Урок природознавства в 4 класі

Про матеріал

Урок природознавства в 4 класі .Тема " Водойми України"

На уроц іу дітей формується поняття про водойми України,діти вчаться розрізняти водойми.У дітей розвивається пізнавальний інтерес, бережливе ставлення до водойм рідного краю.

Перегляд файлу

Организация класса

Здравствуйте, ребята. Я рада Вас видеть на уроке.

Эмоциональное начало урока.

Представьте себе, что у каждого из Вас в руках волшебная чаша. По нашему желанию она сама может наполниться чем угодно. И сейчас мы наполним её волшебной силой. Даст нам положительный настрой бодрости, энергии, творчества на весь день. Сделайте глоток этой необычной освежающей воды. Чувствуете, как она растекается по Вашему телу. Пейте медленно, ощущая каждую капельку воды. Сделайте ещё несколько глотков воды, она дошла до каждой клеточки Вашего тела. Теперь можете поставить чашу, сесть на место. Волшебная сила воды поможет нам сегодня, во всех наших делах.

Ожидание.

     Перед началом каждого урока мы ставим перед собой цель. Перед каждым из Вас лежит капелька воды. Я хочу, чтобы вы написали на ней свои ожидания, определили цель своей работы. А в конце урока мы подведем итоги, оправдались ли Ваши ожидания. (Дети пишут свои ожидания и прикрепляют на доске в виде….)

     Сегодня у нас необычный урок, урок – телепередача. В эфире природоведческая передача «Удивительная Украина» и я её ведущая Галина Васильевна. Я рада приветствовать всех присутствующих в студии. Сначала мы заглянем в первую студию «Гидрометцентр».

     С прогнозом погоды Вас ознакомят постоянные ведущие гидрометцентра.

      1 ученик. Рассказ ученика про особенности февраля месяца.

      2 ученик. Я познакомлю Вас с погодой.

      Сегодня t воздуха составляет ….

      направление ветра ….

      осадки ….

      другие явления ….

      Учитель. Хорошей Вам погоды! А чтобы попасть во вторую студию, нам нужно выполнить разминку в виде игры «Дешифровальщик». Выполнив это упражнение , вы узнаете тему сегодняшнего урока.

-

 

       Итак, тема нашей программы «Водоёмы Украины». Сегодня в передаче будут работать студии: «Родники и реки», «Озёра и болота», «Моря», «Музыкальная», «Умелые ручки».

Упражнение «Мозговой штурм»

-Покрутите глобус вокруг оси: Какой цвет преобладает среди цветов Земли? Почему?

      - Что Вы знаете про Мировой океан?

      - Какие виды водоёмов суши вы знаете? Какие водоемы называются природными А исскуственными

      - Какие относятся к природным, а какие к искусственным ?

 

Работа в студии «Родники и реки»:

  • Сегодня в студии «Родники и реки» присутствуют члены поисковой экспедиции, которые исследовали родники и реки.
  • А Вы знаете, что такое родник, откуда он берется. Чтобы понять, где берется вода под землей, как она вытекает из-под земли, проследим на опыте, который нам покажет ….

Ученик показывает и объясняет опыт.

         1 ученик. Возьмём три стакана и поместим в них лейки. В первую лейку я насыпаем почву, во вторую – песок, в третью – глину. Наливаем в каждую из них  воду и наблюдаем, где вода быстрее пройдёт через природный материал.

Какие слои земной поверхности пропускают воду (почва, песок)?

А какой слой задерживает её (глина)?

. Все воды, которые находятся под поверхностью Земли, называют подземными. Под землёй вода очищается, фильтруется и уже чистой выходит на поверхность. Место, где выходит вода, называют родник.

       Родник – это место, где на поверхность земли вытекает подземная вода. Родниковая вода – холодная и чистая, потому что проходит через слой песка и очищается.

        Здесь показан процесс образования родника.

        А мы исследовали реки Украины.

Ученик.

Каждая река имеет исток. Исток – это место, где начинается река. Истоком может быть родник, озеро, болото, ледник в горах. Река течёт по углублению, которое называется руслом. У реки есть два берега – правый и левый. Большинство рек имеют притоки. Притоки – это реки, который впадают в главную реку. Каждая река впадает в море, другую реку или озеро. Это место называется устьем.

        Какие же реки протекают по территории нашей страны?

        Слушаем наших исследователей.

Ученик.

В Украине 14больших рек, 4тысячи малых. Днепр – наибольшая в стране и третья по величине в Европе река. Она берёт своё начало далеко за пределами Украины – в России и несёт свои воды в Чёрное море. В пределах Украины длина Днепра 981км. Наибольшие её притоки – Припять и Десна.

Днестр – вторая по величине река Украины, которая протекает в семи областях Украины. Начало берёт в Карпатах и впадает в Днестровский лиман Чёрного моря.

       Южный Буг – река на юго-западе Украины. Единственная крупная река, которая полностью протекает по её территории.

Ученик. 

Хотелось бы рассказать о реках нашего края.

Молочная – крупнейшая река северо-западного Приазовья, впадает в Молочный лиман Азовского моря. Её длина – 197км. Начинается она из источников в кристаллических породах Токмак-могилы. По территории нашей области протекают река Конка. Это приток Днепра. Её длина 149км. Несут свои воды в Азовское море Берда, Обиточная, Лозоватка.

Учитель: Спасибо ребятам за информацию.

 

Ребята сейчас мы заглянем в музыкальную студию. Давайте представим, что вы утята. А эти птицы любят много времени проводить в водоёмах.

 

 

Дальше наша телепередача транслируется из студии «Озёра и болота».

  • Рассмотрите физическую карту Украины.
  • Какими условными знаками на карте обозначены озёра и болота?

Технология «чтение с пометками»

  • Прочитайте статью «Озёра и болота» и сделайте пометки карандашом:

+  - «это я знаю»

-  - «этого ещё не знаю»

? – об этом интересно было бы узнать

И потом заполните таблицу.

Знаю

Хочу знать

Выучу на уроке

Как обозначаются озёра и болота на карте;                                     что в Крыму есть солёные озера.

Какие водоёмы называются озером; как озеро преобразуется в болото.

Какое наибольшее озеро в Украине;                                     чем опасны и полезны болота.

 

Беседа по тексту:

  • Какая информация в статье «Озёра и болота» Украины для Вас знакома?
  • Что Вас заинтересовало?
  •  
  • Что нового вы узнали про озера Украины?
  •  
  • Какой материал для Вас был незнакомым (про болота)?

 

  • Журналисты этой студии нашли интересную информацию.

 

 

 

Ученик.

В Украине насчитывается около 20тысяч озер, 30из которых большие. Ялпуг – второе по величине озеро Европы и наибольшее по площади пресное озеро Украины. Его длина 39км, а ширина местами достигает 5км, глубина 6м.

      Я исследовал озеро Свитязь. Оно самое большое и глубокое, чем-то похоже на море. В нём очень прозрачная вода. Озеро Свитязь называют одним из семи чудес Украины.

      Самое живописное горное озеро – это озеро Синевир. Это озеро поражает своей красотой. Посреди озера разместился небольшой островок, всего в несколько метров. Отсюда и название озера Морское око.

      У нас в Мелитополе появилось новое место отдыха. В нижней части города было расчищено озеро Горячка и восстановлен источник, который получил название Свято-Владимирского. Со временем этот уголок должен стать гидропарком.

      А сейчас мы направляемся с Вами в музыкальную студию.

В эти долгие холодные дни нам так хочется тепла.

 

Отправляемся все к морю, отдохнём же, детвора

 Представьте себя на берегу моря. Веет теплый летний ветерок. Песок чистый. Раззуваемся и идем берегом моря. Волны нежно касаются наших ног, будто бы приветствуют нас. Море всегда имеет притягательную силу. Вы смотрите на море, и чувство уверенности и покоя наполняет  Вашу душу. Усталость прошла.  Вы наполнились светом, радостью.               

       И вот мы снова в студии.

       Работа в студии «Море».

       В нашей студии присутствуют члены исследовательской экспедиции, которые исследовали моря Украины. Предоставляем им слово.

       1 ученик.

       Мы исследовали моря Украины.

       Море –это часть океана, которое врезается в сушу. Все моря соеденены с океанами и образуют мировой океан.

       На юге Украину омывает Чёрное море.

       На юго-западе Азовское море (показать).

Чёрное море глубокое и теплое. Его глубина превышает 2200м. В него впадает Днепр, Днестр, Южный Буг. Оно густо заселено растениями и животными. Есть много рыбы. Черное море называют морем молюсков. На берегах имеется много птиц.

Азовское море. Оно очень мелкое. Его самая большая глубина – 15м. летом вода нагревается до +30С, а зимой оно замерзает. В Азовском море живет очень много рыбы. Здесь добывают пищевую соль.

       Спасибо нашим исследователям.

       А сейчас нам предстоит интересная работа. Мы будем сравнивать озеро и море. Перед вами диаграмма Венна. Вы ее составите ,записывая общие и отличительные черты озера и моря.

       Проверка:

  • Назовите общие черты у моря и озера
  •  
  • Отличительные черты

Работа в студии «Умелые ручки».

А сейчас Вы поработаете в студии  «Умелые ручки»: каждая группа будет собирать пазлы, и мы составим картинку «Водоёмы Украины».

1 группа собирает пазлы «Река»

2группа » Река»

3 группа собирает пазлы «Озеро»

4 группа собирает пазлы «Болото»

5 группа собирает пазлы «Море»

        Закончив работу, прикрепляете её на доску.

 

Ребята, вы сегодня узнали много нового.

И сейчас проверим Ваши знания при помощи теста.

 

Проверка теста.

Кто  набрал от 10 до 12 баллов?

От 7 до 10? А кто меньше 6?

 

  • А сейчас вашему вниманию предлагаем наш анонс.
  • Рассмотрите эту литературу. Она поможет вам в подготовке домашнего задания.

Домашнее задание:

Читать статью в учебнике на стр..

Составить эссе про речку Украины, на которой вы побывали или сенкан «Родник»

 

Рефлексия

  • Вот и заканчивается телевизионная программа «Удивительная Украина»

 

  • В какой студии вам понравилось больше всего работать?
  • Что нового вы открыли для себя?

 

 

 

 

 

 

 

Самооценивание

А сейчас вернемся к нашим капелькам .

Оправдалось ли ваши ожидания и те цели, которые вы перед собой ставили ?

Продолжите предложения

На уроке я

Узнал—

Повторил-

Научился легко-

Было тяжело-

 

 

 

        Оценивание учителем

        Вы сегодня хорошо поработали. Оценки получают тот, кто готовил информации, презентации, кто был особенно активен на уроке.

        Спасибо!

 

 

 

docx
Пов’язані теми
Технології, Розробки уроків
Додано
21 вересня 2021
Переглядів
331
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку