Природоведение
Урок №
Тема урока. Дыхательная система.
Цель урока. Формировать понятие об органах дыхания (расположение в организме, значение), дать учащимся представление о газообмене в легких, о необходимости чистого воздуха для дыхания, о привычках, вредно действующих на органы дыхания, о путях сохранения органов дыхания здоровыми, совершенствовать умение находить на своем теле места, где расположены органы дыхания, заботиться о чистоте воздуха, развивать наблюдательность, мышление, внимание, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование урока: презентация с видеофильмами «Дыхательная система человека», «Вред курения на организм человека»; индивидуальные карточки с тестовой работой, карточки со схемой пищеварительной, дыхательной системами, материал для работы в группах, таблицы «Пищеварительная система человека», «Дыхательная система человека».
Ход урока
Организация класса
Чтобы быть всегда здоровым
И прогнать болезни прочь,
Нужно быть всегда готовым
Самому себе помочь.
А для этого ребята
Каждый должен быть знаком,
С организмом человека –
А устроен сложно он.
Актуализация опорных знаний
Расскажите о пищеварении по данной таблице.
Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и задач урока
Вот гора, а у горы —
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит. (Нос)
Сегодня на уроке мы будем говорить о дыхательной системе человека. Вы узнаете о том, как устроена дыхательная система, об органах дыхательной системы, как работают эти органы, их значении, о необходимости чистого воздуха для дыхания, о привычках, которые вредят здоровью человека, а также о путях сохранения органов дыхания здоровыми.
Восприятие и осознание нового материала
Нос (по А. Дорохову)
Некоторые считают, что нос - это только украшение на лице.
На самом деле даже самый маленький нос, похожий на кнопку, весьма важная часть тела.
Это одновременно и фильтр, и печка, и сторожевой пост.
Ты делаешь вдох и втягиваешь ноздрями воздух. Он попадает внутрь носа и пробегает по его извилистым каналам. Поверхность этих каналов усеяна множеством крохотных ресничек. Они все время быстро колеблются, как трава на лугу, когда подует ветер.
К этим ресничкам, как мухи к липкой бумаге, прилипают на лету пылинки.
Попробуй вытереть внутри нос платком после того, как пройдешь по пыльной дороге. Темное пятно на платке покажет, сколько пыли осело в носу.
Так нос тщательно оберегает легкие, чтобы в них не попала грязь.
Внутренние стенки носа пронизаны множеством тончайших сосудов, по которым все время струится горячая кровь.
Поэтому в узких каналах носа жарко, как в духовке. Даже морозный воздух успевает согреться и становится теплым.
Вот почему надо дышать не ртом, а носом. Меньше опасность надышаться пыли и простудиться.
Ну а сторожевым постом организма нос называют потому, что он единственный из органов чувств умеет воспринимать разные запахи. А это очень важно.
Запахнет в воздухе дымом - и нос сразу сообщит об этом мозгу. А тот уже сообразит, что где загорелось.
Донесется из духовки вкусный запах зарумянившейся корочки, хозяйка понимает: пирог готов, пора его вынимать.
Без воздуха человек не может прожить даже несколько минут. Он постоянно вдыхает и выдыхает воздух всю свою жизнь.
Всю жизнь человек дышит - вдыхает и выдыхает воздух. При вдохе воздух через носовую полость, трахею и бронхи поступает в легкие. Все эти органы составляют дыхательную систему.
Внимательно посмотрите фильм «Дыхательная система человека» и скажете, что же вы узнали о дыхательной системе.
Закрепление изученного материала
Здравствуйте, ребята. Вы меня, наверное, узнали, я …. Доктор Калина Пигулко. На протяжении многих уроков вы знакомитесь со строением человеческого организма. Вы изучили опорно-двигательную систему человека, пищеварительную систему. А сегодня вы познакомились с дыхательной системой. И сейчас мы с вами выполним дыхательную физкультминутку.
«Ныряльщики»
Делается три глубоких вдоха и потом «ныряние под воду» с задержкой дыхания, при этом нос закрыт пальцами. Задержка позволяется до того момента пока вы уже не может не дышать и «выныривает». Данное упражнение активно насыщает мозг кислородом, но следует чередовать его с другими упражнениями, потому, что оно может вызвать головокружение.
«Воздушный шарик»
Дети «надуваются» как воздушные шарики, делая 4 глубоких вдоха под счет учителя (от 1 до 4) . Потом медленно выдыхают – «сдуваются» (учитель считает от 1 до 8) . Упражнение способствует улучшению работы легких.
1 группа (лёгкие) – Что положительно влияет на дыхательную систему человека?
2 группа (облако) – Как необходимо заботиться о чистоте воздуха?
3 группа (пачка сигарет) – Что может вредить дыхательной системе человека?
Ребята, в этой банке опасное вещество, запах которого может убить одного голубя, воробья, это вещество, собранное из семи сигарет, убивает целую лошадь. (Это никотин).
Ребята, а кто знает что такое никотин? ( Да, это яд, а ещё это наркотик, из-за которого, люди так быстро и привыкают к сигарете.)
Никотин проникает в кровь, и она разносит его по всем органам. Этот яд притупляет зрение, слух, внимание, заставляет усиленно работать сердце. У курильщиков часто возникают опасные, а порой смертельные заболевания легких и сердца.
Посмотрите фильм о вреде курения на организм человека.
а) печень б) лёгкие в) мозг;
а) в полости таза б) в грудной клетке в) в брюшной полости;
а) ничего не происходит;
б) сужается;
в) расширяется.
а) по трахее б) по кишечнику в) по пищеводу.
5) Какова роль лёгочных пузырьков (альвеол)?
а) ничего не происходит;
б) забирают частицы кислорода и отдают частицы углекислого газа;
в) забирают частицы углекислого газа и отдают кислород.
6) Кто руководит дыхательной системой человека?
а) печень; б) лёгкие; в) мозг.
7) Что вредит здоровью человека?
а) курение; б) занятие спортом; в) влажная уборка в помещении
8) Как сохранить органы дыхания здоровыми?
а) Дышать табачным дымом;
б) проветривать помещение, делать влажную уборку;
в) не одевать марлевую повязку, если в помещении есть больной.
9). Запишите органы дыхательной системы.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Домашнее задание
с. 155-156 (уч), составить памятку для тех, кто хочет укрепить свое здоровье.
Итог урока
1