Урок – диалог на тему: «Мы дети одной матери – природы»
Цель: раскрыть идейно-художественное содержание рассказов «Снап» и Чинк» в сравнении, показать особенности изображения мира природы писателем, его отношение к животным; развивать навыки выразительного чтения, умения определять основную тему и идею произведения, составлять небольшой рассказ о любимом животном, воспитывать любовь к природе, уважение к ее обитателям.
Оборудование: рассказы «Снап» и Чинк», рисунки, выполненные детьми, фотография Э. Сетон-Томпсона.
Я изведал мучения жажды
И решил вырыть колодец,
Чтобы из него черпали другие.
Мы дети одной матери - природы.
Э.Сетон-Томпсон.
Ход урока
2. а) Вступительное слово учителя о творчестве Э. Сетон-Томпсона.
О природе натуралисты писали и до Э. Сетон-Томпсона, но новый автор заговорил о ней проникновенно и с большой достоверностью. Ожили чувства и наблюдения, накопленные с детства.
Он сразу вошел в число знаменитых писателей и ученых Нью-Йорка. Его кресло на торжествах и товарищеских обедах частенько стояло с креслом Марка Твена. Президент Рузвельт приглашает его запросто отобедать и уговаривает сесть за научный труд, лежавший пока в дневниках. Э. Сетон-Томпсон берется за эту работу. Спустя 10 лет прекрасное многотомное исследование «Жизнь диких зверей» увидело свет. Натуралисту присуждают все высшие награды, какие только можно получить в те годы в Америке за научный труд. Три человека – Ученый, Писатель, Художник – счастливо соединились в одном лице, и каждый не мешал, а шел на помощь другому.
Книгам Э. Сетон-Томпсона сразу же предрекали пережить автора: «Пока одно поколение вырастет, другое уже готово будет слушать тебя». Это пророчество оправдалось. Уже несколько поколений людей Э. Сетон-Томпсон вводит в вечно прекрасный мир ».
б) сегодня у нас на уроке в качестве гостя будет присутствовать сам писатель-натуралист. Его представит ученик 10-А класса Довнер М. Он озвучит мысли писателя, поможет нам, читателям, проникнуться тем духом, ощущениями, которые писатель Э.Сетон-Томпсон испытывал в течение всей жизни, наблюдал, общаясь, сосуществуя бок о бок с живым царством- царством природы.
в) мы с вами знаем о том, что будущий писатель родился в Англии, затем переехал в Канаду, затем в Америку. Но где бы он ни был, с ним всегда были его верные спутники: зоркий глаз и мудрое слово. Писал свои произведения он на английском языке. Поэтому, чтобы войти в мастерскую Э.Сетон-Томпсона, нам понадобятся, ребята, ваши знания, полученные на уроках английского языка
Ученик:Good morning mr. Seton-Tompson. Please, tell us about yourself a little.
Учитель: Итак, несколько слов писателя о себе.
Сетон-Томпсон: Good morning, dear children. I am an American writer. I write stories about animals because I love them. The heroes of my stories are different animals at first and certainly people and their deeds.
Учитель: Ребята, я надеюсь, вы поняли, о чем рассказал писатель. Кто может нам в двух словах передать содержание сказанного?
Начало нашему разговору положено. Давайте обратим теперь внимание на эпиграф.
Сетон-Томпсон: Позвольте мне прочесть и прокомментировать слова эпиграфа (комментарий эпиграфа). Ребята, а какие мысли возникли у вас по прочтении этих слов? (комментарий ребят).
Учитель: Запишите, ребята, эпиграф в тетради.
Да, в наш век научно-технического прогресса, информационно-компьютерных технологий очень мало места остается в душе человека для добра, жалости, сострадания. Речь у нас сегодня будет идти не о каких-то редких животных, которых мы видим в зоопарке или с экранов телевизоров, а об обычных – домашних, о собаках, которых люди берут себе в друзья, а затем, как вещь, выбрасывают, только потому, что животное надоело или пришлось им не по душе, совсем не заботясь об их дальнейшей судьбе.
Герои двух рассказов, о которых сегодня пойдет речь, - это Снап и Чинк.
Вопросы к рассказу «Чинк»:
- Какие чувства вызвал у вас рассказ «Чинк»?
- На какое качество характера щенка обращает внимание Э. Сетон-Томпсон? (зачитать)
- Как постигал « жизненную науку» Чинк?
- Когда характер Чинка обрел целостность и силу? ( после стычки с большим койотом)
Комментарий о койоте (степной волк)
- Прочесть эпизод раскаяния старика Обри. Прокомментировать его поступок в конце рассказа.
- На какие размышления наводит рассказ.
6. Физпауза.
7. - В ответах на вопросы к рассказу «Чинк» прозвучали такие слова как жестокость, равнодушие, зло.
- Если бы вас попросили назвать качества характера к следующим словам , что бы вы написали, назвали?
Человек Собака
жестокость любовь
эгоизм преданность
равнодушие сострадание
любовь взаимопонимание
сострадание
- Обратите внимание на общие моменты.
- Как вы думаете, почему мы не написали отрицательных качеств у собаки ?
(чистота, отсутствие фальши, лжи в отношениях - один из законов природы)
- На доске висят иллюстрации, выполненные ребятами.
- Посмотрите и попытайтесь назвать, какие рисунки дают представления о таких
качествах, как: зло, равнодушие, жестокость, любовь, взаимопонимание,
сострадание?
Вопросы к рассказу «Снап»:
8. - Во втором рассказе «Снап» о щенке какой породы идет речь?
В начале рассказа автор называет Снапа «замечательным щенком».
- Оправдал Снап эту характеристику в ходе повествования рассказа? Как?
- Что заставило старого Пенруфа пробормотать дрогнувшим голосом: «лучше бы у меня пропало двадцать быков»?
- Какие слова из рассказа можно было бы поставить к нему эпиграфом? (зачитать)
9. Многие рассказы Э. Сетон-Томпсона заканчиваются трагически.
- Как вы думаете, почему?
- А что скажет сам автор?
10. Мы обсудили два рассказа о верных, преданных друзьях человека - собаках.
В нашем классе у ребят тоже есть домашние питомцы – собаки.
Они захотели рассказать о них. Э. Сетон-Томпсону на его родном языке
11. Рассказы ребят. (если есть, продемонстрировать фотографии)
12. Подведение итогов урока.
Учитель:
Я думаю, что ни у кого из присутствующих на уроке не осталось никаких сомнений
в том, чему посвятил свою жизнь и творчество Э. Сетон-Томпсон и почему он это
сделал.
Проблема взаимоотношений человека с окружающем миром – вечная проблема, т.к.
человек - часть этого мира.
И если человек разумен, он должен быть и человечен, т.е. не равнодушен, добр,
жалостлив, искренен по отношению к тем существам, которые находятся с ним рядом.
13. Домашнее задание . Все ваши впечатления об увиденном и услышанном на уроке вы попробуйте выразить в одном из заданий:
1) выучить стихотворение о животных
2) написать свое стихотворение о животных
3) написать письмо Э. Сетон-Томпсону с высказыванием своего мнения о прочитанных рассказах
4) написать сочинение о каком- либо случае из жизни своего четвероногого друга.