Урок "Природно-заповедные объекты Донбасса"

Про матеріал

Урок географии в 8 классе проводится в форме деловой игры с использованием ИКТ, групповой работы, проектной технологии и ментальных карт. Использование краеведческого материала позволяет воспитывать экологическую культуру, любовь и бережное отношение к природе родного края.

Зміст слайдів
Номер слайду 1

Учитель географии УВК № 11 Друпп Е. В.. Урок географии на тему: Природно-заповедные объекты нашего края8 класс

Номер слайду 2

Что для себя храним -напрасно храним,если не будет нас,оно превратится в дым,то, что храним для всех, -останется лишь оно,с нами не канет онои будет сохранено. Рабиндранат Тагор

Номер слайду 3

Цели урока:углубить и систематизировать знания о природно-заповедном фонде Украины; познакомить с природоохранными объектами нашего края;способствовать формированию коммуникативной, информационной и самообразовательной компетентностей;развивать географическое мышление, умение выступать перед аудиторией, навыки работы в группе;воспитывать сознательного гражданина, экологическую культуру, любовь и бережное отношение к природе родного края;

Номер слайду 4

Природоохранное законодательство Украины. Закон «О природно-заповедном фонде Украины»(1992г)Программа перспективного развития заповедного дела в Украине (1994г)

Номер слайду 5

Современный природно-заповедный фонд Украины (2008 г)-4 биосферных заповедника;-17 природных заповедников-40 национальных природных парков;-2729 заказников;-22 ботанических сада;-12 зоологических парков;-37 дендрологических парков;-536 парков- памятников садово-паркового искусства;-45 региональных ландшафтных парка;-793 заповедных урочища-3078 памятников природы

Номер слайду 6

Природно-заповедный фонд Украины

Номер слайду 7

Запове́дник —особо территория или акватория, исключённая из в целях сохранения природных комплексов, охраны видов и растений, а также наблюдения за природными процессами. Украинский степной заповедник. Заповедник Аскания-Новаохраняемаяхозяйственного использованияживотных

Номер слайду 8

Заказники-это , в которых отдельные природные компоненты: растения, животные, или отдельные видыприродные территориисохраняются

Номер слайду 9

- территории, которые выделяют для сохранения , воссоздания ,рационального использования природных комплексов и объектов , представляющих особую экологическую природоохранную, историко-культурную ,эстетическую и образовательную ценность. Национальные природные парки

Номер слайду 10

БОТАНИЧЕСКИЕ САДЫ – это учреждения, создаваемые с целью сохранения, изучения, акклиматизации, размножения и хозяйственного использования редких и типичных видов местной и мировой флоры.

Номер слайду 11

Памятники природы - это отдельные уникальные природные образования, имеющие особое природоохранное ,научно-эстетическое и познавательное значение и создаваемые с целью сохранения их в природном состоянии.

Номер слайду 12

Дендрологические парки – это учреждения , созданные для сохранения и изучения в специально созданных условиях разнообразных видов деревьев и кустарников и их композиций с целью научного, культурного и рекреационного использования

Номер слайду 13

Биосферный заповедник «Аскания- Нова»

Номер слайду 14

Карпатский биосферный заповедник

Номер слайду 15

Черноморский биосферный заповедник

Номер слайду 16

Дендрологический парк «Софиевка»

Номер слайду 17

НПП «Святые горы»

Номер слайду 18

«Хомутовская степь»

Номер слайду 19

«Каменные могилы»

Номер слайду 20

Домашнее задание. Предложить систему природоохранных мероприятий, направленных на улучшение геоэкологической ситуации в Донецкой области. Подготовить сообщение о природоохранных территориях Бахмутского района

Перегляд файлу

 

8 КЛАСС

Тема: Природно-заповедные объекты Донбасса

Цели урока:

  • углубить и систематизировать знания о природно-заповедном фонде Украины;
  • познакомить с природоохранными объектами нашего края;
  • способствовать формированию коммуникативной, информационной и самообразовательной компетентностей;
  • развивать географическое мышление, умение выступать перед аудиторией, навыки работы в группе;
  • воспитывать сознательного гражданина, экологическую культуру, любовь и бережное отношение к природе родного края;

Оборудование: карты Украины, атласы, компьютер, презентация, видео, раздаточный материал, ватман, маркеры.

Форма проведения: деловая игра.

 

Что для себя храним -
напрасно храним,
если не будет нас,
оно превратится в дым,
то, что храним для всех, -
останется лишь оно,
с нами не канет оно
и будет сохранено.

Рабиндранат Тагор

 

Ход урока

І.Организационный момент. Приветствие, деление класса на группы, объяснение правил проведения деловой игры

ІІ.Мотивация учебной и познавательной деятельности

Учитель. Украина – крупнейшее государство Европы, расположенное в её центральной и восточной частях. На территории Раховского района Закарпатья находится памятный знак, обозначающий географический центр Европы. Стремление Украины стать истинно европейской державой продиктовано её историческими и географическими особенностями. Одной из главных задач Украины является вступление в Европейский Союз.

Популяризации Украины в мире способствуют достижения наших ученых, спортсменов, артистов. Украина проводит крупные международные соревнования, форумы. К нам приезжают тысячи болельщиков и туристов. Это дает возможность познакомить европейцев с рекреационными возможностями, и будет способствует развитию туризма в Украине. Тем более, что нам есть чем удивить искушенного европейского туриста.

Не так давно стал популярен «зелёный» туризм, и его приверженцы открывают для себя все новые и новые уголки нетронутой природы, дающие возможность городскому жителю отвлечься от суеты, вдохнуть чистого наполненного ароматами трав воздуха, послушать журчащую мелодию горных речушек, а зимой покататься на лыжах на заснеженных склонах Карпат.

Сегодня я предлагаю вам попробовать себя в роли дизайнеров, специалистов по рекламе, менеджеров туристического бизнеса. Мы будем рекламировать уникальные уголки природы нашего края, для того, чтобы наш Донбасс был известен не только своими промышленными предприятиями, но и прекрасными возможностями для туризма и отдыха.

ІІІ.Актуализация опорных знаний.

Учитель. Природа Украины щедра, богата и разнообразна. Но процесс вмешательства человека в природные ландшафты продолжается, и изменение экосистем приобретает с каждым годом более широкие масштабы. В связи с этим необходимо принимать меры для сохранения уникальных ландшафтов, редчайших и исчезающих видов растений и животных, всего генофонда растительного и животного мира. Охрана окружающей среды в Украине имеет глубокие исторические традиции. Люди издавна оберегали объекты необыкновенной красоты - целебные источники, озера, водопады, скалы, рощи, отдельные вековые деревья, которые нередко считали священными.

В Киевской Руси времен Ярослава Мудрого (XI в.) появился первый природоохранный документ, который ограничивал уничтожение ценных зверей. Князь Владимир Волынский в XII в. завещал Беловежскую Пущу для охраны зубров (она стала первым в мире задокументированным заповедником, ныне это территория Беларуси).

Одна из главных и достаточно эффективных мер охраны окружающей среды — заповедование. Более ста лет прошло со времени начала активной формы сохранения и воссоздания нетронутых ландшафтов Украины. Уже к 1 января 1928 года на территории Украины существовало шесть государственных заповедников. Общая площадь заповедников уже тогда составляла 68 500 га, а на сегодняшний день природно-заповедный фонд Украины охватывает 7040 территорий и объектов общей площадью около 27156,4 тыс. га.

Основа этого процесса — прочная законодательная база: Закон Украины «О природно-заповедном фонде Украины», Указ Президента Украины от 10 марта 1994 года «О резервировании с целью последующего заповедования природных территорий», а также «Программа перспективного развития заповедного дела в Украине».

Заповедование изменяется не только количественно, но и качественно: стали более разнообразными основные функции природоохранных территорий, сохраняется генофонд живых организмов, восстанавливаются природные ресурсы, регулируется состояние природной среды, используемой с рекреационной и исследовательской целями.

Для этих целей на Украине существует сеть природно-заповедных объектов.

Прием «Блиц-опрос» Вопросы:

1.Какие виды природоохранных объектов вы знаете?

2.Для чего создаются эти территории?

3.Что такое заповедник?

4.В чем особенности заказников?

5.Какова специфика национальных парков?

6.Для чего создаются ботанические сады?

7.Какие объекты могут относиться к памятникам природы?

8.Почему необходимо уделять все больше внимания охране природы?

 

Учитель. Сейчас в состав природно-заповедного фонда Украины входят: 17 природных заповедников, 4 биосферных заповедника, 40 национальных парков, 2595 заказников, 22 ботанических сада, 12 зоологических парков, 37 дендрологических парков и 536 парков — памятников садово-паркового искусства, 45 региональных ландшафтных парка, 793 заповедных урочища. В целом же общая площадь природно-заповедного фонда Украины составляет 4,5 % от общей площади территории государства.

Прием «Пропущенные слова». Ребята с помощью слайдов презентации составляют определения объектов природно-заповедного фонда, вставляя пропущенные слова.

Игра «Узнай объект» (по описанию и иллюстрациям на слайдах необходимо назвать объект природно-заповедного фонда Украины)

  1.          Старейший заповедник Украины, созданный в 1898 году. С 1985г. занесен Бюро Международного координационного совета по программе ЮНЕСКО «Человек и биосфера» в международную сеть биосферных заповедников. Это природоохранное и научно-исследовательское учреждение государственного и международного значения общей площадью 33397,6га. Его землевладение состоит из целинной степи, дендрологического парка, зоопарка. (Биосферный заповедник «Аскания-Нова»)
  2.          Этот заповедник создан в 1968 году, в 1992г включен в международную сеть биосферных заповедников. Общая площадь - 57880га, состоит из шести разрозненных массивов, а также ботанических заказников государственного значения «Черная Гора» и «Юльевская Гора». Вместе с охраной экосистем и ландшафтов деятельность заповедника сейчас направлена на длительное экологическое, экономическое и социальное развитие региона, а также сохранение его культурного и исторического наследия. (Карпатский биосферный заповедник)
  3.          Этот заповедник самостоятельным природоохранным и научно-исследовательским учреждением стал в 1933 году, а статус биосферного получил в 1984 году. Это самый большой в Украине заповедник, территория которого состоит из разных ландшафтов приморского юга. Главной целью заповедника является охрана зимующих гнездовых и перелетных птиц. (Черноморский)
  4.          Этот дендрологический парк является шедевром мирового садово-паркового искусства конца XVIII - начала XIX веков. Парк раскинулся на площади 154,7 гектаров на окраине старинного города в Черкасской области. Это образец пейзажной парковой композиции воды, земли, архитектурных сооружений и скульптур. Основан парк в 1796 году богатым польским магнатом Станиславом Потоцким ("Софиевка")
  5.          В 1997 г. с целью охраны, восстановления и рационального использования уникальных природных и культурно-исторических комплексов Придонцовья создан первый в Левобережной Украине Национальный природный парк общей площадью 40448 га. Это природоохранное, научное, рекреационное, культурно-просветительское учреждение общегосударственного значения и принадлежит природно-заповедному фонду Украины. («Святые Горы»)
  6.          - наибольшая по площади (1028 га) часть Украинского степного заповедника. Она расположена в Новоазовском районе Донецкой области в 23-30 км к северу от Азовского моря и в 60 км северо-восточнее Мариуполя. Ценность растительности степи состоит в том, что она сохранилась до наших дней почти без изменений. Но по составу животных заповедник значительно обеднел. («Хомутовская степь»)
  7.          Этот заповедник имеет площадь 404 га. Большая его часть (304 га) расположена в Никольском районе Донецкой области, меньший участок - в Запорожской области. Он представляют собой горную страну в миниатюре; это островной выход на равнинную поверхность степи Украинского кристаллического щита, так называемое Мариупольско-Бердянское возвышение, где над поверхностью степи поднимаются отдельные выступы кристаллических пород. Издавна их называют Могилами - Токмак-Могила, Бельмак-Могила, Корсак-Могила, Саур-Могила и др. («Каменные Могилы»)

 

ІV. Изучение нового материала

Учитель. С крупнейшими природоохранными территориями Украины и нашей области мы достаточно хорошо знакомы. А теперь я хочу познакомить вас с относительно новой категорией охраняемых территорий – региональными ландшафтными парками. Хочу, чтобы внимание мы уделили именно паркам нашего края.

Прием «Учебный кинозал». Демонстрация ролика «Региональные ландшафтные парки Донбасса». Ребята знакомятся с природой парков «Клебан-Бык», «Зуевский», «Краматорский», «Донецкий кряж», «Меотида».

Учитель. А теперь для популяризации этих объектов нам предстоит поработать в рекламных бюро. Представьте, что каждое из ваших бюро получило заказ на создание билборда, установленного на въезде в парк. Ваши коллеги фотографы уже побывали на местности и подготовили необходимые фотоматериалы.

Прием «Домашняя заготовка». Группы получили опережающее задание по исследованию изменений природы нашей местности под влиянием деятельности человека. Подготовили фотографии, информацию об экологических проблемах и региональных ландшафтных парках.

Прием «Мозговая атака». Вопрос:

-Какую важнейшую информацию должен содержать билборд?

Обсуждение в группах, предложение вариантов (записываются на доске)

Учитель. Я предлагаю оформить ваши рекламные плакаты в виде ментальной карты, поскольку она дает возможность на небольшой площади обобщить и систематизировать обширную информацию. Давайте вспомним основные этапы составления ментальной карты.

1.Четкая формулировка темы(идеи) ментальной карты.

2.Графическое изображение темы(идеи) в виде центрального образа, рисунка.

3.Ассоциирование.

4.Группировка ассоциаций по определённым признакам.

5.Структурирование ассоциаций – подбор ключевых слов или ключевых фраз.

6.Графическое структурирование – добавление ключевых ветвей к центральному образу.

7.Заполнение графической структуры – добавление ответвлений.

8.Оживление графической структуры – добавление символики, ассоциирующейся со словами.

9.Выделение структуры – обозначение ключевых ветвей цветными блоками.

10.Установление объективных связей между блоками или их элементами.

(образец ментальной карты в Приложении)

Прием «Творческая лаборатория» (выполняется работа в группах на ватмане). Каждый участник выполняет задание, согласно выбранной роли:

Дизайнер – оформляет плакат в виде ментальной карты

Эколог – называет главные экологические проблемы территории,

Рекламист – составляет правила поведения в природе, презентует работу;

Менеджер по туризму – предлагает виды и маршруты отдыха.

Прием «Презентация» (рекламисты презентуют результаты работы группы).

V. Итог урока

Заполнение группами листа самооценки

Прием «Микрофон».  Вопросы:

-Чем мне запомнится сегодняшний урок?

-Что нового я узнал на уроке?

-Где я смогу применить эти знания?

-Какое место Донбасса я выбрал бы для путешествий с друзьями?

-О каких объектах ты еще хотел бы узнать?

-Где ты можешь найти эту информацию?

VІ. Домашнее задание: подготовить дополнительную информацию о заповедных объектах Бахмутского района.

1

 

Перегляд файлу

 

Середня оцінка розробки
Структурованість
5.0
Оригінальність викладу
5.0
Відповідність темі
5.0
Загальна:
5.0
Всього відгуків: 1
Оцінки та відгуки
  1. Єсіна Алла Іванівна
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
zip
Додано
26 серпня 2018
Переглядів
2202
Оцінка розробки
5.0 (1 відгук)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку