Урок-подорож з природознавства "В чому особливості рослинного та тваринного світу Африки"

Про матеріал

Розробка відкритого уроку-подорожі з природознавства з використанням інтерактивної технології кооперативного навчання. Розробка уроку містить завданя, відповіді на які учні знаходять в науковій енциклопедіїї. До уроку учні самостійно робили презентації.

Перегляд файлу

Тема.   В чем особенность растительного и животного мира Африки

Цели:

Обучающие:

- познакомить учащихся с животным и растительным миром  пустынь, саван,  экваториальных  влажных лесов Африки;

- показать приспособленность  животных и растений к природным зонам Африки;

- учить  применять полученные знания  при составлении мини-сообщения.

-учить работать с географической картой. 

-учить находить необходимую информацию в научно-популярной литературе.

Развивающие:

- развивать географические знания, устную речь, память, умение систематизировать изученный материал;

- развивать в детях умение высказывать своё мнение, принимать мнения товарищей; умение слушать друг друга;

- развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

- развивать навыки управления собственной деятельностью (планировать, контролировать, оценивать) ; 
- развивать мышление (наблюдать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы). 

Воспитательные:

- помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Методы обучения:

 Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная и фронтальная работа.

  Оборудование: ноутбук, проектор, экран, магнитофон, географическая карта,  картинки животных и растений, энциклопедии.

Ход урока

І.  Организация класса

ІІ. Мотивация учебной деятельности

     - Сегодня на уроке мы совершим виртуальное путешествие на самый жаркий материк нашей планеты – Африку. Но прежде мы должны проверить наши знания об этом материке.

ІІІ. Актуализация опорных знаний

  1. Мозговой штурм

- Какое у вас представление об Африке? Назовите одним словом.

                                Африка

 

 

  1. Игровой момент «Африка в числах» (работа в группах)

- Каждой группе дано число. Что оно значит для Африки?

І  группа: 2-второй по величине материк после Евразии;

ІІ группа: 5 – занимает пятую часть всей земной суши;

ІІІ группа: 53 – на территории Африки расположено 53 государств;

ІV группа: 29,2 – квадратных километров площадь Африки без прилегающих островов.

(сверка с правильным ответом на экране).

 

  1. Блиц-опрос  (фронтальная работа)

- Почему у нас тепло только летом, а на экваторе круглый год? (Зависит от угла падения солнечных лучей)

- Почему Африка считается самым жарким материком? (Находится в жарком поясе. Большая её часть пересекается экватором)

- В чем причина темной кожи и темных волос у африканцев? (Защита кожи от ультрафиолета, защита кожи от ожога)

- Почему в африканцев курчавые волосы?

  1. Презентация ученика «Интересные факты про Африку»

ІV. Новый материал

  1.  Слово учителя

– Необходимые знания об Африке мы закрепили, теперь можем отправляться в путешествие. Нас приветствуют на борту самолета «Украина».  И так, летим.

  1. Ознакомление с природными зонами Африки

- Вот она, Африка. В аэропорту нас встречает первый экскурсовод, который ознакомит нас с природными зонами Африки.

(выступление экскурсовода в сопровождении презентации)

Экскурсовод:

- Растительный и животный мир Африки зависит от природных зон в которой они находятся.

Африка, Африка – волшебный материк,

На много километров раскинулся он вмиг.

На севере – Сахара – пустынная земля,

 На юге – Калахари – такая же жара.

А в центре, не поверите, там солнце круглый год,

Деревья, словно мачты, лиан невпроворот.

Вода с небес прольется. Утихнет буря вмиг.

Джунглями зовется тот удивительный мир.

А между ними  степи – обширная земля

Саваннами зовутся они людьми не зря.

Африка, Африка – чудесный материк,

Рекомендую очень его вам изучить.

  1. Ознакомление с особенностями растительного и животного мира пустынь

- Сейчас мы отправимся в зону пустынь где нас ожидает второй экскурсовод.

(выступление экскурсовода в сопровождении презентации)

Экскурсовод:

         На севере Африки расположена крупнейшая на Земле пустыня Сахара. На юге - пустыня Калахари. Есть еще в Африке пустыня Намиб. Их поверхность покрыта песком, камнями, щебнем.

        Зона пустынь – это засушливые районы с продолжительными периодами жары и засухи и отсутствием атмосферных осадков. Поэтому растительность здесь чрезвычайно скудная, а местами её нет совсем. Кое- где растут отдельные пучки трав и колючие кустарними. В этих растениях очень длинный кореньТолько в оазисах развивается богатая растительность.

        Из животных распространены лисица фенёк, верблюды, антилопы, которые в поисках пищи и воды могут пробегать большие расстояния. Много пресмыкающихся: змей, черепах, ящериц ведущих в основном ночной образ жизни, так как они днём скрываются в норах, они могут долго обходиться без воды. Из хищников встречаются гиены, шакалы.

  1. Работа с научной литературой (работа в группе)

- Сейчас каждая группа составит небольшой репортаж о животном пустыни Африки. Информацию будете находить в энциклопедии.

(После подготовки выходят к доске по два представителя от группы: один показывает фотографию животного, а другой рассказывает).

 

  1. Ознакомление с особенностями растительного и животного мира саван

- Наше путешествие продолжается и мы отправляемся в зону саванн. Нас встречает третий экскурсовод.

(выступление экскурсовода в сопровождении презентации)

Экскурсовод:

         Саванна это дикая тропическая степь, покрытая травяной растительностью с редко разбросанными деревьями и кустарниками. Саванны Африки занимают более 40% от площади континента. Их отличает разнообразная фауна и флора. Более того, по мнению ученых, это один из наиболее экологически чистых регионов планеты.

        Отличительной особенностью саванн является чередование засушливого и влажного сезонов, которые занимают примерно по полгода, сменяя друг друга. В сухой сезон саванна выглядит засушливой степью. В дождевой сезон -покрывается раскошной травой, расцветают различные растения. В саванне растут только те растения, которые способны выдержать длительные сезоны засухи, которые сумели приспособиться к жаркому и сухому климату. Деревья имеют мелкие твердые листья, покрытые восковым налетом, сохраняюшим влагу даже в сильную жару. Кроме того, из-за частых пожаров деревья в саванне имеют толстую кору, которая спасает дерево от огня. Самый яркий представитель флоры саванны - баобаб. Диаметр его ствола достигает 8 метров. Высота - до 25 метров. Толстый ствол баобаба и кора способны накапливать влагу, словно губка. Длинные и мощные корни всасывают влагу из глубины почвы. Хорошо здесь себя чувствуют зонтиковидная акация, колбасное дерево, слоновая трава, алоэ, пальмы…

        Степень приспособленности животных к конкретным условиям также необыкновенно высока. К ней можно отнести строгое разделение по способу питания и составу кормов. Одни используют побеги молодых кустарников, другие - кору, третьи - бутоны и почки растений. Кроме того, те же самые побеги разные животные берут с разной высоты. Здесь встечаются такие животные:слоны, жирафы, зебры,  львы, носороги…

  1. Работа с карточкой  (работа в паре, затем 2+2)

Задание: найдите четыре ошибки в тексте и зачеркните их.


В саванне много высокой (до 3 м) густой травы. В одиночку или отдельными группами возвышаются деревья: баобабы, дубы, клены. Много в саванне акаций и берез. Сезон дождей сменяется сухим сезоном. Иссушающий ветер приносит песчаную пыль и снег. Травы высыхают. Деревья сбрасывают листву.

 

(После окончания работы дети зачитывают правильный ответ)

Физминутка

  1. Ознакомление с особенностями растительного и животного мира зоны экваториальных влажных лесов:

 

а) краткое сообщение учителя;

б) демонстрация презентации «растительность джунглей Африки»;

в) демонстрация презентации «животный мир джунглей Африки».

 

  1. Составление коллажа (работа в группах)

- На доске - набор животных и растений. Вы должны выбрать и приклеить к карте только тех, которые встречаются в вашей природной зоне.

 

І  группа: растения и животные зоны пустынь;

ІІ группа: растения зоны саван;

ІІІ группа: животные зоны саван;

ІV группа: растения и животные зоны экваториальных влажных лесов.

 

(По 2 представителя от каждой группы выходят к доске и наклеивают отобранные организмы.)

- Каких животных и растения вы выбрали? Что было лишним?

 

V.  Итог урока

- Наше путешествие завершилось, отправляемся домой.

- Что для вас было новым и удивительным?

- Так в чем заключается особенность растительного и животного мира Африки?

 

.  Комментарии и объявление оценок за работу на уроке 

 

VІІ.  Домашнее задание

  • Проработать текст учебника на с.98-101
  • Выполнить задание в тетради на с.32
  • По желанию подготовить репортаж о растении или животном Африки.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
16 травня 2018
Переглядів
1210
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку