Урок развития речи в 3 классе по теме "Сочинение-миниатюра "Снежинка" с элементами описания"

Про матеріал
Систематизировать знания учащихся о типах текста, подготовить к написанию сочинения с элементами описания, развивать внимание, мышление, речь, память, творческие способности, наблюдать за явлениями природы, видеть красоту окружающего мира, уметь работать в парах.
Перегляд файлу

Урок развития речи в 3 классе по теме "Сочинение-миниатюра "Снежинка" с элементами описания"

Цели. Систематизировать знания учащихся о типах текста, подготовить к написанию сочинения с элементами описания, развивать внимание, мышление, речь, память, творческие способности, наблюдать за явлениями природы, видеть красоту окружающего мира, уметь работать в парах.

Оборудование. Тексты  о снежинке , презентация ,слова-сравнения и слова-действия, характеризующие снежинку на карточках, музыкальное произведение "Вьюга» « Вальс снежинок", снежинки для рефлексии.

                                                    Ход урока

1. Орг.момент.

- Посмотрите за окно. Какая сегодня прекрасная погода. Кружатся пушистые снежинки и бесшумно ложатся на землю. Вам нравится наблюдать за полетом снежинок? Сегодня на уроке вам пригодятся ваши наблюдения.

2. Введение в тему урока.

- Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица,

Белоока, белолица.

Как махнула рукавом -

Все покрыла серебром.

- О какой царице идет речь? (зима)

- Нравится ли вам зима? Чем?

- Как её описывают? (белоока, белолица)

- Как вы понимаете эти слова?

- Почему сравнивают с белым?

- Почему именно на тройке? (зимние месяцы)

- О каком серебре говорится? (снег)

- Что такое снег?

Снег - это осадки в виде белых хлопьев, представляющих собой кристаллики льда, а также сплошная масса таких хлопьев, покрывающая землю зимой.

- Из чего он состоит?

- Назовите одно слово, которое у вас ассоциируется со словом снежинка.

3. Работа с текстами. (см. Приложение 1)

Ознакомьтесь с текстами.

Чтение вслух.

- Какова тема текстов? (снежинка)

- Что узнали из первого текста? (почему снежинка белого цвета)

- Какой тип текста? (рассуждение)

- Почему? (рассуждение на тему почему снежинка белая)

- Что узнали из второго текста? ( как образуется снежинка)

- Какой тип текста? (повествование)

- Почему? (рассказывается о том, как образуется снежинка)

- Что узнали из третьего текста? (описание полета снежинки)

- Какой тип текста? (описание)

- Почему? (описание полета, сравнение снежинки со звездой, цветком, пушинкой)

- Вы заметили, что последний текст выделен цветом. У кого текст выделен голубым цветом - будете искать слова, с которыми сравнивается снежинка. У кого зеленым - слова, которыми можно заменять слово падает.

Проверка, в результате которой на доске появляется снежинка из слов.

(Слова-сравнения: звезда, цветок, пушинка.

 

Слова-действия: посыпались, кружатся, падают, опускаются, вьются, лепятся, образуют хлопья, летят.)

Физминутка.

С неба падают снежинки, как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками и покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы, снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы, поднимаем выше ноги.

А потом идем, идем и к себе приходим в дом.

4. Наблюдение и слушание.

- Многие люди наблюдали за снегом, снежинками. Были среди них поэты, художники, фотографы и композиторы. Каждый из них на основе наблюдений создал свои произведения, посвященные снегу и снежинкам.

- А вот какая бывает снежинка, вы узнаете прослушав стихотворение К. Бальмонта "Снежинка". (чтение стихотворения учеником)

- Какие слова - описания вы услышали? (светло-пушистая, белая, чистая, смелая, кристальная)

- Какая еще может быть снежинка? (слова добавляются к уже помещенным на доске)

- Мы охарактеризовали снежинку словами, а художники и фотографы передали красоту снежинки по-своему.

- Какой цвет основной? А оттенки? Настроение?

- Композиторы в своей музыке передали то , что увидели при помощи звуков.

- Что такое вьюга? Какая будет музыка?

Слушание музыки "Вьюга и вальс снежинок".

5. Написание сочинение-миниатюры.

- Вы не раз наблюдали за полетом снежинок. Попробуйте теперь вы описать снежинки и их полет.

- Вспомните, из каких частей состоит сочинение? (вступление, основная часть, заключение)

Что такое миниатюра?

Написание сочинений. Зачитывание нескольких работ.

6. Итог урока.

- Что нового узнали о снежинке? Какие чувства вызвало выполнение сегодняшней работы?

7. Рефлексия.

Летит к вам снежинка смелая. Какая чистая, какая белая!

- Нарисуйте лицо снежинке, чтобы оно отражало ваше сегодняшнее настроение.

Приложение 1.

1. Снежинка – это замерзшая вода. Почему же тогда она белая? Ведь она должна быть бесцветная. Снежинка белая оттого, что плоскости снежинки, являющиеся кристалликами льда, отражают свет, поэтому снежинка и кажется белой.

 

2. Снежинка – это мельчайший ледяной кристалл.

Подымаясь высоко в небо с земли, водяные пары в морозном воздухе превращаются  в ледяные кристаллики – иголочки, снежные пылинки. В воздушном океане они сталкиваются друг с другом, соединяются, надстраиваются – получается снежинка.

Какой бы формы и узоров ни были снежинки – лучей в них всегда ровно 6. Люди, изучавшие, как образуется снег, зарисовали и сфотографировали 250 разных форм снежинок.

 

3. Пришла зима. С севера подул студеный ветер и с неба посыпались снежинки.

Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой! Вот звезда, вот цветок, а вот и пушинка.

Опускаясь на землю, снежинки вьются, лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.

Идет зима, растут сугробы, а снежинки все летят и летят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
28 січня 2021
Переглядів
1169
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку