Урок "Прикметник як частина мови", 6 клас

Про матеріал

Расширить знания учащихся о прилагательном как части речи: грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая функция; прививать навык точной постановки вопроса к прилагательному; учить правильно согласовывать прилагательное с существительным; учить употреблять прилагательные в речи с целью придать ей образность, выразительность, яркость; развивать творческое начало в детях через общение с произведениями художественной литературы

Перегляд файлу

Класс 6-А 

Тема.            Имя  прилагательное  как часть речи

Цели: расширить знания учащихся о прилагательном как части речи: грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая функция; прививать навык точной постановки вопроса к прилагательному; учить правильно согласовывать прилагательное с существительным; учить употреблять прилагательные в речи с целью придать ей образность, выразительность, яркость; развивать творческое начало в детях через общение с произведениями художественной литературы.

Ожидаемые результаты: учащиеся умеют определять грамматические  и синтаксические признаки прилагательного, используют в своей речи имена прилагательные как средство образности и выразительности, учащиеся стали уважительно относится к окружающему миру.

Оборудование: учебник, дидактический материал, презентация

Тип урока: изучение нового материала.

Основные понятия:

Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая функция, согласование, эпитет.

ХОД УРОКА

I.Мотивация учебной деятельности учащихся. Объявление темы и цели урока.

Вступительное слово учителя.

Телеграмма

«Уважаемые шестиклассники!

Обращается к вам деревенский Воробей.   Я должен возвратиться  в зимний лес, но из текста  пропали  слова. Помогите восстановить их.

Особые приметы:

Отзываются на вопросы какой? чей?  Легко приспосабливаются к любому предмету.

Объявляется розыск! Пропали слова!»

Ученики обращаются к тексту, стр.№201.  Миниатюра Э. Шимы, в которой пропущены имена прилагательные.

Ребята,  слов какой части речи нет в данном тексте? (Прилагательное)

Задание: прочитайте текст, восстановив в нём имена прилагательные.

Слайд№ (ученики читают текст)

II.Актуализация опорных знаний учащихся

Сделаем вывод.  (Делает нашу речь ярче и выразительнее).

Со мною ваша речь красива и точна,

Когда же нет меня – она, увы, бедна.

Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую

Соцветье дивных слов легко определить.

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы познакомимся с новой частью речи.  Это и будет тема нашего урока. Попробуйте сформулировать цели нашего урока. ( Познакомиться с новой частью речи. Узнать как можно больше об имени прилагательном. )

А что именно мы должны узнать об имени прилагательном? Какие задачи урока поставим?

(Надо узнать, что обозначают имена прилагательные, на какие вопросы отвечают, научиться отличать их от других слов, узнать о роли прилагательных в нашей речи.)

Какие три критерия лежат в характеристике самостоятельных слов как частей речи? (Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая функция.)

Вы изучали имя прилагательное на уроках украинского языка, пожалуйста, вспомните и расскажите.

Слайд №

1) Общее грамматическое значение

Имя прилагательное (укр.прикметник) – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? каков?: какой? - красивый, чей?- заячий? каков?-красив.

Начальная форма имени прилагательного - форма именительного падежа единственного числа мужского рода

) Морфологические признаки.

Постоянные морфологические признаки: имена прилагательные бывают качественными (укр. якісні), (сильный человек), относительными(укр.. відносні) (стальной нож), притяжательными (укр.присвійні) (волчий хвост).

Непостоянные (изменяющиеся) признаки имени прилагательного:

А) степень сравнения (у качественных прилагательных);

Б) краткая или полная форма (у качественных прилагательных);

В) род (в единственном числе - мужской, женский, средний);

Г) число (единственное или множественное);

Д) падеж (им., род., дат., вин., тв., пр.).

3)Синтаксическая роль

В предложении имена прилагательные в полной форме обычно являются определениями, а в краткой форме - сказуемыми.

В словосочетаниях имя прилагательное может быть как зависимым словом (прил.+сущ. зеленый лес), так и главным словом (прил.+сущ. красный от мороза).

Окончания прилагательных в косвенных  падежах совпадают с окончаниями вопросов,  которые задаются к прилагательным в этих падежах.

Работа с учебником. Чтение: «Внимание: теория»

IV. Восприятие и усвоение  учебного материала.

Упр. №198. Спишите словосочетания, вставив пропущенные буквы. Сделайте вывод о правописании е/о в окончаниях прилагательных после шипящих. ( Под ударением пишется о)

Упр.№199. Прочитайте начало сказки Э. Шима «Как Воробей тёплый угол искал». Как вы думаете, нашёл ли воробей пристанище?

Слайд № Портрет Э.Шима.

Орфоэпическая разминка

Лексическая разминка

Какие группы слов по сфере употребления встречаются в тексте?   (Общеупотребительные, диалектные, городское просторечие). Приведите примеры.

Просторечные слова – особый тип эксрессивных слов, имеющих стилистическую окраску грубости и употребляемых для большей выразителности. Просторечные слова встречаются в художественной литературе как стилистическое средство, используется для характеристики персонажей, так и авторской речи.

Сиверко  I а; диалектное О холодной ветреной погоде. На берегу си/верко …  

Северный ветер.

Пущены, совсем худым стало житьё,  еды вовсе не сыскать, птица сорная, никто задарма голубить не станет, авось найду, воробьиные крылышки куцые, запыхался .

ЖИТЬЁ, -я, ср. (разговорное). 1. То же, что жизнь (в 3 значение). Привольное ж. Не ж. тебе здесь! (не сможешь, не будешь жить). 2. кому. Хорошая, приятная жизнь. Ж. нам будет в деревне! 3. Нахождение, пребывание где-нибудь, проживание. Место, удобное для житья. Житьё-бытьё (разговорное) — жизнь, существование. Житья нет кому от кого-чего — не даёт спокойно жить, мучает кто-что-нибудь Житья нет от шуму, от скандальных соседей. || унич. житьишко, -а, ср. (к 1 значение).

Сорный

прил.

1) Соотносящийся по знач. с сущ.: сор, связанный с ним.

2) а) Состоящий из сора.

б) разг. Содержащий большое количество сора; засоренный, неочищенный.

3) Засоряющий, заглушающий культурные растения, посев

 

ЗАДАРМА. Значение слова ЗАДАРМА по словарю Ушакова:

ЗАДАРМА

нареч. (простореч.). То же, что задаром и дарма.

Куда глаза глядят, долго ли коротко летел, мах, мах – да и впопыхах.

Разг. Неизм. В неопределенном направлении, неизвестно куда(фразеологим),

Нар. поэт. Через некоторое время; неизвестно сколько времени (в сказках) Долго ли, коротко ли, приходят к избушке

впопыхах

нареч.

1) устар. Запыхавшись (обычно от быстрого бега).

2) а) перен. Второпях, в спешке.

б) Наспех, наскоро.

С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.

впопыхах, нареч. Очень торопясь, во время спешки. В. забыть ключи.

Какие признаки сказки присутствуют в данном произведении?

Литературная сказка рассматривается как самостоятельный жанр, характеризующийся такими особенностями, как ярко выраженное игровое начало, опора на фольклор, наличие образа автора и некоторые другие.

В словаре В.И. Даля сказка определяется как "вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание". Там же приводится несколько пословиц и поговорок, связанных с этим жанром фольклора: Либо дело делать, либо сказки сказывать. Сказка складка, а песня быль. Сказка складом, песня ладом красна. Ни в сказке сказать, ни пером описать. Не дочитав сказки, не кидай указки. Сказка от начала начинается, до конца читается, а в серёдке не перебивается. Уже из этих пословиц ясно: сказка — вымысел, произведение народной фантазии — "складное", яркое, интересное произведение, имеющее определённую целостность и особый смысл.

 

Выпишите прилагательные, определите разряд, род, число и падеж.

 

VI.Домашнее задание.

Слово учителя. «В природе всё мудро продумано и устроено, вся должен заниматься своим делом, и в этой мудрости – высшая справедливость жизни»

Домашняя живая  страничка

Ученики представляют сказку Э.Шима «Медовый ручеёк»

Д.з. Упр. 200

Рефлексивный этап.

      -Напишите в тетрадях свое впечатление об уроке, ответив на вопрос: «Каким сегодня был урок?» Используйте только прилагательные. Учащиеся делают вывод о том, что имена прилагательные придают тексту точность, образность, эмоциональность

docx
Додано
4 січня 2019
Переглядів
1743
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку