Урок "Однородные члены предложения. Однородные члены с союзной, бессоюзной и смешанной связью, их роль в предложении"

Про матеріал
Тема урока: Однородные члены предложения. Однородные члены с союзной, бессоюзной и смешанной связью, их роль в предложении (повторение и углубление знаний). Цели урока: - повторить и углубить знания о предложениях с однородными членами; формировать у учащихся умения находить однородные члены предложения, определять их синтаксическую роль, составлять схемы предложений с однородными членами; - рассмотреть особенности в речи, провести наблюдения над выразительными возможностями; - обучать умению правильно строить предложения с однородными членами, уместно употреблять их при составлении собственных высказываний; - формировать у школьников ценностное отношение к человеку. Тип урока: комбинированный. Межпредметные связи: украинская и русская литературы.
Перегляд файлу

Тема урока:    Однородные члены предложения. Однородные члены с союзной, бессоюзной и смешанной связью, их роль в предложении (повторение и углубление знаний).

Цели урока: повторить и углубить знания о предложениях с однородными членами;

формировать у учащихся умения находить однородные члены предложения, определять их синтаксическую роль, составлять схемы предложений с однородными членами;

рассмотреть особенности в речи, провести наблюдения над выразительными возможностями;

обучать умению правильно строить предложения с однородными членами, уместно употреблять их при составлении собственных высказываний;

формировать у школьников ценностное отношение к человеку.

Тип урока:     комбинированный.

Межпредметные связи: украинская  и русская литературы.

Оборудование:

  1.  Мультимедийный экран.
  2.  Оформленная доска.
  3.  Импровезированный цветок подсолнуха.
  4.  Учебники.

Методы и приёмы работы:

  1.  Незаконченное предложение.
  2.  Эпиграф.
  3.  Формулирование ожидаемых результатов.
  4.  Беседа с учащимися.

Формы работы:

  1.  Коллективная.
  2.  Групповая.
  3.  Индивидуальная.

 

 

Эпиграф:  В человеке всё должно быть прекрасно:

и  одежда, и лицо, и душа, и мысли.

А. П. Чехов

Ход урока

 

І. Ориентация, мотивация деятельности учащихся.

1. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы повторим и систематизируем знания об однородных членах предложения и поговорим о красоте.

Несомненно, каждый подросток мечтает о том, чтобы окружающие люди считали его красивым. Вы тоже часто задумываетесь над вопросами: «Что такое красота?», «В чём её тайна?»,  «Какого человека можно назвать красивым?»

На уроке мы постараемся найти ответы на эти вопросы. (Обращение к эпиграфу).

 

ІІ. Целеполагание.

  1. Сообщение темы, цели и задач урока.
  2. Мотивация учебной деятельности.
  3. Определение ожидаемых результатов.
  •   Учитель. Перед вами на партах лежат лепестки подсолнуха. Запишите на них, чего вы ожидаете от сегодняшнего урока, и прочитайте. А теперь «оживите» этот цветок, похожий на солнце.

 

ІІІ. Целереализация.

  1. Актуализация опорных знаний, навыков и умений.
  •   Синтаксический разбор предложения: Человека украшают честность, трудолюбие и образованность.
  •   Беседа с учащимися:

а) какие члены предложения называются однородными?

б) какие члены предложения могут быть однородными?

в) назовите признаки однородных членов предложения (главных и второстепенных);

г) какие из них являются общими для главных и второстепенных членов предложения?

  1. Изучение нового материала, его восприятие и осмысление.
  • Работа с учебником (§19, с. 90-91).
  •   Учитель. В предложении может быть несколько рядов однородных членов.

Прочитайте записанное на доске предложение.

Как прекрасен и внешне, и внутренне человек добрый, скромный, открытый и внимательный к окружающим!

  • Вопрос к учащимся:

а) сколько в предложении пар однородных членов?

б) какие члены предложения являются однородными?

в) какие однородные члены связаны в предложении попарно?

  • Работа с учебником (§20, с. 94-95).
  1. Первичное использование полученных знаний.

Объяснительный диктант.

Увиденное ошеломило и ослепило скульптора. На широчайшей равнине ярко золотились пышноголовые, стройные, неисчислимые подсолнухи. Вокруг было ясно, чарующе и празднично.

В первой из девушек скульптор узнал Меланью. Что-то почти величественное было сейчас в её позе, во взгляде, в движениях. Она не шла, а наплывала из душистого золотистого моря, гордо выпрямившись, легко и ритмично позванивая в золотые литавры подсолнечников. Девушка увлекалась работой и, видимо, совсем не замечала скульптора. Лицо вдохновенно разгорелось и стало тоньше, богаче. На нём появилось много новых, неожиданных оттенков. Откуда взялись и красота, и характер, и идеальная чистота линий! (По О. Гончару).

 

Задания.

  • Объяснить знаки препинания.
  • Подчеркнуть однородные члены.
  • Указать виды связи между однородными членами.
  • Составить схемы выделенных предложений.
  1.     Использование навыков и умений на готовом материале в стандартных условиях.
  • Редактирование предложений с однородными членами.
  • Меланья была девушкой приветливой, трудолюбивой, но часто застенчивая.

(Именная часть в однородных составных сказуемых стоит в разных падежах.)

Правильно: Меланья была девушкой приветливой, трудолюбивой, но часто застенчивой.

  • Золотистые подсолнухи были восхитительны и прекрасные.

(Именная часть в однородных сказуемых выражена полной и краткой формой прилагательных.)

Правильно: Золотистые подсолнухи были восхитительны и прекрасны.

  • Пыльца вьётся над девушками и оседала на косынки, на ресницы, на брови…

(Однородные сказуемые выражены глаголами настоящего и прошедшего времени.)

Правильно: Пыльца вьётся над девушками и оседает на косынки, на ресницы, на брови…

  • Меланья поражает и вызывает чувство глубокого уважения.

(При двух однородных членах есть общий второстепенный член, который грамматически не связан с первым сказуемым.)

Правильно: Меланья поражает окружающих своей душевной красотой и вызывает чувство глубокого уважения.

  •   Работа с учебником (§20, с. 95).
  •   Учитель. Таким образом, однородные члены – это ещё и синтаксическое средство выразительности. Ряды однородных членов привлекают внимание читателя, позволяют полнее охарактеризовать описываемый предмет. Выразительными возможностями обладают и те предложения, в которых содержится парное соединение однородных членов.

Какое из них вам кажется более выразительным?

  • Подсолнухи неожиданно оживали, летели навстречу друг другу, соединялись на мгновение а поцелуе, снова разлетались в разные стороны.
  • Подсолнухи неожиданно оживали, летели навстречу друг другу, соединялись на мгновение а поцелуе и снова разлетались в разные стороны.

Вывод. Таким образом,  парное соединение однородных членов производит более сильное впечатление на читателей, если ещё при этом в роли однородных членов вступают слова, контрастные по значению.

  1. Релаксация.

Мультимедийная презентация «Подсолнечники».  (См. приложение)

  1. Применение обобщающих знаний в нестандартной ситуации.

Закончи предложение, употребляя однородные члены.

  • Работа избавляет человека от…
  • Любовь к отчему краю и дому делает нас…
  • Красивый человек должен быть…

 

IV. Рефлексивно-оценивающий этап.

  1. Подведение итогов урока.
  • Какие члены предложения могут быть однородными?
  • Какова роль однородных членов в предложении?
  • Нужно ли употреблять их в речи?
  1. Рефлексия.

Метод «Закончи предложение».

На уроке мы:

- повторили и углубили знания о…

- выяснили, какие члены предложения…

- рассмотрели особенности употребления…

- убедились, что…

  1. Сообщение домашнего задания.
  1. § 19 (с. 90-91), § 20 (с. 94-95) – выучить правила.
  2. Упр. 133 (І, ІІ – достаточный уровень).

Описать картину А. Куинджи «Вечер на Украине», используя однородные члены предложения (главные и второстепенные) (высокий уровень).

  1. Ценение, оценивание.

1

 

docx
Додано
10 травня 2019
Переглядів
1587
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку