Урок природоведения во 2 классе с элементами ИКТ (презентация) к учебнику "Природоведение" И. В. Грущинской. Цель данного урока - дать детям представление о том, как зимуют разные звери, обобщить знания детей о зимующих птицах; воспитывать бережное отношение к природе, желание охранять птиц и зверей.
Тема: Как зимуют птицы и звери
Цель: дать детям представление о том, как зимуют разные звери; обобщить знания детей о зимующих птицах; раскрыть причинно-следственные связи между живой и неживой природой зимой; развивать мышление и речь учащихся, активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, обобщение, познавательные интересы); развивать фантазию детей; воспитывать бережное отношение к природе, желание охранять птиц и зверей.
Оборудование: запись П. И. Чайковского «Времена года. Декабрь»; презентация; оборудование для показа презентации (компьютер); карточки с изображением животных; снежинки с названием темы урока
ХОД УРОКА
I ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
– Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сейчас, не покидая нашего класса, мы отправимся путешествовать в зимний лес. Закройте глаза! Хочу, чтобы вы запомнили, что мы – любознательные путешественники, хотим узнать много нового и интересного. Мы – добрые путешественники, никому не навредим в лесу, а будем только помогать.
II СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА
– С какой целью мы едем в лес? Что мы хотим узнать? К вам на парты опустились снежинки. Составив предложение из слов на снежинках, мы узнаем цель нашего путешествия. (Слайд 1)
КАК ЗИМУЮТ ПТИЦЫ И ЗВЕРИ
III АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Построение ассоциативного куста
– Что вы представляете себе, когда произносите слова «зимний лес»?
IV РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС
1. Слово учителя (под музыку П. И. Чайковского «Времена года. Декабрь.» )
– Представьте, что мы пришли в лес. Тишина стоит вокруг. Воздух застыл от холода. Убаюканный вьюгами, одетый в теплую снежную шубу, спит лес. Ничто не нарушает его покой. Дремлют в зеленом наряде ели и сосны. Мечтают о тепле березы и осинки, клены и дубы. Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно освещенный солнцем. Интересна жизнь его обитателей.
(Слайд 2 – 8)
2. Минутка синоптика.
– Откройте дневники наблюдений. ( Один ученик у доски отмечает погоду, а остальные дети – в дневниках наблюдений.)
3. Беседа о зимующих птицах
– А вот посмотрите, на дереве висит кормушка (Слайд 9). Зачем нужны кормушки?
– Ребята, как называются птицы, зимующие у нас?
– Чем они питаются зимой, где находят себе корм?
– Что для птиц страшнее зимой – голод или холод? Почему? (Рассуждения детей.)
– Какие птицы прилетают к нашей кормушке, мы узнаем, отгадав загадки.
* Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
А зовут ее… (сорока). (Слайд 10)
*Маленький мальчишка
В сером армячишке.
По ночам шныряет,
Крошки подбирает,
По дворам кочует,
Семечки ворует. (Воробей) (Слайд 11)
– Воробьи – самые распространенные птицы. Живут они везде – и в городе, и в селе. Питаются семенами сорняков, особенно любят спорыш. Держатся ближе к человеческому жилью, где находят себе корм.
* Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки!
Ведь это… (снегири) (Слайд 12)
– А знаете ли вы, ребята, что снегири прилетают к нам с севера. Лес поражает нас тишиной, но жизнь в нем не замирает. Прислушайтесь, чьи это слышны посвисты? Да, это красногрудый красавец снегирь.
* Щечки белые, спинка синяя,
А брюшко – желтое.
Маленькая птичка,
Зовут ее … (синичка). (Слайд 13)
– Синицы – лесные жители. Однако зимой они перелетают ближе к жилью человека, так как там легче прокормиться. Синицы – очень полезные птицы. Летом они за день могут найти и съесть больше лесных вредителей, чем весят сами.
*Птица мира и добра!
Птица счастья и тепла!
Эта птица – почтальон,
Не собьется с курса он. (Голубь.) (Слайд 14)
– Ой, посмотрите, а что это под деревом так много расклеванных шишек? Давайте-ка отгадаем загадку, о птице, которая может питаться ими. (Слайд 15)
– Дятел, лесной доктор, внимательно обследует деревья, добывает из-под коры вредителей.
– За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна.
4. Рассказ учителя о кормушках (с элементами беседы).
– Всем птицам тяжело пережить зиму. Надо им помогать: развешивать кормушки, в которые класть зерна, сырые семечки, ягоды калины, рябины, крошки белого хлеба. (Нельзя давать птицам крошки черного хлеба и поджаренные семечки!) Дятлы и синицы любят несоленое сало и мясо.
– Поднимите руку, у кого есть кормушка?
– Молодцы! С такими ребятами ни одна птичка не погибнет!
Задание «Подбери корм для птиц» (Задания на карточках – у каждого ученика.)
КТО ЧТО ЛЮБИТ? |
|
синица |
крошки хлеба |
воробей |
сало |
голуби |
шишки |
дятел |
семена растений |
снегири |
рябина |
– Необходимо соединить стрелкой название птицы и корм, который она любит. (Коллективная проверка выполненного задания.) (Слайд 16)
5. Физкультминутка
6. Беседа о том, как зимуют звери
– Скажите, кому в зимнем лесу так же трудно, как и птицам? (Зверям.)
– А почему? (Стало очень холодно, выпал снег, а под ним спрятались плоды и семена. Нет травы, мягких листьев на деревьях.)
– Наступила зима. Она принесла морозы и снег. От морозов зверей спасает пушистая шерсть.
– У кого из зверей пушистая шерсть? (Заяц, волк, белка, лиса.) (Слайд 17)
– Чтобы спрятаться в снегу, изменяет окраску шерсти… (заяц). Из-за мороза и снега нет корма для животных. Но звери не унывают! На лесной полянке мы подслушали …
Инсценировка «Снегирь и Белка»
(Выходят мальчик и девочка в масках.)
-Ты почему, Белка, из дупла не выходишь?
-Я, птица Снегирь, тепло берегу. В лесу сейчас холодно, я вход в гнездо мхом заткнула, все щелочки закрыла. Боюсь наружу нос высунуть.
-А чем же ты кормишься?
-А у меня с лета грибы припасены, орешки, желуди. Вот морозы и пересижу.
– Как зимует белочка? (Слайд 18)
– Кто еще зимой не спит и использует запасы? (Мыши.) (Слайд 19)
– О каком зверьке загадка: «Летом серый, зимой белый»? ((Слайд 20)
– Чем питается зимой заяц? (В основном зайцы питаются веточками осины, березы, орешника. Едят сухую траву, правда, не очень охотно. Не откажутся от сена, лежащего в стогах.)
– От хищников зайца спасают ноги. Широкие лапы не дают ему провалиться в снег.
– Кто еще не спит зимой и ищет корм? (Лоси, волки, кабаны.) (Слайд 21)
– Лося называют лесным великаном. Медленно бродит он среди кустарников и молодых деревьев, объедая их ветви. На ночь и в непогоду лось прячется в углублении в снегу. Ноги прячет под теплое брюхо.
– Ребята, мне показалось, что по классу кто-то крадется.
Лиса: – Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Чем я питаюсь зимой? (Ответы детей.) – Я – хищница. Я ловлю зайцев, но главная моя еда – мыши. Мышиный писк я слышу за 100 м – такой у меня отличный слух. От непогоды и врагов я прячусь в норе.
– А где сейчас медведь? (Спит в берлоге. Берлогу медведь устраивает в сухом месте, в углублении под вывернутым с корнями пнем.) (Слайд 22)
– Кто еще, как медведь, спит зимой? (Барсук. Нору роет широкую. Проснется, поест запасов в кладовочке и продолжает спать.) (Слайд 23)
– А вот ежи, ужи, лягушки, змеи зимой находятся в спячке. Спячка – это более глубокий и продолжительный сон с понижением температуры тела. (Слайд 24)
В гостях у лесника
– Лесника нет в избушке. Он отправился к лесной кормушке для животных.
(Дети рассматривают кормушку.)
– В такую кормушку кладут сено, ветки, картошку, свеклу, морковку, желуди. Кабаны, лоси, олени любят соль. Соль выкладывают в лотки, выдолбленные из бревна. Один олень вылизывает за день 10 г соли.
Задания лесника
*Ребус: слайд 25 (Ответ: лиса.)
*Задача: Один олень вылизывает 10 г соли. Сколько соли вылижут за день 5 оленей?
Загадки
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом. (Белка.)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора! (Заяц.)
Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубе дорогой.
Хвост пушистый и большой! (Лиса.)
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь.)
7. Обобщающая беседа
– Вот, ребята, и подошло к концу наше путешествие. Понравилось вам оно?
– Как зимуют разные звери?
– Как человек может помочь птицам зимой?
– Что вам больше всего запомнилось в путешествии?
V ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
– Расскажите о путешествии, о том, как зимуют звери и птицы родителям.
VI ИТОГ УРОКА
– Как вы думаете, нашему уроку подходит девиз «Мы – веселые путешественники» или «Берегите птиц и зверей»? Почему? (Ответы детей.)
– Все хорошо поработали. И на память я дарю вам открытки с изображением животных.