные члены предложения"

Про матеріал
• обобщить знания об однородных членах предложения и постановке знаков препинания при них; • развивать устную и письменную речь детей, обогащать словарный запас; • прививать любовь к родному краю.
Перегляд файлу

Конспект урока "Однородные члены предложения"

Тема: Однородные члены предложения

Цели:

·        обобщить знания об однородных членах предложения и постановке знаков препинания при них;

·        развивать устную и письменную речь детей, обогащать словарный запас;

·        прививать любовь к родному краю.

Оборудование:

·        карточки;

·        Кохичко А.Н. «Край, который я люблю», Мурманск1999;

·        Л.С. Гринько, Т.Н. Девяткова «Краеведение на уроках русского языка в начальных классах»  

Мурманск  1997;

·        Ожегов С.И. Словарь русского языка:/Под ред. Н. Ю. Шведовой. - М.: Рус. яз., 1989 г.;

·        презентация.

 

Ход урока

I.  Организационный  момент

Я рада вас сегодня встретить.

Мне интересны вы, друзья!

И ваши умные ответы

Не обойду вниманьем я.

Сегодня ждут нас наблюденья

И выводы, и рассужденья…

А чтобы впрок пошёл урок,

Активным самым будь, дружок!

 

II. Актуализация знаний

Игра «Угадайка»

Отгадайте кроссворд

 

https://sites.google.com/site/progimnazia40/_/rsrc/1328423122298/Home/metodiceskie-razrabotki/konspekt-uroka-odnorodnye-cleny-predlozenia/%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA1.jpg

 

1.Хищное животное с острой мордой и длинным пушистым хвостом.

2. Хищное животное с ценным мехом, полярная лисица.

3. Крупное животное с ветвистыми рогами.

4. Большая морская птица с удлинённым клювом и длинными узкими крыльями.

5. Дикая птица семейства куриных.

6. Хищное млекопитающее семейства куньих с ценным мехом  (росомаха)

7. Небольшая пёстрая птица семейства воробьиных.

 

- Что общего в этих словах?

- На какие группы их можно разбить?

- Назовите слово, которое спряталось в кроссворде? (СПОЛОХИ) 

Работа со словарём.

Сполохи -  народное название северного сияния, а также зарницы.

 (СЛАЙД со стихотворением)

                                   Т. Курьянов

Северное сияние

Нахлынула света лавина,

Ночной задрожал горизонт.

И, кажется, в небе раскинут

Огромный серебряный зонт.

Искрится ковёр белоснежный,

 И небо светлеет, как днём.

Какая суровость и нежность

Сегодня на небе ночном.

 

- Составьте предложения, используя предложенные  слова. (СЛАЙД)

  1. СПОЛОХИ   ЦВЕТАМИ   ИГРАЮТ  ЯРКИМИ   НОЧНОМ  В   НЕБЕ.

  2. СПОЛОХИ  ЦВЕТАМИ   ИГРАЮТ  ЯРКИМИ   НОЧНОМ  В   НЕБЕ

      ВСПЫХИВАЮТ .     

- Найдите грамматическую основу каждого предложения.

- Чем предложения отличаются друг от друга?

- Как выделили однородные члены на письме?

 

III. Сообщение темы  и цели урока

- Сформулируйте тему нашего урока:

«Предложения с однородными членами»

- Сформулируйте цели урока, используя опорные слова:

Закрепить знания…

Развивать…

Воспитывать…

 

IV. Работа по теме урока

1. Закончите высказывания 

·       Однородные члены предложения  

·       Однородные члены предложения связываются с помощью…

·       Запятая не ставится, если…

·       Запятая ставится, если…

 

Физминутка

Потрудились – отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

 

2. Работа с текстом.

  - Прочитайте текст.

       Заполярная погода расщедрится, и через всё небо потечёт бледно-зелёная река - северное сияние.

 Задрожат, заиграют небесные огни, повиснут алыми  складками, ударят разноцветными прожекторами. 

И ты стоишь зачарованный, слушаешь небесную музыку красок.

 

- Найдите в тексте синонимы к словосочетанию "северное сия­ние".

- Как вы понимаете выражение "музыка красок"?

- Выберите из текста предложения, соответствующие данным  схемам. Обоснуйте свой выбор.

- Как связаны однородные члены предложения? (СЛАЙД)

 

3. Работа с союзами при однородных членах предложения.

«Если стоят однородные члены,

Их запятой раздели непременно.

Дети рисуют, играют, сидят,

Спорят, смеются, поют, говорят»

- Запишите предложения согласно схемам. 

https://sites.google.com/site/progimnazia40/_/rsrc/1328423213522/Home/metodiceskie-razrabotki/konspekt-uroka-odnorodnye-cleny-predlozenia/%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA2.jpg?height=284&width=320

 

Летом свиристели питаются насекомыми  (а)зимой кормятся ягодами.

Свиристели гнездятся в хвойных и берёзовых лесах лесотундры.

Они поедают в огромном количестве плоды рябины калины боярышника можжевельника.

Во время кочёвок стайки надолго задерживаются в лесах с обилием ягод  (но)

быстро покидают скудные места.

- Прочитайте все предложения(СЛАЙДЫ).

- Что получилось? Докажите.

 

- Когда между однородными членами ставится запятая?

 

IV. Итог урока

- Что необходимо знать, чтобы правильно писать предложения с однородными членами.

- Проверим себя.

 

Экспресс- контроль               

1.Какие члены предложения называются однородными?

а) отвечающие на вопросы КТО? ЧТО?;

б) относящиеся к подлежащему;

в) отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову;

г) отвечающие на один и тот же вопрос.

2.Как связаны между собой однородные члены?

а) связаны только интонацией;

б) связаны знаками препинания;

в) связаны любыми предлогами;

г) связаны интонацией перечисления или союзами И, А, НО.

3)Когда между однородными членами ставится запятая?

а) всегда, если нет союза между однородными членами;

б) всегда;

в) никогда;

г) перед союзом И.

4) Перед какими союзами между однородными членами  предложения всегда ставится запятая?

а) перед союзом И;

б) перед всеми союзами;

в) перед союзами А, НО;

г) никогда.

Проверка (СЛАЙД).

 

V. Рефлексия

-Закончите предложение, используя  однородные члены:

          Урок  для меня  был …, …. .

 

VI. Домашнее задание

Составьте и запишите три предложения с однородными членами, используя союзы и, а, но.

 

doc
Додано
13 березня 2020
Переглядів
2164
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку