Тема урока: Урок "Природний та синтетичний каучуки.Гума"
Даний урок відповідає програмі для 10 класу рівня стандарт (наказ № 1407 від 23.10.2017 р.). Використовуються проблемне навчання, ситуаційний аналіз, ІКТ, прийоми "Діаграма Венна", парна та індивідуальна робота. Реалізація міжпредметних зв'язків з історією, географією дає змогу підвищити ефективність уроку.
Тема урока: «Каучук. Резина»
Урок відповідає програмі для 10 класу рівня стандарт (наказ № 1407 від 23.10.2017 р.)
Учитель: Фурсова Елена Владимировна, КУО СОШ № 63 г. Днепра
Цели: Ознакомить учащихся со строением, свойствами, применением каучука. Изучить процесс вулканизации каучука. Рассмотреть преимущества резины перед каучуком. Продолжить развитие умения анализировать, сравнивать, выделять главное. Воспитывать интерес к науке, умение самостоятельно мыслить.
Оборудование: Образцы каучука, компьютерная презентация, выставка изделий из резины (игрушки, перчатки, клей).
Тип урока: урок получения новых знаний
Технологии обучения, используемые на уроке: ситуационный анализ, ИКТ, проблемное обучение.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, фронтальная беседа, частично-поисковая деятельность, работа в парах.
Ход урока
I. Организация начала занятия
II. Сообщения темы, цели и задач урока, мотивация учения школьников
На слайде изображены 4 растения. Детям дается задание найти общий признак и сформулировать тему и цели урока.
ІІІ. Актуализация опорных знаний
На первом этапе урока вы работаете в парах. На парте у вас есть листочки с написанными на них утверждениями. Надо рядом с каждым утверждением поставить знак «+» или «-», в зависимости от того, согласны ли вы с данным утверждением или нет. В конце урока вы вновь вернетесь к этим утверждениям, ещё раз оцените их, сравните свои знания до и после урока.
Утверждения:
ІV. Усвоение новых знаний
На слайде изображение ребенка и дерева. Ученикам необходимо предположить, что обозначает слово каучук?
- Слова «каучук» складывается из двух индейских слов «кау» и «учу», что означает «плакать» и «дерево». То есть растение, с которого стекал сок называли плачущее дерево.
История открытия каучука
История открытия каучука натурального берет свое начало с тех времен, когда из Нового Света Колумб привез в Испанию необычный эластичный мяч, обладающий таким свойством, как прыгучесть. Такие мячи делали индейцы из сока растения гевея.
Строение каучука
- Если мы знаем, что каучук получают из млечного сока растений, предположите состав этого вещества. (В его составе всего два элемента С и Н, значит это углеводород)
- Количественный анализ его приводит к простейшей формуле С5Н8. Какая относительная молекулярная масса С5Н8? (68)
- Практическое определение молекулярной массы показывает, что она достигает нескольких сот тысяч (150 000–500 000). Как это возможно? (каучук – это природный полимер, молекулярная формула его – (С5Н8)n)
- Напишите структурные формулы изомеров состава С5Н8 (учащиеся выполняют задание).
- Ребята, вы написали несколько изомеров, а какая из формул соответствует мономеру каучука? Давайте обратимся к учебнику и найдем ответ на этот вопрос. (Макромолекулы каучука образованы молекулами изопрена).
- Какое строение молекулы может объяснить эластичность каучука? (Молекулы каучука хотя и имеют линейное строение, не вытянуты в линию, а многократно изогнуты, как бы свернуты в клубки, при растягивании каучука такие молекулы распрямляются, образец каучука от этого становится длиннее)
Проблемный вопрос. В 1823 г. на полках магазинов появились первые макинтоши (плащи), а за ними и галоши, и шапки. Бойко шла торговля, от покупателей не было отбоя, со счастливыми лицами они уносили из магазинов обновки. Прошло немного времени, и те же покупатели опять брали магазины приступом. В суды посыпались заявления. Покупатели требовали вернуть деньги. Как вы считаете почему? (На основании собственного опыта ученики формулируют физические свойства каучука. Ученики должны прийти к выводу, что при нагревании каучук теряет упругость и становится мягким и липким. При сильном охлаждении - становится хрупким.)
Записывают свойства в тетрадь.
Натуральный каучук – аморфное, способно кристаллизоваться твёрдое тело.
Эластичность (упругость) – способность каучука восстанавливать свою первоначальную форму после прекращения действия сил, вызвавших деформацию. Наряду с эластичностью, каучук так же пластичен, – он сохраняет форму, приобретённую под действием внешних сил. Другими словами пластичность – это способность к необратимым деформациям.
При повышенной температуре каучук становится мягким и липким, а на холоде твёрдым и хрупким. При долгом хранении каучук твердеет.
Каучук – хороший диэлектрик, он имеет низкую водопроницаемость и газопроницаемость.
Каучук в воде практически не растворяется. В этиловом спирте его растворимость небольшая, а в сероуглероде, хлороформе и бензине он сначала набухает, а затем растворяется. Теплопроводность каучука в 100 раз меньше, чем теплопроводность стали.
При охлаждении или растяжении натурального каучука наблюдается переход его из аморфного в кристаллическое состояние (кристаллизация). Процесс происходит не мгновенно, а во времени. При этом в случае растяжения каучук нагревается за счёт выделяющейся теплоты кристаллизации. Кристаллы каучука очень малы, они лишены чётких граней и определённой геометрической формы.
Синтетический каучук
Первым синтетическим каучуком, прошедшим испытание «практикой», стал бутадиеновый каучук, полученный по методу С. В. Лебедева. Из первых килограммов продукции, полученной на опытном заводе в 1931 г., была изготовлении шина. Её поставили на автомобиль, на котором ездил Сергей Васильевич, и она верой и правдой прослужила 16 тыс. км пробега.
В настоящее время химическая промышленность производит много различных видов синтетических каучуков, превосходящих по некоторым свойствам натуральный каучук. Наиболее широко в качестве мономеров для производства каучуков используются бутадиен, изопрен, стирол, хлоропрен, изобутен и др.
Демонстрация образцов каучука
Применение: изготовление мягких водопроводных шлангов, изготовление автомобильных камер и шин, транспортёрных лент, дорожных покрытий, специальной одежды и др.
Синтетические каучуки являются одним из основных продуктов химической промышленности. Из них изготовляют около 50 тыс. различных изделий, а мировое производство каучуков приближается к 10 млн. т в год.
Производство резины
Вернемся к истории. Производители каучуковых изделий были в отчаянии. Им грозило разорение, и они обещали крупную премию тому, кто спасет их. Изобретатели многих стран вызвались «приучить» каучук к теплу и холоду. В мастерских и лабораториях закипела работа: экспериментаторы смешивали каучук то с одними, то с другими веществами, но он по-прежнему оставался липким в жару и ломким на морозе. Известный ученый Гудьир открыл способ вулканизации каучука – превращения его в резину путем нагревания с серой, что позволило получать прочную и упругую резину.
При этих условиях атомы серы присоединяются к двойным связям макромолекул каучука и «сшивают» их, образуя дисульфидные «мостики». В результате образуется гигантская молекула, имеющая три измерения в пространстве — как бы длину, ширину и толщину.
Поэтому резина обладает еще лучшей эластичностью, в этом с ней не может сравниться никакой другой материал; она прочнее каучука и более устойчива к изменению температуры.
Какие добавки нужны для получения резины?
Ускорители вулканизации улучшают свойства вулканизаторов, сокращают время вулканизации.
Активаторы ускорителей вулканизации облегчают реакции взаимодействия всех компонентов резиновой смеси. В основном, в качестве активаторов применяют оксид цинка ZnO.
Антиокислители (стабилизаторы, противостарители) вводят в резиновую смесь для предупреждения «старения» каучука.
Наполнители — повышают физико-механические свойства резин: прочность, износостойкость, сопротивление истиранию. К наполнителям относятся различные типы саж (технический углерод), минеральные вещества (мел CaCO3, BaSO4, гипс, тальк, кварцевый песок SiO2).
Пластификаторы (смягчители) — вещества, которые улучшают технологические свойства резины. Введение пластификаторов повышает динамическую выносливость резины, сопротивление «стиранию». В качестве пластификаторов используются продукты переработки нефти (мазут, гудрон, парафины), вещества растительного происхождения (канифоль), жирные кислоты (стеариновая, олеиновая) и другие.
Применение резины. Прием «Мозговой штурм»
Резиновые изделия применяют в технике для изоляции проводов, изготовления различных шин, в военной промышленности, в производстве промышленных товаров: обуви, искусственной кожи, прорезиненной одежды, медицинских изделий.
V. Систематизация знаний
Составить «Диаграмму Венна».
Это графический способ, который используется, для сравнения понятий. Детям не обходимо вписать отличительные свойства каучука и резины и выявить общие.
Осмысление нового материала. Ученикам предлагается ответить на вопросы.
1. Как южноамериканские индейцы производили резиновую обувь? (Южноамериканские индейцы для получения резиновой обуви просто обмакивали ноги в свежий сок гевеи — растения, из которого получают каучук. Застывая, сок превращался в непромокаемые «галоши».)
2. Почему Бибендум — символ компании Michelin с конца 19 века — является белым, а не чёрным?(Изначально автомобильные шины, а также другие составляющие авто, например резиновые коврики в салон, были белыми или бежевыми, и только в 1912 году приобрели привычный нам чёрный цвет, так как производители начали добавлять к резиновой основе Карбон как консервирующий и стабилизирующий элемент. Именно поэтому Бибендум — один из старейших всемирно известных торговых знаков, символ компании Michelin с конца 19 века — является белым, а не чёрным.)
VІ. Рефлексия.
В начале урока вы работали в парах с утверждениями. Ещё раз оцените их, сравните свои знания до и после урока. Обсуждение результатов.
Утверждения:
VІI. Домашнее задание
Представьте мир без резины и каучука. Опишите его.
Найдите информацию о вторичном использование изделий из резины.
Джерела:
https://www.e-reading.club/chapter.php/88413/25/Titarenko_-_Shpargalka_po_organicheskoii_himii.html
http://e-plastic.ru/specialistam/%D0%9A%D0%B0%D1%83%D1%87%D1%83%D0%BA//