Цели урока: обучать внимательному и бережному прочтению текстов классических призведений художественной литературы, нацелить учащихся на дальнейшее расширение круга чтения;
развивать память, внимание, логику, интеллект;
способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; коррекция творческих способностей учащихся.Клас
Дата
Учитель: Семешкина Елена Ивановна
Тема урока. Внеклассное чтение. Страницами любимих книг.
Цели урока: обучать внимательному и бережному прочтению текстов классических призведений художественной литературы, нацелить учащихся на дальнейшее расширение круга чтения;
развивать память, внимание, логику, интеллект;
способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; коррекция творческих способностей учащихся.
Тип урока: комбинированный урок
Форма проведения урока: урок-путешествие
Оборудование: тетради, опорные конспекты, учебники, интерактивная доска,выставка книг, реквизит для сценок, сценарий по новелле Грина «Голос и глаза», текст Шекспира «Ромео и Джульетта»
Эпиграф к уроку: «Слово –«Передающее знание»
Иван Федоров
«Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению»
Френсис Бэкон
«Человек, не читающий книг, удивительно скучен» К. Вильмонт «Человек без книги, что птица без крыльев»
Пословица
«Читайте детям не нотации, а книги»
Григорий Остер
Ход урока
I.Организационный этап
Звучит тихая музика(муз.№1), на партах лежат опорные конспекты урока
1.Слово учителя:
Ребята, уважаемые гости, сегодня у нас не обычный урок внеклассного чтения, а урок-путешествие в мир слова, мир великого таинства под названим книга, мир чтения.
Иван Бунин. Слово
Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
Давайте начнем его с проверки домашнего задания. Что было задано (нужно было объяснить и защитить цитату о роли книги и литературы).
Ребята, а вы в это время работаете в опорных конспектах, записываете понравившиеся мысли, комментируете сами высказывания.
2. Проверка домашнего задания.
Давайте начнем с защиты эпиграфа, которую проведу я (эпигр на доску №2)
Защита учениками подготовленных цитат по литературе : (№3)
«Чтение книги – это вроде разговора с наилучшими людьми прошлых столетий».
Декарт
«...Каждый образованный европеец обязан иметь должное понятие о бессмертных творениях величавой древности».
А.С. Пушкин
«Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели».
С. Маршак
«Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело».
К. Успенский
«Прочесть, как следует, произведение лирическое – вовсе не безделица, для этого нужно долго его изучать».
Н. Гоголь
«Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее».
Д. Лихачев
«Человекотворческое задание литературы – разбудить в читателе неугомонного ловца смысла».
Е. Волощук
II. Актуализация опорных знаний
Просмотр презентации №4 об истории возникновения книги (учитель комментирует просмотр)
-Что же такое книга? Я думаю, вы со мной согласитесь, что это духовное послание из пришлого: какими нам быть; как дальше жить, чтобы не потерять в себе человека, сохранить человеческий облик
III. Мотивация учебной деятельности
Иван Федоров, работая с алфавитом кириллицы, расшифровал послание из названий букв азбуки:
«Я знаю буквы; слово – это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям,постигайте мирозданье! Несите слово убежденно: знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте,чтобы сущего свет постичь!
Вот так и мы постигали суще; не только читали книги, но при помощи инсценировок пытались глубже проникнуть в мир чувств и мыслей автора, мир его героев. А своими открытиями делились с участниками и зрителями на литературных праздниках.
IV. Работа над темой урока
1.Просмотр театральных постановок ребят, начиная с 6 класса (театр – 2011, видео №5 под музыку №1)
2.Физкультминутка ( видео №6)
3.Слово учителя
Вы взрослеете, меняются ваши интересы, взрослеют души. И снова отыскать себя во взрослом меняющемся мире и понять этот мир помогает замечательное, «классное» внеклассное чтение. Об этом говорит подбор стихов:
Анна Ахматова (читает, под муз №1)
Сжала руки под темной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
- Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру»
Константин Бальмонт ( под муз. №1)
Я не знаю мудрости, годной для других,
Только мимолетности я влагаю в стих.
В каждой мимолетности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры.
Не кляните, мудрые. Что вам до меня?
Я ведь только облачко, полное огня.
Я ведь только облачко. Видите: плыву.
И зову мечтателей… Вас я не зову!
Эдуард Асадов (под муз. №7) «Стихи о рыжей дворняге»
Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
- Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но все же тебя я покину.
Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пестрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу.
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа
Сказал:- Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы...
А то ведь простая дворняга!
Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.
В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали...
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит задыхаясь!
Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой!
Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело,
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела...
Труп волны снесли под коряги...
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце - чистейшей породы!
4. И снова театр, но теперь вживую. И снова, благодаря внеклассному мероприятию, обращение к «классному» произведению, полному свежести, красоты, любви. Шекспир «Ромео и Джульетта» в исполнении:
Джульетта –
Синьор Капулетти –
Мама Джульетты –
Пока артисты готовятся, давайте окунемся в мир средневековой Вероны и посмотрим презентацию одноименного фильма№8
Показ сценки из трагедии «Ромео и Джульетта»
Пронзительность чувств, красота отношений. А.С. Грин «Голос и глаза». Вы увидите в исполнении:
Дэзи Гаран – Лена
Автор – Даша Чуева
Рабид – Женя
Профессор – Илья
Презентация « Алые паруса»№9
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
В опорных конспектах ответьте на вопросы:
1.Что понравилось на уроке?
2.Что особенно запомнилось на уроке?
3.Что нового узнали на уроке?
Всем огромное спасибо за сегодняшний урок! Сдайте, пожалуйста, опорные конспекты на проверку и анализ. Оценки на следующем уроке.
VI. Домашнее задание
Эсхил. Биография древнегреческого трагика(стр.16-17) – 1-ый уровень; история древнегреческого театра(стр.11-12) – 2-ой уровень; роль Эсхила в развитии древнегреческого театра(17-18) – 3-ий уровень.