Расширить знания учащихся о прилагательном как части речи: грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая функция; прививать навык точной постановки вопроса к прилагательному; учить правильно согласовывать прилагательное с существительным; учить употреблять прилагательные в речи с целью придать ей образность, выразительность, яркость; развивать творческое начало в детях через общение с произведениями художественной литературы
Класс 6-А
Тема. Имя прилагательное как часть речи
Цели: расширить знания учащихся о прилагательном как части речи: грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая функция; прививать навык точной постановки вопроса к прилагательному; учить правильно согласовывать прилагательное с существительным; учить употреблять прилагательные в речи с целью придать ей образность, выразительность, яркость; развивать творческое начало в детях через общение с произведениями художественной литературы.
Ожидаемые результаты: учащиеся умеют определять грамматические и синтаксические признаки прилагательного, используют в своей речи имена прилагательные как средство образности и выразительности, учащиеся стали уважительно относится к окружающему миру.
Оборудование: учебник, дидактический материал, презентация
Тип урока: изучение нового материала.
Основные понятия:
Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая функция, согласование, эпитет.
ХОД УРОКА
I.Мотивация учебной деятельности учащихся. Объявление темы и цели урока.
Вступительное слово учителя.
Телеграмма
«Уважаемые шестиклассники!
Обращается к вам деревенский Воробей. Я должен возвратиться в зимний лес, но из текста пропали слова. Помогите восстановить их.
Особые приметы:
Отзываются на вопросы какой? чей? Легко приспосабливаются к любому предмету.
Объявляется розыск! Пропали слова!»
Ученики обращаются к тексту, стр.№201. Миниатюра Э. Шимы, в которой пропущены имена прилагательные.
Ребята, слов какой части речи нет в данном тексте? (Прилагательное)
Задание: прочитайте текст, восстановив в нём имена прилагательные.
Слайд№ (ученики читают текст)
II.Актуализация опорных знаний учащихся
Сделаем вывод. (Делает нашу речь ярче и выразительнее).
Со мною ваша речь красива и точна,
Когда же нет меня – она, увы, бедна.
Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую
Соцветье дивных слов легко определить.
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы познакомимся с новой частью речи. Это и будет тема нашего урока. Попробуйте сформулировать цели нашего урока. ( Познакомиться с новой частью речи. Узнать как можно больше об имени прилагательном. )
А что именно мы должны узнать об имени прилагательном? Какие задачи урока поставим?
(Надо узнать, что обозначают имена прилагательные, на какие вопросы отвечают, научиться отличать их от других слов, узнать о роли прилагательных в нашей речи.)
Какие три критерия лежат в характеристике самостоятельных слов как частей речи? (Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая функция.)
Вы изучали имя прилагательное на уроках украинского языка, пожалуйста, вспомните и расскажите.
Слайд №
1) Общее грамматическое значение
Имя прилагательное (укр.прикметник) – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? каков?: какой? - красивый, чей?- заячий? каков?-красив.
Начальная форма имени прилагательного - форма именительного падежа единственного числа мужского рода
) Морфологические признаки.
Постоянные морфологические признаки: имена прилагательные бывают качественными (укр. якісні), (сильный человек), относительными(укр.. відносні) (стальной нож), притяжательными (укр.присвійні) (волчий хвост).
Непостоянные (изменяющиеся) признаки имени прилагательного:
А) степень сравнения (у качественных прилагательных);
Б) краткая или полная форма (у качественных прилагательных);
В) род (в единственном числе - мужской, женский, средний);
Г) число (единственное или множественное);
Д) падеж (им., род., дат., вин., тв., пр.).
3)Синтаксическая роль
В предложении имена прилагательные в полной форме обычно являются определениями, а в краткой форме - сказуемыми.
В словосочетаниях имя прилагательное может быть как зависимым словом (прил.+сущ. зеленый лес), так и главным словом (прил.+сущ. красный от мороза).
Окончания прилагательных в косвенных падежах совпадают с окончаниями вопросов, которые задаются к прилагательным в этих падежах.
Работа с учебником. Чтение: «Внимание: теория»
IV. Восприятие и усвоение учебного материала.
Упр. №198. Спишите словосочетания, вставив пропущенные буквы. Сделайте вывод о правописании е/о в окончаниях прилагательных после шипящих. ( Под ударением пишется о)
Упр.№199. Прочитайте начало сказки Э. Шима «Как Воробей тёплый угол искал». Как вы думаете, нашёл ли воробей пристанище?
Слайд № Портрет Э.Шима.
Орфоэпическая разминка
Лексическая разминка
Какие группы слов по сфере употребления встречаются в тексте? (Общеупотребительные, диалектные, городское просторечие). Приведите примеры.
Просторечные слова – особый тип эксрессивных слов, имеющих стилистическую окраску грубости и употребляемых для большей выразителности. Просторечные слова встречаются в художественной литературе как стилистическое средство, используется для характеристики персонажей, так и авторской речи.
Сиверко I а; диалектное О холодной ветреной погоде. На берегу си/верко …
Северный ветер.
Пущены, совсем худым стало житьё, еды вовсе не сыскать, птица сорная, никто задарма голубить не станет, авось найду, воробьиные крылышки куцые, запыхался .
ЖИТЬЁ, -я, ср. (разговорное). 1. То же, что жизнь (в 3 значение). Привольное ж. Не ж. тебе здесь! (не сможешь, не будешь жить). 2. кому. Хорошая, приятная жизнь. Ж. нам будет в деревне! 3. Нахождение, пребывание где-нибудь, проживание. Место, удобное для житья. Житьё-бытьё (разговорное) — жизнь, существование. Житья нет кому от кого-чего — не даёт спокойно жить, мучает кто-что-нибудь Житья нет от шуму, от скандальных соседей. || унич. житьишко, -а, ср. (к 1 значение).
Сорный
прил.
1) Соотносящийся по знач. с сущ.: сор, связанный с ним.
2) а) Состоящий из сора.
б) разг. Содержащий большое количество сора; засоренный, неочищенный.
3) Засоряющий, заглушающий культурные растения, посев
ЗАДАРМА. Значение слова ЗАДАРМА по словарю Ушакова:
ЗАДАРМА
нареч. (простореч.). То же, что задаром и дарма.
Куда глаза глядят, долго ли коротко летел, мах, мах – да и впопыхах.
Разг. Неизм. В неопределенном направлении, неизвестно куда(фразеологим),
Нар. поэт. Через некоторое время; неизвестно сколько времени (в сказках) Долго ли, коротко ли, приходят к избушке
впопыхах
нареч.
1) устар. Запыхавшись (обычно от быстрого бега).
2) а) перен. Второпях, в спешке.
б) Наспех, наскоро.
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.
впопыхах, нареч. Очень торопясь, во время спешки. В. забыть ключи.
Какие признаки сказки присутствуют в данном произведении?
Литературная сказка рассматривается как самостоятельный жанр, характеризующийся такими особенностями, как ярко выраженное игровое начало, опора на фольклор, наличие образа автора и некоторые другие.
В словаре В.И. Даля сказка определяется как "вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание". Там же приводится несколько пословиц и поговорок, связанных с этим жанром фольклора: Либо дело делать, либо сказки сказывать. Сказка складка, а песня быль. Сказка складом, песня ладом красна. Ни в сказке сказать, ни пером описать. Не дочитав сказки, не кидай указки. Сказка от начала начинается, до конца читается, а в серёдке не перебивается. Уже из этих пословиц ясно: сказка — вымысел, произведение народной фантазии — "складное", яркое, интересное произведение, имеющее определённую целостность и особый смысл.
Выпишите прилагательные, определите разряд, род, число и падеж.
VI.Домашнее задание.
Слово учителя. «В природе всё мудро продумано и устроено, вся должен заниматься своим делом, и в этой мудрости – высшая справедливость жизни»
Домашняя живая страничка
Ученики представляют сказку Э.Шима «Медовый ручеёк»
Д.з. Упр. 200
Рефлексивный этап.
-Напишите в тетрадях свое впечатление об уроке, ответив на вопрос: «Каким сегодня был урок?» Используйте только прилагательные. Учащиеся делают вывод о том, что имена прилагательные придают тексту точность, образность, эмоциональность