Разработка урока по теме "Условия возникновения и прекращения горения. Маркировка опасных веществ". Урок химии в 7 классе. Рассматриваются условия возникновения и прекращения химических реакций – горения, медленного окисления. Развитие представления о пожаре (реакциях горения) и его составляющих. Дается классификация и маркировка опасных веществ.
Урок №9 (33) в теме «Кислород»
Тема урока: Условия возникновения и прекращения горения. Маркировка опасных веществ.
Цель: Рассмотреть условия возникновения и прекращения горения. Маркировка опасных вешеств.
Задачи:
Образовательные: способствовать формированию знаний учащихся о кислороде, его химических свойствах; обеспечить условия для усвоения учащимися понятий: реакция окисления, реакция горения, медленное окисление, оксиды; закрепить умения записывать уравнения химических реакций горения простых и сложных веществ в кислороде, давать названия полученным веществам; способствовать осмыслению учащимися роли кислорода на земле и в жизни человека. Сформировать представления о пожаре (реакциях горения) и его составляющих. Изучить классификацию опасных веществ.
Воспитательные: способствовать воспитанию добросовестного отношения к труду, положительного отношения к знаниям, инициативности, настойчивости, способности преодолевать трудности для достижения цели. Содействовать воспитанию у учащихся бережного отношения к атмосфере, развитию у учащихся интереса к проблемам, связанным с загрязнением воздуха, бережного отношения с огнём. Воспитывать самостоятельность, ответственность.
Развивающие: способствовать формированию умений выделять общие и существенные признаки и свойства, увидеть проблему и найти пути её решения, применять полученные знания на практике и оценивать результаты выполненных действий; продолжить развитие самостоятельности, умения работать в парах и группах. Создать условия для развития умений записи уравнений химических реакций, развивать логическое мышление в направлении всё большей самостоятельности суждений, формирования умений делать обобщения на основе химического эксперимента. Научить определять и объяснять понятия, анализировать, осуществлять поиск необходимой информации с использованием ИКТ. Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную.
Новое содержание: Условия возникновения и прекращения химических реакций – горения, медленного окисления. Маркировка опасных вешеств.
Методы: Словесные, интерактивные, частично-поисковые, практические, методы контроля и коррекции.
Тип урока: комбинированный. Основная часть – формирование и закрепление новых знаний и умений.
Планируемые результаты обучения: Учащиеся должны уметь на конкретных примерах указывать условия возникновения и прекращения горения; уметь объяснять связь между условиями и возможностью протекания химических реакций (горения, окисления, самовозгорания); различие между горением и медленным окислением; знать маркировку опасных веществ.
Оборудование: демонстрации: Горение спирта в фарфоровой чашке. Тушение пламени. Презентация «Маркировка опасных веществ», ПК, доска СМАРТ.
Структура урока:
Ход урока:
Чтоб не сориться с огнём,
Нужно больше знать о нём,
Отказаться от привычки
Свысока смотреть на спички
И запомнить навсегда,
Что бывает, если дети,
Те, что знают все на свете,
Зажигают спички эти
и бросают не туда …
Огонь - одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился. Огонь дарил человеку тепло, свет, защищал от диких зверей. Он был великим помощником человека.
Подарил Прометей
Красный факел для людей,
Чтобы жаром всех он грел,
Чтоб в светильнике горел,
Мясо жарил и варил,
Страх на зверя наводил,
Обжигал горшки, игрушки,
Правил бронзовые пушки.
Но, к несчастью, этот дар
Вызывал не раз пожар.
Как в костре трещат дрова,
Загорелись лес, дома.
И кидалось то огнище
С адским ревом на жилище.
Легче не пожар тушить,
А его предупредить!
Условия возникновения и прекращения горения.
Игра «Подскажи словечко»
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил...? (утюг)
Красный отблеск побежал.
Кто со спичками...? (играл)
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над...? (газом)
Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жег...? (траву)
Кто в огонь бросал при этом
Незнакомые...? (предметы)
Дым увидел - не зевай И пожарных... (вызывай)
Помни, каждый гражданин,
Что их номер... (101)
И в сказках бывает…
Море пламенем горит,
Выбежал на море кит,
Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите! К.Чуковский "Путаница”
И вдруг заголосили:
«Пожар! Горим! Горим!»
С треском, щелканьем и громом.
Озирается кругом,
Машет красным рукавом. С. Маршак "Кошкин дом”
Что за дым над головой?
Что за гром над мостовой?
Дом пылает за углом.
Что за мрак стоит кругом?
Ставит лестницы команда,
От огня спасает дом. С. Михалков "Дядя Стёпа”.
«И сейчас же все, кого коснулась волшебная палочка феи, заснули… Заснули даже куропатки и фазаны, которые поджаривались на огне. Заснул вертел, на котором они вертелись. Заснул огонь, который их поджаривал.»
Шарль Перро “Спящая красавица”
«Раз как-то вечером сидел солдат в своей каморке; совсем уже стемнело, а у него не было денег даже на свечку. Тут он и вспомнил про ведьмину вещицу. Достал солдат ее из кармана и стал высекать огонь. Только он по кремню, дверь распахнулась, и вбежала собака с глазами, точно чайные блюдца».
Г.Х. Андерсен, “Огниво”
«В то же мгновение вся комната наполнилась едким черным дымом, и что-то вроде бесшумного взрыва большой силы подбросило Вольку к потолку, где он и повис, зацепившись штанами за крюк, на который предполагалось повесить бабушкину люстру».
Лазарь Лагин “Старик Хоттабыч”
«Огонь под плитой разгорался все сильней, на сковородках что-то шипело и дымилось, по комнате разносился приятный, вкусный запах. Старуха металась то туда, то сюда и то и дело совала в горшок с супом свой длинный нос, чтобы посмотреть, не готово ли кушанье. Наконец в горшке что-то заклокотало и забулькало, из него повалил пар, и на огонь полилась густая пена. Тогда старуха сняла горшок с плиты, отлила из него супу в серебряную миску и поставила миску перед Яковом».
Вильгельм Гауф, “Карлик Нос”
«Сам принес воды, сам набрал веток и сосновых шишек, сам развел у входа в пещеру костер, такой шумный, что закачались ветки на высокой сосне. Сам сварил какао на воде:
- Живо! Садись завтракать. Они видели дымок костра у корней старой сосны, но им и в голову не пришло, что в этой пещере скрывались деревянные человечки, да еще зажгли костер».
А.Н.Толстой “Золотой ключик или Приключения Буратино”
Презентация «Маркировка опасных веществ»
Когда из дома ты выходишь
Не забудь проверить вновь,
Все ли выключил приборы,
Не возникнет ли огонь.
Разводить костер у дома
Строго запрещается,
Так как страшный тот огонь
Легко распространяется.
Если вдруг увидишь дым,
Что-то загорается,
Позвони по 101,
Сразу все уладится.
С огнем, друзья, нельзя шутить. Беда большая может быть.
И коли в печке много дров, её закройте на засов.
Открытой печь не оставляйте, за ней следить не забывайте,
В огне сгорает быстро дом, а возле дома – лес кругом.
Легко горят трава, деревья, погибнуть может вся деревня!
С кострами будьте осторожны, их жечь лишь на поляне можно.
От младших брата и сестренки держите спички вы в сторонке,
Одних в дому не оставляйте, с огнем и сами не играйте.
Если ты увидишь спички в руках маленькой сестрички:
Огонек лишь малый светит. Но ведь может быть беда!
Уходя, проверь ты печку, газ, утюг, и даже свечку.
И пожар на целом свете не возникнет никогда.
Ну, а если – дым угарный, номер набери пожарный,
«Сто один» тебе ответит, помни ты его всегда!
Выучить:§
Письменно: Проведите дома со взрослыми ревизию опасных веществ, подготовьте их список, отметив, в чем состоит опасность каждого вещества. Сделайте самодельные ярлыки для обозначения ядовитых веществ с надписями: «Лак», «Краска», «Ядовито», «Огнеопасно». Подумайте, как прикрепить их к флаконам, банкам и бутылкам.
Подготовить проект №6 «Проблемы загрязнения воздуха и пути их решения».