Урок "Природоведение. 2 класс. Как зимуют птицы и звери"

Про матеріал

Урок природоведения во 2 классе с элементами ИКТ (презентация) к учебнику "Природоведение" И. В. Грущинской. Цель данного урока - дать детям представление о том, как зимуют разные звери, обобщить знания детей о зимующих птицах; воспитывать бережное отношение к природе, желание охранять птиц и зверей.

Зміст архіву
Зміст слайдів
Номер слайду 1

КАК ЗИМУЮТ ПТИЦЫ И ЗВЕРИУРОК:

Номер слайду 2

Номер слайду 3

Номер слайду 4

Номер слайду 5

Номер слайду 6

Номер слайду 7

Номер слайду 8

Номер слайду 9

Номер слайду 10

Эта хищница болтлива,Воровата, суетлива,Стрекотунья, белобока,А зовут ее…

Номер слайду 11

Маленький мальчишка. В сером армячишке. По ночам шныряет,Крошки подбирает,По дворам кочует,Семечки ворует

Номер слайду 12

Зимой на ветках яблоки!Скорей их собери!И вдруг вспорхнули яблоки!Ведь это…

Номер слайду 13

Щечки белые, спинка синяя,А брюшко – желтое. Маленькая птичка,Зовут ее …

Номер слайду 14

Птица мира и добра!Птица счастья и тепла!Эта птица – почтальон,Не собьется с курса он.

Номер слайду 15

Вкруг ствола большой сосны Шишки по снегу видны. Здесь на кузнице затратил Много сил проворный ... 

Номер слайду 16

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПОДКОРМКИ ПТИЦ ЗИМОЙПтиц нельзя кормить, можно лишь подкармливать!Корм не должен находиться в кормушке постоянно. Ни в коем случае птицам нельзя давать: жареные и солёные семечки, солёное сало, пшено, чёрный хлеб и испорченные продукты с неприятным запахом или наличием плесени. Можно давать: пшеница, а лучше ячмень, из круп лучше всего перловая, белый хлеб (в небольших количествах), овсяные хлопья, только не быстрорастворимые, нежареные семечки. Синицы: нежареные семечки подсолнечника, творог, смешанный с белыми панировочными сухарями, натёртое яйцо, сваренное вкрутую, мелко порезанное свежее яблоко. В морозные дни хорошо подвешивать кусочек несолёного сала, класть кусочек сливочного масла. 

Номер слайду 17

Номер слайду 18

Номер слайду 19

Номер слайду 20

Номер слайду 21

Номер слайду 22

Номер слайду 23

Номер слайду 24

Номер слайду 25

ЛИСА

Номер слайду 26

Все сегодня молодцы!

Перегляд файлу

Тема: Как зимуют птицы и звери

Цель: дать детям представление о том, как зимуют разные звери; обобщить знания детей о зимующих птицах; раскрыть причинно-следственные связи между живой и неживой природой зимой; развивать мышление и речь учащихся, активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, обобщение, познавательные интересы); развивать фантазию детей; воспитывать бережное отношение к природе, желание охранять птиц и зверей.

Оборудование: запись П. И. Чайковского «Времена года. Декабрь»; презентация; оборудование для показа презентации (компьютер); карточки с изображением животных; снежинки с названием темы урока

ХОД УРОКА

I ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

– Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сейчас, не покидая нашего класса, мы отправимся путешествовать в зимний лес. Закройте глаза! Хочу, чтобы вы запомнили, что мы – любознательные путешественники, хотим узнать много нового и интересного. Мы – добрые путешественники, никому не навредим в лесу, а будем только помогать.

II СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА

– С какой целью мы едем в лес? Что мы хотим узнать? К вам на парты опустились снежинки. Составив предложение из слов на снежинках, мы узнаем цель нашего путешествия. (Слайд 1)

                     

КАК ЗИМУЮТ ПТИЦЫ И ЗВЕРИ

 

III АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Построение ассоциативного куста

 

 

 

– Что вы представляете себе, когда произносите слова «зимний лес»?

 

IV РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС

1. Слово учителя (под музыку П. И. Чайковского «Времена года. Декабрь.» )

– Представьте, что мы пришли в лес. Тишина стоит вокруг. Воздух застыл от холода. Убаюканный вьюгами, одетый в теплую снежную шубу, спит лес. Ничто не нарушает его покой. Дремлют в зеленом наряде ели и сосны. Мечтают о тепле березы и осинки, клены и дубы. Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно освещенный солнцем. Интересна жизнь его обитателей.

 (Слайд 2 – 8)

2. Минутка синоптика.

– Откройте дневники наблюдений. ( Один ученик у доски отмечает погоду, а остальные дети – в дневниках наблюдений.)

3. Беседа о зимующих птицах

– А вот посмотрите, на дереве висит кормушка (Слайд 9). Зачем нужны кормушки?

– Ребята, как называются птицы, зимующие у нас?

– Чем они питаются зимой, где находят себе корм?

– Что  для птиц страшнее зимой – голод или холод? Почему? (Рассуждения детей.)

– Какие птицы прилетают к нашей кормушке, мы узнаем, отгадав загадки.

 

* Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока,

А зовут ее… (сорока). (Слайд 10)

 

*Маленький мальчишка

В сером армячишке.

По ночам шныряет,

Крошки подбирает,

По дворам кочует,

Семечки ворует. (Воробей) (Слайд 11)

 

– Воробьи – самые распространенные птицы. Живут они везде – и в городе, и в селе. Питаются семенами сорняков, особенно любят спорыш. Держатся ближе к человеческому жилью, где находят себе корм.

* Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки!

Ведь это… (снегири) (Слайд 12)

 

– А знаете ли вы, ребята, что снегири прилетают к нам с севера. Лес поражает нас тишиной, но жизнь в нем не замирает. Прислушайтесь, чьи  это слышны посвисты? Да, это красногрудый красавец снегирь.

* Щечки белые, спинка синяя,

А брюшко – желтое.

Маленькая птичка,

Зовут ее … (синичка). (Слайд 13)

 

– Синицы – лесные жители. Однако зимой они перелетают ближе к жилью человека, так как там легче прокормиться. Синицы – очень полезные птицы. Летом они за день могут найти и съесть больше лесных вредителей, чем весят сами.

*Птица мира и добра!

Птица счастья и тепла!

Эта птица – почтальон,

Не собьется с курса он.   (Голубь.) (Слайд 14)

 

– Ой, посмотрите, а что это под деревом так много расклеванных шишек? Давайте-ка отгадаем загадку, о птице, которая может питаться ими. (Слайд 15)

– Дятел, лесной доктор, внимательно обследует деревья, добывает из-под коры вредителей.

– За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна.

 

4. Рассказ учителя о кормушках (с элементами беседы).

– Всем птицам тяжело пережить зиму. Надо им помогать: развешивать кормушки, в которые класть зерна, сырые семечки, ягоды калины, рябины, крошки белого хлеба. (Нельзя давать птицам крошки черного хлеба и поджаренные семечки!) Дятлы и синицы любят несоленое сало и мясо.

– Поднимите руку, у кого есть кормушка?

– Молодцы! С такими ребятами ни одна птичка не погибнет!

Задание «Подбери корм для птиц» (Задания на карточках – у каждого ученика.)

              КТО ЧТО ЛЮБИТ?

синица

крошки хлеба

воробей

сало

голуби

шишки

дятел

семена растений

снегири

рябина

 

– Необходимо соединить стрелкой название птицы и корм, который она любит. (Коллективная проверка выполненного задания.) (Слайд 16)

 

5. Физкультминутка

 

6. Беседа о том, как зимуют звери

– Скажите, кому в зимнем лесу так же трудно, как и птицам? (Зверям.)

– А почему? (Стало очень холодно, выпал снег, а под ним спрятались плоды и семена. Нет травы, мягких листьев на деревьях.)

– Наступила зима. Она принесла морозы и снег. От морозов зверей спасает пушистая шерсть.

– У кого из зверей пушистая шерсть? (Заяц, волк, белка, лиса.) (Слайд 17)

– Чтобы спрятаться в снегу, изменяет окраску шерсти… (заяц). Из-за мороза и снега нет корма для животных. Но звери не унывают! На лесной полянке мы подслушали …

 

Инсценировка «Снегирь и Белка»

(Выходят мальчик и девочка в масках.)

-Ты почему, Белка, из дупла не выходишь?

-Я, птица Снегирь, тепло берегу. В лесу сейчас холодно, я вход в гнездо мхом заткнула, все щелочки закрыла. Боюсь наружу нос высунуть.

-А чем же ты кормишься?

-А у меня с лета грибы припасены, орешки, желуди. Вот морозы и пересижу.

 

– Как зимует белочка? (Слайд 18)

– Кто еще зимой не спит и использует запасы? (Мыши.) (Слайд 19)

– О каком зверьке загадка: «Летом серый, зимой белый»? ((Слайд 20)

– Чем питается зимой заяц? (В основном зайцы питаются веточками осины, березы, орешника. Едят сухую траву, правда, не очень охотно. Не откажутся от сена, лежащего в стогах.)

– От хищников зайца спасают ноги. Широкие лапы не дают ему провалиться в снег.

– Кто еще не спит зимой и ищет корм? (Лоси, волки, кабаны.) (Слайд 21)

– Лося называют лесным великаном. Медленно бродит он среди кустарников и молодых деревьев, объедая их ветви. На ночь и в непогоду лось прячется в углублении в снегу. Ноги прячет под теплое брюхо.

– Ребята, мне показалось, что по классу кто-то крадется.

Лиса: – Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Чем я питаюсь зимой? (Ответы детей.) – Я – хищница. Я ловлю зайцев, но главная моя еда – мыши. Мышиный писк я слышу за 100 м – такой у меня отличный слух. От непогоды и врагов я прячусь в норе.

– А где сейчас медведь? (Спит в берлоге. Берлогу медведь устраивает в сухом месте, в углублении под вывернутым с корнями пнем.) (Слайд 22)

– Кто еще, как медведь, спит зимой? (Барсук. Нору роет широкую. Проснется, поест запасов в кладовочке и продолжает спать.) (Слайд 23)

– А вот ежи, ужи, лягушки, змеи зимой находятся в спячке. Спячка – это более глубокий и продолжительный сон с понижением температуры тела. (Слайд 24)

 

 В гостях у лесника

– Лесника нет в избушке. Он отправился к лесной кормушке для животных.

(Дети рассматривают кормушку.)

– В такую кормушку кладут сено, ветки, картошку, свеклу, морковку, желуди. Кабаны, лоси, олени любят соль. Соль выкладывают в лотки, выдолбленные из бревна. Один олень вылизывает за день 10 г соли.

 

Задания лесника

 

*Ребус: слайд 25  (Ответ: лиса.)

 

*Задача: Один олень вылизывает 10 г соли. Сколько соли вылижут за день 5 оленей?

 

Загадки

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке – летом. (Белка.)

 

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора! (Заяц.)

 

Посмотрите-ка, какая –

Вся горит, как золотая,

Ходит в шубе дорогой.

Хвост пушистый и большой! (Лиса.)

 

 

Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь.)

 

7. Обобщающая беседа

– Вот, ребята, и подошло к концу наше путешествие. Понравилось вам оно?

– Как зимуют разные звери?

– Как человек может помочь птицам зимой?

– Что вам больше всего запомнилось в путешествии?

 

V ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

– Расскажите о путешествии, о том, как зимуют звери и птицы родителям.

 

VI ИТОГ УРОКА

– Как вы думаете, нашему уроку подходит девиз «Мы – веселые путешественники» или «Берегите птиц и зверей»? Почему? (Ответы детей.)

Все хорошо поработали. И на память я дарю вам открытки с изображением животных.

zip
Додано
18 лютого 2018
Переглядів
1824
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку