Урок направлена на то, чтобы научить учащихся вычитанию однозначного числа из двузначного с переходом через разряд;на развитие устной речи учащихся; логического , на умение добывать знания, опираясь на ранее полученные умения; на воспитание интереса к предмету; уважительное и доброжелательное отношение друг к другую.
Урок по математике во 2 классе
«В гости к осени. Решение задач в два действия
Тип урока: освоение новых знаний.
Цель:
Задачи:
Методы:
Используемое программное обеспечение:
презентация урока по теме: «Решение задач в два действия. Периметр многоугольника.
компьютер, интерактивная доска, карточки, учебник под редакцией Богдановича 2 класс.
Ход урока
I.Организационный момент.
Прозвенел звонок весёлый.
Все готовы? (да)
Всё готово? (да)
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.
Учитель:
-Природа и математика связаны друг с другом. В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет, но и придаст уверенности.
-Давайте прочитаем хором девиз нашего урока: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому» - девиз написан на доске.
-Значит, чему будет посвящён урок?
Дети: Открытию нового знания.
Учитель:
-Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте, и скажите, какое время года пришло к нам на урок.
«Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я … (Осень). (СЛАЙД 2 – КАРТИНКА ОСЕНИ)
Учитель читает стихотворение А.С. Пушкина
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван тянулся к югу:
Приближалась довольно поздняя пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Учитель:
-Сегодня мы с вами отправимся в гости к осени.
Учитель:
- Дайте характеристику числу 23
Дети:
- Оно двузначное.
- В нём 2 десятка, 3 единицы.
- Записывается при помощи цифр 2 и 3
- Соседи числа 23, числа 22 и 24
- Число некруглое, нечётное.
- Сумма разрядных слагаемых 20 и 3 равна 23
- Число 23 записывается при помощи цифр 2 и 3
Учитель:
Используя эти цифры запишем число, классная работа, строка чистописания.
II.Актуализация опорных знаний.
Определение темы, постановка цели.
Учитель:
- Посмотрите на экран. Найдите лишнюю картинку. (СЛАЙД 3)
(солнце, дождь, птицы, туман, листья, бабочки).
- Какая картинка лишняя? (бабочки)
-Почему? (они летают только летом)
- К какому времени года относятся остальные картинки? (к осени)
- Какие сезонные изменения происходят осенью в неживой природе? (наступает похолодание, появляется иней, бывают первые заморозки, последняя гроза, мелкие затяжные дожди, первый снег )
-Как меняется осенью жизнь растений? (они желтеют, увядают)
- Осень принесла вам интересные задания, выполнив которые мы научимся новым вычислительным приёмам и закрепим изученный материал.
1.Устный счёт.
Раз, два, три, четыре, пять –
Вот и в клеточку тетрадь!
6,7,8,9,10 –
Устный счёт всегда чудесен!
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ (1 УЧЕНИК У ДОСКИ, остальные в тетрадях).
ПРОВЕРИМ
(ОТВЕТЫ к математическому диктанту) (СЛАЙД 4)
20 (Я) 58(К) 70(А) 27(Г) 30(Д) 28(О)
-Какое число самое маленькое?
-Какое число самое большое?
Учитель:
*Каждому числу соответствует определённая буква.
- Запишите числа в порядке увеличения и вы прочитаете зашифрованное слово.
-Какое слово получилось? Прочитайте.
Дети: ЯГОДА. (СЛАЙД 5)
Учитель:
-Какая лечебная ягода созревает осенью? (плоды шиповника)
Учитель:
И плоды его. Ребята,
Витаминами богаты,
Кто настой из них попьёт –
Очень долго проживёт!!!
Учитель:
-Чтобы набрать в лукошки много ягод, необходимо выполнить следующее задание.
РЕШИТЕ ЦЕПОЧКУ ПРИМЕРОВ (на ягодках числа и арифметические знаки)
(дети при решении используют слова: увеличить, уменьшить, прибавить, вычесть, сумма, разность)
81 + 5 – 30 – 6 + 24 + 6 – 5 = ….. (75) (СЛАЙД 6)
Учитель:
-Молодцы ребята, полные лукошки ягод собрали.
2. Работа с геометрическим материалом.
Учитель:
(демонстрирует фартук)
-Вот какой яркий фартук есть у нашей Осени.
Сейчас об этом Амалия расскажет стихотворение.
(Ученица читает стихотворение).
Повязала осень пёстрый фартук
И ведёрки с красками взяла
Ранним утром, проходя по лесу
Листья позолотой обвела.
Учитель:
- Объясните, как понимаете выражение «Позолотой обвела».
Дети: Значит листья стали жёлтого цвета, как золото.
(учитель показывает фартук выполненный из геометрических фигур)
Учитель:
-Какие геометрические фигуры составляют фартук Осени.
Дети: Часть круга, треугольник, четырёхугольник, круги
Учитель:
-Сколько четырёхугольников?
Дети:1
Учитель:
-Что знаете о четырёхугольнике?
Дети: Четырёхугольник это геометрическая фигура, которая состоит из четырёх вершин (точек), четырёх сторон, четырёх углов
Учитель:
-Фигуры, какого цвета не являются четырёхугольниками?
- Чему будет равен периметр четырёхугольника, если одна сторона 7см, а другая 5см? Дети: 24см
Учитель:
-Что значит найти периметр фигуры?
Дети: Необходимо найти сумму длин её сторон
Учитель:
-А если у четырёхугольника все стороны равны. Как будет называться эта фигура? Дети: Квадрат
Учитель:
-Осень довольна вашими ответами.
-Ребята, листья каких деревьев не изменяют осенью свою окраску?
Дети:
-Хвойных: сосны, ели, туи, кедра.
Учитель:
-Посмотрите, какое задание приготовили для вас ЁЛОЧКИ (СЛАЙД 7 – ПРИМЕТЫ)
III.Работа над темой урока.
2.Выход к учебной проблеме.
-
IV. Физминутка-музыкальная –проводит ученик (СЛАЙД 10)
Немного отдохнём под красивую осеннюю мелодию.
Листья
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся.
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят.
Н.Нищева
Дети кружатся, расставив руки в стороны.
Приседают.
Движение руками влево, вправо.
Снова кружатся на носочка.
3.Решение учебной проблемы.
V.Работа по учебнику (
Учитель:
-Но к сожалению, в осеннем лесу не услышишь весёлого, беззаботного пения птиц. Многие птицы собираются в стаи и улетают на юг.
- Как называются такие птицы?
Дети: Перелётные
Учитель:
-Почему они улетают на юг?
Дети: Им недостаточно корма, т.к. насекомые исчезают. А эти птицы насекомоядные.
Учитель:
-Каких перелётных птиц вы знаете?
Дети: Ласточка, стриж, кукушка, иволга, соловей, журавль (СЛАЙД 12 – ПТИЦЫ)
Учитель:
-Все ли птицы улетают в тёплые края?
Дети: Нет
Учитель:
-Какие остаются у нас и как они себя ведут?
Дети: Мы видим синиц, ворон, воробьёв, прилетают снегири, свиристели. Это зимующие птицы, они питаются плодами и семенами растений
Учитель:
-Птицы хотят посмотреть, как вы справитесь со следующим заданием.
Учитель: Учебник стр.67 №2 ,
Учитель:
-Птицы остались довольны вашей работой, но вы также не забывайте подкармливать их зимой.
Пальчиковая гимнастика (проводит ученик)
Без пальто гулял глупышка
И замёрз он, как ледышка
Чтобы пальчик отогреть,
Будем мы его тереть.
VI.Закрепление ранее изученного материала. Работа по учебнику.
Учитель:
- Какие изменения происходят в жизни животных? Как они готовятся к зиме?
Дети: Многие животные линяют (смена шерсти), осенью делают запасы на зиму: крот, хомяк, мышь, бобр, барсук, белка, запасают семена хвойных деревьев, грибы, орешки, жёлуди, веточки, зёрнышки; не делают запасов на зиму ёж, медведь, они до весны ложатся в спячку.
Учитель:
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
-О ком идёт речь в загадке?
Дети: О белке. (СЛАЙД 13)
Учитель:
- И белка принесла нам своё задание, постарайтесь его выполнить без ошибок.
а) ЗАДАЧА
Дети: Белочка делала запасы на зиму. Она собрала 30 орехов, а грибов на 7 больше. Сколько орехов и грибов всего собрала белочка? (СЛАЙД 15)
Учитель:
-Прочитаем задачу.
-Что известно в задаче?
-Что нужно узнать?
(Запишем краткую запись)
-Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? (нет)
-Почему? (мы не знаем, сколько грибов собрала белочка)
-Каким действием? (сложением)
-Почему будем складывать? (грибов больше на 7)
-А теперь, сможем ответить на вопрос задачи? (да)
-Каким действием? (сложением)
-Почему будем складывать? (находим сколько всего)
-Во сколько действий задача? (2)
-Какое первое действие? (30 + 7 = 37)
-Какое второе? (30 + 37 = 67)
-Запишем задачу выражением (1 ученик у доски):
30 + (30 + 7) = 67 (шт.)
Ответ: 67 орехов и грибов собрала белочка.
- Что обозначает сумма? (сколько грибов)
-А всё выражение? (сколько грибов и орехов)
Учитель:
-Вот мы и выполнили задание, которое дала нам белочка.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
-А как называется вот это явление природы? (демонстрирую рисунок «Туман»)
-Что вы можете о нём сказать?
Дети:
-Туманы бывают во все времена, обычно они стелются над рекой, в низине, где много воды. Гуще всего туманы бывают по утрам, когда земля сильно остывает.
-Ой, и нас накрывает туман, нужно скорее его разогнать.
- Выполнить следующее задание.
б) задания в рабочей тетради или тестирование
VII.Подведение итогов урока. Выставление оценок.
-Вы ребята молодцы
Математики – бойцы
Наш закончился урок
Подведём ему итог.
- С какой проблемой мы столкнулись сегодня на уроке? (необходимо было научиться вычитать из двузначного числа однозначное с переходом через разряд)
- Какой приём вычислений нам в этом помог? (нужно сначала число двузначное уменьшить до круглого числа, а затем из круглого числа вычесть необходимое количество единиц)
- Что больше всего понравилось и запомнилось на уроке?
- Кто доволен своей работой на уроке?
*** Оценки за урок
VIII.Домашнее задание
стр67 №4
IX.Рефлексия
– У вас у каждого на партах разноцветные осенние листья. Оцените свою работу на уроке:
– если вы активно участвовали в работе на уроке, делились с ребятами своими суждениями и овладели всей информацией, возьмите зелёный листочек;
– если вы участвовали в уроке, но не всегда могли ответить на вопросы, возьмите жёлтый листочек;
– если вы не разобрались с вычислительными приёмами, вам было очень трудно, возьмите красный листочек.
– Я очень рада, что наш листопад состоит из зелёных и жёлтых листьев. Сегодня хорошо поработали, молодцы. Спасибо за работу!