Урок по литературному чтению. Тема "Скребицкий Г. А. Счастливый жучок"

Про матеріал
План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе (учебник "Литературное чтение. 4 класс" И. Ф. Гудзик)
Перегляд файлу

 

Урок – литературное чтение 4 класс

Учитель 1 категории Морозова Ада Борисовна ( ЗУВК № 41 г. Запорожье )

 

 

Тема. Скребицкий Г. А. «Счастливый жучок»

Цель. Познакомить учащихся со сказкой Скребицкого Г. А. Развивать навыки чтения; устную речь учащихся. Воспитывать: любовь ко всему живому; умение радоваться счастью окружающих.

Оборудование: набор пословиц, выставка книг, аппликация жучка к сказке Скребицкого, листы для аудирования.

Литература. «Литературное чтение 4 класс» И. Ф. Гудзик, Киев: Освита. «Чтение. Планы-конспекты уроков 4 класс» А. Г. Чарушина, Харьков: Ранок.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

(чтение наизусть стихотворения А. Усачёва «Улитка»)

II. Мотивация учебной деятельности

(речевая разминка по таблице учебника стр. 102)

  • Чтение за диктором
  • Работа в командах

1 команда (*) – внятное четкое чтение первого столбика сверху вниз.

2 команда (**)    внятное четкое чтение первого столбика снизу вверх в ускоренном темпе.

3 команда (***) – быстрое внятное четкое чтение 1 столбика в двух направлениях.

  • Работа с пословицами (каждая команда получает набор слов)

- Дети, составьте пословицу и объясните её значение.

3 группа (***). Счастье без ума – дырявая сума: где найдёшь, там и потеряешь.

 

  1. группа (**). Не родись ни хорош, ни пригож, а родись счастлив.

                      1 группа (*). У кого счастье поведётся, у того и петух несётся.

III. Актуализация опорных знаний

- О чём эти пословицы? (на доске появляется слово «счастье»)

- Как вы думаете, что такое счастье?

- А вот какое объяснение даёт нам «Толковый словарь» (подготовленный ученик).

Счастье – это состояние полного удовлетворения жизнью, ощущение уверенности и безграничной радости.

-  Что вы можете рассказать об этом слове?

 - Назовите антонимы этого слова (несчастье, горе).

- Назовите синонимы (удача, фортуна, благодать, блаженство, везение)

- Люди, поздравляя друг друга с праздником, желают много чего, в том числе и счастья. Каким может быть счастье? (большим, огромным, безграничным, безоблачным).

IV. Сообщение темы и задач урока

  • Работа с загадкой

- Чтобы узнать, какое насекомое будет героем нового произведения, отгадайте загадку.

Жу-жу-жу-жу,

Я на ветке сижу,

Букву Ж всё твержу.

Зная твёрдо букву эту,

Я жужжу весной и летом.

Кто это? (Жук)

- На прошлом уроке мы говорили о счастье и сегодня мы работали  с этим словом не случайно. Это слово есть в  названии нового произведения. Автором этого произведения является Скребицкий Георгий Александрович.

( портрет писателя на доске)

 Посмотрите на выставку книг. Как вы думаете, о чём писал Скребицкий Г. А.?

  • Знакомство с биографией (подготовленный ученик)

 - Сегодня мы познакомимся со сказкой Скребицкого «Счастливый жучок».

(аппликация жучка на доске)

 - Как вы думаете, о чём эта сказка?

V. Восприятие и осознание нового материала

  • Просматривание текста «Счастливый жучок»
  • Словарная работа ( кисея, поблекшие, околица, убранство)
  • «Жужжащее чтение»
  • Аудирование

1.Сказку ребятам рассказала:

А) учительница в классе;

Б) бабушка Дарья;

В) артистка по радио

 2. Действие сказки происходит:

 А) весной;

 Б) летом;

 В) осенью

 3. Весна попросила Красное Солнышко, чтобы оно:

  А) не слишком сильно грело; 

 Б) разбудило всех, кто спал всю зиму;

  В) дало насекомым красивые одежды

  4. Бабочки, жуки, кузнечики захотели получить в подарок от Весны:

А) вкусную еду;

Б) весёлую весеннюю музыку;

В) яркие нарядные одежды

5. Бабочки , жуки, кузнечики замечательные одежды:

А) получили;

Б) не получили

6. Весна, заглянув под прошлогодний листок, увидела:

А) маленького жучка;

Б) спящую бабочку;

В) улитку

7. Жучок ничего не попросил у Весны, потому что:

А) очень ослабел после зимы и не успел вылезти на поляну;

Б) проспал;

В) он и так был счастлив

8. Жучок был счастлив тем, что:

А) у него появилось много еды;

Б) у него замечательный наряд;

В) он живёт в родном лесу

9. Желание насекомых красиво одеться Весна:

А) осуждала;

Б) не осуждала

10. Весна:

А) поняла жучка;

Б) не поняла жучка

11. Весна подарила жучку:

А) красивый ночной наряд;

Б) голубой фонарик;

В) уютную норку

  • Физминутка
  • Работа над текстом

        - Правильность ваших ответов мы проверим по ходу работы над сказкой

1. « Чтение за диктором (Был тёплый … . Вот как это было.)

Проверка ответа на первый вопрос ( 1-б)

2. «Чтение цепочкой» ( Прилетела на землю Весна. … Дольше всех никак не мог подыскать…)

Проверка ответов на 2(а), 3(б), 4(в), 5(а) вопросы.

4.«Выборочное чтение» (Наконец надел на себя … даже в самую тёмную ночь…)

Проверка ответов на вопросы: 6а), 7(в), 8(в), 9(б), 10(а), 11(б).

5. «Чтение молча» (Вот и сказке конец … до конца)

VI. Закрепление и осмысление знаний

- Как вы думаете, сумел ли автор затронуть душу ребят?

- Какие черты характера ценит автор больше всего?

- Так какая главная мысль сказки? Прочитайте.

VII. Обобщение и систематизация знаний.

VIII. Итог урока.

IX.  Домашнее задание

Сочинить и оформить сказку-миниатюру о насекомом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
14 квітня 2019
Переглядів
1796
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку