Урок по математике во 2 классе «В гости к осени. Решение задач в два действия

Про матеріал

Урок направлена на то, чтобы научить учащихся вычитанию однозначного числа из двузначного с переходом через разряд;на развитие устной речи учащихся; логического , на умение добывать знания, опираясь на ранее полученные умения; на воспитание интереса к предмету; уважительное и доброжелательное отношение друг к другую.

Перегляд файлу

 Урок по математике во 2 классе

«В гости к осени.   Решение задач в два действия

 

 

Тип урока: освоение новых знаний.

Цель:

  • Научить вычитанию однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.
  • Развивать устную речь учащихся; логические приемы мышления: анализ, синтез, сравнение; умение добывать знания, опираясь на ранее полученные умения.
  • Воспитывать интерес к предмету; уважительное и доброжелательное отношение друг к другу. Формировать коммуникативную культуру, самостоятельность.

Задачи:

  • Актуализировать знания состава чисел десятка.
  • Познакомить с приемом вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.
  • Закрепить изученные вычислительные приемы.
  • Совершенствовать умение решать текстовые задачи с новым приемом вычитания.

Методы:

  • частично-поисковый,
  • групповой

 Используемое программное обеспечение:

презентация урока по теме: «Решение задач в два действия. Периметр многоугольника.

компьютер, интерактивная доска, карточки, учебник под редакцией Богдановича  2 класс.

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

I.Организационный момент.

      Прозвенел звонок весёлый.

      Все готовы? (да)

      Всё готово? (да)

      Мы сейчас не отдыхаем,

      Мы работать начинаем.

 

Учитель:

-Природа и математика связаны друг с другом. В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет, но и придаст уверенности.

-Давайте прочитаем хором девиз нашего урока: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому» - девиз написан на доске.

-Значит, чему будет посвящён урок?

Дети: Открытию нового знания.

Учитель:

-Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте, и скажите, какое  время года  пришло к нам на урок. 

   «Несу я урожаи,

   Поля вновь засеваю,

   Птиц к югу отправляю

   Деревья раздеваю,

   Но не касаюсь сосен

   И елочек.   Я    (Осень). (СЛАЙД 2 – КАРТИНКА ОСЕНИ)

Учитель читает стихотворение А.С. Пушкина

 

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

 

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливый караван тянулся к югу:

Приближалась довольно поздняя пора;

Стоял ноябрь уж у двора. 

Учитель:

-Сегодня мы с вами отправимся в гости к осени.

Учитель:

- Дайте характеристику числу 23

 Дети:

- Оно двузначное.

- В нём 2 десятка, 3 единицы.

- Записывается при помощи цифр 2 и 3

- Соседи числа 23, числа 22 и 24

- Число некруглое, нечётное.

- Сумма разрядных слагаемых 20 и 3 равна 23

- Число 23 записывается при помощи цифр 2 и 3

Учитель:

Используя эти цифры запишем число, классная работа, строка чистописания.

 

II.Актуализация опорных знаний.

   Определение темы, постановка цели.

Учитель:

- Посмотрите на экран. Найдите лишнюю картинку. (СЛАЙД 3)

(солнце, дождь, птицы, туман, листья, бабочки).

- Какая картинка лишняя? (бабочки)

-Почему? (они летают только летом)

- К какому времени года относятся остальные картинки? (к осени)

- Какие сезонные изменения происходят осенью в неживой природе? (наступает похолодание, появляется иней, бывают первые заморозки, последняя гроза, мелкие затяжные дожди, первый снег )

-Как меняется осенью жизнь растений? (они желтеют, увядают)

 

- Осень принесла вам интересные задания, выполнив которые мы научимся новым вычислительным приёмам и закрепим изученный материал.

 

1.Устный счёт.

Раз, два, три, четыре, пять –

Вот и в клеточку тетрадь!

6,7,8,9,10 –

Устный счёт всегда чудесен!

 

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ  (1 УЧЕНИК У ДОСКИ, остальные в тетрадях).

  • 30 уменьши на 10.
  • 50 увеличь на 8.
  • На сколько 75 больше, чем 5?
  • Уменьшаемое 30, вычитаемое 3. Чему равна разность?
  • Найдите сумму чисел 23 и 7.
  • Из 48 вычесть 20.

ПРОВЕРИМ

 (ОТВЕТЫ к математическому диктанту) (СЛАЙД 4)

20 (Я)  58(К)   70(А)  27(Г)   30(Д)  28(О)

-Какое число самое маленькое?

-Какое число самое большое?

Учитель:

*Каждому числу соответствует определённая буква.

- Запишите числа в порядке увеличения и вы прочитаете зашифрованное слово.

-Какое слово получилось? Прочитайте.

Дети: ЯГОДА. (СЛАЙД 5)

Учитель:

-Какая лечебная ягода созревает осенью? (плоды шиповника)

Учитель:

И плоды его. Ребята,

Витаминами богаты,

Кто настой из них попьёт –

Очень долго проживёт!!!

Учитель:

-Чтобы набрать в лукошки много ягод, необходимо выполнить следующее задание.

РЕШИТЕ ЦЕПОЧКУ ПРИМЕРОВ (на ягодках числа и арифметические знаки)

(дети при решении используют слова: увеличить, уменьшить, прибавить, вычесть, сумма, разность)

 

81 + 5 – 30 – 6 + 24 + 6 – 5 = …..  (75)          (СЛАЙД 6)

 

Учитель:

-Молодцы ребята, полные лукошки ягод собрали.

 

2. Работа с геометрическим материалом.

Учитель:

(демонстрирует фартук)

-Вот какой яркий фартук есть у нашей Осени.

Сейчас об этом Амалия расскажет стихотворение.

(Ученица читает стихотворение).

Повязала осень пёстрый фартук

И ведёрки с красками взяла

Ранним утром, проходя по лесу

Листья позолотой обвела.

 

Учитель:

- Объясните, как понимаете выражение «Позолотой обвела».

Дети: Значит листья стали жёлтого цвета, как золото.

(учитель показывает фартук выполненный из геометрических фигур)

Учитель:

-Какие геометрические фигуры составляют фартук Осени.

Дети: Часть круга, треугольник, четырёхугольник, круги

Учитель:

-Сколько четырёхугольников?

Дети:1

Учитель:

-Что знаете о четырёхугольнике?

Дети: Четырёхугольник это геометрическая фигура, которая состоит из четырёх вершин (точек), четырёх сторон, четырёх углов

Учитель:

-Фигуры, какого цвета не являются четырёхугольниками?

- Чему будет равен периметр четырёхугольника, если одна сторона 7см, а другая 5см? Дети: 24см

Учитель:

 -Что значит найти периметр фигуры?

Дети: Необходимо найти сумму длин её сторон

Учитель:

-А если у четырёхугольника все стороны равны. Как будет называться эта фигура? Дети: Квадрат

Учитель:

-Осень довольна вашими ответами.

-Ребята, листья каких деревьев не изменяют осенью свою окраску?

Дети:

-Хвойных: сосны, ели, туи, кедра.

Учитель:

-Посмотрите, какое задание приготовили для вас ЁЛОЧКИ (СЛАЙД 7 – ПРИМЕТЫ)

 

III.Работа над темой урока.

  1.  

 

2.Выход к учебной проблеме.

- 

 

IV. Физминутка-музыкальная –проводит ученик    (СЛАЙД 10)

Немного отдохнём под красивую осеннюю мелодию.

Листья

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

                                   Н.Нищева

Дети кружатся, расставив руки в стороны.

Приседают.

Движение руками влево, вправо.

Снова кружатся на носочка.

 

3.Решение учебной проблемы.

 

 

V.Работа по учебнику (

Учитель:

-Но к сожалению, в осеннем лесу не услышишь весёлого, беззаботного пения птиц. Многие птицы собираются в стаи и улетают на юг.

- Как называются такие птицы?

Дети: Перелётные

Учитель:

-Почему они улетают на юг?

Дети: Им недостаточно корма, т.к. насекомые исчезают. А эти птицы насекомоядные.

Учитель:

-Каких перелётных птиц вы знаете?

Дети: Ласточка, стриж, кукушка, иволга, соловей, журавль    (СЛАЙД 12 – ПТИЦЫ)

Учитель:

-Все ли птицы улетают в тёплые края?

Дети: Нет

Учитель:

-Какие остаются у нас и как они себя ведут?

Дети: Мы видим синиц, ворон, воробьёв, прилетают снегири, свиристели. Это зимующие птицы, они питаются плодами и семенами растений

Учитель:

-Птицы хотят посмотреть, как вы справитесь со следующим заданием.

Учитель: Учебник стр.67 №2 , 

 

Учитель:

-Птицы остались довольны вашей работой, но вы также не забывайте подкармливать их зимой.

 

Пальчиковая гимнастика (проводит ученик)

Без пальто гулял глупышка

И замёрз он, как ледышка

Чтобы пальчик отогреть,

Будем мы его тереть.

 

VI.Закрепление ранее изученного материала. Работа по учебнику.

Учитель:

- Какие изменения происходят в жизни животных? Как они готовятся к зиме?

Дети: Многие животные линяют (смена шерсти), осенью делают запасы на зиму: крот, хомяк, мышь, бобр, барсук, белка, запасают семена хвойных деревьев, грибы, орешки, жёлуди, веточки, зёрнышки; не делают запасов на зиму ёж, медведь, они до весны ложатся в спячку.

 

Учитель:

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

-О ком идёт речь в загадке?

Дети: О белке.                        (СЛАЙД 13)

Учитель:

- И белка принесла нам своё задание, постарайтесь его выполнить без ошибок.

 

а) ЗАДАЧА

Дети: Белочка делала запасы на зиму. Она собрала 30 орехов, а грибов на 7 больше. Сколько орехов и грибов всего собрала белочка?         (СЛАЙД 15)

Учитель:

-Прочитаем задачу.

-Что известно в задаче?

-Что нужно узнать?

 (Запишем краткую запись)

-Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? (нет)

-Почему? (мы не знаем, сколько грибов собрала белочка)

-Каким действием? (сложением)

-Почему будем складывать? (грибов больше на 7)

-А теперь, сможем ответить на вопрос задачи? (да)

-Каким действием? (сложением)

-Почему будем складывать? (находим сколько всего)

-Во сколько действий задача? (2)

-Какое первое действие? (30 + 7 = 37)

-Какое второе? (30 + 37 = 67)

-Запишем задачу выражением (1 ученик у доски):

30 + (30 + 7) = 67 (шт.)

Ответ: 67 орехов и грибов собрала белочка.

- Что обозначает сумма? (сколько грибов)

-А всё выражение? (сколько грибов и орехов)

Учитель:

-Вот мы и выполнили задание, которое дала нам белочка.

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

-А как называется вот это явление природы? (демонстрирую рисунок «Туман»)

-Что вы можете о нём сказать?

Дети:

-Туманы бывают во все времена, обычно они стелются над рекой, в низине, где много воды. Гуще всего туманы бывают по утрам, когда земля сильно остывает.

-Ой, и нас накрывает туман, нужно скорее его разогнать.

- Выполнить следующее задание.

б) задания в рабочей тетради или тестирование

 

VII.Подведение итогов урока. Выставление оценок.

-Вы ребята молодцы

Математики – бойцы

Наш закончился урок

Подведём ему итог.

- С какой проблемой мы столкнулись сегодня на уроке? (необходимо было научиться вычитать из двузначного числа однозначное с переходом через разряд)

- Какой приём вычислений нам в этом помог? (нужно сначала число двузначное уменьшить до круглого числа, а затем из круглого числа вычесть необходимое количество единиц)

- Что больше всего понравилось и запомнилось на уроке?

- Кто доволен своей работой на уроке?

 

*** Оценки за урок

 

VIII.Домашнее задание

стр67 №4

 

IX.Рефлексия

– У вас у каждого на партах разноцветные осенние листья. Оцените свою работу на уроке:

– если вы активно участвовали в работе на уроке, делились с ребятами своими суждениями и овладели всей информацией, возьмите зелёный листочек;

– если вы участвовали в уроке, но не всегда могли ответить на вопросы, возьмите жёлтый листочек;

– если вы не разобрались с вычислительными приёмами, вам было очень трудно, возьмите красный листочек.

– Я очень рада, что наш листопад состоит из зелёных и жёлтых листьев. Сегодня хорошо поработали, молодцы. Спасибо за работу!

 

 

docx
Додано
13 січня 2019
Переглядів
1023
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку