Урок – литературное чтение 4 класс
Учитель 1 категории Морозова Ада Борисовна ( ЗУВК № 41 г. Запорожье )
Тема. Скребицкий Г. А. «Счастливый жучок»
Цель. Познакомить учащихся со сказкой Скребицкого Г. А. Развивать навыки чтения; устную речь учащихся. Воспитывать: любовь ко всему живому; умение радоваться счастью окружающих.
Оборудование: набор пословиц, выставка книг, аппликация жучка к сказке Скребицкого, листы для аудирования.
Литература. «Литературное чтение 4 класс» И. Ф. Гудзик, Киев: Освита. «Чтение. Планы-конспекты уроков 4 класс» А. Г. Чарушина, Харьков: Ранок.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
(чтение наизусть стихотворения А. Усачёва «Улитка»)
II. Мотивация учебной деятельности
(речевая разминка по таблице учебника стр. 102)
1 команда (*) – внятное четкое чтение первого столбика сверху вниз.
2 команда (**) – внятное четкое чтение первого столбика снизу вверх в ускоренном темпе.
3 команда (***) – быстрое внятное четкое чтение 1 столбика в двух направлениях.
- Дети, составьте пословицу и объясните её значение.
3 группа (***). Счастье без ума – дырявая сума: где найдёшь, там и потеряешь.
1 группа (*). У кого счастье поведётся, у того и петух несётся.
III. Актуализация опорных знаний
- О чём эти пословицы? (на доске появляется слово «счастье»)
- Как вы думаете, что такое счастье?
- А вот какое объяснение даёт нам «Толковый словарь» (подготовленный ученик).
Счастье – это состояние полного удовлетворения жизнью, ощущение уверенности и безграничной радости.
- Что вы можете рассказать об этом слове?
- Назовите антонимы этого слова (несчастье, горе).
- Назовите синонимы (удача, фортуна, благодать, блаженство, везение)
- Люди, поздравляя друг друга с праздником, желают много чего, в том числе и счастья. Каким может быть счастье? (большим, огромным, безграничным, безоблачным).
IV. Сообщение темы и задач урока
- Чтобы узнать, какое насекомое будет героем нового произведения, отгадайте загадку.
Жу-жу-жу-жу,
Я на ветке сижу,
Букву Ж всё твержу.
Зная твёрдо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
Кто это? (Жук)
- На прошлом уроке мы говорили о счастье и сегодня мы работали с этим словом не случайно. Это слово есть в названии нового произведения. Автором этого произведения является Скребицкий Георгий Александрович.
( портрет писателя на доске)
Посмотрите на выставку книг. Как вы думаете, о чём писал Скребицкий Г. А.?
- Сегодня мы познакомимся со сказкой Скребицкого «Счастливый жучок».
(аппликация жучка на доске)
- Как вы думаете, о чём эта сказка?
V. Восприятие и осознание нового материала
1.Сказку ребятам рассказала:
А) учительница в классе;
Б) бабушка Дарья;
В) артистка по радио
2. Действие сказки происходит:
А) весной;
Б) летом;
В) осенью
3. Весна попросила Красное Солнышко, чтобы оно:
А) не слишком сильно грело;
Б) разбудило всех, кто спал всю зиму;
В) дало насекомым красивые одежды
4. Бабочки, жуки, кузнечики захотели получить в подарок от Весны:
А) вкусную еду;
Б) весёлую весеннюю музыку;
В) яркие нарядные одежды
5. Бабочки , жуки, кузнечики замечательные одежды:
А) получили;
Б) не получили
6. Весна, заглянув под прошлогодний листок, увидела:
А) маленького жучка;
Б) спящую бабочку;
В) улитку
7. Жучок ничего не попросил у Весны, потому что:
А) очень ослабел после зимы и не успел вылезти на поляну;
Б) проспал;
В) он и так был счастлив
8. Жучок был счастлив тем, что:
А) у него появилось много еды;
Б) у него замечательный наряд;
В) он живёт в родном лесу
9. Желание насекомых красиво одеться Весна:
А) осуждала;
Б) не осуждала
10. Весна:
А) поняла жучка;
Б) не поняла жучка
11. Весна подарила жучку:
А) красивый ночной наряд;
Б) голубой фонарик;
В) уютную норку
- Правильность ваших ответов мы проверим по ходу работы над сказкой
1. « Чтение за диктором (Был тёплый … . Вот как это было.)
Проверка ответа на первый вопрос ( 1-б)
2. «Чтение цепочкой» ( Прилетела на землю Весна. … Дольше всех никак не мог подыскать…)
Проверка ответов на 2(а), 3(б), 4(в), 5(а) вопросы.
4.«Выборочное чтение» (Наконец надел на себя … даже в самую тёмную ночь…)
Проверка ответов на вопросы: 6а), 7(в), 8(в), 9(б), 10(а), 11(б).
5. «Чтение молча» (Вот и сказке конец … до конца)
VI. Закрепление и осмысление знаний
- Как вы думаете, сумел ли автор затронуть душу ребят?
- Какие черты характера ценит автор больше всего?
- Так какая главная мысль сказки? Прочитайте.
VII. Обобщение и систематизация знаний.
VIII. Итог урока.
IX. Домашнее задание
Сочинить и оформить сказку-миниатюру о насекомом.