Розробка Уроку російської мови на повторення теми "Лексика" та розвиток мовлення учнів.
1
Тема. Повторение изученного по теме «Лексикология».
Чтение вслух. Работа с текстом.
Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Лексикология», развивать навыки чтения, грамотного письма, связной речи, воспитывать чувство милосердия, доброты.
Ход урока
Оргмомент. Загадка.
Она ничего не стоит, но многое дает.
Она обогащает тех, кто ее получает,
И не делает беднее тех, кто ее дарит.
Она длится мгновение, но в памяти часто остается навсегда.
Ее невозможно купить, выпросить, одолжить или украсть, потому что она сама по себе ничего не стоит, пока ее не отдашь!
О какой приятной эмоциональной реакции человека идет речь? (Об улыбке)
Формулирование целей урока и мотивация учебной деятельности.
Для чего нужно изучать лексикологию?
lll Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Работа у доски по карточкам.
Карточка N2 1.
Вставьте одну или две пропущенные согласные: Объясните значение подчеркнутых слов.
те(р/рр)а(с/сс)а. |
.я, |
И(л/лл.)юзионист, ко(р/рр)еспонденц... я, профе(с/сс)ор.
Карточка 2
Замените заимствованное слово исконно русским:
Анализ (разбор) предложения, изолированная (отдельная) комната, контакт (общение) между людьми, нюанс (оттенок) значения, лидировать (держать первенство) в соревновании.
Карточка З
Разберите слоћа по составу, родственные ли они: долина, одолеть, дол, подол
В каком художественном произведении вы встречались со словом дол?
Зачитайте цитату. Объясните значения слов.
Чтение сгихотворения.
Долина, одолеть, долой, подол.
Что общего? Поди-ка разберись!
Здесь корень общий. Этот корень дол.
А это прежде означало низ.
Все знают строки Пушкина, бесспорно, про дивный лес и дол, видений полный.
Долина — впадина меж гор или холмов,
А одолеть — осилить в час ненастья, повернуть долу, наземь, ниц врагов. Ну а подол — всем ясно ведь — низ платья.
2. Работа с классом.
Проверка д/з (задание по группам). группа. Пословицы о природе.
Ласточка день начинает, а соловей кончает. Много снега — много хлеба, много воды — много травы. Рощи да леса всему миру краса. Что летом родится, зимой сгодится. Кто весной не пролежит, весь год будет сыт.
2 группа. О матери.
При солнце тепло, а при матери добро.
Для матери плохих детей не бывает.
Сердце матери лучше солнца греет.
Материнская любовь до последнего дыхания.
З группа. О доброте.
С добрым жить хорошо.
Доброе слово лучше мягкого пирога.
Добро творить — себя веселить.
Кто добро творит, тому Бог отплатит.
Чему нас учат пословицы?
(любить природу, маму, быть добрым) Чему нас учат данные пословицы?
Скажите, какие человеческие качества вы больше всего цените? Давайте создадим цветок лучших человеческих качеств.
(честность, доброта, милосердие, преданность, трудолюбие, настойчивость)
Как вы понимаете значение слова милосердие?
(Милосердие это готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается)
Давайте подберем синоним к слову милосердие (Доброта, сострадание)
Антоним (жестокость)
Фриеологизм (сестра милосердия)
З. Работа с деформир5ованным текстом: чтение (по методике Эдыгея).
В номрод медо не давсег все шорохо. Вабыют у нас исво рего и дабе. Рягово о них, мнипо: ты воришьго о рего и дебе егосво нородго мадо. Вогорить о статнедоках — для тогоэ шогоболь мау не дона. Майду и лайде все для гото, бычто з
подибели бродо и лисправедвость.
В. Сухомлинский
4. Работа у доски.
Запишите фразеологизмы, объясните их значение. Укажите фразеологизмы со словами- синонимами; антонимами.
Нет худа без добра (следствием плохого может быть что-то хорошее). Ум за разум заходит (помрачение рассудка). Всеми правдами и неправдами (любым способом). Вопрос жизни и смерти (очень важный вопрос). Переливать из пустого в порожнее (говорить ни о чем). Ходить вокруг да около (говорить намеками). И стар и млад (все).
Какие слова называются синонимами, антонимами?
5. Игра «Пантомима» (класс делится на команды, один ученик изображает содержание фразеологизма, остальные отгадывают)
Глаза на лоб полезли,
Держать камень за пазухой,
Бежать высунув язык,
В печенках сидеть, Висеть на волоске,
Витать в облаках, Водить за нос,
Грызть гранит науки, Дрожать как осиновый лист,
Зализывать раны,
Засучить рукава,
Лапу сосать,
Намотать себе на ус.
6. Работа с текстом. Сказка В. Сухомлинского «Семь дочерей».
Было у матери семь дочерей и сын. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в дом, дочки одна за другой стали говорить, как сильно они скучали по ней.
Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу, - сказала первая дочь.
Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды,- сказала вторая дочь.
Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, сказала третья дочь.
Мне тяжело было без тебя, как пчелке без цветка,- сказала четвертая дочь.
Ты снилась мне, как розе снится капля росы,- сказала пятая дочь.
Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, сказала шестая дочь.
А седьмая дочь ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла воды в тазу — помыть ноги.
Какая лексическая ошибка допущена в тексте? Давайте составим синонимический ряд к слову сказала.
(Сказала, проговорила, перебила, щебетала, застрекотала, пробормотала, проворковала).
Как вы проявляете любовь к своей маме?
Как поступили бы вы, когда ваша мама вернулась бы домои?
Какова роль синонимов в тексте?
(помогают избежать повторов, делают речь яркой, эмоциональной)
7. Работа с текстом «Навсегда улетели, навсегда..
Грустной и темной ночью мы со старым учителем Петром Ивановичем сидели у костра на берегу реки. Вдруг раздался звук, и над нами пронеслась птичья стая. Я потянулся к ружью.
Нельзя, нельзя! — ухватил меня за руку Петр Иванович. — Аисты спешат на работу.
Здесь в каждой деревне аисты?
Петр Иванович кивнул и грустно проговорил:
А вот в нашей деревне они перестали гнездиться...
Мне стало неловко: строгое и мужественное лицо выглядело непривычно виноватым и жалким.
Было это не с кём-нибудь, а, к сожалению, со мной, — сказал Петр Иванович. — С той поры минет скоро пять десятков лет, а я до сих пор забыть не могу.
Пришел я из школы, а дед и говорит: «Ну, Петюша, давай аистов привечать в дом, бают, счастье они приносят». Разыскали мы старое колесо от телеги, приспособили его на крыше, устроили гнездо.
И вот прилетели в деревню птицы. В нашем гнезде поселилась молодая пара. Снесла аистиха яйца и птенцов выводить села. Аист все увивался возле. С дальних болот приносил лягушек, а когда она отлучалась из гнезда, он заменял ее.
Все бы хорошо, да я как-то возьми и спроси учительницу, что, мол, будет, если куриное яйцо в гнездо аиста подложить. Она в ответ только пожала плечами. Тогда я решил сам дознаться. Спугнул птицу и подложил яйцо. Вскоре появились четыре птенца, черные, с длинными шеями и красными ногами. И лишь из одного яйца еще много дней никто не появлялся. Наконец проклюнулся беленький птенец с короткой шеей и маленьким желтым клювиком. Удивлялась аистиха. Но материнское сердце для всех одинаково. Отец ходил сердитый, все реже и реже оставлял ее одну в гнезде. А однажды больно ущипнул аистиху за шею, улетел и больше не возвращался. А вскоре нагрянули аисты. Долго кружили над гнездом, били поочередно аистиху крыльями. Но та не проронила ни звука. Она крыльями и телом закрывала маленькое существо, из-за которого ее так ненавидели.
Птицы улетели на дальние болота. Аистиха, чтобы накормить детей, полетела на ближние болота, а когда возвратилась, неся в клюве длинного червя, «маленького уродца» в гнезде не оказалось. Она заметила маленький комочек у ребра крыши. Птица бросилась к нему и, распластав крылья, застыла. Но живые просили есть. От зари до зари трудилась одинокая мать, учила птенцов летать, стоять на одной ноге, воспитывала терпение. А когда ранним осенним утром появилась отлетная стая, мать провожала своих птенцов в теплые края. Наконец скрылась последняя птица. Аистиха высоко поднялась в воздух, сделала прощальный круг над гнездом, пронзительно вскрикнула и, сложив крылья, камнем упала вниз на острое ребро крыши дома, туда, куда, к несчастью, выпал из моих рук и разбился несмышленыш.
С тех пор перестали гнездиться в нашей деревне птицы.
Навсегда улетели, навсегда...
(По М. Родионову)
Беседа:
1) Кто поведал автору рассказа историю об аистах? (старый учитель)
2) Что задумал сделать мальчик, когда аистиха стала высиживать птенцов? (подложить куриные)
З) Из-за чего погиб цыпленок? (выпал из рук мальчика)
4) Что произошло с аистихой после того, как она вырастила своих детей и отправила их в теплые края?
5) Что хотел скауть своим произведением автор? (нельзя совершать необдуманные поступки , которые зачастую приводят к беде) 6) Есть ли в тексте устаревшие слова?
7) Найдите слова с разделительным ь (птичья, к ружью, к несчастью, крыльями, счастье)
8) Найдите слова с непроизносимыми согласными (Грусщное, грусщно, сердце, воздратилась).
9) Назовите несколько имен прилагательных (груслный, темный).
О) Глаголов (сидели, раздался).
1 1 ) Наречий (грустно, непривычно, хорошо).
12) Местоимений (мы, я, они, с кем-нибудь).
1 З) Прочитайте предложение с обращением («Ну, Петюша, давай..») 14) В первом абзаце найдите сложное предложение.
15) Несмотря на то, что в гнезде появился чужой птенец, аистиха приняла его. Как об этом говорит автор устами героя? «Она удивилась, но...>> (материнское сердце для всех одинаковое).
8. Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке мне понравилось... (пишут на стикерах)
Сегодня на уроке я узнал...
9. Чтение стихотворения <<Берегите матерей!» Р. Гамзатова (заранее подготовленный ученик)
Расул Гамзатов.
Берегите матерей
Как- бы ни манил вас бег событий,
Как ни влек бы в свой водоворот, пуще глаза маму берегите от обид, от тягот и забот.
Боль за сыновей подобно мелу выбелит ей косы добела.
Если даже сердце очерствело, дайте маме капельку тепла.
Если стали сердцем вы суровы, будьте дети ласковее с ней.
Берегите мать от злого слова.
Знайте, дети ранят всех больней.
Если ваши матери устали, добрый отдых вы им дать должны.
Берегите их от черных шалей, берегите женщин от войны.
Мать уйдет и не изгладить шрама,
Мать умрет, и боли•не унять.
Заклинаю, берегите маму!
Дети мира, берегите мать!
Домашнее задание: S 17, упр. 121.