23 липня о 18:00Вебінар: STEM-освіта без гендерних стереотипів – запорука успішного майбутнього школярів

Урок "Підмножина". Урок отримання нових знань

Про матеріал

1) Сформувати уявлення про поняття «підмножина», уміння фіксувати підмножини графічно і знаково, читати математичну запис підмножин;

2) Повторити задання множини різними способами і її графічне зображення за допомогою діаграми Венна;

3) Тренувати обчислювальні навички, вміння складати математичні вирази до тексту завдання.

Перегляд файлу

Урок 6

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Подмножество».

Основные цели:

1) сформировать представление о понятии «подмножество», умение фиксировать подмножества — графически и знаково, читать математическую запись подмножеств;

2) повторить задание множества разными способами и его графическое изображение с помощью диаграммы Венна;

3) тренировать вычислительные навыки, умение составлять математические выражения к тексту задачи.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: классификация, обобщение.

Демонстрационный материал:

  1.    геометрические фигуры:

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.    карточки с числами:

 

 

 

  1.    табличка с предложением: «Множество А является частью множества В»;
  2.    карточки со словами:

 

 

 

 

  1.    карточки со знаками:

 

 

 

 


  1.    карточки с шагами алгоритма:

 

 

 

 

 

 

 

              

 

 

 

 

  1.    эталон для самопроверки самостоятельной работы;

 

Каждый элемент множества М принадлежит

множеству Р.              

 

 

 

Каждый элемент множества девочек D принадлежит

множеству всех учеников в классе Е.

 

 

 

  1.    лесенка «успеха»:

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздаточный материал:

1) карточка 1 (для каждого):

 

 

 

 

 

 

 

2) чистые листы для опорного конспекта (для каждого);

3) экраны и маркеры (для каждого).

4) «рожицы»


Ход урока:

 

1. Мотивация к учебной деятельности:

Цель:

1) организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

2) организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»);

3) создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

Организация учебного процесса на этапе 1:

  •      Какой теме были посвящены прошлые уроки математики? (Теме «Множества».)
  •      Вам нравится работать с множествами? (…)
  •      Хотите узнать о множествах новое? (…)
  •      Тогда посвятим сегодняшний урок пополнению своих знаний о множествах.
  •      Как вы будете узнавать новое? (…)
  •      По какому плану вы будете работать на уроке открытия новых знаний? (…)
  •      Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте успехов.

Дети поворачиваются друг к другу лицом, хлопают в ладоши и говорят «Желаю успеха!»

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Цель:

1) организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания: представление о понятии «множества», элементе множества, способах задания множеств, диаграмме Венна, знаках и , понятии часть;

2) зафиксировать актуализированные способы действий в речи;

3) зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны);

4) организовать обобщение актуализированных способов действий;

5) организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания: обобщение, сравнение, классификация;

6) мотивировать к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»): графическое изображение части множества;

7) организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия;

8) организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Актуализация представлений о множестве, элементе множества, способах задания множеств, диаграмме Венна, знаках и .

На доске геометрические фигуры и карточки с числами (на магнитах).

 

 

 

 

 

 

 

  •      Перед вами математические объекты. — На какие группы их можно разбить? (На геометрические фигуры и числа.)
  •      Назовите объекты 1 и 2 групп. (1 группа — прямоугольник, квадрат, треугольник, пятиугольник, пятиугольник; 2 группа — числа: 21, 28, 7, 14.)

Учащиеся называют — учитель разбивает на группы.

У каждого ученика на парте конверт с карточкой 1.

  •      Откройте конверты и достаньте карточку. — Перед вами подобные группы.

 

 

 

 

 

 

  •      Задайте общим свойством множество фигур, которые вы перечислили. (Множество многоугольников.)
  •      Здесь находятся все имеющиеся многоугольники? (Нет, только те, которые расположены на доске.)
  •      Каким общим свойством обладает множество чисел, которые вы перечислили? (Числа, кратные семи.)
  •      Здесь записаны все числа, кратные 7? (Нет.)
  •      Уточните общее свойство этих чисел. (Числа, кратные 7, в пределах 30.)
  •      Как изобразить данные множества графически? (Обвести замкнутой линией, с помощью диаграммы Венна.)
  •      Выполните это задание на карточках.

Дети работают на карточках, один ученик у доски.

 

 

 

 

 

 

 

  •      Обозначьте множество геометрических фигур изображённых на доске буквой F, а множество чисел в пределах 30, кратные 7 — буквой N и отметьте элементы множеств.
  •      Принадлежит ли треугольник множеству F? (Да.)
  •      Является число 8 элементом множества N? (Нет.)
  •      Сделайте записи.

Ученик записывает у доски, остальные на карточках.

F, 8 N.

2) Актуализация понятия «часть».

На доске изображение двух множеств. Учитель подчёркивает цветным мелом прямоугольник во множестве F.

 

 

 

 

 

 

  •      Как по-другому можно назвать подчёркнутый элемент множества F? (Четырёхугольник.)
  •      Есть ли ещё в множестве F четырёхугольник? (Да, это квадрат.)

Учитель подчёркивает квадрат на диаграмме множества F.

  •      Можно сказать, что все элементы этого множества являются четырёхугольниками? (Нет.)
  •      Значит, во множестве многоугольников на доске есть четырёхугольники. — Можно сказать, что выделенные элементы — это часть данного множества? (Да.)
  •      Подчеркните их у себя на карточках.
  •      Обратите внимание на множество N.
  •      Назовите числа, которые, являясь числами в пределах 30 и кратными 7, обладают ещё одним общим свойством.

Учащиеся могут назвать числа — 14, 28 (как чётные числа) или числа 7, 21 (как нечётные) или 14, 21, 28 как двузначные и 7 как однозначное.

  •      Во всех случаях вы правы, но давайте договоримся подчеркнуть все чётные числа этого множества — числа 14 и 28.

Учитель подчёркивает на доске, ученики — на карточках.

  •      Можно сказать, что выделенные элементы являются частью множества N? (Да.)

 

 

 

 

 

 

 

 

  •      Что общего в данных множествах? (В них выделены элементы по какому-то свойству. Эти элементы являются частью множества.)
  •      Можно сказать, что элементы, являясь частью множества, образуют множество? (Да.)
  •      Обладает ли выделенная часть свойствами множества? Докажите. (Да: все элементы собраны вместе, повторяющихся элементов нет, порядок перечисления элементов значения не имеет.)
  •      Что вы сейчас повторили? (понятие множества, элементы множества, части множеств.)
  •      Какое задание я вам предложу теперь? (Задание с затруднением.)
  •      С какой целью я вам предложу пробное задание? (Чтобы мы могли понять чего мы ещё не знаем, что нового будет сегодня на уроке.)

3) Пробное действие.

Предложение: «Множество А является частью множества В» — учитель выносит на доску.

  •      Вы работали с конкретными множествами, а теперь изобразите графически общий случай: «Множество А является частью множества В».
  •      Что в задании нового? (Вы нам предлагаете изобразить общий случай, а не конкретные множества, надо изобразить графически множество, которое является частью другого множества.)
  •      Что вы будете делать с новым заданием? (Попробуем его выполнить.)

Учащиеся выполняют задание на экранах. На выполнение задания учитель отводит 1 мин.

  •      Покажите свои экраны. — Что получилось?
  •      У кого нет результата? (…)
  •      Чего вы не смогли сделать? (Мы не смогли изобразить графически множество, которое является частью другого множества.)

Учитель выставляет работы тех детей, у которых разные варианты.

  •      Что мы видим? (Кто-то не выполнил задание, получились разные варианты.)
  •      Те, кто выполнил задание, вы можете обосновать свои результаты? (Нет.)
  •      Чего вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать свои результаты при изображении графически множеств, которые являются частью другого множества.)
  •      Что будете делать? (Остановимся и разберёмся в причине таких результатов.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

  1.                организовать восстановление выполненных операций;
  2.                организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение;
  3.                организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.).

На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Организация учебного процесса на этапе 3:

  •      Какое задание вы выполняли? (Изображали графически множество А, которое является частью множества В.)
  •      Как вы выполняли задание? (…)
  •      В каком месте у вас возникло затруднение? (Когда надо было изобразить только часть множества.)
  •      Почему возникло такое затруднение? (Нет способа построения части множества.)
  •      Какой следующий шаг вы должны сделать? (Мы должны поставить цель, составить план действий.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

Организовать построение проекта выхода из затруднения:

  1. учащиеся ставят цель проекта: построить способ изображать часть множества;
  2. учащиеся уточняют и согласовывают тему урока;
  3. учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.).
  4. учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  •      Сформулируйте цель сегодняшнего урока. (Построить способ изображения части множества.)
  •      В математике часть множества принято называть «подмножество». — Проговорите этот термин вслух.
  •      А вам известно, как обозначается подмножество? (Нет.)
  •      Уточните цель урока. (Построить способ изображения подмножества и узнать, как оно обозначается.)
  •      Сформулируйте тему урока: «Подмножество. Знаки подмножества».

Учитель фиксирует на доске тему урока.

  •      Что вам поможете использовать при открытии нового? (Умение графически изображать множества.)
  •      Как вы будете действовать? (Выделить во множестве элементы с заданными свойствами, Объединим их во множество с помощью известного способа. Сформулируем способ изображения подмножеств. Узнаем знаки для обозначения подмножеств.)

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом;

2) организовать фиксацию нового способа действия в речи;

3) организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона);

4) организовать фиксацию преодоления затруднения;

5) организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).

Организация учебного процесса на этапе 5:

  •      Итак, посмотрите ещё раз на данные множества. — Каждый подчёркнутый элемент принадлежит множеству? (Да.)
  •      Подмножество является множеством? (Да.)
  •      Как вы графически изображаете множество? (Замкнутой линией.)
  •      Изобразите графически подмножество.

По одному ученику обводят замкнутой линией подмножества на доске, все остальные — у себя на карточках.

        

 

 

 

 

 

 

 

  •      Каково же условие, при котором можно сказать, что множество является подмножеством? (Если каждый элемент выделенного подмножества принадлежит множеству.)
  •      А теперь составьте схему для общего случая: множество А является подмножеством множества В. — Отложите свои карточки и возьмите чистые листы.

Один ученик записывает у доски, остальные на листах для опорного конспекта.

 

 

 

 

  •      Как же записать с помощью знака, что множество А является подмножеством В? (Посмотреть знак в учебнике.)

Дети смотрят в учебнике, а          учитель прикрепляет карточку с изображением знака на доску вместо таблички «Знаки подмножества».

  •      На что он похож? (На перевёрнутую подкову, на знак принадлежит, но без чёрточки посередине.)
  •      Этот знак называется «знаком подмножества» или «включения». Он читается: «А является подмножеством В».
  •      Запишите с помощью этого знака: множество А является подмножеством В.

Один ученик у доски, остальные на листах для опорного конспекта.

 

 

 

 

- Посмотрите в учебнике, как ещё можно прочитать эту запись.

Читают про себя, а затем один ученик читает вслух.

  •      Предположите, как изменится знак, если А не является подмножеством В? (Знак можно перечеркнуть.)
  •      Вы правы. Выглядит этот знак так:

Учитель прикрепляет карточку на доску рядом с предыдущей.

  •      Запишите с помощью этого знака, что множество А не является подмножеством В.

Один ученик у доски, остальные на листах.

А В

  •      Посмотрите в учебнике, как ещё можно прочитать эту запись.

Читают про себя, затем один ученик читает вслух.

  •      Диаграмма множества А будет расположена внутри множества В? (Нет.)
  •      Графически это можно изобразить так.

 

                                                                                                                                                        

 

 

 

 

  •      В множестве А есть элементы, которые не принадлежат множеству В. Или по-другому: когда у множеств А и В вообще нет общих элементов. Но в обоих случаях множество А не является подмножеством В.

 

 

 

 

 

Учащиеся фиксируют графические изображения, при которых множество А не является подмножеством В на листах.

  •      Постройте алгоритм ваших рассуждений, пользуясь блоками.

На доске готовые блоки алгоритма. Учащиеся выходят к доске по одному и добавляют следующий шаг алгоритма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  •      Молодцы! — Алгоритм и листы с опорными конспектами будет помогать вам в дальнейшей работе.
  •      Вы справились с затруднением? (Да.)
  •      Что дальше необходимо сделать? (Потренироваться изображать и записывать подмножества.)


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

- фронтально;

- в парах или группах.

Организация учебного процесса на этапе 6:

1)  2 (а, в), стр. 16.

Один ученик читает с места задание.

а) М — множество грибов, С — множество съедобных грибов.

  •      Каждый ли съедобный гриб множества С принадлежит множеству всех грибов М? (Да.)
  •      Сделайте вывод. (Множество С является подмножеством множества М: С М.)

Аналогично учащимися выполняется в парах с комментированием по алгоритму, задания под буквами б, в, г, проверить выполнение задания фронтально.

2)  3 (б), стр. 17.

  •      Рассмотрите множества F и K.
  •      Каждый ли элемент множества F принадлежит множеству К? (Да.)
  •      Сделайте вывод.
  •      Множество F является подмножеством множества К: F K.
  •      Рассмотрите множества Е и К, что о них можно сказать? (Элементы множества F не принадлежат множеству К.)
  •      Сделайте вывод. (Множество Е не является подмножеством К: Е К.)

3)  4 (а), стр. 17.

Один ученик комментирует задание с места:

  •      Каждый элемент множества отличников В принадлежит множеству учеников школы В. — Значит, множество В является подмножеством множества С.

 

 

 

 

 

  •      Молодцы! Вы отлично справились с заданиями.
  •      Что теперь необходимо сделать? (Проверить себя, выполнить самостоятельную работу.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

2) организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки;

3) организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки*

4) по результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

Организация учебного процесса на этапе 7:

На доске записано задания: 3 (а), стр. 17; 4 (б), стр. 17

  •      Вы поработали вместе, а теперь выполните задания самостоятельно. Я думаю, вы без труда справитесь с ними.

Учащиеся выполняют задание самостоятельно.

Самопроверка по эталону Д–7.

  •      У кого затруднения? (…)
  •      В чем причина?
  •      На что нужно обратить внимание?
  •      Поставьте знак «?» и исправьте ошибки.
  •      Поставьте знак «+» если вы выполнили все правильно.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

  •      тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: составление выражений по тексту задач, повторить смысл отношений «во сколько», «на сколько».

Организация учебного процесса на этапе 8:

Выполним ещё несколько интересных заданий.

1)  6 (а, б), стр. 17.

Один ученик комментирует с места.

  •      Какие элементы принадлежат множеству М, множеству К?
  •      Какое множество является подмножеством другого множества? (К М.)
  •      Докажите. (Каждый элемент множества К принадлежит множествам М.)

Задание выполняется самостоятельно в тетрадях, один ученик выполняет у доски с комментированием: (К М диаграмма множества К расположена внутри диаграммы множества М).

 

 

 

2) 8, стр. 18.

  •      Прочитайте задачу. (Дети читают про себя.)
  •      Смысл, каких отношений вам нужно вспомнить перед решением задач? («Во сколько» и «на сколько».)
  •      Как узнать во сколько раз одно число больше другого? На сколько? (…)

Анализ задачи:

а) Известно… Надо найти…

  •      Чтобы узнать, во сколько раз одноэтажных домов больше, чем двухэтажных, надо количество одноэтажных домов разделить на количество двухэтажных (по правилу кратного сравнения). (18 : 3 = 6 (раз).)

б) Известно… Надо найти…

  •      Чтобы узнать, сколько квартир в двух домах, надо сложить число квартир в первом доме и во втором доме. (Ищем целое).
  •      Число квартир в первом доме известно – 10. Чтобы найти число квартир во втором доме надо  10 ∙ 5. (Ищем большее число.)
  •      Затем сложим десять с полученным числом и ответим на вопрос задачи. (10 + 10 . 5 = 60 (к.))

Аналогично рассматриваются остальные задачи. Работа проводится фронтально, по одному ученику работают у доски. Анализ задач выполняется детьми самостоятельно.

 

Решение:

а) 18 : 3 = 6 (раз); в) 6 ∙ 7 – 4 ∙ 9 = 6 (к.);

б) 10 + 10 ∙ 5 = 60 (к.); г) 56 – 56 : 7 = 48 (к.).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке;

2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;

4) организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности;

5) организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Организация учебного процесса на этапе 9:

  •      Вам удалось решить проблему урока?
  •      Что нового узнали из области математики? (Что такое подмножество, как его изображать графически и обозначать с помощью знаков.)
  •      Что такое подмножество? (Подмножество это часть другого множества.)
  •      В чём вы видите применение нового знания? (В дальнейшей работе по изучению множеств и подмножеств.)
  •      Оцените свою работу на «лесенке успеха».

Учащиеся обозначают знаком «+» ту ступеньку на лесенке, на которой по их мнению они оказались к концу урока.

  •      У кого остались затруднения?
  •      Как будете работать дальше? (Вернёмся к заданиям, где были трудности и постараемся справиться с ними).

Домашнее задание:

стр. 16 — правило в рамочке;

 4 (в, г) стр. 17,9 стр. 18;

 5 стр. 17,7 стр. 18,  10, 11 стр. 18.

 

1

 

doc
Пов’язані теми
Математика, Розробки уроків
Додано
25 жовтня 2018
Переглядів
148
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку