Урок-проект «Запорозьке козацтво в творчості Н.В.Гоголя»

Про матеріал

Тема проекту: «Запорозьке козацтво в творчості Н.В.Гоголя».

Ключове питання: У чому виражається національна ідея Запорізького козацтва в повісті Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»? (лоція НАЦІЯ – ІДЕЯ)

Лоція – це візуально-емоційна карта, пропонує з альтернативних варіантів учням вибирати свій шлях ос-мислення філософських, моральних, соціальних, естетичних понять.

Проект розрахований на 6 уроків і виконується в групах, в яких учні мають певні ролі: біографи, історики, літературознавці, аналітики, актори. Кожна група представляє свої дослідження у вигляді різних видів проектної діяльності, інші уч-ся беруть участь в обговоренні, роблять висновки, набувають навичок самостійного ведення дискусії, самооцінювання. Кінцевий продукт проекту у вигляді стінгазети виконують і представляють лідери від кожної групи – кореспонденти.

Перегляд файлу

Васичкина Наталия Петровна, учитель русского языка и литературы

Специализированная 1-3 ступеней школа №40 им. Мисько Е.М.

г. Мариуполь, Донецкая обл.

 

 

Учебный проект по литературе в 7 классе

на основе базовой лоции «Нация – Идея».

Тема по программе: «Н.В.Гоголь, повесть «Тарас Бульба».

Тема проекта: «Запорожское казачество в творчестве Н.В.Гоголя».

Проект рассчитан на 6 уроков и выполняется в группах, в которых учащиеся имеют определённые роли: биографы, историки, литературоведы, аналитики, актёры. Каждая группа представляет свои исследования в виде различных видов проектной деятельности, остальные уч-ся принимают участие в обсуждении, делают выводы, приобретают навыки самостоятельного ведения дискуссии, самооценивания. Конечный продукт проекта в виде стенгазеты выполняют и представляют лидеры от каждой группы – корреспонденты.

Государственные образовательные стандарты:

  1. Знание содержания, проблематики и особенностей художественных текстов, биографических сведений об авторе;
  2. Понимание авторской концепции, этических и эстетических ценностей;
  3. Умение анализировать суть морального конфликта, соотносить проблемы произведения с жизненным опытом;
  4. Знание литературоведческих понятий;
  5. Умение выделять сюжетные линии, анализировать основной конфликт, худ. подтекст образов, деталей, мотивов;

      6.   Понимание значения литературы для духовного развития.

Учебные цели:

  1. Научить  искать дополнительную информацию по теме, анализировать и интерпретировать полученные данные;
  2. Учить использовать знания и умения для  понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, схемы, формулы, таблицы, пр., интегрировать информацию из разных источников;
  3. Формировать навыки построения гипотез; проводить анализ проблемы, работать с лоциями;
  4. Учить демонстрировать приобретённые знания с помощью визуальных средств, выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей;
  5. Развивать навыки самостоятельного аргументированного решения поставленных задач;
  6. Научить работать в команде, выполняя различные социальные роли;
  7. Учить выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других.

 

 

 

 

 

Типы уроков в проекте:  проблемно-поисковый, творчески – реализационный.

Этапы  уроков (стандартная схема для каждого урока в проекте  может видоизменяться):

 

I.  Организационный момент.

II.  Мотивация учебной деятельности (работа с лоцией).

III. Объявление целей и задач урока.

IV. Осознание и осмысление учебного материала  (выступления групп).

V.  Применение знаний и умственная систематизация (на основе лоции).

VI. Контроль и самопроверка.

VII. Рефлексия и оценивание.

VIII. Домашнее задание.

 

Варианты базовых вопросов на основе внедрения лоции «Нация – идея»:

Ключевой вопрос: 

В чём выражается национальная идея Запорожского казачества в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»? (лоция НАЦИЯ – ИДЕЯ)

Целевые вопросы:    

1. Как проявлялось  национальное самосознание у запорожских казаков?

2. Во имя чего человек может совершить подвиг?

3. Что может толкнуть на измену Родине?

4. Что роднит запорожцев с былинными богатырями?       

Тематические вопросы:

1. В какой сборник входит повесть «Тарас Бульба»?

2. Нравы и обычаи Запорожской Сечи?

3. Историческая основа повести «Тарас Бульба»?

4. Как обучали казаков военному делу?

5. Каков первый закон товарищества у казаков?

6. Где учились Остап и Андрий?

7. Из-за чего казнили Тараса Бульбу?

8. Кто автор картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»?

 

Темы итогового сочинения этически - философского аспекта:

  • Запорожская Сечь — первое в Европе демократическое "государство".
  • Образ Тараса Бульбы — воплощение ратного духа запорожцев
  • «Боевое товарищество» Запорожской Сечи
  • «Тарас Бульба» в контексте истории
  • Личность и народ в повести «Тарас Бульба»

 

Модульная деятельность учителя и учащихся:

 

Перед началом работы над проектом уч-ся получают рекомендации, доводят информацию до сведения родителей с помощью подготовленных буклетов. На 1 уроке учитель использует презентацию для мотивации и заинтересованности уч-ся в работе над проектом. Уч-ся начинают работать над таблицей «Знаю. Хочу узнать. Узнал.», участвуют в вводной викторине по теме. Объединяются в группы, получают задания,  определяют роли для работы над проектом (учитель корректирует распределение в группах), разрабатывают пошаговые инструкции для своей групповой работы по лоциям, выдвигают первоначальные гипотезы по изучаемой теме.  На следующих уроках каждая группа представляет результаты своей исследовательской деятельности по определённой теме и своему заданию, опираясь на базовую лоцию. 1 группа – Биографы готовят справку об основных датах жизни Н.В.Гоголя, комментируют устный журнал «Н.В.Гоголь и Украина». 2 группа – Литературоведы разрабатывает виртуальный каталог о сборнике «Миргород» и схему - жанр произведения «Тарас Бульба». 3 группа – Историки проводят виртуальную экскурсию в Запорожскую Сечь и блиц-турнир «Запорожская Сечь в повести Н.В.Гоголя и сегодня». 4 группа – Аналитики проводят с аудиторией круглый стол «Смысловой анализ повести» и комментируют сравнительную таблицу по образам главных героев. 5 группа – Актёры инсценируют ключевой отрывок и представляют рекламу  кинопроизведений по повести (видео-отрывки). Все группы взаимодействуют друг с другом, учатся правилам делового сотрудничества участия в дискуссиях. Работа групп на уроках должна быть согласована с общей  темой, выступления ограничиваться временными рамками. Все остальные уч-ся в ходе выступления определённой группы отвечают на предложенные вопросы, участвуют в дискуссиях и различных формах проекта. В ходе работы для обсуждения заданий уч-ся могут использовать голосовые сообщения, вести переписку, используя электронные ресурсы. На протяжении выполнения проекта учитель контролирует работу групп, использует  формы оценивания, ведёт журнал наблюдения проекта, участвует в обсуждении заданий и корректирует определённые  вопросы. Защита проекта происходит на последнем уроке и заключается в представлении  стенгазеты, подготовленной отдельной дополнительной группой – Корреспонденты. По завершению работы над проектом учитель проводит анкетирование уч-ся и родителей «Участие в проекте с использованием лоций – это познавательно?».

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
17 серпня 2018
Переглядів
690
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку