Розробка відкритого уроку-подорожі з природознавства з використанням інтерактивної технології кооперативного навчання. Розробка уроку містить завданя, відповіді на які учні знаходять в науковій енциклопедіїї. До уроку учні самостійно робили презентації.
Тема. В чем особенность растительного и животного мира Африки
Цели:
Обучающие:
- познакомить учащихся с животным и растительным миром пустынь, саван, экваториальных влажных лесов Африки;
- показать приспособленность животных и растений к природным зонам Африки;
- учить применять полученные знания при составлении мини-сообщения.
-учить работать с географической картой.
-учить находить необходимую информацию в научно-популярной литературе.
Развивающие:
- развивать географические знания, устную речь, память, умение систематизировать изученный материал;
- развивать в детях умение высказывать своё мнение, принимать мнения товарищей; умение слушать друг друга;
- развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- развивать навыки управления собственной деятельностью (планировать, контролировать, оценивать) ;
- развивать мышление (наблюдать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы).
Воспитательные:
- помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Методы обучения:
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная и фронтальная работа.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, магнитофон, географическая карта, картинки животных и растений, энциклопедии.
Ход урока
І. Организация класса
ІІ. Мотивация учебной деятельности
- Сегодня на уроке мы совершим виртуальное путешествие на самый жаркий материк нашей планеты – Африку. Но прежде мы должны проверить наши знания об этом материке.
ІІІ. Актуализация опорных знаний
- Какое у вас представление об Африке? Назовите одним словом.
Африка
- Каждой группе дано число. Что оно значит для Африки?
І группа: 2-второй по величине материк после Евразии;
ІІ группа: 5 – занимает пятую часть всей земной суши;
ІІІ группа: 53 – на территории Африки расположено 53 государств;
ІV группа: 29,2 – квадратных километров площадь Африки без прилегающих островов.
(сверка с правильным ответом на экране).
- Почему у нас тепло только летом, а на экваторе круглый год? (Зависит от угла падения солнечных лучей)
- Почему Африка считается самым жарким материком? (Находится в жарком поясе. Большая её часть пересекается экватором)
- В чем причина темной кожи и темных волос у африканцев? (Защита кожи от ультрафиолета, защита кожи от ожога)
- Почему в африканцев курчавые волосы?
ІV. Новый материал
– Необходимые знания об Африке мы закрепили, теперь можем отправляться в путешествие. Нас приветствуют на борту самолета «Украина». И так, летим.
- Вот она, Африка. В аэропорту нас встречает первый экскурсовод, который ознакомит нас с природными зонами Африки.
(выступление экскурсовода в сопровождении презентации)
Экскурсовод:
- Растительный и животный мир Африки зависит от природных зон в которой они находятся.
Африка, Африка – волшебный материк,
На много километров раскинулся он вмиг.
На севере – Сахара – пустынная земля,
На юге – Калахари – такая же жара.
А в центре, не поверите, там солнце круглый год,
Деревья, словно мачты, лиан невпроворот.
Вода с небес прольется. Утихнет буря вмиг.
Джунглями зовется тот удивительный мир.
А между ними степи – обширная земля
Саваннами зовутся они людьми не зря.
Африка, Африка – чудесный материк,
Рекомендую очень его вам изучить.
- Сейчас мы отправимся в зону пустынь где нас ожидает второй экскурсовод.
(выступление экскурсовода в сопровождении презентации)
Экскурсовод:
На севере Африки расположена крупнейшая на Земле пустыня Сахара. На юге - пустыня Калахари. Есть еще в Африке пустыня Намиб. Их поверхность покрыта песком, камнями, щебнем.
Зона пустынь – это засушливые районы с продолжительными периодами жары и засухи и отсутствием атмосферных осадков. Поэтому растительность здесь чрезвычайно скудная, а местами её нет совсем. Кое- где растут отдельные пучки трав и колючие кустарними. В этих растениях очень длинный кореньТолько в оазисах развивается богатая растительность.
Из животных распространены лисица фенёк, верблюды, антилопы, которые в поисках пищи и воды могут пробегать большие расстояния. Много пресмыкающихся: змей, черепах, ящериц ведущих в основном ночной образ жизни, так как они днём скрываются в норах, они могут долго обходиться без воды. Из хищников встречаются гиены, шакалы.
- Сейчас каждая группа составит небольшой репортаж о животном пустыни Африки. Информацию будете находить в энциклопедии.
(После подготовки выходят к доске по два представителя от группы: один показывает фотографию животного, а другой рассказывает).
- Наше путешествие продолжается и мы отправляемся в зону саванн. Нас встречает третий экскурсовод.
(выступление экскурсовода в сопровождении презентации)
Экскурсовод:
Саванна – это дикая тропическая степь, покрытая травяной растительностью с редко разбросанными деревьями и кустарниками. Саванны Африки занимают более 40% от площади континента. Их отличает разнообразная фауна и флора. Более того, по мнению ученых, это один из наиболее экологически чистых регионов планеты.
Отличительной особенностью саванн является чередование засушливого и влажного сезонов, которые занимают примерно по полгода, сменяя друг друга. В сухой сезон саванна выглядит засушливой степью. В дождевой сезон -покрывается раскошной травой, расцветают различные растения. В саванне растут только те растения, которые способны выдержать длительные сезоны засухи, которые сумели приспособиться к жаркому и сухому климату. Деревья имеют мелкие твердые листья, покрытые восковым налетом, сохраняюшим влагу даже в сильную жару. Кроме того, из-за частых пожаров деревья в саванне имеют толстую кору, которая спасает дерево от огня. Самый яркий представитель флоры саванны - баобаб. Диаметр его ствола достигает 8 метров. Высота - до 25 метров. Толстый ствол баобаба и кора способны накапливать влагу, словно губка. Длинные и мощные корни всасывают влагу из глубины почвы. Хорошо здесь себя чувствуют зонтиковидная акация, колбасное дерево, слоновая трава, алоэ, пальмы…
Степень приспособленности животных к конкретным условиям также необыкновенно высока. К ней можно отнести строгое разделение по способу питания и составу кормов. Одни используют побеги молодых кустарников, другие - кору, третьи - бутоны и почки растений. Кроме того, те же самые побеги разные животные берут с разной высоты. Здесь встечаются такие животные:слоны, жирафы, зебры, львы, носороги…
Задание: найдите четыре ошибки в тексте и зачеркните их.
В саванне много высокой (до 3 м) густой травы. В одиночку или отдельными группами возвышаются деревья: баобабы, дубы, клены. Много в саванне акаций и берез. Сезон дождей сменяется сухим сезоном. Иссушающий ветер приносит песчаную пыль и снег. Травы высыхают. Деревья сбрасывают листву.
(После окончания работы дети зачитывают правильный ответ)
Физминутка
а) краткое сообщение учителя;
б) демонстрация презентации «растительность джунглей Африки»;
в) демонстрация презентации «животный мир джунглей Африки».
- На доске - набор животных и растений. Вы должны выбрать и приклеить к карте только тех, которые встречаются в вашей природной зоне.
І группа: растения и животные зоны пустынь;
ІІ группа: растения зоны саван;
ІІІ группа: животные зоны саван;
ІV группа: растения и животные зоны экваториальных влажных лесов.
(По 2 представителя от каждой группы выходят к доске и наклеивают отобранные организмы.)
- Каких животных и растения вы выбрали? Что было лишним?
V. Итог урока
- Наше путешествие завершилось, отправляемся домой.
- Что для вас было новым и удивительным?
- Так в чем заключается особенность растительного и животного мира Африки?
VІ. Комментарии и объявление оценок за работу на уроке
VІІ. Домашнее задание