1) Сформувати уявлення про поняття «підмножина», уміння фіксувати підмножини графічно і знаково, читати математичну запис підмножин;
2) Повторити задання множини різними способами і її графічне зображення за допомогою діаграми Венна;
3) Тренувати обчислювальні навички, вміння складати математичні вирази до тексту завдання.
Тип урока: ОНЗ.
1) сформировать представление о понятии «подмножество», умение фиксировать подмножества — графически и знаково, читать математическую запись подмножеств;
2) повторить задание множества разными способами и его графическое изображение с помощью диаграммы Венна;
3) тренировать вычислительные навыки, умение составлять математические выражения к тексту задачи.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: классификация, обобщение.
Демонстрационный материал:
Каждый элемент множества М принадлежит
множеству Р.
Каждый элемент множества девочек D принадлежит
множеству всех учеников в классе Е.
Раздаточный материал:
1) карточка № 1 (для каждого):
2) чистые листы для опорного конспекта (для каждого);
3) экраны и маркеры (для каждого).
4) «рожицы»
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности:
Цель:
1) организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
2) организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»);
3) создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
Организация учебного процесса на этапе 1:
Дети поворачиваются друг к другу лицом, хлопают в ладоши и говорят «Желаю успеха!»
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Цель:
1) организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания: представление о понятии «множества», элементе множества, способах задания множеств, диаграмме Венна, знаках и , понятии часть;
2) зафиксировать актуализированные способы действий в речи;
3) зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны);
4) организовать обобщение актуализированных способов действий;
5) организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания: обобщение, сравнение, классификация;
6) мотивировать к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»): графическое изображение части множества;
7) организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия;
8) организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Актуализация представлений о множестве, элементе множества, способах задания множеств, диаграмме Венна, знаках и .
На доске геометрические фигуры и карточки с числами (на магнитах).
Учащиеся называют — учитель разбивает на группы.
У каждого ученика на парте конверт с карточкой № 1.
Дети работают на карточках, один ученик у доски.
Ученик записывает у доски, остальные на карточках.
F, 8 N.
2) Актуализация понятия «часть».
На доске изображение двух множеств. Учитель подчёркивает цветным мелом прямоугольник во множестве F.
Учитель подчёркивает квадрат на диаграмме множества F.
Учащиеся могут назвать числа — 14, 28 (как чётные числа) или числа 7, 21 (как нечётные) или 14, 21, 28 как двузначные и 7 как однозначное.
Учитель подчёркивает на доске, ученики — на карточках.
3) Пробное действие.
Предложение: «Множество А является частью множества В» — учитель выносит на доску.
Учащиеся выполняют задание на экранах. На выполнение задания учитель отводит 1 мин.
Учитель выставляет работы тех детей, у которых разные варианты.
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
Организация учебного процесса на этапе 3:
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
Организовать построение проекта выхода из затруднения:
Организация учебного процесса на этапе 4:
Учитель фиксирует на доске тему урока.
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом;
2) организовать фиксацию нового способа действия в речи;
3) организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона);
4) организовать фиксацию преодоления затруднения;
5) организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).
Организация учебного процесса на этапе 5:
По одному ученику обводят замкнутой линией подмножества на доске, все остальные — у себя на карточках.
Один ученик записывает у доски, остальные на листах для опорного конспекта.
Дети смотрят в учебнике, а учитель прикрепляет карточку с изображением знака на доску вместо таблички «Знаки подмножества».
Один ученик у доски, остальные на листах для опорного конспекта.
- Посмотрите в учебнике, как ещё можно прочитать эту запись.
Читают про себя, а затем один ученик читает вслух.
Учитель прикрепляет карточку на доску рядом с предыдущей.
Один ученик у доски, остальные на листах.
А В
Читают про себя, затем один ученик читает вслух.
Учащиеся фиксируют графические изображения, при которых множество А не является подмножеством В на листах.
На доске готовые блоки алгоритма. Учащиеся выходят к доске по одному и добавляют следующий шаг алгоритма.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:
- фронтально;
- в парах или группах.
Организация учебного процесса на этапе 6:
1) № 2 (а, в), стр. 16.
Один ученик читает с места задание.
а) М — множество грибов, С — множество съедобных грибов.
Аналогично учащимися выполняется в парах с комментированием по алгоритму, задания под буквами б, в, г, проверить выполнение задания фронтально.
2) № 3 (б), стр. 17.
3) № 4 (а), стр. 17.
Один ученик комментирует задание с места:
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;
2) организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки;
3) организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки*
4) по результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.
Организация учебного процесса на этапе 7:
На доске записано задания: № 3 (а), стр. 17; № 4 (б), стр. 17
Учащиеся выполняют задание самостоятельно.
Самопроверка по эталону Д–7.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
Организация учебного процесса на этапе 8:
Выполним ещё несколько интересных заданий.
1) № 6 (а, б), стр. 17.
Один ученик комментирует с места.
Задание выполняется самостоятельно в тетрадях, один ученик выполняет у доски с комментированием: (К М диаграмма множества К расположена внутри диаграммы множества М).
2) № 8, стр. 18.
Анализ задачи:
а) Известно… Надо найти…
б) Известно… Надо найти…
Аналогично рассматриваются остальные задачи. Работа проводится фронтально, по одному ученику работают у доски. Анализ задач выполняется детьми самостоятельно.
Решение:
а) 18 : 3 = 6 (раз); в) 6 ∙ 7 – 4 ∙ 9 = 6 (к.);
б) 10 + 10 ∙ 5 = 60 (к.); г) 56 – 56 : 7 = 48 (к.).
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке;
2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;
3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;
4) организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности;
5) организовать обсуждение и запись домашнего задания.
Организация учебного процесса на этапе 9:
Учащиеся обозначают знаком «+» ту ступеньку на лесенке, на которой по их мнению они оказались к концу урока.
Домашнее задание:
стр. 16 — правило в рамочке;
№ 4 (в, г) стр. 17, № 9 стр. 18;
☺ № 5 стр. 17, № 7 стр. 18, № 10, 11 стр. 18.
1