Цели: рассмотреть конституционный статус гражданина Украины, ознакомить учащихся с понятиями «права и свободы человека», их классификацией, с основными международными документами, в которых закреплены свободы и права человека; показать механизм защиты пав и свобод человека в Украине и мире; усовершенствовать навыки работы с источниками информации; развивать умения свое мнение, работать в группе; формировать уважение к правам и свободам человека.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Основные понятия и термины: гражданство, права, свободы, обязанности, гарантии прав, международные стандарты прав человека.
Материалы и оборудование: учебник, Конституция Украины, плакаты « Права» и « Обязанности», карточки с заданиями.
Тема. Права, свободы и обязанности граждан Украины.
Цели: рассмотреть конституционный статус гражданина Украины, ознакомить учащихся с понятиями «права и свободы человека», их классификацией, с основными международными документами, в которых закреплены свободы и права человека; показать механизм защиты пав и свобод человека в Украине и мире; усовершенствовать навыки работы с источниками информации; развивать умения свое мнение, работать в группе; формировать уважение к правам и свободам человека.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Основные понятия и термины: гражданство, права, свободы, обязанности, гарантии прав, международные стандарты прав человека.
Материалы и оборудование: учебник, Конституция Украины, плакаты « Права» и « Обязанности», карточки с заданиями.
Эпиграф: Ти знаєш, що ти – людина,
Ти знаєш про це, чи ні?
Усмішка твоя – єдина,
Мука твоя – єдина,
Очі твої одні.
Василь Симоненко
Ход урока
Слайд 1.
І. Организационный момент.
Здравствуйте! Меня зовут Елена Николаевна. Мне выпала большая честь проводить урок в вашем классе, и я уверена, что вы – самые достойные!
ІІ. Психологический настрой.
У меня в руках волшебная шкатулка. А в ней – самое ценное сокровище планеты Земля. Я предлагаю каждому заглянуть, но не рассказывать пока, что вы там увидите.
(Аудиозапись щебетания птиц)
Кого вы увидели в волшебной шкатулке?
Да, каждый увидел в волшебном зеркале себя. Человек – самое ценное сокровище. Каждый из вас – личность, и именно такого человека, как вы, больше нет и не будет на этой земле. Известный украинский поэт Василий Симоненко писал о неповторимости каждого человека:
Слайд 2.
Ти знаєш, що ти – людина,
Ти знаєш про це, чи ні?
Усмішка твоя – єдина,
Мука твоя – єдина,
Очі твої одні.
Именно эти слова станут эпиграфом нашего урока. Как вы понимаете их? …Я прошу вас подумать над ними на протяжении урока, мы к ним обязательно вернемся.
А пока ответьте на такой вопрос: « Кто хочет быть успешным человеком?»
Что в вашем понимании успех? ( здоровье…. Спорт..)
Учащиеся нашей школы считают спорт залогом успеха и прекрасно совмещают его с учебой. Они передают вам не только привет, но и задание. Внимание на экран.
Слайд 3 - видео
Конверт у меня в руках.( разрезаем, достаем задание) А в нем – головоломка, решив которую, вы назовете тему урока. ….
Ну что, кто готов назвать тему урока? Правильно. Давайте запишем в тетради.
Слайд 4.
(Запись в тетради – число, тема. Я – на доске)
Задания на сегодняшний урок мы сформулируем с помощью логичной цепочки:
Слайд 5.
Гражданство → приобретение и прекращение гражданства → права и свободы граждан Украины → обязанности граждан Украины → гарантии и механизм защиты прав и свобод
- вспомнить понятие «гражданство»;
- рассмотреть пути приобретения и прекращения гражданства;
- охарактеризовать права, свободы и обязанности граждан Украины;
- определить гарантии и механизмы защиты прав и свобод граждан Украины.
Я желаю вам быть успешными на сегодняшнем уроке. Давайте скажем: «Я самый успешный!» ( шепотом, громче, громко)Вы самые успешные, и я вас верю!
ІІІ. Актуализация опорных знаний.
И переходим к первому заданию. Выполним его с помощью приема «Я знаю. А вы?» я вам говорю, что знаю я, если вы тоже это знаете, ставите +, если нет - -.
Ну что, ребята, у кого четыре + ? у кого три?
Давайте проверим. Итак…
Кто даст определение термина гражданство?
Гражданство –это …
Лицо без гражданства называют … апатрид.
Кто же такой бипатрид?.. Это человек…
IV. Объяснение нового материала.
Гражданство может приобретаться и прекращаться. Как приобретается и в каких случаях прекращается, мы выясним с помощью приема «Видимо - невидимо». Перед вами на партах лежат подобные листки, на которых разным шрифтом и цветом записаны пути приобретения и прекращения гражданства. Ваша задача – работая в парах, в течении 1 минуты внимательно изучить данный материал, затем перевернуть эти листки и 1 варианту записать пути приобретения, а 2 – пути прекращения гражданства. ..а теперь обменяйтесь тетрадями, давайте проверим…. Внимание на экран – итак, пути приобретения - …
Пути прекращения…
Слайд 6.
Молодцы! Наши первые шаги были успешными. А потом нам повезло еще больше – мы выжили в кораблекрушении и оказались в абсолютно новом государстве, правительство которого создает законодательство и стремится установить в полном объеме все ваши потребности. К готовому перечню оно предлагает вам добавить еще 5 наиболее необходимых лично вам потребностей. Запишите их.
Но со временем правительство поняло, что выполнить всё, что они обещали – нереально, и попросило вычеркнуть 10 менее важных для вас потребностей. Вычеркните ! Ситуация в стране обострилась, и члены правительства обратились к гражданам с просьбой отказаться ещё от 5 потребностей. Вычеркните . Итак, у вас осталось 6 – 7 наиболее важных для вас потребностей. Давайте назовем их… да вы правы, именно эти потребности жизненно необходимы для существования, морального и психического здоровья личности. И именно они являются главными правами человека.
Слайд 7.
Давайте вспомним определения понятий «права и свободы », которые вы изучали в 9 классе.
Но права не могут существовать без обязанностей.
Слайд 7 б.
Слайд 8.
Важнейшими обязанностями граждан Украины являются:
защищать Родину, независимость и территориальную целостность Украины;
уважать государственные символы Украины;
не наносить вред природе, культурному наследию, возмещать причиненные ими убытки;
соблюдать Конституцию и законы Украины, не посягать на права и свободы, честь и достоинство других людей;
платить налоги и сборы. т об обязанностях
Слайд 9. Картинки
Давайте проверим, как вы различаете права и обязанности. Выполнить это задание я предлагаю вам с помощью приема «Бег с барьерами». Ваша задача – поочередно выбрать права (обязанности) и сложить картинку. Я приглашаю по 6 человек….из предложенного перечня прав и обязанностей вы должны выбрать только права, а вы – только обязанности. Если вы сделаете всё правильно, то получится тематическая картинка…
Какое право символизирует данная картинка?
Какую обязанность?
Слайд 10.
(работа в 2 группах )
Прав очень много. Существует несколько классификаций прав человека. Сегодня мы рассмотрим самую распространенную.
Слайд 11
Слайд 12 – 17 – группы прав.
( учитель + презентация с 2 примерами)
Я назвала только по одному примеру прав каждой группы. На самом деле их намного больше.
Предлагаю каждому из вас выступить в роли правоведа и попробовать выбрать из предложенного перечня прав те, которые относятся к определенной группе. Для этого вам нужно объединиться в 5 групп. Каждая получит набор цветных лент, из которых должна будет выбрать – только личные, … Ленты скрепляются с помощью этих скрепок.
(Цветная лента)
Если всё соединено правильно, у каждой группы получилась лента одного цвета. Покажите!
Личные – красная.
Социально-экономические – синяя
Политические – желтая
Культурные – бежевая
Экологические – зеленая
Домашнее задание: в качестве домашнего задания я предлагаю вам составить Декларацию прав и свобод вашего класса.
Слайд 18.
И права, и обязанности записаны в Конституции Украины. Правовые документы создавались в нашем государстве с давних времен. И сегодня к вам обращается известная историческая личность. Ваша задача – назвать имя этого человека.
Я был украинским гетманом в изгнании. В 1710 году я разработал документ, в котором впервые был употреблен термин «конституция». Но, к сожалению, на территории Украины этот документ не был введен в действие. Меня зовут… ( Филипп Орлик)
Слайд 19.
Во все времена государство обеспечивало гарантии и защиту прав и свобод человека.
Слайд 20.
(учитель + определение в тетрадь + схема в презентации)
Как же гарантируются права и свободы человека в Украине и мире?
(Работа с Конституцией – выписывают и называют органы, которые помогают гражданам защитить свои права СУД, ПАРЛАМЕНТ, ПРОКУРАТУРА )
Существуют международные документы о правах человека.
Слайд 21.
( учитель + презентация)
Всемирная декларация прав человека
Конвенция ООН о правах ребенка
Международные пакты
Но, к сожалению, происходят случаи, когда все национальные способы защиты исчерпаны. Тогда человек может обратиться в международные органы и организации, в том числе – в Европейский суд по правам человека.
Слайд 22.
Обобщить полученные знания нам поможет игра «Сказочные герои и нарушение прав»
Слайд 23.
V. Рефлексия.
Метод 6 шляп.
Итак, сегодня на уроке мы рассмотрели тему « Прав, свободы и обязанности граждан Украины».
Слайд 24.
Предлагая подвести итог урока с помощью 6 разноцветных шляп.
Слайд 25.
Каждый цвет символизирует определенный вид деятельности.
Белый – ученые.
Красный – художники.
Желтый – оптимисты.
Черный – критики.
Зеленый – креативщики.
Синий – руководитель.
Поскольку я руководитель, я надеваю синюю шляпу. А вы через 1 минуту должны будете выполнить следующее задание:
Ребята в белых шляпах - обобщить информацию, о которой узнали на уроке.
Какие эмоции испытали – нарисуют и покажут ребята в красных шляпах.
Ребята в желтых шляпах выступят в защиту прав и свобод.
Учащихся в черных шляпах расскажут о минусах в соблюдении прав и свобод человека.
А новыми идеями поделятся ребята в зеленых шляпах.
Через минуту выслушиваем каждую группу.
Я : Действительно, человек – это самое большое богатство, которое есть на Земле. И поэтому права, которые существуют, должны быть направлены на благо человека. А у вас на уроке есть замечательное право – оценить себя свою работу самостоятельно. Перед вами шкала… я прошу каждого по очереди подойти и прикрепить магнит с вашим именем к той отметке, которую вы ставите себе за урок.
(прикрепляют магнит к шкале оценивания, у некоторых спросить, почему поставили именно такую оценку)
Сегодня на уроке вам сопутствовал успех. Пусть он сопровождает вас и дальше. Но знайте, все в ваших руках.
Слайд 26.
( Раздаю ладошки и говорю):
Но главное – пусть каждый из вас помнит:
Слайд 27.
Ти знаєш, що ти – людина,
Ти знаєш про це, чи ні?
Усмішка твоя – єдина,
Мука твоя – єдина,
Очі твої одні.
Спасибо за урок!
Новогригорьевская общеобразовательная школа І – ІІІ ступеней
«Основные права, свободы и обязанности граждан Украины»
Урок права в 10 классе
Учитель правоведения
Солодова Елена Николаевна