Урок "Права, свободы и обязанности граждан Украины."

Про матеріал

Цели: рассмотреть конституционный статус гражданина Украины, ознакомить учащихся с понятиями «права и свободы человека», их классификацией, с основными международными документами, в которых закреплены свободы и права человека; показать механизм защиты пав и свобод человека в Украине и мире; усовершенствовать навыки работы с источниками информации; развивать умения свое мнение, работать в группе; формировать уважение к правам и свободам человека.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Основные понятия и термины: гражданство, права, свободы, обязанности, гарантии прав, международные стандарты прав человека.

Материалы и оборудование: учебник, Конституция Украины, плакаты « Права» и « Обязанности», карточки с заданиями.

Перегляд файлу

Тема. Права, свободы и обязанности граждан Украины.

Цели: рассмотреть конституционный статус гражданина Украины, ознакомить учащихся с понятиями «права и свободы человека», их классификацией, с основными международными документами, в которых закреплены свободы и права человека; показать механизм защиты пав и свобод человека в Украине и мире; усовершенствовать навыки работы с источниками информации; развивать умения свое мнение, работать в группе; формировать уважение к правам и свободам человека.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Основные понятия и термины: гражданство, права, свободы, обязанности, гарантии прав, международные стандарты прав человека.

Материалы и оборудование: учебник, Конституция Украины, плакаты  « Права» и « Обязанности», карточки с заданиями.

Эпиграф: Ти знаєш, що ти – людина,

                 Ти знаєш про це, чи ні?

                 Усмішка твоя – єдина,

                 Мука твоя – єдина,

                 Очі твої одні.

                 Василь Симоненко

Ход урока

Слайд 1.

І. Организационный момент.

Здравствуйте! Меня зовут Елена Николаевна. Мне выпала большая честь проводить урок в вашем классе, и я уверена, что вы – самые достойные!

ІІ. Психологический настрой.

У меня в руках волшебная шкатулка. А в ней – самое ценное сокровище планеты Земля. Я предлагаю каждому заглянуть, но не рассказывать пока, что вы там увидите.

(Аудиозапись щебетания птиц)

Кого вы увидели в волшебной шкатулке?

Да, каждый увидел в волшебном зеркале себя. Человек – самое ценное сокровище. Каждый из вас – личность, и именно такого человека, как вы, больше нет и не будет на этой земле. Известный украинский поэт Василий Симоненко писал о неповторимости каждого человека:

Слайд 2.

                 Ти знаєш, що ти – людина,

                 Ти знаєш про це, чи ні?

                 Усмішка твоя – єдина,

                 Мука твоя – єдина,

                 Очі твої одні.

Именно эти слова станут эпиграфом нашего урока.  Как вы понимаете их? …Я прошу вас подумать над ними на протяжении урока, мы к ним обязательно вернемся.

А пока ответьте на такой вопрос: « Кто хочет быть успешным человеком?»

Что в вашем понимании успех?  ( здоровье…. Спорт..)

Учащиеся нашей школы считают спорт залогом успеха и прекрасно совмещают его с учебой. Они передают вам не только привет, но и задание. Внимание на экран.

Слайд 3 - видео

Конверт у меня в руках.( разрезаем, достаем задание) А в нем – головоломка, решив которую, вы назовете тему урока. ….

Ну что, кто готов назвать тему урока? Правильно. Давайте запишем в тетради.

 

Слайд 4.

(Запись в тетради – число, тема. Я – на доске)

Задания на сегодняшний урок мы сформулируем с помощью логичной  цепочки:

Слайд 5.

Гражданство → приобретение и прекращение гражданства → права и свободы граждан Украины → обязанности граждан Украины → гарантии и механизм защиты прав и свобод

- вспомнить понятие «гражданство»;

- рассмотреть пути приобретения  и прекращения гражданства;

 - охарактеризовать  права, свободы и обязанности граждан Украины;

- определить гарантии и механизмы защиты прав и свобод граждан Украины.

Я желаю вам быть успешными на сегодняшнем уроке. Давайте скажем: «Я самый успешный!» ( шепотом, громче, громко)Вы  самые успешные, и я вас верю!

ІІІ. Актуализация опорных знаний.

И переходим к первому заданию. Выполним его с помощью приема «Я знаю. А вы?»  я вам говорю, что знаю я, если вы тоже это знаете, ставите +, если нет - -.

  1. Я знаю, как называют человека, который постоянно проживает на территории одного государства, пользуется правами и выполняет обязанности. А вы?
  2. Я знаю определение понятия «гражданство». А вы?
  3. Я знаю, как называют лицо без гражданства. А вы?
  4. Я знаю, кто такой бипатрид. А вы?

Ну что, ребята, у кого четыре + ? у кого три?

Давайте проверим. Итак…

Кто даст определение термина гражданство? 

Гражданство –это …

Лицо без гражданства называют … апатрид.

Кто же такой бипатрид?.. Это человек…

IV. Объяснение нового материала.

Гражданство может приобретаться и прекращаться. Как приобретается и в каких случаях прекращается, мы выясним с помощью приема «Видимо - невидимо». Перед вами на партах лежат подобные  листки, на которых разным шрифтом и цветом записаны пути приобретения и прекращения гражданства. Ваша задача – работая в парах, в течении 1 минуты внимательно изучить данный материал, затем перевернуть эти листки и 1 варианту записать пути приобретения, а 2 – пути прекращения гражданства. ..а теперь обменяйтесь тетрадями, давайте проверим…. Внимание на экран – итак, пути приобретения - …

Пути прекращения…

Слайд  6.

Молодцы! Наши первые шаги были успешными. А потом нам повезло еще больше – мы выжили в кораблекрушении и оказались в абсолютно новом государстве, правительство которого создает законодательство и стремится установить в полном объеме все ваши потребности. К готовому перечню оно предлагает вам добавить еще 5 наиболее необходимых лично вам потребностей. Запишите их.

Но со временем правительство поняло, что выполнить всё, что они обещали – нереально, и попросило вычеркнуть 10 менее важных для вас потребностей.  Вычеркните ! Ситуация в стране обострилась, и члены правительства обратились к гражданам с просьбой отказаться ещё от 5 потребностей. Вычеркните . Итак, у вас осталось 6 – 7 наиболее важных для вас потребностей. Давайте назовем их… да вы правы, именно эти потребности жизненно необходимы для существования, морального и психического здоровья личности. И именно они являются главными правами человека.

Слайд 7.

Давайте вспомним определения понятий «права и свободы », которые вы изучали в 9 классе.

  • Права человека – понятие, которое характеризует правовой статус человека, его возможности   в экономической, политической, социальной, культурной и экологической сферах.
  • Свобода – закрепленная  в Конституции возможность выбора определенного поведения человека.

Но права не могут существовать без обязанностей.

  • Конституционная обязанность -  это определенная нормами Конституции и законов Украины мера обязательного, надлежащего поведения в политической, экономической, социальной, культурной и экологической сферах общественной жизни.

Слайд 7 б.

Слайд 8.

Важнейшими обязанностями граждан Украины являются:

защищать Родину, независимость и территориальную целостность Украины;

уважать государственные символы Украины;

не наносить вред природе, культурному наследию, возмещать причиненные ими убытки;

соблюдать Конституцию и законы Украины, не посягать на права и свободы, честь и достоинство других людей;

платить налоги и сборы. т об обязанностях

 

Слайд 9. Картинки

Давайте проверим, как вы различаете права и обязанности. Выполнить это задание я предлагаю вам с помощью приема «Бег с барьерами». Ваша задача – поочередно выбрать права (обязанности) и сложить картинку. Я приглашаю по 6 человек….из предложенного перечня прав и обязанностей вы должны выбрать только права, а вы – только обязанности. Если вы сделаете всё правильно, то получится тематическая картинка…

Какое право символизирует данная картинка?

Какую обязанность?

Слайд 10.

 (работа в 2 группах )

Прав очень много. Существует несколько классификаций прав человека. Сегодня мы рассмотрим самую распространенную.

Слайд 11

Слайд 12 – 17 – группы прав.

( учитель + презентация с 2 примерами)

Я назвала только по одному примеру прав каждой группы. На самом деле их намного больше.

Предлагаю каждому из вас выступить в роли правоведа и попробовать выбрать из предложенного перечня прав те, которые относятся к определенной группе. Для этого вам нужно объединиться в 5 групп. Каждая получит набор цветных лент, из которых должна будет выбрать – только личные, …  Ленты скрепляются с помощью этих скрепок.

(Цветная лента)

Если всё соединено правильно, у каждой группы получилась лента одного цвета. Покажите!

Личные – красная.

Социально-экономические – синяя

Политические – желтая

Культурные – бежевая

Экологические – зеленая

 

Домашнее задание: в качестве домашнего задания я предлагаю вам составить Декларацию прав и свобод вашего класса.

Слайд 18.

И права, и обязанности записаны в Конституции Украины. Правовые документы создавались в нашем государстве с давних времен. И сегодня к вам обращается известная историческая личность. Ваша задача – назвать имя этого человека.

Я был украинским гетманом в изгнании. В 1710 году я разработал документ, в котором впервые был употреблен термин «конституция». Но, к сожалению,             на территории Украины этот документ не был введен в действие. Меня зовут… ( Филипп Орлик)

Слайд 19.

Во все времена государство обеспечивало гарантии и защиту прав и свобод человека.

Слайд 20.

(учитель + определение в тетрадь + схема в презентации)

Как же гарантируются права и свободы человека в Украине и мире?

(Работа с Конституцией – выписывают и называют органы, которые помогают гражданам защитить свои права                                                 СУД, ПАРЛАМЕНТ, ПРОКУРАТУРА )

Существуют международные документы о правах человека.

Слайд 21.

( учитель + презентация)

Всемирная декларация прав человека

Конвенция ООН о правах ребенка

Международные пакты

Но, к сожалению, происходят случаи, когда все национальные способы защиты исчерпаны. Тогда человек может обратиться в международные органы и организации, в том числе – в Европейский суд по правам человека.

Слайд 22.

Обобщить полученные знания нам поможет игра «Сказочные герои и нарушение прав»

Слайд 23.

  1. Всем известна сказка «Золушка». Какие права были нарушены по отношению к Золушке?  ( Равные права детей, тяжелый и непосильный труд, право на отдых, любовь и заботу).
  2. Сказка «Красная Шапочка». какое главное право нарушил Волк? ( Право на жизнь).

V. Рефлексия.

 

Метод 6 шляп.

Итак, сегодня на уроке мы рассмотрели тему « Прав, свободы и обязанности граждан Украины».

Слайд 24.

Предлагая  подвести  итог урока с помощью 6 разноцветных шляп.

Слайд 25.

Каждый цвет символизирует определенный вид деятельности.

Белый – ученые.

Красный – художники.

Желтый – оптимисты.

Черный – критики.

Зеленый – креативщики.

Синий – руководитель.

Поскольку я руководитель, я надеваю синюю шляпу. А вы через 1 минуту должны будете выполнить следующее задание:

Ребята в белых шляпах - обобщить информацию, о которой узнали на уроке.

Какие эмоции испытали – нарисуют и покажут  ребята в красных шляпах.

Ребята в желтых шляпах выступят в защиту прав и свобод.

Учащихся в черных шляпах расскажут о минусах в соблюдении прав и свобод человека.

А новыми идеями поделятся ребята в зеленых шляпах.

Через минуту выслушиваем каждую группу.

Я : Действительно, человек – это самое большое богатство, которое есть на Земле. И поэтому права, которые существуют, должны быть направлены на благо человека. А у вас на уроке есть замечательное право – оценить себя свою работу самостоятельно. Перед вами шкала… я прошу каждого по очереди подойти и прикрепить магнит с вашим именем к той отметке, которую вы ставите себе за урок.

(прикрепляют магнит к шкале оценивания, у некоторых спросить, почему поставили именно такую оценку)

 

Сегодня на уроке вам сопутствовал успех. Пусть он сопровождает вас и дальше. Но знайте, все в ваших руках.

Слайд 26. 

( Раздаю ладошки и говорю):

Но главное – пусть каждый из вас помнит:   

Слайд 27.

                 Ти знаєш, що ти – людина,

                 Ти знаєш про це, чи ні?

                 Усмішка твоя – єдина,

                 Мука твоя – єдина,

                 Очі твої одні.

Спасибо за урок!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новогригорьевская общеобразовательная школа І – ІІІ ступеней

 

 

«Основные права, свободы и обязанности граждан Украины»

Урок права в 10 классе

Учитель правоведения

Солодова Елена Николаевна

 

docx
Додано
18 жовтня 2018
Переглядів
1493
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку