Цель. Ознакомить с осенними изменениями в жизни животных. Дать представление о взаимосвязи сезонных изменений в природе с изменениями в жизни животных. Развивать познавательный интерес, наблюдательность, умения анализировать и делать выводы. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. Формировать информационную и коммуникативную компетентности.
Природоведение. 2 класс.
Тема. Осенние изменения в жизни животных. Звери осенью. Подготовка зверей к зиме.
Цель. Ознакомить с осенними изменениями в жизни животных. Дать представление о взаимосвязи сезонных изменений в природе с изменениями в жизни животных. Развивать познавательный интерес, наблюдательность, умения анализировать и делать выводы. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. Формировать информационную и коммуникативную компетентности.
Тип урока. Усвоение новых знаний, урок-исследование.
Оборудование. Календарь погоды, мультимедийная презентация, набор таблиц «Звери», репродукция картины И. Бродского «Осень», выставка книг о животных, энциклопедия «Животный мир», дидактический материал.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Каждый день – как подарок нежданный,
Каждый день – и хорош и пригож…
Поезжай за моря-океаны,
Но богаче страны не найдешь.
II. Актуализация опорных знаний.
Сообщение синоптика:
а) полуденное положение солнца;
б) температура воздуха;
в) состояние неба;
г) осадки;
д) ветер.
2. Интерактивная технология «Умственная атака»:
а) характерные признаки строения тела у зверей;
б) влияние изменений в неживой и живой природе на изменения в жизни зверей.
III. Сообщение темы и целей урока.
На уроке узнаем, какие осенние изменения происходят в жизни животных и какие звери готовятся к зиме.
IV. Мотивация учебной деятельности.
Осень щедрая пора. Давайте посетим художественную галерею Матушки Природы и рассмотрим репродукцию картины И Бродского. Осень.
Но пробегают последние осенние денёчки и придёт зима. Как же зверям подготовится к изменениям в природе зимой? О чем же мы поговорим сегодня на уроке?
V. Изучение нового материала.
1. Работа над загадками
Под соснами, под елками
Бежит комок с иголками.
Слайд 1 (Ёжик)
Рыжая хозяюшка из лесу пришла.
Всех кур пересчитала и с собой унесла.
Слайд 2 (Лиса)
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
Слайд 3 (Заяц)
Я веселенький зверек.
Прыг с березы на дубок.
Слайд 4 (Белка)
Маленький, черненький, слепой и горбатенький,
А все поле перепахал.
Слайд 5 (Крот)
Летом отъедается, а зимой отсыпается.
Слайд 6 (Медведь)
Кого зимой ноги кормят?
Слайд 7 (Волк)
2. Игра «Найди лишнее».
Среди рисунков животных найти кто не относится к зверям. Почему?
3. Сообщение Ёжика Хитрячка об осенних заботах разных зверей:
а) накопление жировых запасов;
б) смена летней «шубки» на зимнюю (линька).
VI. Физкультминутка. Динамическая.
VII. Закрепление изученного.
1. Минутка интересного «Узнай и расскажи друзьям». Сообщения учащихся об осенних изменениях в жизни зверей (белка, медведь, заяц, ёж, дикий кабан).
2. Работа с учебником. И. Грущинская. Природоведение. 2 класс. К. «Освіта», 2014. С. 60-61:
а) чтение статьи о кротах;
б) работа по иллюстрациям (работа в группах), составить описание зверей и подумать как они подготовились к зиме.
3. Работа с выставкой книг о животных.
VIII. Обобщение и систематизация знаний.
1. Составление таблицы «Как звери подготовились к зиме».
Слайд 8
2. Самостоятельная работа. Работа с раздаточным материалом «Выбери правильный ответ».
3. Маленькие тайны природы. Интересные сообщения из жизни зверей (по страницам энциклопедий).
4. Природоохранительная работа.
IX. Итог урока. Рефлексия.
1. О чем расскажите друзьям, родителям?
2. Игра «От кого подарок?»
Все учащиеся получают орехи и бирочку со следами белочки.
X. Домашнее задание. С. 61 – учебника. Задание для друга природы. Сочинить природоведческую сказку или рассказ об осенних заботах мышей или ежей.