Урок географии в 8 классе проводится в форме деловой игры с использованием ИКТ, групповой работы, проектной технологии и ментальных карт. Использование краеведческого материала позволяет воспитывать экологическую культуру, любовь и бережное отношение к природе родного края.
8 КЛАСС
Тема: Природно-заповедные объекты Донбасса
Цели урока:
Оборудование: карты Украины, атласы, компьютер, презентация, видео, раздаточный материал, ватман, маркеры.
Форма проведения: деловая игра.
Что для себя храним -
напрасно храним,
если не будет нас,
оно превратится в дым,
то, что храним для всех, -
останется лишь оно,
с нами не канет оно
и будет сохранено.
Рабиндранат Тагор
Ход урока
І.Организационный момент. Приветствие, деление класса на группы, объяснение правил проведения деловой игры
ІІ.Мотивация учебной и познавательной деятельности
Учитель. Украина – крупнейшее государство Европы, расположенное в её центральной и восточной частях. На территории Раховского района Закарпатья находится памятный знак, обозначающий географический центр Европы. Стремление Украины стать истинно европейской державой продиктовано её историческими и географическими особенностями. Одной из главных задач Украины является вступление в Европейский Союз.
Популяризации Украины в мире способствуют достижения наших ученых, спортсменов, артистов. Украина проводит крупные международные соревнования, форумы. К нам приезжают тысячи болельщиков и туристов. Это дает возможность познакомить европейцев с рекреационными возможностями, и будет способствует развитию туризма в Украине. Тем более, что нам есть чем удивить искушенного европейского туриста.
Не так давно стал популярен «зелёный» туризм, и его приверженцы открывают для себя все новые и новые уголки нетронутой природы, дающие возможность городскому жителю отвлечься от суеты, вдохнуть чистого наполненного ароматами трав воздуха, послушать журчащую мелодию горных речушек, а зимой покататься на лыжах на заснеженных склонах Карпат.
Сегодня я предлагаю вам попробовать себя в роли дизайнеров, специалистов по рекламе, менеджеров туристического бизнеса. Мы будем рекламировать уникальные уголки природы нашего края, для того, чтобы наш Донбасс был известен не только своими промышленными предприятиями, но и прекрасными возможностями для туризма и отдыха.
ІІІ.Актуализация опорных знаний.
Учитель. Природа Украины щедра, богата и разнообразна. Но процесс вмешательства человека в природные ландшафты продолжается, и изменение экосистем приобретает с каждым годом более широкие масштабы. В связи с этим необходимо принимать меры для сохранения уникальных ландшафтов, редчайших и исчезающих видов растений и животных, всего генофонда растительного и животного мира. Охрана окружающей среды в Украине имеет глубокие исторические традиции. Люди издавна оберегали объекты необыкновенной красоты - целебные источники, озера, водопады, скалы, рощи, отдельные вековые деревья, которые нередко считали священными.
В Киевской Руси времен Ярослава Мудрого (XI в.) появился первый природоохранный документ, который ограничивал уничтожение ценных зверей. Князь Владимир Волынский в XII в. завещал Беловежскую Пущу для охраны зубров (она стала первым в мире задокументированным заповедником, ныне это территория Беларуси).
Одна из главных и достаточно эффективных мер охраны окружающей среды — заповедование. Более ста лет прошло со времени начала активной формы сохранения и воссоздания нетронутых ландшафтов Украины. Уже к 1 января 1928 года на территории Украины существовало шесть государственных заповедников. Общая площадь заповедников уже тогда составляла 68 500 га, а на сегодняшний день природно-заповедный фонд Украины охватывает 7040 территорий и объектов общей площадью около 27156,4 тыс. га.
Основа этого процесса — прочная законодательная база: Закон Украины «О природно-заповедном фонде Украины», Указ Президента Украины от 10 марта 1994 года «О резервировании с целью последующего заповедования природных территорий», а также «Программа перспективного развития заповедного дела в Украине».
Заповедование изменяется не только количественно, но и качественно: стали более разнообразными основные функции природоохранных территорий, сохраняется генофонд живых организмов, восстанавливаются природные ресурсы, регулируется состояние природной среды, используемой с рекреационной и исследовательской целями.
Для этих целей на Украине существует сеть природно-заповедных объектов.
Прием «Блиц-опрос» Вопросы:
1.Какие виды природоохранных объектов вы знаете?
2.Для чего создаются эти территории?
3.Что такое заповедник?
4.В чем особенности заказников?
5.Какова специфика национальных парков?
6.Для чего создаются ботанические сады?
7.Какие объекты могут относиться к памятникам природы?
8.Почему необходимо уделять все больше внимания охране природы?
Учитель. Сейчас в состав природно-заповедного фонда Украины входят: 17 природных заповедников, 4 биосферных заповедника, 40 национальных парков, 2595 заказников, 22 ботанических сада, 12 зоологических парков, 37 дендрологических парков и 536 парков — памятников садово-паркового искусства, 45 региональных ландшафтных парка, 793 заповедных урочища. В целом же общая площадь природно-заповедного фонда Украины составляет 4,5 % от общей площади территории государства.
Прием «Пропущенные слова». Ребята с помощью слайдов презентации составляют определения объектов природно-заповедного фонда, вставляя пропущенные слова.
Игра «Узнай объект» (по описанию и иллюстрациям на слайдах необходимо назвать объект природно-заповедного фонда Украины)
ІV. Изучение нового материала
Учитель. С крупнейшими природоохранными территориями Украины и нашей области мы достаточно хорошо знакомы. А теперь я хочу познакомить вас с относительно новой категорией охраняемых территорий – региональными ландшафтными парками. Хочу, чтобы внимание мы уделили именно паркам нашего края.
Прием «Учебный кинозал». Демонстрация ролика «Региональные ландшафтные парки Донбасса». Ребята знакомятся с природой парков «Клебан-Бык», «Зуевский», «Краматорский», «Донецкий кряж», «Меотида».
Учитель. А теперь для популяризации этих объектов нам предстоит поработать в рекламных бюро. Представьте, что каждое из ваших бюро получило заказ на создание билборда, установленного на въезде в парк. Ваши коллеги фотографы уже побывали на местности и подготовили необходимые фотоматериалы.
Прием «Домашняя заготовка». Группы получили опережающее задание по исследованию изменений природы нашей местности под влиянием деятельности человека. Подготовили фотографии, информацию об экологических проблемах и региональных ландшафтных парках.
Прием «Мозговая атака». Вопрос:
-Какую важнейшую информацию должен содержать билборд?
Обсуждение в группах, предложение вариантов (записываются на доске)
Учитель. Я предлагаю оформить ваши рекламные плакаты в виде ментальной карты, поскольку она дает возможность на небольшой площади обобщить и систематизировать обширную информацию. Давайте вспомним основные этапы составления ментальной карты.
1.Четкая формулировка темы(идеи) ментальной карты.
2.Графическое изображение темы(идеи) в виде центрального образа, рисунка.
3.Ассоциирование.
4.Группировка ассоциаций по определённым признакам.
5.Структурирование ассоциаций – подбор ключевых слов или ключевых фраз.
6.Графическое структурирование – добавление ключевых ветвей к центральному образу.
7.Заполнение графической структуры – добавление ответвлений.
8.Оживление графической структуры – добавление символики, ассоциирующейся со словами.
9.Выделение структуры – обозначение ключевых ветвей цветными блоками.
10.Установление объективных связей между блоками или их элементами.
(образец ментальной карты в Приложении)
Прием «Творческая лаборатория» (выполняется работа в группах на ватмане). Каждый участник выполняет задание, согласно выбранной роли:
Дизайнер – оформляет плакат в виде ментальной карты
Эколог – называет главные экологические проблемы территории,
Рекламист – составляет правила поведения в природе, презентует работу;
Менеджер по туризму – предлагает виды и маршруты отдыха.
Прием «Презентация» (рекламисты презентуют результаты работы группы).
V. Итог урока
Заполнение группами листа самооценки
Прием «Микрофон». Вопросы:
-Чем мне запомнится сегодняшний урок?
-Что нового я узнал на уроке?
-Где я смогу применить эти знания?
-Какое место Донбасса я выбрал бы для путешествий с друзьями?
-О каких объектах ты еще хотел бы узнать?
-Где ты можешь найти эту информацию?
VІ. Домашнее задание: подготовить дополнительную информацию о заповедных объектах Бахмутского района.
1