2 грудня о 18:00Вебінар: Предмет «Захист України» у школі: теоретичні засади, цікаві ідеї, поради для дистанційного навчання

Урок по природоведению в 3 классе "Дыхательная система"

Про матеріал
Дана розробка уроку допоможе вчителю провести урок цікаво, використовуючи різні форми та методи роботи. Використовується додатковий матеріал. Проводиться контроль знань.
Перегляд файлу

Природоведение

Урок №

Тема урока.   Дыхательная система.

Цель урока.    Формировать понятие об органах дыхания (расположение в организме, значение), дать учащимся представление о газообмене в легких, о необходимости чистого воздуха для дыхания, о привычках, вредно действующих на органы дыхания, о путях сохранения органов дыхания здоровыми, совершенствовать умение находить на своем теле места, где расположены органы дыхания, заботиться о чистоте воздуха, развивать наблюдательность, мышление, внимание, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока: презентация с видеофильмами «Дыхательная система человека», «Вред курения на организм человека»; индивидуальные карточки с тестовой работой, карточки со схемой пищеварительной, дыхательной системами, материал для работы в группах, таблицы «Пищеварительная система человека», «Дыхательная система человека».

Ход урока

Организация класса

Чтобы быть всегда здоровым
И прогнать болезни прочь,
Нужно быть всегда готовым
Самому себе помочь.

А для этого ребята
Каждый должен быть знаком,
С организмом человека –
А устроен сложно он.

Актуализация опорных знаний

  1. Наблюдение за погодой.
  2. Проверка Д/З . Работа в парах.
  • Что такое пищеварение?
  • (Это процесс превращения пищи в питательные вещества, которые усваиваются организмом). 
  • У вас на партах лежат схемы пищеварительной системы человека. Работа в парах, вы должны подписать каждый орган. (За закрытой доской работает один ученик).
  1. Работа со схемой «Пищеварительная система» (у доски)

Расскажите о пищеварении по данной таблице.

  • Где начинается процесс пищеварения?(в ротовой полости).
  • По какому органу пища попадает изо рта в желудок? (по пищеводу).
  • Что в желудке переваривает пищу? (желудочный сок).
  • Сколько зубов у взрослого человека? (32)
  • Чем покрыты зубы снаружи? (эмалью)

 

Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и задач урока

  1. Работа над загадкой.

Вот гора, а у горы —
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит.     (Нос)

  1. Выполнение заданий (физкультминутка).
  •                   Попробуйте на немного закрыть рот, зажать нос и перестать дышать. Вы сразу почувствуете, что вам необходимо глубоко вдохнуть. Это возмутились клетки, которые остались без живительного газа. Что это за газ ? (кислород). Они кричат: «Пришлите нам кислород. Иначе мы все погибнем от голода!»
  •                   Давайте подышим носом. Положите руки на грудную клетку. Сделайте вдох, выдох. Что вы заметили?
  •                   Давайте вспомним, какой состав имеет воздух? (Кислород, углекислый газ, азот.)- на экране схема «Состав воздуха».
  1. Прогнозирование работы на уроке.
  • Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать на уроке?
  • На какие вопросы вы бы хотели узнать ответы?
  • Какие органы дыхательной системы вам уже известны?

Сегодня на уроке мы будем говорить о дыхательной системе человека. Вы узнаете о том, как устроена дыхательная система, об органах дыхательной системы, как работают эти органы, их значении, о необходимости чистого воздуха для дыхания, о привычках, которые вредят здоровью человека, а также о путях сохранения органов дыхания здоровыми.

Восприятие и осознание нового материала

  1. Выступление консультантов. Слушание рассказа про «Нос».

Нос (по А. Дорохову)

Некоторые считают, что нос - это только украшение на лице.

На самом деле даже самый маленький нос, похожий на кнопку, весьма важная часть тела.

Это одновременно и фильтр, и печка, и сторожевой пост.

Ты делаешь вдох и втягиваешь ноздрями воздух. Он попадает внутрь носа и пробегает по его извилистым каналам. Поверхность этих каналов усеяна множеством крохотных ресничек. Они все вре­мя быстро колеблются, как трава на лугу, когда подует ветер.

К этим ресничкам, как мухи к липкой бумаге, прилипают на ле­ту пылинки.

Попробуй вытереть внутри нос платком после того, как прой­дешь по пыльной дороге. Темное пятно на платке покажет, сколько пыли осело в носу.

Так нос тщательно оберегает легкие, чтобы в них не попала грязь.

Внутренние стенки носа пронизаны множеством тончайших со­судов, по которым все время струится горячая кровь.

Поэтому в узких каналах носа жарко, как в духовке. Даже морозный воздух успевает согреться и становится теплым.

Вот почему надо дышать не ртом, а носом. Меньше опасность надышаться пыли и простудиться.

Ну а сторожевым постом организма нос называют потому, что он единственный из органов чувств умеет воспринимать разные запахи. А это очень важно.

Запахнет в воздухе дымом - и нос сразу сообщит об этом мозгу. А тот уже сообразит, что где загорелось.

Донесется  из духовки вкусный запах зарумянившейся корочки, хозяйка понимает: пирог готов, пора его вынимать.

Без воздуха человек не может прожить даже несколько минут. Он постоянно вдыхает и выдыхает воздух всю свою жизнь.

  1. Беседа по содержанию рассказа.
  • Что вы интересного узнали о носе?
  • Какую роль выполняет нос? (защищает легкие от попадание пыли в них, согревает холодный воздух).
  • Что еще мы можем различать с помощью носа? (это орган обоняния).

 

  1. Слово учителя.

     Всю жизнь человек дышит - вдыхает и выдыхает воздух. При вдохе воздух через носовую полость, трахею и бронхи поступает в легкие. Все эти органы составляют дыхательную систему.

  1. Просмотр учебного фильма «Дыхательная система человека».

      Внимательно посмотрите фильм «Дыхательная система человека» и скажете, что же вы узнали о дыхательной системе.

  1. Работа со схемой «Дыхательная система человека» (индивидуальные карточки для работы).
  • Какие органы входят в состав дыхательной системы?
  • Возьмите карточки с изображением дыхательной системы и подпишите все ее органы. Каждый работает самостоятельно, а у доски …
  • Давайте проверим, правильно вы выполнили это задание?
  • Каким образом воздух может поступать в организм человека?
  • Куда воздух поступает из носа? (гортань).
  • Почему пища и воздух не смешиваются и попадают в нужное место?
  • Что такое трахея?
  • Что такое альвеолы?
  • Что происходит в лёгких?
  • А как вы думаете, кто руководит процессом дыхания? (мозг). Каждые две секунды нервы спинного мозга посылают сигнал мышцам, опоясывающим грудную клетку расширятся. Мышцы расширяются и легкие наполняются воздухом. Происходит вдох. Через три секунды сигнал от мозга прекращается, мышцы грудной клетки расслабляются и воздух выталкивается наружу. Происходит выдох. Таким образом, нашему организму понадобилось всего лишь 5 секунд, чтобы сделать вдох – выдох.  

Закрепление изученного материала

  1. Появление гостя доктора Калины Пигулко.

Здравствуйте, ребята. Вы меня, наверное,  узнали, я …. Доктор Калина Пигулко.  На протяжении  многих уроков вы знакомитесь со строением человеческого организма. Вы изучили опорно-двигательную систему человека, пищеварительную систему. А сегодня вы познакомились с дыхательной системой. И сейчас мы с вами выполним дыхательную физкультминутку.

  1. Дыхательная физкультминутка.

«Ныряльщики»
Делается три глубоких вдоха и потом «ныряние под воду» с задержкой дыхания, при этом нос закрыт пальцами. Задержка позволяется до того момента пока вы уже не может не дышать и «выныривает». Данное упражнение активно насыщает мозг кислородом, но следует чередовать его с другими упражнениями, потому, что оно может вызвать головокружение.

«Воздушный шарик»
Дети «надуваются» как воздушные шарики, делая 4 глубоких вдоха под счет учителя (от 1 до 4) . Потом медленно выдыхают – «сдуваются» (учитель считает от 1 до 8) . Упражнение способствует улучшению работы легких.

  1. Работа по учебнику (с. 156). Работа в группах.
  • Прочитайте мои советы в учебнику на с. 156, как можно избежать болезней органов дыхания.
  • Но, чтобы быть здоровыми, этого не достаточно. Есть много факторов, которые могут как положительно, так и отрицательно влиять на дыхательную систему человека. Может вы это знаете? Вот сейчас мы будем работать в группах.

1 группа (лёгкие) – Что положительно влияет на дыхательную систему человека?

2 группа (облако) – Как необходимо заботиться о чистоте воздуха?

3 группа (пачка сигарет) – Что может вредить дыхательной системе человека?

  1. Проверка работы в группах.
  • Сейчас мы послушаем ответы каждой из групп.
  • А сейчас вы посмотрите учебный фильм о влиянии курения на организм человека и, я думаю, вы сделаете для себя правильные выводы. Но мне уже прощаться с вами.  Будьте здоровы. До новых встреч.
  1. Просмотр фильма «Влияние курения на организм человека».

       Ребята, в этой банке опасное вещество, запах которого может убить одного голубя, воробья, это вещество, собранное из семи сигарет, убивает целую лошадь. (Это никотин).

Ребята, а кто знает что такое никотин? ( Да, это яд, а ещё это наркотик, из-за которого, люди так быстро и привыкают к сигарете.)

Никотин проникает в кровь, и она разносит его по всем органам. Этот яд притупляет зрение, слух, внимание, заставляет усиленно работать сердце. У курильщиков часто возникают опасные, а порой смертельные заболевания легких и сердца.

Посмотрите фильм о вреде курения на организм человека.

  • А сейчас посмотрите, как выглядит легкое у здорового и курящего человека.
  1. Тестирование.
  1.  Какой орган входит в систему дыхания?

а) печень     б) лёгкие     в) мозг;

  1.  Где расположены сердце и лёгкие?

а) в полости таза     б) в грудной клетке     в) в брюшной полости;

  1. Что происходит с грудной клеткой во время вдоха?

а) ничего не происходит;

б) сужается;

в) расширяется.

  1.  По чему воздух попадает из носоглотки в лёгкие?

а) по трахее     б) по кишечнику     в) по пищеводу.

5) Какова роль лёгочных пузырьков (альвеол)?

а) ничего не происходит;

б) забирают частицы кислорода и отдают частицы углекислого газа;

в) забирают частицы углекислого газа и отдают кислород.

6) Кто руководит дыхательной системой человека?

а) печень;          б) лёгкие;            в) мозг.

7) Что вредит здоровью человека?

а) курение;          б) занятие спортом;          в) влажная уборка в помещении

8) Как сохранить органы дыхания здоровыми?

а)  Дышать табачным дымом;

б) проветривать помещение, делать влажную уборку;

в) не одевать марлевую повязку, если в помещении есть больной.

9). Запишите органы дыхательной системы.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

 

Домашнее задание

с. 155-156 (уч), составить памятку для тех, кто хочет укрепить свое здоровье.

Итог урока

  • Что нового вы сегодня узнали на уроке?
  • Что вам запомнилось больше всего?
  • Как вы считаете, почему курение опасно для здоровья?

 

1

 

doc
Додано
31 липня 2019
Переглядів
492
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку