Урок по литературе (интегрированный курс) "Мы дети одной матери-природы" (по рассказам Э.Сетона-Томпсона "Снап" и "Чинк")

Про матеріал
Конспект уроку літератури в 6 класі за оповіданнями Е.Сетон-Томпсона "Снап" та "Чінк". Матеріал може бути використаний на уроці позакласного читання.
Перегляд файлу

Урок – диалог на тему: «Мы дети одной матери – природы»

 

Цель: раскрыть идейно-художественное содержание рассказов «Снап» и Чинк» в сравнении, показать особенности изображения мира природы писателем, его отношение к животным; развивать навыки выразительного чтения,  умения определять основную тему и идею произведения, составлять небольшой рассказ о любимом животном, воспитывать любовь к природе, уважение к ее обитателям.

Оборудование: рассказы  «Снап» и Чинк», рисунки, выполненные детьми, фотография Э. Сетон-Томпсона.

 

                                                                                  Я изведал мучения жажды

                                                                                  И решил вырыть колодец,

                                                                                  Чтобы из него черпали другие.

                                                                                  Мы дети одной матери -  природы.

                     

                                                                             Э.Сетон-Томпсон.

 

 

 Ход урока

  1. Постановка целей и задач урока( запись темы).

 

      2.   а)  Вступительное слово учителя о творчестве Э. Сетон-Томпсона.

 

               О природе натуралисты писали и до Э. Сетон-Томпсона, но новый автор заговорил о ней проникновенно и с большой достоверностью. Ожили чувства и наблюдения, накопленные с детства.

            Он сразу вошел в число знаменитых писателей и ученых Нью-Йорка. Его кресло на торжествах и товарищеских обедах частенько стояло с креслом Марка Твена. Президент  Рузвельт приглашает его запросто отобедать и уговаривает сесть за научный труд, лежавший пока в дневниках. Э. Сетон-Томпсон берется за эту работу. Спустя 10 лет прекрасное многотомное исследование «Жизнь диких зверей» увидело свет. Натуралисту присуждают все высшие награды, какие только можно получить в те годы в Америке за научный труд. Три человека – Ученый, Писатель, Художник – счастливо соединились в одном лице, и каждый не мешал, а шел на помощь другому.

             Книгам  Э. Сетон-Томпсона сразу же предрекали пережить автора: «Пока  одно поколение вырастет, другое уже готово будет слушать тебя». Это пророчество оправдалось. Уже несколько поколений людей Э. Сетон-Томпсон вводит в вечно прекрасный мир ». 

            б)  сегодня у нас на уроке в качестве гостя будет присутствовать сам писатель-натуралист. Его представит ученик 10-А класса Довнер М. Он озвучит мысли писателя, поможет нам, читателям, проникнуться тем духом,  ощущениями, которые писатель Э.Сетон-Томпсон испытывал в течение всей жизни, наблюдал, общаясь, сосуществуя бок о бок с живым царством- царством природы. 

      в) мы с вами знаем о том, что будущий писатель родился в Англии, затем переехал в Канаду, затем в Америку. Но где бы он ни был, с ним всегда были его верные спутники: зоркий глаз и мудрое слово. Писал свои произведения он на английском языке.  Поэтому, чтобы войти в мастерскую Э.Сетон-Томпсона, нам понадобятся, ребята, ваши знания, полученные на уроках английского языка

Ученик:Good morning mr. Seton-Tompson. Please, tell us about yourself a little.    

Учитель: Итак, несколько слов писателя о себе.

 Сетон-Томпсон: Good morning, dear children. I am an American writer. I write stories about animals because I love them. The heroes of my stories are different animals at first and certainly people and their deeds.

 

Учитель: Ребята, я надеюсь, вы поняли, о чем рассказал писатель. Кто может нам в двух словах передать содержание сказанного?

                Начало нашему разговору положено. Давайте обратим теперь внимание на эпиграф.

Сетон-Томпсон: Позвольте мне прочесть и прокомментировать слова эпиграфа (комментарий эпиграфа). Ребята, а какие мысли возникли у вас по прочтении этих слов? (комментарий ребят).

Учитель: Запишите, ребята, эпиграф в тетради.

                 Да, в наш век научно-технического прогресса, информационно-компьютерных технологий очень мало места остается в душе человека для добра, жалости, сострадания. Речь у нас сегодня будет идти не о каких-то редких животных, которых мы видим в зоопарке или с экранов телевизоров, а об обычных – домашних, о собаках, которых люди берут себе в друзья, а затем, как вещь, выбрасывают, только потому, что животное  надоело или пришлось им не по душе, совсем не заботясь об их дальнейшей судьбе.

                  Герои двух рассказов, о которых сегодня пойдет речь, - это Снап и Чинк.

Вопросы к рассказу «Чинк»:

          - Какие чувства вызвал у вас рассказ «Чинк»?

          - На какое качество характера щенка обращает внимание Э. Сетон-Томпсон? (зачитать)

          - Как постигал « жизненную науку» Чинк?

          - Когда характер Чинка обрел целостность и силу? ( после стычки с большим койотом)

              Комментарий о койоте (степной волк)

         - Прочесть эпизод раскаяния старика Обри. Прокомментировать его поступок в конце рассказа.

         - На какие размышления наводит рассказ.

6. Физпауза.

7.      -     В ответах на вопросы к рассказу «Чинк» прозвучали такие слова как жестокость, равнодушие, зло.

         -      Если бы вас попросили назвать качества характера к следующим словам , что бы вы написали, назвали?

                                Человек                                                         Собака

                    жестокость любовь

                                 эгоизм  преданность

  равнодушие сострадание

  любовь  взаимопонимание

                            сострадание

- Обратите внимание на общие моменты.

- Как вы думаете, почему мы не написали отрицательных качеств у собаки ?

(чистота, отсутствие фальши, лжи в отношениях - один из законов природы)

- На доске висят иллюстрации, выполненные ребятами.

-  Посмотрите и попытайтесь назвать, какие рисунки дают представления о таких

  качествах, как: зло, равнодушие, жестокость, любовь, взаимопонимание,

сострадание?

Вопросы к рассказу «Снап»:

  8.       -  Во втором рассказе «Снап» о щенке какой породы идет речь?

     В начале рассказа автор называет Снапа «замечательным щенком».

   - Оправдал Снап эту характеристику в ходе  повествования рассказа? Как?

   -  Что   заставило старого Пенруфа пробормотать дрогнувшим голосом: «лучше бы у меня пропало двадцать быков»?

    -  Какие слова из рассказа можно было бы поставить к нему эпиграфом? (зачитать)

 

9. Многие рассказы  Э. Сетон-Томпсона заканчиваются трагически.

     - Как вы думаете, почему?

      - А что скажет сам автор?

 

10. Мы обсудили два рассказа  о верных, преданных друзьях человека -  собаках.

      В нашем классе у ребят тоже есть домашние питомцы – собаки.

      Они захотели рассказать о них. Э. Сетон-Томпсону на его родном языке

 

11.  Рассказы ребят. (если есть, продемонстрировать фотографии)

 

12. Подведение итогов урока.

Учитель:

      Я думаю, что ни у кого из присутствующих на уроке не осталось никаких сомнений

      в том, чему посвятил свою жизнь и творчество Э. Сетон-Томпсон и почему он это

      сделал.

      Проблема взаимоотношений человека с окружающем миром – вечная проблема, т.к.

      человек  - часть этого мира.

      И если человек разумен, он должен быть и человечен, т.е. не равнодушен, добр,

      жалостлив, искренен по отношению к тем существам, которые находятся с ним рядом.

13.  Домашнее задание . Все ваши впечатления об увиденном и услышанном на уроке вы попробуйте выразить в одном из заданий: 

      1) выучить стихотворение о животных

       2) написать свое стихотворение о животных

       3) написать письмо Э. Сетон-Томпсону с высказыванием своего мнения о прочитанных рассказах

       4) написать сочинение о каком- либо случае из жизни своего четвероногого друга.

 

 

   

 

 

doc
Додав(-ла)
Chernoivanova Svetlana
Додано
28 березня 2020
Переглядів
980
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку