Конспект урока по литературному чтению в 4 классе
Учитель І категории - Морозова А.Б.
Тема: «Г. Скребицкий . Четыре художника».
Цель урока. Ознакомить учеников с творчеством Г.Скребицкого и
его произведением «Четыре художника». Развивать фантазию
учеников через художественные образы произведения. Учить обобщать и делать выводы. Учить бережному отношению к при-
роде.
Оборудование: картинки с изображением волка, глухаря, тетерева,
лисы и их следов; зимние пейзажи, детский рисунок «Зима-матушка», музыкальный фрагмент П.Чайковского "
1 Организация класса
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться
«Доброе утро!»
-Сегодня к нам на урок пришли гости. Дети, поздоровайтесь с учителями.
2 Актуализация знаний учеников
-Скажите, как называется раздел, с которым мы работаем?
(Зима-красавица)
-Да, её называют красавицей.
-Как ещё её называют?
(хозяйкой, царицей, волшебницей. старухой, …)
-А ещё в старину её называли зимушкой-матушкой. Не весну красную, не лето тёплое, не осень сытую, а зимушку
с её холодами, снегами и метелями. Почему?
(ответы детей)
-Вы все знаете, что Анжелика любит и умеет рисовать. Посмотрите, какой изобразила зимушку-матушку Лика.
-Лика, расскажи нам о своей работе.
(рассказ ученицы)
-Народ издавна придумывал о зиме пословицы, поговорки, загадки. Кто из вас помнит их?
-Никто не любит лодырей, даже зима. Надеюсь на уроке все
будут работать и зима никого не заморозит.
3 Сообщение темы и задач урока
-Сегодня на уроке мы будем работать с произведением
Георгия Алексеевича Скребицкого.
-Знаком вам этот автор?
(открыть портрет)
-Когда мы впервые знакомились с этим автором, я рассказывала вам о его детстве. Сегодня Маша расскажет вам о его творчестве.
(Георгий Алексеевич Скребицкий пришёл в детскую литературу будучи известным биологом-исследователем.
Многие годы он проработал в заповедниках. Он написал такие сборники «Простофили и хитрецы», «Рассказы охотника», «На пороге весны», «С ружьём и без ружья» и др. В его творчестве есть разные жанровые формы: рассказы-подписи, рассказы-очерки, календари природы, сказки о природе и даже стихи.
Во всех произведениях автора природа выступает главным
героем. Она живая, молодая и мудрая.
Скребицкий Георгий Алексеевич был и остаётся лучшим писателем-природоведом в детской литературе.)
-Вы видите небольшую выставку книг. Посмотреть и почитать книги вы сможете после урока.
- Догадались, какое время года будет героем произведения
Г.Скребицкого?
(Зима)
-Она пришла к нам не с пустыми руками, а с заданиями.
(учитель читает цели и задачи урока со снежинок, вывешенных на доске)
бицкого
произведения
-Произведение, с которым мы будем работать, называется
«4 художника». Оно состоит из 4 частей. С 3-мя мы познакомились в 3-ем классе. Вспомните, как мы любовались работой весны, наслаждались картиной лета,
восхищались трудами осени.
4 Мотивация учебной деятельности
-Мне кажется, что зима-художница – это скучно, ведь всё
вокруг белым бело.
-А вы как думаете?
(ответы детей)
-Может произведение «4 художника сможет развеять мои
сомнения?
5 Восприятие и осознание нового материала
-Сейчас мои помощники прочитают произведение.
Вы должны внимательно его прослушать и определить
жанр.
-Назовите жанр произведения.
-Почему вы считаете, что это сказка?
-Как называется приём, когда автор оживляет неживые
предметы? (олицетворение)
-В каких жанрах используется этот приём?
-Понравилась ли вам сказка?
-Чем?
-О чём спорили времена года?
-Кто согласился рассудить их?
Ф\П
6 Закрепление и осмысление знаний
(чтение по частям)
- Кто такой живописец?
- Почему Солнышко не должно было смотреть на работу Зимы?
(это должен был быть сюрприз для него)
- Что нарисовала Зима в своей картине сначала?
- Найдите предложение, в котором есть сравнение.
Прочитайте.
(Река притихла, уснула, как в сказке.)
- Как автор назвал ветер? (Проказником)
- Почему?
по отношению к животным.
(проверка работы группах)
- Что значит «нахлобучила шапки»?
(надвинула низко на лоб до бровей)
- С кем сравниваются молодые деревца и кустики?
(с детишками)
- Какое дерево растёт у самой опушки? (рябина)
- А как её украсила Зима?
(накрыла белым покрывалом)
- Прочитайте предложение, в котором говорится о том, что украшает ветви рябины.
- С чем сравниваются ягоды?
- Чем Зима расписала снег под деревьями? (следами)
- Следы каких животных были на этой картине?
( на доске изображения животных и их следы)
- Кому, какие следы принадлежат?
- Почему не видно медвежьего следа?
- Как Зима позаботилась о нём?
- Прочитайте.
- Только следы животных изобразила художница?
- Кого автор называет лесными курами?
- Кто видел этих птиц?
(изображение на доске)
(работа в группах)
передать эти изменения?
(проверка работы)
7 Обобщение и систематизация знаний
- Мы читали, о том, как Зима-художница трудилась.
Я предлагаю вам самим стать художниками. Под музыку Вивальди «Времена года. Зима.» попробуйте
пофантазировать.
- Кому удалось, что-либо представить?
8 Итог урока
- С каким произведением мы работали на уроке?
- Кто автор сказки?
- Почему автор называет Зиму волшебным живописцем?
- Какова основная мысль этого отрывка?
- Мне понравилась ваша работа на уроке.
- Проверим, все ли задания Зимы мы выполнили?
( проверка заданий – снежинки)
9 Домашнее задание
Выразительное чтение сказки.
Пересказ понравившегося отрывка.
Рисунок к нему по-желанию.
3 группа
- Найдите и прочитайте предложения, в которых говорится
о том, удалось ли Зиме нарисовать хорошую картину.
Ознакомиться с творчеством
и произведением
Г.А.Скребицкого.
Развивать фантазию
через художественные
образы произведения.
Учиться обобщать
и делать выводы.
Продолжить развивать
умения работать в
группах.
Учиться бережному
отношению к природе.