Урок «Происхождение и историческое развитие жизни на Земле» (Новая программа)

Про матеріал

Тема: «Происхождение и историческое развитие жизни на Земле»

Цели и задачи урока:

Образовательные: сформировать представления об эволюции, как науке; изучить закономерности и процессы эволюции органического мира.

Воспитательные: формирование научного мировоззрения, осуществление экологического, санитарно - гигиенического воспитания, привитие интереса к естественным наукам.

Развивающие: развивать умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, предъявлять результаты своей деятельности.

Оборудование: таблица «Историческое развитие жизни на Земле», макеты, дидактические карточки.

Тип урока: изучение нового материала.

Перегляд файлу

Тема: «Происхождение и историческое развитие жизни на Земле»

Цели и задачи урока:

Образовательные: сформировать представления об эволюции, как науке; изучить закономерности и процессы эволюции органического мира.

Воспитательные: формирование научного мировоззрения, осуществление экологического, санитарно - гигиенического воспитания, привитие интереса к естественным наукам.

Развивающие: развивать умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, предъявлять результаты своей деятельности.

Оборудование: таблица «Историческое развитие жизни на Земле», макеты, дидактические карточки.

Тип урока: изучение нового материала.

Дата:_____________________

 

Ход урока:

  1. Организационный момент:

- Приветствие класса.

  1. Актуализация и мотивация опорных знаний:

- Тип к которому принадлежит человек?

- Какие еще виды включает в себя семейство Гоминиды?

- Какие изменения произошли в строении человека во время эволюции?

    III.     Изучение нового материала:

Гипотезы возникновения жизни:

  1. Гипотеза креационизма (Божественное создание);
  2. Гипотеза спонтанного зарождения (жизнь возникала неоднократно из неживого существа);
  3. Гипотеза стационарного существования (жизнь существовала всегда);
  4. Гипотеза панспермии (Жизнь занесена на нашу планету извне);
  5. Гипотеза биохимической эволюции (Эволюция из неживой природу в живую).

1962 г. Луи Пастер опроверг гипотезу самопроизвольного зарождения жизни. В стерильной питательной среде при доступе кислорода, так и не была зарождена жизнь.

1924 г. А.И. Опарин выдвинул гипотезу, что при мощных электрических зарядах в атмосфере Земли, которая 4-4,5 млрд лет назад состояла из аммиака, метана, углекислого газа и воды, могли возникнуть простейшие органические соединения, необходимые для возникновения жизни. Гипотеза коацервации.

Развитие жизни на Земле:

Возраст Земли 4,5 – 7 млрд лет. История делится на – эры, эры на периоды, периоды – на эпохи, эпохи – на века.

  1. Архей: возникновение прокариотов – бактерий и сине – зеленых; выход бактерий на сушу; появление гетеротрофных организмов; образуется почва, как результат взаимодействия живых организмов с верхним слоем земной коры; появление нитчатых водорослей; накопление О2 и СО2 в атмосфере. (3,5 млрд лет осадочные породы)
  2. Протерозой: образование полезных ископаемых (железо, газ); появление эукариот – зеленых водорослей; 1350 млн лет – низшие грибы; 900 – 1000 млн.лет многоклеточные животные; появление медуз, кольчатых червей; накопление кислорода в воде и атмосфере.
  3. Палеозой: 600 млн лет интенсивный процесс горообразования; исчезновение многих видов; образование органического или минерального скелета организмами.
  • Кембрий: выход растений на сушу, образование проводящей ткани, первые растения суши хвощи и плауны; животные: губки, моллюски, членистоногие – трилобиты (современные мокрици).
  • Ордовик: развитие зеленых, бурых, красных водорослей; образование рифов и кораллов; появление хордовых.
  • Силур: ракоскорпионы; появление иглокожих, «панцирных» рыб, выход на сушу высших растений (у них отсутствовали листья) и пауков.
  • Девон: рыбы с хрящевым и костным скелетом, вытеснившие «панцирных» рыб; появление двоякодышащих рыб; выход рыб на сушу, образование земноводных и амфибий; первые леса из папоротников, хвощей и плаунов.
  • Карбон: семенные папоротники, образование голосеменных растений; образование пластов каменного угля; первые крылатые насекомые – тараканы (10 см), стрекозы (75 см); первые пресмыкающиеся.
  • Пермь: похолодание, Леса смещаются к экватору; вытеснение папоротников голосеменными; распространение пресмыкающихся по суше.
  1. Мезозой:
  • Триас: появление первых динозавров; появление первых теплокровных млекопитающих.
  • Юра: появление птиц.
  • Мел: образование залежей мела, из-за отмирания простейших фораминифер; появление покрытосеменных растений; появление сумчатых и плацентарных млекопитающих; появление цветка у растений; перенос пыльцы растениями.
  1. Кайнозой:
  • Третичный период: травянистая растительность; отделение приматов; распространение человекообразных обезьян.
  • Четвертичный период: ледниковый период (ледник доходил до Харькова); вымирание мамонты, саблезубые тигры, гигантские ленивцы, большерогие олени и др.; появление человека.

Древние животные: латимерия (период Девон), гаттерия (Триас).

 

IV. Обобщение и систематизация знаний:

Работа с учебником, установить соответствие (стр. 209)

 V.   Домашнее задание: §49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
До підручника
Біологія 9 клас (Соболь В. І.)
Додано
22 жовтня 2018
Переглядів
1587
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку