Тема урока: Однородные члены предложения. Однородные члены с союзной, бессоюзной и смешанной связью, их роль в предложении (повторение и углубление знаний).
Цели урока: повторить и углубить знания о предложениях с однородными членами;
формировать у учащихся умения находить однородные члены предложения, определять их синтаксическую роль, составлять схемы предложений с однородными членами;
рассмотреть особенности в речи, провести наблюдения над выразительными возможностями;
обучать умению правильно строить предложения с однородными членами, уместно употреблять их при составлении собственных высказываний;
формировать у школьников ценностное отношение к человеку.
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: украинская и русская литературы.
Оборудование:
Методы и приёмы работы:
Формы работы:
Эпиграф: В человеке всё должно быть прекрасно:
и одежда, и лицо, и душа, и мысли.
А. П. Чехов
Ход урока
І. Ориентация, мотивация деятельности учащихся.
1. Слово учителя.
Сегодня на уроке мы повторим и систематизируем знания об однородных членах предложения и поговорим о красоте.
Несомненно, каждый подросток мечтает о том, чтобы окружающие люди считали его красивым. Вы тоже часто задумываетесь над вопросами: «Что такое красота?», «В чём её тайна?», «Какого человека можно назвать красивым?»
На уроке мы постараемся найти ответы на эти вопросы. (Обращение к эпиграфу).
ІІ. Целеполагание.
ІІІ. Целереализация.
а) какие члены предложения называются однородными?
б) какие члены предложения могут быть однородными?
в) назовите признаки однородных членов предложения (главных и второстепенных);
г) какие из них являются общими для главных и второстепенных членов предложения?
Прочитайте записанное на доске предложение.
Как прекрасен и внешне, и внутренне человек добрый, скромный, открытый и внимательный к окружающим!
а) сколько в предложении пар однородных членов?
б) какие члены предложения являются однородными?
в) какие однородные члены связаны в предложении попарно?
Объяснительный диктант.
Увиденное ошеломило и ослепило скульптора. На широчайшей равнине ярко золотились пышноголовые, стройные, неисчислимые подсолнухи. Вокруг было ясно, чарующе и празднично.
В первой из девушек скульптор узнал Меланью. Что-то почти величественное было сейчас в её позе, во взгляде, в движениях. Она не шла, а наплывала из душистого золотистого моря, гордо выпрямившись, легко и ритмично позванивая в золотые литавры подсолнечников. Девушка увлекалась работой и, видимо, совсем не замечала скульптора. Лицо вдохновенно разгорелось и стало тоньше, богаче. На нём появилось много новых, неожиданных оттенков. Откуда взялись и красота, и характер, и идеальная чистота линий! (По О. Гончару).
Задания.
(Именная часть в однородных составных сказуемых стоит в разных падежах.)
Правильно: Меланья была девушкой приветливой, трудолюбивой, но часто застенчивой.
(Именная часть в однородных сказуемых выражена полной и краткой формой прилагательных.)
Правильно: Золотистые подсолнухи были восхитительны и прекрасны.
(Однородные сказуемые выражены глаголами настоящего и прошедшего времени.)
Правильно: Пыльца вьётся над девушками и оседает на косынки, на ресницы, на брови…
(При двух однородных членах есть общий второстепенный член, который грамматически не связан с первым сказуемым.)
Правильно: Меланья поражает окружающих своей душевной красотой и вызывает чувство глубокого уважения.
Какое из них вам кажется более выразительным?
Вывод. Таким образом, парное соединение однородных членов производит более сильное впечатление на читателей, если ещё при этом в роли однородных членов вступают слова, контрастные по значению.
Мультимедийная презентация «Подсолнечники». (См. приложение)
Закончи предложение, употребляя однородные члены.
IV. Рефлексивно-оценивающий этап.
Метод «Закончи предложение».
На уроке мы:
- повторили и углубили знания о…
- выяснили, какие члены предложения…
- рассмотрели особенности употребления…
- убедились, что…
Описать картину А. Куинджи «Вечер на Украине», используя однородные члены предложения (главные и второстепенные) (высокий уровень).
1