Урок. Односоставные предложения. Роль односоставных предложений в художественной литературе (урок с точки зрения здоровьесбережения)

Про матеріал
Односоставные предложения. Роль односоставных предложений в художественной литературе (урок с точки зрения здоровьесбережения).
Перегляд файлу

Тема: Односоставные предложения. Роль односоставных предложений в художественной литературе (урок с точки зрения здоровьесбережения)

Оборудование: учебник, доска, раздаточный материал, иллюстрации, телевизор, магнитофон.

Цель: закрепить и обобщить знания по теме «Односоставные предложения», научить отличать виды односоставных предложений; показать их роль в  художественной литературе.

Тип урока: обобщение и закрепление.

Ход урока

I Постановка темы, цели урока и мотивация учебной деятельности

Учитель:

- Вспомните, кому принадлежат эти строки?

Дружи с разумными людьми, чтобы не знать мытарства.

Беги за три девять земель от подлого коварства.

Тебе отраву даст мудрец, – отраву эту выпей.

Тебе лекарство даст подлец, – не принимай лекарства.

(Омару Хайяму, выдающемуся поэту Востока)

- К кому обращены эти слова? К конкретному человеку или ко всем?

(ко всем людям)

- Каких предложений больше в четверостишии – односоставных или двусоставных?                                                                              (односоставных)

- Какую же роль играют односоставные предложения в художественной литературе, и поможет нам разобраться сегодняшний урок.. Объявление темы и цели урока.

II Актуализация опорных знаний

1. Проверка домашнего задания: упр. 218.; один ученик изображает на доске схему «Односоставные предложения». (Проверка схемы).

2. Слуховой диктант.

(Работа на доске)

Задание: определить на слух вид односоставного предложения.

1. Что посеешь, то и пожнешь.                                                                 (об/л.)

2. Позвони мне.                                                                                      (о./л.)

3.В дверь постучали.                                                                                  (н./л.)

4.Осень.                                                                                                       (н.)

5.Потеплело.                                                                                                 (б./л.)

6.За рекой косили.                                                                                 (н./л.)

7. Вот мой дом.                                                                                          (н.)

Тип проверки: взаимопроверка.

Оценивание.

III Обобщение и систематизация изученного

Учитель:

- Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?

(наличием грамматической основы; в односоставных предложениях более краткой категорично выражена мысль)

- Можно ли двусоставные предложения перестроить в односоставные?

1. Работа с учебником. Упр.207.

2. Пунктуационный разбор предложения. Работа на доске.

Закаляйся, водой холодной обливайся, если хочешь быть здоров.

3. Беседа.

- На самом ли деле полезно для здоровья закаливание и обливание холодной водой?

- А что такое «закаливание»? Как вы понимаете смысл этого слова? (укрепление организма, его иммунной системы)

- Согласны ли вы с высказыванием «В здоровом теле – здоровый дух»?
К чему оно призывает?

(к необходимости ведения здорового образа жизни)

- Вспомните героя очень известной сказки и скажите, можно ли его образ жизни назвать здоровым? Внимание на экран.

(просмотр фрагмента из м/ф «Дюймовочка»)

4. Физкультминутка (звучит музыка)

(Все встают и, слушая учителя, повторяют его движения)

Мы устали: мы писали.

Ну-ка, все скорее встали!

Мы немножко отдохнем,

а потом писать начнем.

Руки вверх мы поднимаем,

Вверху пальцами играем.

Развели по сторонам – захотелось хлопнуть нам!

А теперь потрем ладошки

Быстро – быстро, до тепла.

Потрем руки друг о дружку

Так, как моем их всегда.

Напоследок их встряхнем –

Нам усталость нипочем.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись – тихо сели. (с.)

И. Петренко

5.  Работа с иллюстрационным материалом

Учитель:

Обратите внимание на представленный иллюстрационный материал (иллюстрации с изображение наркоманов, алкоголиков, курящих).

- Можно ли отнести занятия этих людей к нездоровому образу жизни?

6. Тренировочное упражнение. «Здоровый образ жизни»

- Сформулируйте основные положения, раскрывающие понятие «здоровый образ жизни», используя односоставные предложения. Запишите их. (ученики устно формулируют положения и записывают их на доске).

1. Соблюдайте режим дня.

2. Больше двигайтесь.

3. Занимайтесь спортом.

4. Делайте утреннюю гимнастику.

5. Правильно питайтесь.

Задание: определите вид этих предложений, обоснуйте свой ответ.

7. Юмористическая пауза. «О спорте с улыбкой»

(чтение анекдота о спорте из книги «Веселая книга. Ваши лучшие анекдоты»).

Всего после четырех уроков каратэ Федор уже легко ломал трехсантиметровую доску одним ударом гипсовой повязки.

8. Работа по группам

Учитель:

- Определите, к какому стилю относятся записанные вами предложения? В какой литературе можно встретить подобные советы?

(в научно-популярном, публицистическом, художественном, разговорном)

Задание по группам: в предложенном тексте найти односоставные предложения, определить их вид и роль в данном тексте; указать, что они выражают.

Задание I группы.

Гроза разыгралась вовсю: вспыхивало и гремело со всех сторон! Прилетали редкие капли, больно били по лицу. Пахло пылью и чем-то вроде жженым – резко, горько. Так пахнет, когда кресала бьют по кремню, добывая огонь.

Когда вверху вспыхивало, все на земле – скирды, деревья, снопы, неподвижные кони – все как будто на миг повисало в воздухе, потом тьма проглатывала все; сверху гремело уступами.

(В. Шукшин)

 

 

Задание II группы.

Постучались в крайнюю избу.

Их спросили из-за двери, кто они, откуда… Павел назвал себя, Федора. Им сказали, что не знают таких. Их впустили.

Они расстелили на полу полушубки, легли, не раздеваясь. Хозяин дал им укрыться свой тулуп. Погасили свет.

Громко хлопали ворота – когда входили, забыли их закрыть. Минут десять лежали тихо.

(По В. Шукшину)

Задание III группы.

Зима. Чудесная русская зима. Глубокий сыпучий, как будто невесомый снег плотно укрыл землю. Голубыми оврагами изрезал берег белой реки. Вечно молодые вершины сосен, которым, наверно, не одна сотня лет, зеленели, ветер сдул с игл сухие хлопья! А у дубов до сих пор облетели не все листья!

(А Перфильева)

Задание IV группы.

Всегда любил, теперь люблю душою

И с каждым днем готов сильней любить

То место, где мне сладко слезы лить,

Когда любовь томит меня тоскою.

И час люблю, когда могу забыть

Весь мир с его ничтожной суетою;

Но больше – ту, что блещет красотою…

Ф Петрарка.

IV Подведение итогов

  1. «Пресс»

1) Сегодня на уроке…

2) Мне запомнилось…

3) Я понял (а)…

V Домашнее задание

Выписать из художественной литературы 10 односоставных предложений с указанием автора и названия произведения.

docx
Додано
23 січня 2021
Переглядів
407
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку