Урок природоведения "ВЕСЕННИЕ ЯВЛЕНИЯ В ПРИРОДЕ.КАКИЕ ПРИМЕТЫ У ВЕСНЫ".

Про матеріал
Углубить знания детей о характерных признаках каждого месяца весны ; ознакомить с названиями весенних месяцев , выяснить, какие изменения в природы отображаются в их названиях ; развивать умение анализировать народные приметы,наблюдательность ,логическое мышление, умение выявлять существенные признаки; воспитывать эстетические чувства.
Перегляд файлу

ТЕМА : ВЕСЕННИЕ ЯВЛЕНИЯ В ПРИРОДЕ.КАКИЕ ПРИМЕТЫ У ВЕСНЫ.

Цель : Углубить знания детей о характерных признаках каждого месяца весны; ознакомить с названиями весенних месяцев, выяснить, какие изменения в природы отображаются в их названиях ; развивать умение анализировать народные приметы,наблюдательность ,логическое мышление,   умение выявлять существенные признаки; воспитывать эстетические чувства.

Оборудование : иллюстрации весенних месяцев года , изображение девушки- весны ; произведения П,И.Чайковского «Времена года». Весна».тематические картинки.

Тип урока : комбинированный.

 

                                                ХОД УРОКА:

І Организация класса

- Ребята! У нас сегодня много гостей,но волноваться не стоит. Подарите свои улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте ,добру,то ваша улыбка всегда  будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это волшебное зеркало.

А сейчас повернитесь к нашим гостям , улыбнитесь и поприветствуйте их.

- Повторяйте за мной :

- Мы- умные !

- Мы- дружные !

- Мы- внимательные !

- Мы- старательные !

- Мы – отлично учимся !

- Все у нас получится!

Потрите свои ладошки. Вы почувствовали тепло ? Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет тепло и уютно.

 

ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.

  1. Проверка знаний учеников.

- Как вы понимаете выражение : « Солнце греет,Солнце сияет,- вся природа воскресает?»

- Как  изменяется температура воздуха с приходом весны ?

- Прочитайте вои наблюдения за погодой . Молодцы !

ІІІ. Сообщение темы и цели урока.

- Ребята ! Посмотрите на слова расположенные на доске. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке ?

 ВЕСНА          ПТИЦЫ       АПРЕЛЬ          МАРТ             МАЙ

( О весне. О приметах весны)

Тема нашего урока: Приметы весны.Весенние явления в природе.

Вы узнаете, как названия весенних месяцев соответствуют явлениям природы, ознакомитесь с приметами каждого месяца весны.

Урок у нас необыкновенный. Мы сегодня с вами отправимся во дворец , где живет Весна. Но во дворец нас пустят тогда, когда мы прочтем и объясним смысл пословицы.

« Март – с водой,апрель – с травой,а май с цветами».

( В марте тает снег и появляются лужи,а в апреле начинает зеленеть трава,а в мае цветут цветы).

IV. Работа над темой урока

- Ребята! Я сейчас прочту отрывок из стихотворения , а вы мне скажите,о каком месяце весны идет речь .

Еще февраль ,еще зима,

Еще мороз кусает уши.

Но скоро Март, придет весна

Растопит снег, прогонит стужу.

Вновь в лужах Солнце заблестит.

Природа от зимы проснется

Вода вдоль улиц побежит.

И жизнь веселая начнется.( Март).

  1. Рассказ учителя с элементами беседы.Месяц март-первый молодец-красавец.

-Выберите среди иллюстраций месяц март. По каким признакам вы определили что это Март?

-А теперь закройте на минуточку  глаза  и послушайте произведение П.И.Чайковского « Времена года» Март».

- Какие чувства вызывает у вас эта мелодия ? Что она вам напоминает? ( Ответы детей).

Март- месяц полузимний- полувесенний. В марте еще метель часто гуляет ,плачет ,поет,злится,но все равно весной уже веет. Как не сверепствует зима ,да сил у нее уже мало. В народе говорят: « Хотя зима весну пугает, но все равно сама убегает»

- Как вы понимаете это выражение?

Как изменяется высота Солнца над горизонтом?

(Солнце все выше поднимается и светит дольше).

- Что является ярким признаком весны ?

Отгадайте загадку :

Я от Солнца плачу,

Не могу иначе. ( Сосулька).

Ярким признаком весны являются сосульки,которые появляются тогда,когда солнышко достаточно пригревает ,и из подтаевшего снега капает вода. Этот месяц еще называют « Крапельником»,  «капельником».От солнечного тепла снег становится серым , вокруг стволов деревьев протаяли ямки. На холмах появились первые проталинки.  На солнышке от них идет пар . Вот почему Март называют « парник». Говорят, что « весна землю парит».

Первый месяц весны у наших предков имел немало названий. Среди них известны : « капельник», « зимобор», « марец», « березоль», « березиль». Название « березень» происходит от названия дерева «береза». Именно  в этом месяце она наряжалась в сережки,начинается сокодвижение.

Русское название «Март» происходит от имени бога войны- Марса.

« Березоль» - березовая зола.Готовя  под посевы землю,люди вырубывали сухие деревья березы и жгли их ,а золу использовали как удобрение.

В марте зима еще может напомнить о себе. Часто теплую погоду сменяют заморозки, пролетает снежок. Поэтому и говорят, что у марта крутой характер,он улыбается и сразу заплачет,но все это временное явление.( ответы детей).

- Ребята,а кто из вас знает, когда в народном календаре отмечается первая встреча весны? ( 15 февраля – Стретенье.)

 Физкультминутка.

  1. Рассказ  с элементами беседы о втором месяце весны.

- Кто же второй молодец-красавец ?

Послушайте стихотворение и дайте мне ответ.

Апрель! Апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи,

После зимней стужи.

Пробирается медведь,

Сквозь густой валежник.

Стали птицы песни петь

И расцвел подснежник.

-Выберите из иллюстраций месяц апрель. По каким признакам вы определили ,что это апрель?

- А теперь закройте на минутку глаза,послушайте фрагмент произведения П.И.Чайковского «  Времена года. Апрель».

-Какие чувства вызывает у вас эта мелодия ?

- Какое настроение вызывает?

Апрель – середина весны.Все более теплыми становятся солнечные  лучи,понемногу освобождаются от снега леса.На полях уже снег расстаял . Земля греется на солнце . Вскрываются реки и уносят далеко куски своего зимнего ледяного панциря. Славится апрель – снегогон своей талой водой.

« Апрель всех напоит»- говорит народная пословица .

- Как вы понимаете эту мудрость?

Талая вода пробуждает корни растений,начинается движение соков к почкам,которые уже готовы развернуть свои нежно-зеленые листочки.

Но прежде чем лес оденется в листву,многие деревья покрываются цветами – разноцветными кисточками и сережками. Вся природа просыпается от долгого зимнего сна и встречает весну-красну.

Славянское название месяца апреля – « Цветень».

В это время природа активно оживает ,на холмах и опушках появляются первые весенние цветы- подснежники. Птицы начинают строить гнезда.

Раньше апрель в разных местах называли по-разному: цветень, водолей, снегогон,Лукавец . Нередко в это время еще выпадает снежок,на рассвете ощутимы заморозки ,но это все временно.

  1. Рассказ с элементами беседы о третьем месяце весны.

– Ребята!  А кто же третий молодец-красавец?

Наступает месяц май.

Птицы радостно запели,

Возвратившись в милый край.

Зацвели,зазеленели.

Все деревья и кусты,

Снова пчелы полетели

За нектаром на цветы.

Выберите среди иллюстраций май. По каким признакам вы определили что это май ?

- А теперь закройте на минуточку глаза,послушайте фрагмент произведения П.И.Чайковского « Времена года. Май.»

- Какие чувства вызывает у вас эта мелодия ?

- Какое настроение вызывает? Что вам напоминает эта музыка?( Ответы детей).

Май- месяц зеленого шума. Зеленым шумом в народе называют окончательное пробуждение природы от зимнего сна. Деревья дружно покрываются листвой ,буйно растут травы : луга и лесные поляны пестреют цветами . Начинает цвести черемуха ,потом бузина и рябина.

В народе говорят: « Май леса украшает,лето в гости зазывает».

-Как вы это понимаете ?

Стоят теплые солнечные дни. Иногда становится очень жарко,парко- это приблежается гроза . Грозы и дожди бывают чаще всего во второй половине месяца. Они полезны для зелени,которая начинает распускаться.Иногда,даже случаются холода ,но ненадолго.

Месяц май назван в честь римской богини весны Майи. Известны и другие названия этого месяца : травень,песенник, месяц-громоверженнец.Они полностью соответствуют действительности.

Всюду - в лесах ,на лугах буйно растут травы,птицы распевают на все голоса. Нередко в это время можно услышать и грохот грома.

Говорят,что май цветами богат. Весна наступила ! С ее приходом пробуждается все вокруг.

ІV. Закрепление и осмысление знаний.

1. Проблемные вопросы.

- Какие приметы весны ? ( Таяние снега, таяние льда, ледоход,первые листочки,проталины, появление цветов,прилет птиц , солнце сильнее пригревает,грозы и дождь…)

2. Игра « Угадай месяц».

( Учитель читает признаки весенних месяцев ,дети отвечают когда это бывает ).

1). Вскрылись ото льда реки , растаял снег , с карнизов закапало ,а с гор ручейки покатились.( Март).

2). Начинается движение соков у растений , распускаются первые цветы, птицы   подыскивают места для гнездования. ( Апрель).

3). Половодье заливает луга, повсюду цветут белоснежные ландыши, прилетает иволга, неся на своем хвосте лето,- это наступил …( Май).

V. Рефлексия

VІ. Домашнее задание.

Нарисовать иллюстрации к весенним месяцам.

 

 

 

docx
Додано
16 березня 2019
Переглядів
1887
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку