Урок. Тема "Г. Скребицкий. Четіре художника".

Про матеріал
План - конспект по литературному чтению в 4 классе. Тема "Г. Скребицкий. Четыре художника".
Перегляд файлу

Конспект урока  по литературному чтению в 4 классе

 

  Учитель І категории - Морозова А.Б.

 

 

Тема: «Г. Скребицкий . Четыре художника».

Цель урока. Ознакомить учеников с творчеством Г.Скребицкого и

его произведением «Четыре художника». Развивать фантазию

учеников через художественные образы произведения. Учить обобщать и делать выводы. Учить бережному отношению к при-

роде.

Оборудование: картинки с изображением волка, глухаря, тетерева,

лисы и их следов; зимние пейзажи, детский рисунок «Зима-матушка», музыкальный фрагмент П.Чайковского "

 

1 Организация класса

 

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться

«Доброе утро!»

 

-Сегодня к нам на урок пришли гости. Дети, поздоровайтесь с учителями.

 

2 Актуализация знаний учеников

 

-Скажите, как называется раздел, с которым мы работаем?

(Зима-красавица)

-Да, её называют красавицей.

-Как ещё её называют?

(хозяйкой, царицей, волшебницей. старухой, …)

-А ещё в старину её называли зимушкой-матушкой. Не весну красную, не лето тёплое, не осень сытую, а зимушку

с её холодами, снегами и метелями. Почему?

(ответы детей)

-Вы все знаете, что Анжелика любит и умеет рисовать. Посмотрите, какой изобразила зимушку-матушку Лика.

 -Лика, расскажи нам о своей работе.

(рассказ ученицы)

 

-Народ издавна придумывал о зиме пословицы, поговорки, загадки. Кто из вас помнит их?

  • Зима не лето, в шубу одета.
  • Декабрь снежный  и холодный – будет и год плодородный.
  • Зима лодыря морозит.

-Никто не любит лодырей, даже зима. Надеюсь на уроке все

будут работать и зима никого не заморозит.

3 Сообщение темы и задач урока

 

-Сегодня на уроке мы будем работать с произведением

Георгия Алексеевича Скребицкого.

-Знаком вам этот автор?

(открыть портрет)

-Когда мы впервые знакомились с этим автором, я рассказывала вам о его детстве. Сегодня Маша расскажет вам о его творчестве.

(Георгий Алексеевич Скребицкий пришёл в детскую литературу будучи известным биологом-исследователем.

Многие годы он проработал в заповедниках. Он написал такие сборники «Простофили и хитрецы», «Рассказы охотника», «На пороге весны», «С ружьём и без ружья» и др. В его творчестве есть разные жанровые формы: рассказы-подписи, рассказы-очерки, календари природы, сказки о природе и даже стихи.

  Во всех произведениях автора природа выступает главным

героем. Она живая, молодая и мудрая. 

  Скребицкий Георгий Алексеевич был и остаётся лучшим писателем-природоведом в детской литературе.)

-Вы видите небольшую выставку книг. Посмотреть и почитать книги вы сможете после урока.

- Догадались, какое время года будет героем произведения

Г.Скребицкого?

(Зима)

-Она пришла к нам не с пустыми руками, а с заданиями.

(учитель читает цели и задачи урока со снежинок, вывешенных на доске)

  • Ознакомиться с творчеством и произведением Г.Скре-

    бицкого

  • Развивать фантазию через художественные образы

произведения

  • Учиться обобщать и делать выводы
  • Продолжать развивать умения работать в группе

 

-Произведение, с которым мы будем работать, называется

«4 художника». Оно состоит из 4 частей. С 3-мя мы познакомились в 3-ем классе. Вспомните, как мы любовались работой весны, наслаждались картиной лета,

восхищались трудами осени.

 

 

4 Мотивация учебной деятельности

 

-Мне кажется, что зима-художница – это скучно, ведь всё

вокруг белым бело.

-А вы как думаете?

(ответы детей)

-Может произведение «4 художника сможет развеять мои

сомнения?

 

 

5 Восприятие и осознание нового материала

 

-Сейчас мои помощники прочитают произведение.

Вы должны внимательно его  прослушать и определить

жанр.

  • Первичное чтение сказки

-Назовите жанр произведения.

-Почему вы считаете, что это сказка?

-Как называется приём, когда автор оживляет неживые

предметы? (олицетворение)

-В каких жанрах используется этот приём?

-Понравилась ли вам сказка?

-Чем?

-О чём спорили времена года?

-Кто согласился рассудить их?

Ф\П

 

 

6 Закрепление и осмысление знаний

 

(чтение по частям)

  • №1 (Сошлись как-то...)

- Кто такой живописец?

- Почему Солнышко не должно было смотреть на работу Зимы?

(это должен был быть сюрприз для него)

 

  • №2 (Растянула Зима по небу…)

     - Что нарисовала Зима в своей картине сначала?

     - Найдите предложение, в котором есть сравнение.

       Прочитайте.

     (Река притихла, уснула, как в сказке.)

     - Как автор назвал ветер? (Проказником)

     - Почему?

 

 

  • №3(А вот меж кустов…)
  • (работа в группах)
  • 1группа – придумать 2-3 вопроса
  • 2 группа – найти и прочитать предложения со сравнениями
  • 3 группа – дать характеристику поступкам зимы

по отношению к животным.

(проверка работы группах)

 

  • №4(Заглянула зима в лес…)

- Что значит «нахлобучила шапки»?

(надвинула низко на лоб до бровей)

- С кем сравниваются молодые деревца и кустики?

(с детишками)

- Какое дерево растёт у самой опушки? (рябина)

- А как её украсила Зима?

(накрыла белым покрывалом)

- Прочитайте предложение, в котором говорится о том, что украшает ветви рябины.

- С чем сравниваются ягоды?

 

 

  • №5 (Под деревьями Зима…)

- Чем Зима расписала снег под деревьями? (следами)

- Следы каких животных были на этой картине?

( на доске изображения животных и их следы)

- Кому, какие следы принадлежат?

- Почему не видно медвежьего следа?

- Как Зима позаботилась о нём?

- Прочитайте.

- Только следы животных изобразила художница?

- Кого автор называет лесными курами?

- Кто видел этих птиц?

(изображение на доске)

 

 

  • №6 (Хороша получилась…)

(работа в группах)

 

  • 1 группа – Найти предложения, в которых говорится о том,  удалось ли Зиме нарисовать хорошую картину. Прочитайте.
  • 2 – группа – Придумать 2-3 вопроса к части.
  • 3 – группа – Найти предложение, в котором рассказывается о том, как изменился снег, когда появилось Солнце. Какая часть речи помогла автору

передать эти изменения?

(проверка работы)

 

 

7 Обобщение и систематизация знаний

 

- Мы читали, о том, как Зима-художница трудилась.

Я предлагаю вам самим стать художниками.  Под  музыку Вивальди «Времена года. Зима.» попробуйте

пофантазировать.

- Кому удалось, что-либо представить?

 

 

8 Итог урока

 

- С каким произведением мы работали на уроке?

- Кто автор сказки?

- Почему автор называет Зиму волшебным живописцем?

- Какова основная мысль этого отрывка?

- Мне понравилась ваша работа на уроке.

- Проверим, все ли задания Зимы мы выполнили?

( проверка заданий – снежинки)

 

  • Оценивание

 

 

        9 Домашнее задание

 

         Выразительное чтение сказки.

         Пересказ понравившегося отрывка.

         Рисунок к нему по-желанию.

 

 

 

3 группа

 

- Найдите и прочитайте предложения, в которых говорится

о том, удалось ли Зиме нарисовать хорошую картину.

 

 

Ознакомиться с творчеством

и произведением

Г.А.Скребицкого.

 

 

 

Развивать фантазию

через художественные

образы произведения.

 

 

Учиться обобщать

и делать выводы.

 

 

Продолжить развивать

умения работать в

группах.

 

 

Учиться бережному

отношению к природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
14 квітня 2019
Переглядів
2698
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку