Урок по лирике Н. Рубцова "В минуты музыки печальной не говорите ни о чем..." (9 класс)

Про матеріал
Задачи. 1. Отрабатывать навыки анализа лирического стихотворения. 2. Учить читать выразительно. 3. Продолжить работу над развитием речи. 4. Пробудить интерес к творчеству поэта.
Перегляд файлу

МИНУТЫ МУЗЫКИ ПЕЧАЛЬНОЙ

НЕ ГОВОРИТЕ НИ О ЧЕМ...“

УРОК ПО ЛИРИКЕ НИКОЛАЯ РУБЦОВА цели и задачи урока:

1.       Введение учащихся в жанровую и тематическую классификацию современной лирики.

2.       Знакомство с ”тихой” и ”громкой” лирикой.

З. Работа над поэтическими композициями по стихотворениям Н. Рубцова.

4.   Работа над ассоциативными рядами в поэзии Н. Рубцова.

5.   Обучение анализу лирического произведения.

6.   Развитие поэтического слуха и вкуса. Оборудование урока:

Зрительный ряд — русские ”деревенские” пейзажи (по выбору учителя); выставка сборников стихов поэтов ”тихой” лирики: А. Жигулина, А. Прасолова, В. Соколова, Ю. Кузнецова, Н. Тряпкина, Н. Рубцова; портреты поэтов и писателей: А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина, Д. Кедрина; театральный реквизит для поэтических композиций; пластинки с песнями на стихи Н. Рубцова: ”В минуты музыки.” Цикл песен И. Ешкова на стихи Н. Рубцова; ”Думы тихой ночью.” Песни на стихи Н. Рубцова в исполнении Анны Смирновой; оформленная доска.

Предварительная подготовка учащихся:

1.           Прочитать избранные стихотворения Н. Рубцова. Выучить —2 стихотворения наизусть.

2.           Творческое задание по группам: подготовить тематическую композицию на стихи Н. Рубцова:

1-я группа. Композиция горнице моей светло...” (детство, образ матери, юношеские воспоминания).

2-я группа. Композиция “Я буду скакать по холмам задремавшей Отчизны...” (образ Родины, тема русской истории).

3-я группа. Композиция ”Улетели листья с тополей...” (осенние этюды, философские размышления о жизни).

4-я группа. Композиция ”Спасибо, скромный русский огонек“ (тема одиночества и спасения человеческой души добротой, любовью, дружбой).

5-я группа. Композиция ”Про ворону, зайца и козу” (детские стихи взрослого поэта).

6-я группа. Композиция ”О чем шумят друзья мои, поэты...” (стихи, посвященные поэтам и писателям).

Каждая группа самостоятельно подбирает стихи, музыкальное и ”зрите.льное” оформление для своей композиции.

З. Индивидуальные сообщения о поэте Н. Рубцове.

Ход урока

1. М у з ы к ал ь ное всту пл ен и е. Песня на стихи Н. Рубцова ”В минуты музыки печальной не говорите ни о чем...”

11. Вступительное слово учителя.

Лирика более, чем эпос и драма, дитя своет времени, барометр современности, так как поэт знает одну тему, тему современности, отражает одно настроение — настроение современников как свое собственное. О связи поэзии с современностью говорил еще Гете: ”Мир так велик и богат, и жизнь так разнообразна, что в поводах для стихов никогда не будет недостатка, но все это должны быть стихи “по поводу”. Вспомним, что такое лирика как один из трех родов искусства, что отличает лирическое произведение от эпоса и драмы, какова родовая природа лирики?..

III. Работа по теории литературы.

Запись основных положений опорного конспекта. 1 У. Слово учителя.

В современном литературоведении существуют, не противореча друг другу, разные подходы к лирическим произведениям: жанровая, тематическая классификации; деление поэзии на ”городскую” и ”деревенскую”, ”громкую” и ”тихую”. Сегодня мы попробуем потворить о так называемой ”тихой” лирике.

А. Жигулин, Н. Рубцов, В. Соколов, А. Прасолов, Ст. Куняев, Ю. Кузнецов... — все это серьезная лирика, предпочитающая спокойные, даже приглушенные тона, краски, интонации. Одни критики связывают эту поэзию с интеллектуальным направлением в русской поэзии, с творческими заветами Тютчева; другие — с мелоличной стилистикой Фета. Если принять эту связь как реальность, то очспидно, что одна из главных особенностей 'данноио направленик — значительная концентрация аналитической мысли, ее преМлплпнис над непосредственным переживанием, чувством.


ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ

Портрет поэта

Биографическая справка о Н. Рубцове (основные даты, события, поэтические сборники).

Текст стихотворе-

ния-миниатюры ” Улетели листья тополей... '

Рабочие материалы урока (записи в процессе анализа поэтического текста; ассоциативные ряды).

2

                        Поэтические эпиграфы:                                Работа по теории

        1 . Светлеет грусть, когда цветут цветы...                     литературы (ТЛ):

         2. О, вид смиренный и родной!                              лирика — это...

Березы, избы по буграм. родовая природа лирики —  И, отраженный глубиной,

Как сон столетий, божий храм.

З. Не жаль мне, не жаль мне

             Растоптанной царской короны,                         Лирические жанры...

Но жаль мне, но жаль мне

             Разрушенных белых церквей.                             Тематическая классифика

                                                       Н. Рубцов            ия лирических произведений:

4. Есть поэт всероссийский, вселенский, илософская лирика, а нс тотьминский и не псковской;

ейзажная лирика,

Вопросы и задания для учащихся по лирике Н. Рубцова.


Однако ”тихая” лирика не означает ослабления публицистичности. Напротив, она пронизана ощущением сегодняшних социальных бурь и потрясений и отнюдь не пытается убаюкать читателя своими сладкозвучными рифмами. Просто о самых серьезных и важных вопросах жизни можно говорить в различной тональности. Сегодня направление ”тихой” лирики представляет поэт Николай Рубцов.

У. Сообщения учащихся:

-й ученик. Из биографии поэта.

2-й ученик. Из воспоминаний о Н. Рубцове (звучат воспоминания поэтов Ст. Куняева, В. Коротаева, С. Викулова; критиков В. Оботурова, В. Кожинова) .

творческих групп.

Музыкально-поэтические композиции по стихам Н. Рубцова.

1 -я композиция ”В горнице моей светло...”

Для композиции использованы песни: ”Родная деревня”, ”Прощальная колыбельная”; стихи: ”Детство”, ”Памяти матери”, ” Тихая моя родина”, ”В горнице", ”Родная деревня”, ”Ночь на родине", ”Деревенскис ночи”, ”Аленький цветочек”; интерьер — имитация деревенской избы, керосиновая лампа, семейные фотографии.

2-я композиция буду скакать по холмам задремавшей отчизны...”

Для композиции использованы песня ”Баллада о всаднике"; стихи: ”Видения на холме”, ”О Московском кремле", ” Таковы на Руси ” ”Привет, Россия”, ”Звезда полей”, ” Тихая моя родина", ”Душа хранит”, ”Старая дорога”; декорации — поле, дорога, одинокие березы, купола церквей.

3-я композиция ” Улетели листья с тополей... ”

Для композиции использованы песни: ”Осенняя песня”, ” Улетели листья с тополей”; стихи: ”Осенние этюды”, ”Березы”, ” Журавли", ”Листья осенние", ”Я так люблю осенний лес", ”Слез не лей ” ”По мокрым скверам бродит осень“; реквизит — осенние листья, ваза, осенний букет.

4-я композиция ”Спасибо, скромный русский ошнек”.

Для композиции использованы песня ”Зимний вальс”; стихи:”Русский огонек”, ”Неизвестный", ”По дороге из дома”, ” Утро утраты”; декорации и реквизит — черный фон, звезды, свечи.

5-я композиция ”Детские стихи взрослого поэта".

Для композиции использована песня ”Прощальная колыбельная”; стихи: ”Ворона”, ”Ласточка”, ”Воробей”, ”Про зайца", ”Коза”, 'Мсдведь”; декорации и реквизит — студия детских передач, детские игрушки, детские фотографии.

6-я композиция ”О чем шумят друзья мои, поэты...”

Для композиции использованы песня минуты музыки”; стихи: ”О чем шумят друзья мои, поэты”, ”Дуэль”; ”О Пушкине”, ”Сергей Есенин”, ”Приезд Тютчева”; реквизит — портреты и бюсты русских поэтов, писателей: Тютчева, Фета, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Есенина и Кедрина.

У 11. Воп росы и зада н и я для у чащи хся, веду щи е к а нал изу поэтического текста.

Устное рисование поэтической картины ”тихой” лирики.

Работа над ассоциативными рядами в поэзии Н. Рубцова: поля и холмы — кони — купола и кресты — размытые старые дороги — одинокие березы — ветер — уставший путник — звезда — огонек...

Выстраивание ”зрительного” ряда (из имеющегося ”живописно10”, иллюстративного материала) согласно полученному ассоциативному ряду поэзии Н. Рубцова.

У 111. Ан ал и з поэт и ч еского текста на. п рим е ре ли ри ч ес кой ми ни атюры ” Ул етел и л истья с топ о л е й...".

тема, главная мысль; трнальность, настроение; композиционное решение; жанровое своеобразие; автор и лирический герой; лексика; поэтические тропы, фигуры; синтаксис.

IX. За к л ю ч и т ел ь ное сло в о у ч ител я (записывается в рабочих тетрадях) .

На примере поэзии Н. Рубцова мы старались понять, что ”тихая” лирика обладает такими качествами, как интимность, исповеДальность, родниковость. ” Тихая” лирика — это мудрость и светоносность, это светлая печаль, это одинокая звезда для уставшего путника, это причалы Добра на реке Жизни.

С помощью Поэта мы создали образ вечного размышления человека о жизни и смерти, о добре и зле, о радости и печали. Так бывает всегда, когда погружаешься в мир большой поэзии. Настоящая поэзия напоминает о нравственных законах, единых для всего человечества во все времена. Запомним одно мудрое изречение: ”Мы родились, чтобы жить вместе. И сообщество наше подобно своду, который только потому и держится, что камни не дают друг другу упасть” (древний философ Сенека) .

Х. М узыкальное закл юч ение.

Песня на стихи Н. Рубцова ”Баллада о всаднике.”

XI. Дома ш нее задан и е (см. на доске). Итоги урока.

pdf
Додано
13 січня 2020
Переглядів
783
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку