Тема проекту: «Запорозьке козацтво в творчості Н.В.Гоголя».
Ключове питання: У чому виражається національна ідея Запорізького козацтва в повісті Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»? (лоція НАЦІЯ – ІДЕЯ)
Лоція – це візуально-емоційна карта, пропонує з альтернативних варіантів учням вибирати свій шлях ос-мислення філософських, моральних, соціальних, естетичних понять.
Проект розрахований на 6 уроків і виконується в групах, в яких учні мають певні ролі: біографи, історики, літературознавці, аналітики, актори. Кожна група представляє свої дослідження у вигляді різних видів проектної діяльності, інші уч-ся беруть участь в обговоренні, роблять висновки, набувають навичок самостійного ведення дискусії, самооцінювання. Кінцевий продукт проекту у вигляді стінгазети виконують і представляють лідери від кожної групи – кореспонденти.
Васичкина Наталия Петровна, учитель русского языка и литературы
Специализированная 1-3 ступеней школа №40 им. Мисько Е.М.
г. Мариуполь, Донецкая обл.
Учебный проект по литературе в 7 классе
на основе базовой лоции «Нация – Идея».
Тема по программе: «Н.В.Гоголь, повесть «Тарас Бульба».
Тема проекта: «Запорожское казачество в творчестве Н.В.Гоголя».
Проект рассчитан на 6 уроков и выполняется в группах, в которых учащиеся имеют определённые роли: биографы, историки, литературоведы, аналитики, актёры. Каждая группа представляет свои исследования в виде различных видов проектной деятельности, остальные уч-ся принимают участие в обсуждении, делают выводы, приобретают навыки самостоятельного ведения дискуссии, самооценивания. Конечный продукт проекта в виде стенгазеты выполняют и представляют лидеры от каждой группы – корреспонденты.
Государственные образовательные стандарты:
6. Понимание значения литературы для духовного развития.
Учебные цели:
Типы уроков в проекте: проблемно-поисковый, творчески – реализационный.
Этапы уроков (стандартная схема для каждого урока в проекте может видоизменяться):
I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности (работа с лоцией).
III. Объявление целей и задач урока.
IV. Осознание и осмысление учебного материала (выступления групп).
V. Применение знаний и умственная систематизация (на основе лоции).
VI. Контроль и самопроверка.
VII. Рефлексия и оценивание.
VIII. Домашнее задание.
Варианты базовых вопросов на основе внедрения лоции «Нация – идея»:
Ключевой вопрос:
В чём выражается национальная идея Запорожского казачества в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»? (лоция НАЦИЯ – ИДЕЯ)
Целевые вопросы:
1. Как проявлялось национальное самосознание у запорожских казаков?
2. Во имя чего человек может совершить подвиг?
3. Что может толкнуть на измену Родине?
4. Что роднит запорожцев с былинными богатырями?
Тематические вопросы:
1. В какой сборник входит повесть «Тарас Бульба»?
2. Нравы и обычаи Запорожской Сечи?
3. Историческая основа повести «Тарас Бульба»?
4. Как обучали казаков военному делу?
5. Каков первый закон товарищества у казаков?
6. Где учились Остап и Андрий?
7. Из-за чего казнили Тараса Бульбу?
8. Кто автор картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»?
Темы итогового сочинения этически - философского аспекта:
Модульная деятельность учителя и учащихся:
Перед началом работы над проектом уч-ся получают рекомендации, доводят информацию до сведения родителей с помощью подготовленных буклетов. На 1 уроке учитель использует презентацию для мотивации и заинтересованности уч-ся в работе над проектом. Уч-ся начинают работать над таблицей «Знаю. Хочу узнать. Узнал.», участвуют в вводной викторине по теме. Объединяются в группы, получают задания, определяют роли для работы над проектом (учитель корректирует распределение в группах), разрабатывают пошаговые инструкции для своей групповой работы по лоциям, выдвигают первоначальные гипотезы по изучаемой теме. На следующих уроках каждая группа представляет результаты своей исследовательской деятельности по определённой теме и своему заданию, опираясь на базовую лоцию. 1 группа – Биографы готовят справку об основных датах жизни Н.В.Гоголя, комментируют устный журнал «Н.В.Гоголь и Украина». 2 группа – Литературоведы разрабатывает виртуальный каталог о сборнике «Миргород» и схему - жанр произведения «Тарас Бульба». 3 группа – Историки проводят виртуальную экскурсию в Запорожскую Сечь и блиц-турнир «Запорожская Сечь в повести Н.В.Гоголя и сегодня». 4 группа – Аналитики проводят с аудиторией круглый стол «Смысловой анализ повести» и комментируют сравнительную таблицу по образам главных героев. 5 группа – Актёры инсценируют ключевой отрывок и представляют рекламу кинопроизведений по повести (видео-отрывки). Все группы взаимодействуют друг с другом, учатся правилам делового сотрудничества участия в дискуссиях. Работа групп на уроках должна быть согласована с общей темой, выступления ограничиваться временными рамками. Все остальные уч-ся в ходе выступления определённой группы отвечают на предложенные вопросы, участвуют в дискуссиях и различных формах проекта. В ходе работы для обсуждения заданий уч-ся могут использовать голосовые сообщения, вести переписку, используя электронные ресурсы. На протяжении выполнения проекта учитель контролирует работу групп, использует формы оценивания, ведёт журнал наблюдения проекта, участвует в обсуждении заданий и корректирует определённые вопросы. Защита проекта происходит на последнем уроке и заключается в представлении стенгазеты, подготовленной отдельной дополнительной группой – Корреспонденты. По завершению работы над проектом учитель проводит анкетирование уч-ся и родителей «Участие в проекте с использованием лоций – это познавательно?».